Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно рисовать схему ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если при составлении схемы ДТП в 2023 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.
Правила составления документа
Правила составления схемы ДТП регламентируются Приказом МВД РФ №664 (пункт 280) от 23.08.2017 г., согласно которому в документе должны быть отображены следующие моменты:
- место происшествия – участок автомобильной дороги, улицы, населённого пункта или другой местности, а также их наименования;
- ширина проезжей части дороги, общее количество полос в обоих направлениях и дорожная разметка;
- дорожные знаки и светофоры, в зоне действия которых произошло столкновение;
- дорожные ограждения, разделительные полосы, островки безопасности, тротуары, газоны, остановочные пункты общественного транспорта, здания и их номера;
- расположение автомобилей, в котором они оказались в результате столкновения, следы шин на асфальте, рассредоточенность оторвавшихся деталей, осколков стекла, выпавшего груза, подтёков технических жидкостей с обязательной привязкой к ближайшим стационарным объектам и сооружениям (зданиям, тротуарам, обочинам, знакам и т. д.);
- направление движения столкнувшихся автомобилей по словам их водителей и очевидцев.
Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП
Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.
Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.
На портале Союза автостраховщиков даётся несколько образцов типового составления план-схем, при различных видах автомобильных аварий. Когда число участников ДТП более двух, то документы составляются отдельно для каждого водителя. Например, если один автомобиль при аварии задевает ещё несколько, то владелец каждого пострадавшего авто получает свою схему происшествия.
Когда столкновение происходит на придворовой территории (парковка, стоянка, въезд/выезд со двора), схема составляется по тем же правилам, что и при ДТП на трассе. Когда схема составляется работником автоинспекции, водителям следует следить за правильностью её оформления, своевременно давая пояснения и поправляя возможные ошибки.
План-схема ДТП может составляться:
- Непосредственными участниками аварии. Если в ДТП участвовало только две машины, и при этом имеются незначительные повреждения и отсутствуют пострадавшие, то часто принимается решение гражданами о составлении европротокола. В этом случае непосредственно в бланке извещения о ДТП формируется соответствующая схема. После этого документ подписывается обоими водителями.
- Инспекторами ГИБДД. Если принимается решение воспользоваться помощью сотрудников ГИБДД, то автоинспекторы занимаются подготовкой всей необходимой документации. В нее входит справка о ДТП, а также схема происшествия. Вероятность ошибки является минимальной. Сотрудники ГИБДД хорошо разбираются в том, как рисовать схему ДТП для страховой фирмы, для чего ориентируются на место расположения автомобилей.
Все чаще граждане предпочитают пользоваться европротоколом, чтобы быстро оформлять происшествия. Для этого у них должен быть в наличии актуальный бланк, в который вносятся сведения обоими участниками ДТП. Но по такому документу выплачивается максимально страховыми компаниями 50 тыс. руб. Исключением являются только города федерального значения, так как в них выплата по извещению, составленному водителями, составляет 400 тыс. руб.
Компенсация назначается только при условии, что во всех документах, подготовленных участниками аварии, отсутствуют ошибки. Поэтому они должны знать, как нарисовать схему ДТП. Образец такой схемы в европротоколе можно изучить ниже.
Во время составления схемы учитываются некоторые требования, позволяющие сформировать правильный документ, в котором будут отсутствовать ошибки. К этим правилам относится:
- вносятся сведения исключительно шариковой ручкой черного или синего цвета;
- каждый участник заполняет свою часть европротокола;
- информацию желательно вносить печатными буквами;
- если требуется внести изменения в уже составленную схему, то сначала лишние сведения зачеркиваются ручкой, после чего вносятся новые данные, а после этого ставится подпись, подтверждающая верность исправлений;
- после заполнения всех пунктов извещения надо убедиться в том, что все данные являются достоверными, после чего документ подписывается участниками ДТП.
Только если схема происшествия будет составлена по всем правилам, она без сложностей принимается работниками страховой компании, куда обращается пострадавший участник аварии для получения компенсации.
Ситуации, когда возможно оформление
В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:
ситуация | кто составляет | обязательна/необязательна |
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД | Участники ДТП | Обязательна |
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС | схему ДТП самостоятельно составляют участники | Рекомендовано |
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ | Участники ДТП могут составить дополнительную схему | По усмотрению |
Какие используются обозначения
Единых, стандартизированных требований к оформлению документа не существует. На практике, опыт, накопленный другими водителями, используется в качестве рекомендации для составления зарисовки.
На плане могут использоваться как графические, так и цифро-буквенные обозначения, а также сноски и развернутые текстовые комментарии. Важным является лишь один критерий – все детали схемы должны быть понятны, в том числе, лицу, не являвшимся очевидцем происшествия. Стандартные рекомендации к обозначениям звучат следующим образом:
- При возникновении сомнений в трактовке знака, он должен быть продублирован словесным пояснением. Надписи наносятся непосредственно на рисунок или оформляются в виде сносок.
- Изображение соответствует 2D формату, то есть рисунок должен изображать место происшествия сверху.
- Для работы необходимо использовать шариковую (не гелевую ручку) синего или черного цвета. Карандаш для этой цели не подходит из-за возможности корректировки написанного.
- Все символы должны быть понятны и разборчивы. Лучше отдавать предпочтение общепринятым знакам и сокращениям.
- Не стоит увлекаться излишней детализацией.
- Недопустимы исправления и зачеркивания.
- Вначале каждым участником составляется черновой вариант, затем они объединяются в итоговую чистовую версию.
- Желательно соблюсти пропорции и масштабирование.
- Все элементы, влияющие на понимание ситуации, должны быть привязаны к неподвижным ориентирам на местности.
- Необходимо указать расстояние до перекрестка, знаков, светофора, обочины, измерить протяженность тормозного пути.
- Для дополнения схемы можно использовать фотоснимки, выполненные с разных ракурсов.
- Допускается оформление нескольких взаимосвязанных схем. Например, общая и детальная для отдельного фрагмента.
Используемые обозначения не имеют стандартного варианта. Как пример могут использоваться следующие знаки и пиктограммы:
- прямоугольник или прямоугольник с квадратом – автомобиль;
- прямоугольник, изображенный пунктиром – автомобиль в движении;
- тонкий прямоугольник – мотоцикл или велосипед;
- стрелки сплошной или пунктирной линией – направление движения;
- крест – место столкновения;
- прямые или прерывистые линии – дорожная разметка;
- круг или треугольник со схематичным изображением рисунка или номером из ПДД – дорожный знак;
- три круга вертикально – светофор, крестом внутри круга обозначается свет, который горел во время аварии;
- кривые линии – тормозной путь;
- две параллельные прямые линии со схематичным человеком между ними – тротуар;
- треугольники в ряд – дорожное ограждение;
- звездочка – работающий сигнал поворота или стоп-сигнал.
Иные способы составления схемы
В последнее время стали набирать популярность онлайн формы составления схемы ДТП. Подобные сайты представляют собой конструктор, где пользователь на специальном поле свободно расставляет элементы. В своем функционале такие сайты во многом лучше схемы, составленной от руки, поскольку получается изобразить больше элементов, общее изображение получается понятным, не размазывается. Как и на обычной схеме, внизу имеется таблица со всеми обозначениями.
Естественно, что применить онлайн-сервис создания схем ДТП можно далеко не во всех случаях, поскольку в конце придется распечатать схему. В городских условиях это исправимо, поскольку мест печати очень много, однако если авария произошла за городом, воспользоваться сайтом вряд ли получится. По этой причине способ только набирает популярность и все еще не пользуется большим спросом. Возможно, в будущем законы будут приравнивать онлайн схему, и она будет использоваться именно в таком формате, без распечатывания.
ВАЖНО !!! Таким образом, составление схемы ДТП является важным шагом в оформлении аварии. Без этого составленный документ не будет иметь основного доказательства, вследствие чего страховщик с большой вероятность откажет в предоставлении компенсации.
Составление схемы не является сложным процессом, однако неопытные водители могут допустить большое количество существенных ошибок. Чтобы избежать этого, следует иметь с собой готовый бланк, либо памятку по составлению.
Кто должен рисовать схему ДТП?
В отношении того, кто должен или имеет право составлять СДТП однозначного ответа нет – тут все зависит от следующих факторов:
- Обстоятельств происшествия.
- Целей составления документа.
В зависимости от обстоятельств происшествия и целей применения документа, схему ДТП могут составлять как его участники, так и должностные лица. К подобным обстоятельствам относится тяжесть последствий аварии, ее классификация, сложность определения степени вины, уровень разногласий и др. Если же единственной целью составления схемы является получение возмещения от страховой компании (далее СК) по ОСАГО или КАСКО, то можно обойтись и без привлечения сотрудников ДПС.
Если обобщить, то СДТП может составляться в двух целях:
- Для ГИБДД.
- Для страховой компании.
При этом для каждого пункта имеются свои нюансы, которые водителю нужно знать.
Схема дорожно-транспортного происшествия для ГИБДД
Существует расхожее мнение, что СДТП для ГИБДД составляется только должным лицом. Но это справедливо лишь отчасти. Действительно, при прибытии на место происшествия экипажа ДПС, схема составляется полицейскими (инспектором или следователем, в зависимости от классификации ДТП), в соответствии с пунктом 154 Админрегламента (Приказ № 664 от 23.08.17, далее Регламент). При этом водители могут сфотографировать для себя готовый документ.
Но, в соответствии с пунктами 285 и 287 Регламента, в зависимости от обстоятельств происшествия (или других объективных причин – занятость экипажей ДПС, труднодоступность места ДТП и т. п.), дежурный оператор ГИБДД может предложить участникам самостоятельно собрать материалы, включая составление СДТП, а также фото- и видеосъемку. А после этого приехать на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД.
Здесь водители должны понимать, что они составляют лишь черновой вариант схемы, имеющий статус материала. Схему, имеющую юридическую силу, составят должностные лица, которым будут переданы все собранные материалы.
Когда стоит составлять схему ДТП?
Сразу стоит отметить, что далеко не все ДТП попадают под критерии Европротокола. Только с мелкими, незначительными авариями можно разобраться самостоятельно. Именно поэтому столь важно для начала грамотно оценить ситуацию и охарактеризовать существующий ущерб. О каких критериях идет речь? Этот вопрос стоит раскрыть чуть подробнее:
- В результате аварии отсутствуют пострадавшие лица. Единственное, чему нанесен вред — это автомобиль.
- Виновник сразу же находится, а самое важное, признает свою вину. У прочих участников ДТП, если таковые имеются, также не возникает разногласий и недопонимания.
- Все участники аварии имеют при себе действующие документы КАСКО.
Эти три критерия — как раз то, на что стоило бы обратить внимание в первую очередь. Если все они соблюдены, то дальнейших проблем по самостоятельному оформлению ДТП возникнуть точно не должно. А как составить схему ДТП? Ответ будет дан далее.
Оформление ДТП с ГИБДД — порядок действий инспекторов по прибытии на место
Прибыв на место происшествия, инспекторы ДПС:
- Ограждают место ДТП, принимают меры к сохранности следов и предметов, относящихся к нему.
- Устанавливают присутствие всех участников, проверяют их документы.
- Если кто-то скрылся с места аварии, выясняют приметы водителя и автомобиля, сообщают о нем дежурному.
- Изучают место аварии, производят первичный опрос присутствующих участников и очевидцев для установления причин происшествия.
- Организуют объезд места происшествия и собирают необходимые сведения и материалы (в том числе путем фотографирования).
- Если объезд невозможен, фиксируют расположение авто, соответствующих следов и предметов на фото или видео либо письменно в присутствии двух понятых и участников аварии, после чего принимают меры к освобождению проезда.
- Принимают меры к регистрации ДТП в базе данных.
Правила оформления ДТП сотрудниками ГИБДД предписывают, что действовать им нужно прежде всего в интересах жизни и здоровья людей. В связи с этим первым делом они оценивают состояние пострадавших и, если это требуется, организовывают оказание им медпомощи. Если есть подозрение на тяжкий вред здоровью или погибли люди, инспекторы организовывают приезд следственно-оперативной группы. Все собранные материалы по ДТП передаются ей, в дальнейшем все действия производятся в рамках уголовного процесса.
Случаи оформления полицией аварий без пострадавших
Выполнив первоначальные действия при ДТП и убедившись, что пострадавших нет, водители должны:
- Осмотреть место ДТП и предварительно оценить масштабы повреждений.
- Установить, есть ли спор по обстоятельствам и/или повреждениям.
В некоторых ситуациях участники дорожного инцидента обязаны сообщить о нем в полицию. Так, это требуется, если:
- повреждены только автомобили и есть разногласия;
- повреждены не только автомобили, но разногласий нет;
- повреждены не только автомобили и разногласия есть.
Дежурный сообщит, как произвести фотосъемку и куда прибыть водителям для оформления документов. Сейчас сотрудники ГИБДД не обязаны выезжать на имущественные аварии, хотя иногда экипаж ДПС все же направляют на них (например, если он неподалеку) — тогда дежурный скажет ожидать инспекторов.
Если повреждены только автомобили и разногласий нет, полиция привлекается только в том случае, если водители:
- в принципе хотят оформить ДТП (так как ПДД разрешают не делать этого);
- не могут или не хотят оформить европротокол.
Сообщать о таком ДТП в полицию предварительно автовладельцы не обязаны. После фото- или видеофиксации аварии они вправе отправиться на ближайший пост ДПС или территориальное подразделение полиции.
Во всех описанных случаях после съемки места ДТП водители обязаны немедленно убрать свои авто с проезжей части, если они затрудняют движение. За невыполнение этого требования предусмотрен штраф.
Распространенные ошибки
При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2019 году:
- Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
- Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
- Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.
Преимущества схемы ДТП
К большому сожалению, дорожно-транспортные происшествия и аварии на сегодняшний день – далеко не редкость. Несмотря на постоянный технический прогресс, количество аварий на данный момент только растет. Стоит понимать, что ДТП сильно мешают движению автомобильного потока, особенно в крупных городах. Любая, даже самая небольшая авария с минимальным количеством повреждений способна спровоцировать сильнейший затор на дороге и громадные пробки. Как можно решить эту проблему?
Ранее практически из-за любого ДТП необходимо было вызывать сотрудников ГИБДД и решать все вместе с ними. Однако эта система доставляет множество неудобств, как жертвам аварии, так и остальным участникам дорожного процесса. Простое решение в этом случае — предоставление возможности водителям решать проблему самостоятельно, а, стало быть, быстро. Поможет в этом специальная схема ДТП. Что она собой представляет?
Как грамотно оформить?
Независимо от того, кто составляет схему происшествия и заполняет необходимую информацию, все данные должны регистрироваться по общепринятым правилам. Так как малейшие ошибки и нарушения стандарта могут быть основанием для признания документа недействительным. В таком случае придется повторно зарисовывать с инспектором чертеж, но уже по памяти. Чтобы этого не произошло, следует придерживаться следующих указаний:
- Указать название «Схема ДТП»;
- Использовать следует бумагу формата А4, на ней можно крупным планом отобразить все нюансы аварии.
- Следует зарисовать полный план местности, где произошло ДТП. Это и улицы, и номера домов, и расстановка дорожных знаков;
- Указать те предупреждающие или запрещающие знаки, из-за несоблюдения которых произошло столкновение;
- Обозначать всех участников дорожного движения простыми геометрическими фигурами и подписывать буквами в алфавитном порядке (машина «А», мотоцикл «Б» и т.д.); направление движения рисуют стрелочками, а место столкновения — крестиком «Х»;
- Следует упомянуть на плане транспортные средства, которые в момент столкновения находились или продолжают находиться на дороге;
- Измерить длину тормозного пути и отметить её на рисунке;
- Указать приблизительные размеры углов столкновения.
Внизу документа следует расшифровать все схематические обозначения (буквы, стрелки). В отдельных ситуациях в плане можно зафиксировать физическое состояние водителей. Если обе стороны согласны с изображением на схеме, они ставят подпись и свои имена под документом. Кроме того, необходимо обозначить дату и максимально точное время дорожно-транспортного происшествия. Образец схемы, составленной после ДТП водителями, представлен на рисунке 1.