Ротация государственных гражданских служащих

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ротация государственных гражданских служащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Прежде всего отметим, что ротация федерального гражданского служащего проводится по согласованию между руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти. А если орган находится в ведении федерального министерства, то ротация подлежит согласованию и с федеральным министром (ч. 4 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).

Назначение служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации производится в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы. При этом служащий должен быть предупрежден об истечении срока действия служебного контракта за три месяца до назначения на иную должность в порядке ротации (ч. 7 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).

В уведомлении указываются:

  • дата истечения срока действия срочного служебного контракта;
  • предложение о назначении на иную должность гражданской службы в порядке ротации (должность, местность прохождения службы, должностной оклад, период ротации);
  • информация о государственных гарантиях, предоставляемых служащему и членам его семьи в случае назначения на должность гражданской службы, в соответствии с которым предполагается переезд в другую местность.

С уведомлением служащий должен быть ознакомлен под подпись.

Обратите внимание! Если служащий находится вне места прохождения службы — в служебной командировке, ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске по беременности и родам, в связи с временной нетрудоспособностью — он должен быть ознакомлен с уведомлением в день выхода на гражданскую службу. В этом случае уведомление не считается направленным с нарушением сроков, а истечение трехмесячного срока начнется с момента ознакомления в письменной форме с ним гражданского служащего.

Что такое ротация госслужащих

(введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 395-ФЗ)

1. Ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

Госслужащие, на которых условие о ротации продолжает распространяться после 22.12.2018, подлежат ротации в сроки, установленные их служебными контрактами, заключенными до указанной даты (ФЗ от 11.12.2018 N 461-ФЗ).

(часть 2 в ред. Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Ротация федеральных гражданских служащих может проводиться:

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 02.04.2014 N 53-ФЗ)

3. План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем федерального государственного органа. Форма плана проведения ротации и порядок его утверждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Ротация федерального гражданского служащего, замещающего должность федеральной гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти или его территориальном органе либо в другом федеральном государственном органе, в иной федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган либо в другой федеральный государственный орган проводится по согласованию между руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти и (или) других федеральных государственных органов, наделенными полномочиями назначать на должность федеральной гражданской службы, по которой проводится ротация, и освобождать от такой должности. Ротация федерального гражданского служащего в федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении федерального министерства, или в территориальный орган такого федерального органа исполнительной власти подлежит согласованию также с федеральным министром.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 53-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 27.08.2022 ч. 5 ст. 60.1 излагается в новой редакции (ФЗ от 29.11.2021 N 385-ФЗ).

5. При назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации учитываются уровень его квалификации, специальность, направление подготовки, стаж гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. Гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности гражданской службы.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 27.08.2022 ч. 6 ст. 60.1 излагается в новой редакции (ФЗ от 29.11.2021 N 385-ФЗ).

6. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от трех до пяти лет.

С 27.08.2022 ст. 60.1 дополняется ч. 6.1, 6.2 (ФЗ от 29.11.2021 N 385-ФЗ).

С 27.08.2022 ч. 7 ст. 60.1 излагается в новой редакции (ФЗ от 29.11.2021 N 385-ФЗ).

7. В течение последнего года действия срочного служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в порядке ротации, но не менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия служебного контракта представитель нанимателя обязан в письменной форме под роспись уведомить гражданского служащего о предстоящем назначении гражданского служащего на другую должность гражданской службы в порядке ротации с указанием условий служебного контракта по новой должности гражданской службы.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Перевод гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в другом государственном органе осуществляется с его письменного согласия в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 11.12.2018 N 461-ФЗ)

8. Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:

1) наличие заболевания, препятствующего проживанию гражданского служащего и (или) членов его семьи (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации. Перечень таких заболеваний утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

(часть 8 в ред. Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 27.08.2022 ч. 9 ст. 60.1 излагается в новой редакции (ФЗ от 29.11.2021 N 385-ФЗ).

9. В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в части 8 настоящей статьи, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаний и умений, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 27.08.2022 ч. 9.1 ст. 60.1 излагается в новой редакции (ФЗ от 29.11.2021 N 385-ФЗ).

9.1. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения в порядке ротации должности гражданской службы по причинам, не указанным в части 8 настоящей статьи, служебный контракт с ним прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 11.12.2018 N 461-ФЗ)

10. Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Организация ротации государственных гражданских служащих

В дополнение к письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 18-0/10/1-1105 в целях оказания методической помощи кадровым службам федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции, в организации и проведении ротации федеральных государственных гражданских служащих, а также обеспечения единообразного применения положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе», вступающей в силу с 1 января 2013 г., направляем для учета в работе Методические рекомендации «Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти» (прилагаются).

М.А. Топилин

Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи кадровым службам федеральных органов исполнительной власти в проведении ротации федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие), а также обеспечения единообразного применения федеральными органами исполнительной власти положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ) в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» (далее — Федеральный закон № 395-ФЗ), вступающей в силу с 1 января 2013 г.

5.1. Проект плана проведения ротации (далее — план) готовится кадровой службой федерального органа исполнительной власти на основании перечня.

5.2. Проект плана рекомендуется разрабатывать не менее чем на 5 лет и поддерживать его в актуальном состоянии.

Читайте также:  Какие льготы с 1 января 2023 года положены пенсионерам

Внесение законопроектов в Государственную Думу

Ротация федеральных государственных гражданских служащих может проводиться:

  • в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ:

    • по утверждаемым Президентом РФ перечням должностей федеральной государственной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;

  • в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ:

    • по утверждаемым Правительством РФ перечням должностей федеральной государственной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;

  • в других федеральных государственных органах:

    • по утверждаемым Президентом РФ перечням должностей федеральной государственной гражданской службы, сформированным на основе предложений руководителей этих федеральных государственных органов, в порядке, установленном Президентом РФ.

ч. 2.2 статьи 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Ротация федеральных государственных гражданских служащих проводится:

  • по плану, который утверждается руководителем соответствующего федерального государственного органа;

  • установить форму плана и порядок его утверждения уполномочен Минтруд России.

Приказ Минтруда России от 29.03.2019 № 195н «Об утверждении формы плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих и порядка его утверждения»

План проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих разрабатывается:

  • подразделением федерального государственного органа по вопросам государственной службы и кадров

  • на период от 3 до 5 лет по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 29.03.2019 № 195н.

В плане проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих указываются:

  • наименования должностей федеральной государственной гражданской службы федерального государственного органа, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих;

  • ФИО государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в порядке ротации, срок действия заключенных с ними служебных контрактов с указанием дат начала и окончания срока их действия;

  • ФИО гражданских служащих, которых планируется назначить на должности государственной гражданской службы в порядке ротации, планируемый срок действия их служебных контрактов, с указанием дат начала и истечения планируемого срока их действия;

  • сведения о потребности в переезде государственных гражданских служащих, которых планируется назначить на должности государственной гражданской службы в порядке ротации, в другую местность в пределах РФ в связи с их ротацией, с указанием населенных пунктов, в которые планируется переезд данных государственных гражданских служащих, а также населенных пунктов, в которых они проживают;

  • состав семей государственных гражданских служащих, которых планируется назначить на должности государственной гражданской службы в порядке ротации.;

  • перечень государственных гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим, которых планируется назначить на должности государственной гражданской службы в порядке ротации в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах РФ, и членам их семей.

План проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих:

  • утверждается руководителем федерального государственного органа;

  • после утверждения плана проведения ротации (изменений в план проведения ротации) выписка из него в месячный срок направляется для ознакомления государственному гражданскому служащему, который включен в данный план.

Период ротации федеральных государственных гражданских служащих определяется:

  • предельным сроком замещения должности, на которую государственный гражданский служащий был назначен в порядке ротации;

  • согласно законодательству, этот срок составляет от 3 до 5 лет.

ч. 6 статьи 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Таким образом, при назначении государственного гражданского служащего (гражданина) на должность государственной гражданской службы, по которой предусматривается ротация:

  • с ним заключается срочный служебный контракт,

  • срок действия которого должен находиться в диапазоне от 3 до 5 лет.

При этом при исчислении срока замещения должности государственной гражданской службы в порядке ротации:

  • учитываются периоды временной нетрудоспособности государственного гражданского служащего, нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске по беременности и родам.

На практике нередко возникает потребность в корректировке сроков проведения ротации:

  • отдельных государственных гражданских служащих, установленных планом проведения ротации,

  • в том числе при необходимости состыковки дат переназначения на иные должности государственных гражданских служащих в порядке ротации или

  • оперативного замещения государственным гражданским служащим в порядке ротации ставшей вакантной должности государственной гражданской службы в ином территориальном органе.

В этом случае при обоюдном согласии представителя нанимателя и государственного гражданского служащего, замещающего ротационную должность государственной гражданской службы на условиях срочного служебного контракта:

  • срок действия данного контракта с учетом установленной предельной продолжительности ее замещения (5 лет) может быть изменен

  • посредством заключения дополнительного соглашения к нему, содержащего новый срок его действия;

  • при этом продолжительность замещения одним и тем же государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, по которой предусматривается ротация, не может превышать 5 лет.

Перечень должностей государственной гражданской службы субъекта РФ, по которым предусматривается ротация, и план ее проведения:

  • утверждаются нормативными правовыми актами субъекта РФ.

При назначении государственного гражданского служащего на другую должность в порядке ротации должно учитываться:

  • уровень его квалификации;

  • специальность, направление подготовки;

  • стаж государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.

ч. 5 статьи 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

При этом государственный гражданский служащий:

  • не может быть назначен в порядке ротации на должность с меньшим размером должностного оклада и

  • назначение на должность в ходе ротации не должно создавать конфликта интересов.

Представитель нанимателя должен:

  • письменно уведомить государственного гражданского служащего, замещающего должность в порядке ротации, о предстоящем назначении на другую должность в порядке ротации;

  • сделать это необходимо под подпись в течение последнего года действия срочного служебного контракта, но не позднее чем за 6 месяцев (при определенных обстоятельствах — не менее чем за 3 месяца) до окончания срока его действия;

  • в уведомлении должны быть указаны условия служебного контракта по новой должности.

ч. 7 статьи 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Перевод государственного гражданского служащего в порядке ротации в другой государственный орган:

  • возможен только с его письменного согласия в соответствии.
  • Поступление на государственную службу и государственную гражданскую службу
  • Замещение должности государственной гражданской службы по конкурсу
  • Государственная служба и система государственной службы в РФ
  • Принципы построения и функционирования системы государственной службы РФ. Органы государственной власти РФ
  • Государственная гражданская служба в РФ. Порядок прохождения государственными гражданскими служащими гражданской службы

Отметим, что ротация в качестве одного из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы была закреплена еще в 2004 г. Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о гражданской службе) (п. 3 ч. 2 ст. 60).

Однако каких-либо норм, регулирующих проведение ротации, указанный Закон в первоначальной редакции не содержал. В силу этого не был создан механизм ротации государственных гражданских служащих. В некоторых государственных органах внутриведомственная ротация в этот период проводилась, но не носила системного характера и в отсутствие законодательной основы была «добровольно-принудительной».

Ситуация начала меняться, когда в федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утв. Указом Президента РФ от 10.03.2009 № 261, в качестве одного из направлений реформы было названо внедрение и совершенствование механизмов ротации государственных служащих.

Минздравсоцразвития России во исполнение поручения, содержащегося в подп. «б» п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утв. Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568, подготовило и внесло в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе».

В результате для правового обеспечения функционирования института ротации государственных служащих ст. 11 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» была дополнена положениями, согласно которым ротация государственных служащих обеспечивает формирование кадрового состава государственной службы, а особенности, порядок ее проведения и перечень должностей, по которым предусматривается ротация, определяются федеральными законами о видах государственной службы.

В настоящее время нормы о ротации государственных служащих можно найти в двух таких законах.

НА № 4‘2012Сначала в Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были закреплены нормы о ротации сотрудников органов внутренних дел. Спустя неделю Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» (далее — Закон № 395-ФЗ), которым соответствующие изменения были внесены в Закон о гражданской службе. Отметим, что вопросы ротации государственных гражданских служащих прописаны более детально, чем нормы о ротации сотрудников ОВД. Далее в настоящей статье мы будем рассматривать только вопросы ротации гражданских служащих.

Положения Закона № 395-ФЗ, принятого в декабре 2011 г., вступают в силу только в будущем году. Почему был предусмотрен такой большой срок для вступления Закона в силу?

Ротация государственных служащих — это достаточно сложный и затратный во всех смыслах механизм, поэтому вступление в силу новых положений о ротации было отложено более чем на год. За этот период Министерством труда и социальной защиты РФ были подготовлены еще два документа, призванные облегчить жизнь сотрудникам кадровых служб федеральных государственных органов, на чьи плечи в 2013 г. ляжет необходимость решения новых вопросов, связанных с ротацией:

НА № 11‘2012

  • письмо Минтруда России от 16.08.2012 № 18-0/10/1-1105 «Об организации и проведении с 1 января 2013 г. ротации федеральных государственных гражданских служащих» (далее — Письмо);

НА № 11‘2012

  • Методические рекомендации Минтруда России от 18.09.2012 «Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти» (далее — Методические рекомендации).

Исходя из п. 2.2 Методических рекомендаций под ротацией гражданского служащего понимается предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации в порядке, установленном положениями ст. 60.1 Закона о гражданской службе, назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или стажа работы (службы) по специальности.

Основные положения о ротации государственных гражданских служащих содержатся в ст. 60.1 Закона о гражданской службе. Часть 1 данной статьи устанавливает, что ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет при совместной собственности супругов

Законом предусмотрено, что ротация государственных гражданских служащих производится в соответствии со следующими условиями.

1. Ротация проводится внутри органа государственного управления и между органами государственного управления.

2. Ротация требует согласованных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с федеральными министрами.

Ротация — периодическое перемещение между различными должностями.

Ротация гражданского служащего — предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации в установленном законом порядке назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или стажа работы (службы) по специальности.

НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ РОТАЦИИ

Отметим, что ротация в качестве одного из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы была закреплена еще в 2004 г. Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о гражданской службе) (п. 3 ч. 2 ст. 60).

Однако каких-либо норм, регулирующих проведение ротации, указанный Закон в первоначальной редакции не содержал. В силу этого не был создан механизм ротации государственных гражданских служащих. В некоторых государственных органах внутриведомственная ротация в этот период проводилась, но не носила системного характера и в отсутствие законодательной основы была «добровольно-принудительной».

Ситуация начала меняться, когда в федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утв. Указом Президента РФ от 10.03.2009 № 261, в качестве одного из направлений реформы было названо внедрение и совершенствование механизмов ротации государственных служащих.

Минздравсоцразвития России во исполнение поручения, содержащегося в подп. «б» п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утв. Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568, подготовило и внесло в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе».

В результате для правового обеспечения функционирования института ротации государственных служащих ст. 11 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» была дополнена положениями, согласно которым ротация государственных служащих обеспечивает формирование кадрового состава государственной службы, а особенности, порядок ее проведения и перечень должностей, по которым предусматривается ротация, определяются федеральными законами о видах государственной службы.

В настоящее время нормы о ротации государственных служащих можно найти в двух таких законах.

НА № 4‘2012Сначала в Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были закреплены нормы о ротации сотрудников органов внутренних дел. Спустя неделю Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» (далее — Закон № 395-ФЗ), которым соответствующие изменения были внесены в Закон о гражданской службе. Отметим, что вопросы ротации государственных гражданских служащих прописаны более детально, чем нормы о ротации сотрудников ОВД. Далее в настоящей статье мы будем рассматривать только вопросы ротации гражданских служащих.

Положения Закона № 395-ФЗ, принятого в декабре 2011 г., вступают в силу только в будущем году. Почему был предусмотрен такой большой срок для вступления Закона в силу?

Ротация государственных служащих — это достаточно сложный и затратный во всех смыслах механизм, поэтому вступление в силу новых положений о ротации было отложено более чем на год. За этот период Министерством труда и социальной защиты РФ были подготовлены еще два документа, призванные облегчить жизнь сотрудникам кадровых служб федеральных государственных органов, на чьи плечи в 2013 г. ляжет необходимость решения новых вопросов, связанных с ротацией:

НА № 11‘2012

  • письмо Минтруда России от 16.08.2012 № 18-0/10/1-1105 «Об организации и проведении с 1 января 2013 г. ротации федеральных государственных гражданских служащих» (далее — Письмо);

НА № 11‘2012

  • Методические рекомендации Минтруда России от 18.09.2012 «Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти» (далее — Методические рекомендации).

ДОЛЖНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РОТАЦИИ

Ротация предусмотрена не по всем должностям федеральной гражданской службы. Перечни должностей, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, должны утверждаться руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

В такие перечни в обязательном порядке включаются должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Приоритетом вводимой ротации является перераспределение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции между субъектами РФ.

Обратите внимание! Планы проведения ротации федеральных гражданских служащих на 2013 г. утверждены в октябре 2012 г. В дальнейшем утверждать план рекомендуется не позднее 1 октября года, предшествующего году его реализации (п. 3.4 Методических рекомендаций)

Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, проводится в соответствии с утв. Президентом РФ перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, или утв. Правительством РФ перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

По состоянию на конец сентября 2012 г. указанные перечни должностей утверждены не были. В связи с этим в п. 2.5 Методических рекомендаций было разъяснено, что ч. 2 ст. 60.1 Закона о гражданской службе определяет возможность ротации только лиц, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Так как для проведения ротации по иным должностям гражданской службы необходимо издание нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства РФ, то до принятия таких документов осуществление ротации по иным должностям гражданской службы будет неправомерным.

Соответственно, в перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих, и планы проведения ротации, которые разработаны в федеральных органах исполнительной власти в 2012 г. и вступят в силу 1 января 2013 г., были включены только должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.

Кем утверждаются планы проведения ротации?

Планы проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

Одним из наиболее сложных вопросов при разработке норм о ротации государственных служащих, был вопрос о механизмах ее проведения. Дело в том, что ротация по своей сути представляет собой перевод государственного служащего на иную должность государственной службы. Однако общим принципом и трудового законодательства, и законодательства о государственной службе является недопустимость постоянных переводов на другую должность без согласия работника (служащего).

В частности, ч. 1 ст. 28 Закона о гражданской службе устанавливает, что перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Возникает вопрос: каким образом осуществлять ротацию государственных служащих (по сути, периодические переводы), если они откажутся давать на нее согласие?

На государственной гражданской службе использован принципиально иной подход по сравнению с механизмом ротации в органах внутренних дел. Основные положения этого подхода следующие.

1. С момента вступления в силу положений о ротации все ротируемые должности должны замещаться только на основе срочного служебного контракта. Срок такого контракта будет составлять от трех до пяти лет.

2. За три месяца до истечения срока служебного контракта гражданскому служащему будет предлагаться заключение нового служебного контракта уже на новую должность гражданской службы.

3. Назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы.

Ротация кадров на государственной гражданской службе

А что такое ротация кадров на госслужбе? Ротация гражданского служащего представляет собой перемещение работника в соответствии с трудовым контрактом и выполняемое в соответствии с планом проведения ротации.

Основной целью осуществления кадровой ротации на госслужбе является повышение результативности гражданской службы, а также противодействие коррупции.

Действующее законодательство предусмотрело, что ротация гос. работников должна осуществляться в соответствии с такими условиями:

  • Процедура осуществляется внутри органа гос. управления, а также между органами гос. управления;
  • Процедура требует согласованных решений управляющих соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Основными положениями процедуры ротации на гос. гражданской службе являются:

  1. С того времени, как в силу вступили положения о ротации, все ротируемые должности должны быть замещены на основании срочного трудового контракта. Его срок составляет от 3-х до 5-и лет.
  2. За три месяца до того, как контракт истечет, служащему будет предложено заключение нового контракта на новую должность гражданской службы.

Как правильно провести и оформить ротацию кадров

В основе любой успешной ротации — анализ и тщательное планирование. Только действуя по заранее разработанному плану, руководитель может получить экономический эффект от кадровых перестановок. Это с точки зрения управления.

Но не менее важно все правильно оформить. Необходимо учесть положения статей 72–74 Трудового Кодекса, которые посвящены переводам сотрудников . Самое главное требование — получение согласия работника на перевод. Без согласия можно переводить только по острой производственной необходимости и не более, чем на месяц. Но эти случаи не имеют ничего общего с ротацией.

Читайте также:  Льготная пенсия медработникам в 2023 году: изменения в законодательстве

Практический опыт показывает, что ротирование персонала наиболее эффективно в организациях с большим штатом — более 500 человек.

Понять, было ли перемещение эффективным, поможет оценка персонала. Она выявляет сильные и слабые стороны работника, определяет его потенциал. При этом оценивать можно не только результативность человека, но и его деловые качества. В числе наиболее распространенных способов оценки:

  • анкетирование;
  • сбор мнений руководителей и сослуживцев;
  • сравнительный анализ с другими работниками;
  • тестирование.

Пункт 7 части третьей статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 2003, № 43, ст. 4108; 2004, № 35, ст. 3607; 2008, № 30, ст. 3616; 2014, № 49, ст. 6928; 2017, № 50, ст. 7563; 2019, № 29, ст. 3851; 2020, № 48, ст. 7634) изложить в следующей редакции:

«7) выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подпунктом 3 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», пунктом 2 части 8 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;».

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Правовое регулирование ротации государственных гражданских служащих в городе Москве

В соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная служба отнесена К ведению Российской Федерации. Вследствие этого управление персоналом гражданской службы на федеральном и региональном уровне относительно обособлено. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а её организация — в ведении субъекта Российской Федерации. На этой основе субъекты Российской Федерации могут принимать законы о своей гражданской службе в целом, а также по более частным вопросам — об аттестации, квалификационном экзамене, кадровом резерве, ротации служащих и другие.32 Субъекты Российской Федерации принимают региональные законы о гражданской службе, в которых отражаются особенности управления персоналом на региональном уровне.

Законодательством о службе в органах внутренних дел предусмотрена система переводов в качестве механизма осуществления ротации. При этом в контракт, заключаемый с сотрудником органов внутренних дел, назначенным на должность, по которой предусмотрена ротация, должно включаться положение о возможности перевода сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа — о возможности перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел. Таким образом, как бы соблюдается принцип переводов только с согласия служащих: при заключении контракта сотрудник ОВД «авансом» дает согласие на все будущие переводы. Формулировка такого согласия уже получила закрепление в п. 9 утвержденной приказом МВД России от 19.01.2012 № 34 Примерной формы контракта о прохождении службы в органах внутренних дел РФ: «Сотрудник согласен с возможностью перевода в порядке ротации на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа — с возможностью перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел».

Таким образом, ротация на государственной гражданской службе не является системой переводов гражданских служащих, а представляет собой механизм заключения и расторжения срочных служебных контрактов.

Это не означает, что согласие гражданских служащих на «перезаключение» срочного служебного контракта при ротации не требуется. Заключить служебный контракт о замещении новой должности гражданской службы без согласия самого служащего будет, конечно, невозможно. Однако если такое согласие не будет получено (за исключением определенных в законе случаев), новый служебный контракт заключен не будет, и служащий будет уволен с гражданской службы в связи с истечением срока срочного служебного контракта.

В связи с этим кадровым службам федеральных государственных органов при осуществлении мероприятий, связанных с ротацией, следует особое внимание уделять получению письменного согласия ротируемых гражданских служащих на всех этапах совершения таких мероприятий (п. 7.2-7.5 Методических рекомендаций).

Компенсация расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другой государственный орган или к месту жительства по выбору гражданского служащего в пределах РФ после окончания срока служебного контракта о замещении должности гражданской службы, производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.08.2007 № 514 «О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган».

Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством РФ; порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов РФ служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов РФ расходов на наем (поднаем) жилого помещения — нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Для сохранения права гражданского служащего на занимаемые им жилые помещения по договору социального найма в случае переезда в другую местность в порядке ротации были внесены изменения в ст. 83 Жилищного кодекса РФ, регулирующую расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения. Теперь в случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации (п. 9.2 ч. 1 ст. 52 Закона о гражданской службе).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ РОТАЦИИ

Исходя из п. 2.2 Методических рекомендаций под ротацией гражданского служащего понимается предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации в порядке, установленном положениями ст. 60.1 Закона о гражданской службе, назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или стажа работы (службы) по специальности.

Основные положения о ротации государственных гражданских служащих содержатся в ст. 60.1 Закона о гражданской службе. Часть 1 данной статьи устанавливает, что ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

Законом предусмотрено, что ротация государственных гражданских служащих производится в соответствии со следующими условиями.

1. Ротация проводится внутри органа государственного управления и между органами государственного управления.

2. Ротация требует согласованных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с федеральными министрами.

Законодательством о службе в органах внутренних дел предусмотрена система переводов в качестве механизма осуществления ротации. При этом в контракт, заключаемый с сотрудником органов внутренних дел, назначенным на должность, по которой предусмотрена ротация, должно включаться положение о возможности перевода сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа — о возможности перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел. Таким образом, как бы соблюдается принцип переводов только с согласия служащих: при заключении контракта сотрудник ОВД «авансом» дает согласие на все будущие переводы. Формулировка такого согласия уже получила закрепление в п. 9 утвержденной приказом МВД России от 19.01.2012 № 34 Примерной формы контракта о прохождении службы в органах внутренних дел РФ: «Сотрудник согласен с возможностью перевода в порядке ротации на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа — с возможностью перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел».

Таким образом, ротация на государственной гражданской службе не является системой переводов гражданских служащих, а представляет собой механизм заключения и расторжения срочных служебных контрактов.

Это не означает, что согласие гражданских служащих на «перезаключение» срочного служебного контракта при ротации не требуется. Заключить служебный контракт о замещении новой должности гражданской службы без согласия самого служащего будет, конечно, невозможно. Однако если такое согласие не будет получено (за исключением определенных в законе случаев), новый служебный контракт заключен не будет, и служащий будет уволен с гражданской службы в связи с истечением срока срочного служебного контракта.

В связи с этим кадровым службам федеральных государственных органов при осуществлении мероприятий, связанных с ротацией, следует особое внимание уделять получению письменного согласия ротируемых гражданских служащих на всех этапах совершения таких мероприятий (п. 7.2-7.5 Методических рекомендаций).


Похожие записи:

Добавить комментарий