Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда могут отказать в вычете НДС при отсутствии ТТН?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это сопроводительная документация, призванная для отслеживания исполнению правил транспортировки ТМЦ. Соответственно, форма используется в случаях, когда эти услуги в принципе существуют. То есть рассматриваем ситуацию, когда компания А заказывает поставку у производителя Б. Если доставка продукции осуществляется силами фирмы Б, как дополнительная опция, которая уже включается в стоимостном выражении в общий прайс, то документ нам не нужен. Ведь отдельных услуг не было оказано. Также если компания А сама забирает продукт, грузит его на фуры и отправляет для оприходования на склад или точку продаж, нет необходимости в бумаге. Ведь снова не было оказано никаких услуг.
Когда необходима ТТН?
Для того чтобы понимать, когда заполнять ТТН, нужно определиться, кто осуществляет перевозку: сторонний перевозчик, сам поставщик, либо покупатель собственными силами.
Если покупатель самовывозом вывозит товар со склада поставщика, то оформлять ТТН не нужно, ведь услуги по перевозке не оказываются. Также не требуется оформлять ТТН, если поставщик сам доставляет товар покупателю. В данном случае достаточно товарной накладной в двух экземплярах (по форме ТОРГ-12, если компания использует унифицированные формы первичной документации либо по собственной разработанной форме либо УПД).
А если покупатель заказывает перевозку товаров транспортной компании, то есть является заказчиком перевозки, необходимо без ТТН не обойтись. В этой ситуации транспортный раздел ТТН заполняется покупателем (т.е. непосредственным заказчиком транспортных услуг), а товарный раздел – поставщиком товара.
Какие сведения вносятся
Итак, форма старого образца делится на два раздела. Первый – товарный содержит пункты:
- Количество ТМЦ, доставляемых субъектом.
- Сумма денежных средств, затраченная на покупку.
- Общий вес.
- Номенклатура.
Второй раздел содержит:
- Сведения по погрузочным и разгрузочным мероприятиям.
- Остановки на маршруте, частичные отгрузки, если они были.
- Информация по упаковке и условиям хранения, а также перевозки.
- Реквизиты и данные для расчета. Это и затраченная сумма средств на поездку, топлива, издержки, заработная плата всех сотрудников, участвующих в процедуре, водители, грузчики, экспедиторы.
Однозначно – нет. Более того, сейчас чаще используют новую вариацию. Правда, как уже говорилось, некоторые фискальные органы по традиции требуют устаревший экземпляр. Но эти претензии допустимо смело игнорировать. Закон будет на вашей стороне. Даже если к вам попытаются применить какие-то санкции или пожаловаться в компетентные инстанции, не переживайте. Решайте вопрос в порядке судопроизводства.
Стоит учитывать, что бумаги для бухгалтерского учета все равно остаются необходимыми, даже если не используется старая форма сопроводительных документов. Но мы уже пояснили, в чем разница между ТН, товарная накладная и ТТН, товарно-транспортная, отличия заключаются в том, что это в принципе разные виды документации с различными целями. И заменить они друг друга не могут по определению. Ведь, когда вы посещаете поликлинику, полис обязательного медицинского страхования нельзя заменить пенсионным свидетельством, так ведь?
Чтобы автоматизировать и упростить все процессы, связанные с оприходованием ТМЦ, стоит использовать грамотный софт. Такой, как предоставляет компания «Клеверенс».
Как происходит обмен ЭТрН?
Всё достаточно просто:
-
Грузоотправитель создаёт электронную транспортную накладную в своей учётной системе. В транспортной накладной он подписывается КЭП и передаёт её в систему ЭДО. Данные документа становятся доступными транспортной компании, водителю, а также грузополучателю.
-
Водитель принимает груз и подтверждает приёмку, подписывая документ. Подпись водителя в транспортной накладной может быть простой (ПЭП).
-
Грузополучатель принимает груз, подтверждает приёмку, подписывая документ КЭП.
-
Водитель подтверждает отгрузку, снова подписывая документ ПЭП.
-
Транспортная компания завершает оформление, подписывая документ КЭП.
Когда, кому и зачем нужна ТТН
Налоговики при проверке обоснованности вычетов по НДС обращают особое внимание на наличие и правильность оформления такого первичного документа, как товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т). Это унифицированная форма, однако нет никаких четких инструкций о том, в каких случаях ее нужно оформлять, как ее правильно заполнить, кому она необходима и т.д. Поэтому, стараясь избежать споров с проверяющими, большинство организаций оформляют ТТН по поводу и без. Давайте сначала разберемся, когда же все-таки нужна ТТН.
Форма N 1-Т предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78).
Налоговики считают, что при доставке товаров автотранспортом ТТН следует оформлять во всех случаях без исключения (Пункт 2 Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом»; п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов). И некоторые суды их поддерживают (Постановления ФАС ВСО от 30.04.2009 N А19-10710/08-11-Ф02-1646/09, от 11.11.2008 N А19-4274/08-43-Ф02-5524/08).
Но и в Гражданском кодексе, и в Уставе автомобильного транспорта четко сказано, что ТТН подтверждает заключение договора перевозки груза (Статья 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав); п. 2 ст. 785 ГК РФ). То есть ТТН служит оправдательным документом для подтверждения оказанных услуг по движению груза. Составлять ее нужно только тогда, когда для перевозки товара привлекается транспортная компания.
ТТН при транзитной поставке
Мы своего склада не имеем. Отгрузка товара идет со склада нашего поставщика, который доставляет груз сразу нашему покупателю. Поставщик (он же грузоотправитель) выписывает ТТН и заполняет все графы, в том числе и товарный раздел со своими продажными ценами. При получении груза наш покупатель расписывается в ТТН и получает ее экземпляр. Мы не хотим, чтобы наш покупатель знал нашего поставщика и его цены. Есть ли возможность решить эту проблему?
При таких условиях повлиять на заполнение ТТН вам не удастся. Графы «Цена» и «Сумма» должны быть заполнены поставщиком. Вряд ли у вас получится уговорить его оставить эти графы пустыми, так как в случае непредвиденных обстоятельств он не сможет взыскать ущерб с транспортной компании. А указывать в ТТН ваши продажные цены он тоже едва ли согласится.
Когда ТТН проверяется сотрудниками налоговой службы?
Зачем нужна транспортная накладная налоговикам? Сотрудники ФНС обращают особое внимание на данный документ при проверке обоснованности вычетов по НДС. В ряде случаев отсутствие ТТН может стать основанием для отказа в их получении. Именно поэтому организации стараются оформить товарно-транспортную накладную по поводу и без него.
В судебной практике достаточно часто встречаются споры налогоплательщиков с ФНС относительно применения вычетов по НДС при наличии или отсутствии ТТН, а также при ее неправильном заполнении. Одни суды принимают решение в пользу налоговиков, считая, что наличие накладной обязательно, другие разрешают налогоплательщикам не использовать эту накладную в тех случаях, когда у них имеются иные документы, подтверждающие факт покупки ТМЦ.
— К сожалению, белорусский законодатель любит оставлять юристам неразгаданные ребусы. Одним из них стало принятие постановления № 713, когда директиву № 10 еще не отменили. Я и ряд моих коллег-юристов высказывали мнение, что директива как указ программного характера свою роль выполнила — во исполнение ее появилось постановление № 713. Соответственно, после принятия постановления нужно руководствоваться им, а не п. 1 директивы № 10 и цены можно повышать, но в рамках, установленных постановлением.
Президент также высказался на одном из совещаний, что запрета на тотальную заморозку цен не было. Запрет был на период с 6 по 20 октября. Однако несмотря на это, МАРТ в своих письмах с ответами на вопросы бизнеса, а также на встречах и консультациях вплоть до начала ноября продолжал указывать, что директива действует и цены следует формировать в четком соответствии с ней. Как это делать (особенно, если сформированная по правилам постановления № 713 цена получалась выше, чем была на 05.10.2022), МАРТ, правда, не объяснял.
В изначальных своих разъяснениях МАРТ рекомендовал пользоваться перечнем, установленным постановлением МАРТа от 5 июня 2018 г. № 46, а для дополнительного уточнения — постановлением статкомитета от 28 августа 2020 г. № 76.
В разъяснениях, вышедших чуть позже, МАРТ уже рекомендует пользоваться этими двумя актами в совокупности и если, исходя хотя бы из одного из этих актов, товар «может быть отнесен к группе, подгруппе, классу, категории …» и т.д., то такой товар, с точки зрения МАРТа, относится к категории регулируемых товаров в соответствии с постановлением № 713.
В очередных разъяснениях МАРТ указывает на исключение, когда запасные части для легковых автомобилей могут не подпадать под действие постановления № 713.
То есть, с одной стороны, нет четкого и однозначного перечня товаров, на которые распространяется действие постановления № 713, поскольку есть отсылки к иным актам, а с другой стороны, МАРТ своими разъяснениями постоянно что-то меняет.
По этому пункту основное, что можно сказать, — это «спасибо» законодателю, что дал время подготовиться и вспомнить старые схемы работы.
Еще один момент — буквальное толкование этого пункта постановления № 713 в совокупности с пунктом 23, который предусматривает перечень отношений, на которые требования постановления не распространяются, дают основания сделать вывод о том, что в отношениях, указанных в пункте 23 постановления, бартер, мена, зачет, новация, отступное возможны. Но МАРТ в одном из своих разъяснений указывает иную позицию — запрет неденежного прекращения обязательств распространяется на все отношения по реализации потребительских товаров без исключения.
Форма товарно-транспортной накладной
Согласно п. 1.2. Постановления Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 автотранспортные организации при перевозке грузов должны оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т.
Форма товарно-транспортной накладной состоит из двух разделов:
1. Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.
2. Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Цена и стоимость товара указываются в ТТН с НДС
В форме ТТН отсутствует отдельная графа для указания суммы НДС. Как заполнять графы «Цена» и «Сумма»: с НДС или без?
В этих графах указываются суммы с учетом НДС. И вот почему. По договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю (Статья 8 Устава; ст. 785 ГК РФ). Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю и обязан в случае возникновения ущерба возместить его (Статья 34 Устава; ст. 796 ГК РФ). ТТН служит основанием для расчетов между заказчиком автотранспорта и транспортной компанией. Если в процессе транспортировки с товаром что-либо случится (например, частично или полностью сломается, разобьется, потеряется), то возмещать убытки вам будут исходя из стоимости, указанной в ТТН, то есть с НДС.
Стоимость зависит от качества бланков и срочности выполнения. Наши расценки вполне доступны, в чем предлагаем убедиться покупателям самостоятельно. Средняя стоимость образовательных бумаг, изготовленных на бланках ГОЗНАК, находится в диапазоне 17-20 тысяч рублей. На сумму влияет, нужен клиенту красный диплом или обычный, выбрал он документ об окончании ПТУ или доктора наук.
Если провести несложный сравнительный анализ между ценой купленного документа и величиной тех затрат, которые несет студент очной формы обучения в Вузе, можно заметить – разница составляет десятки раз. За шесть лет учебы приходится заплатить сотни тысяч рублей, а еще нужно все это время питаться и одеваться, нести транспортные расходы и покупать канцтовары. Покупка готового диплома обходится дешевле, ведь его цена его равна одной заработной плате за месяц, а изготовление занимает пару дней.
Также в большинстве учебных заведений используются устаревшие программы обучения, и студентам на первых курсах дают много теоретических знаний, напрямую не связанных с выбранной профессией. Учеба растягивается на несколько лет вместо того, чтобы дать нужную информацию и за кратчайшие сроки подготовить молодого специалиста. Так для чего впустую расходовать столько денег, сил и времени, если можно купить диплом?
Статья: Накладная на товар
В Письме Минфина России от 26 мая 2008 г. N 03-03-06/1/333 тоже говорится об обязательном наличии ТТН для учета затрат на транспортные услуги сторонних организаций. Обычно выполнение услуг подтверждается актом. Судебная практика показывает, что расходы можно учесть без накладной, на основании одного лишь акта (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 февраля 2008 г. по делу N А55-8614/2007). Тем не менее отсутствие товарно-транспортной накладной почти наверняка приведет к претензиям контролеров.
Если покупатель вывозит товар самостоятельно, продавец составлять ТТН не должен. Ведь это обязанность грузоотправителя, а в данном случае отправителем является покупатель. Поставщик передает товар клиенту по накладной ТОРГ-12. Дальнейшая судьба ценностей поставщику неинтересна. Судьи в большинстве случаев соглашаются с тем, что при условии самовывоза оформление ТТН не требуется. Достаточно ТОРГ-12 (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 марта 2008 г. N КА-А40/2034-08). Вопросы перевозки ложатся на плечи покупателя, а значит, если следовать букве закона, ТТН составлять должен именно он.
Нужны ли 2021 году ттн 1
Поэтому и необходимо следить за изменениями законодательства в этой области.После завершения погрузки перевозчик подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в разделе 12 «Оговорки и замечания перевозчика» накладной свои замечания и оговорки при приеме груза. В данном разделе транспортной накладной перевозчиком (водителем) также отмечается изменение условий перевозки груза (п.
Вид транспортной накладной ТТН (кому передается, у кого остается) ТН (кому передается, у кого остается) Первый экземпляр Остается у отправителя груза Отправителю груза Второй экземпляр Передается получателю груза через водителя, осуществляющего перевозку груза Получателю груза Третий экземпляр Перевозчик прилагает к счету за перевозку и передает заказчику автотранспорта Перевозчику Четвертый экземпляр Прилагается к путевому листу водителя, осуществляющему перевозку груза – Товарно-транспортная накладная (ТТН) по своему составу делится на два раздела (товарный и транспортный), в то время как транспортная накладная состоит только из транспортного раздела.Товарный раздел ТТН определяет взаимоотношения между отправителем груза и его получателем.