Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основы правового регулирования валютных отношений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2001 году основными задачами политики валютного курса Банка России являлись укрепление доверия к национальной валюте и обеспечение стабильности на внутреннем валютном рынке, а также пополнение золотовалютных резервов для поддержания устойчивости российской финансовой системы. Курсовая политика базировалась на использовании режима плавающего валютного курса, что позволяло Банку России учитывать изменения конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках и динамику спроса на деньги.
Правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации
Легального определения валютных операций в действующем законодательстве нет. При этом ст. 1 Закона № 173-ФЭ содержит их закрытый перечень из девяти пунктов:
1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
2) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
4) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
5) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
6) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;
7) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
8) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
9) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ.
Особенностью валютных операций является либо наличие среди субъектного состава нерезидента, либо присутствие в объектном составе валютных ценностей.
Условно приведенный перечень можно сгруппировать следующим образом: операции между двумя резидентами, двумя нерезидентами, резидентом и нерезидентом по приобретению и распоряжению объектами валютных правоотношений либо их использование в качестве платежа при совершении любой сделки, т.е. заключения любого договора, который существует в рамках гражданского законодательства.
Отдельной операцией является любое перемещение через таможенную границу Таможенного союза объектов валютных правоотношений. Третью группу составляют операции по счетам, имеющие иностранный элемент в субъектном или объектном составе.
Таким образом, валютная операция — это определенное действие, совершаемое резидентами либо нерезидентами по приобретению, отчуждению, перемещению через таможенную границу либо по счетам валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг, регулируемое валютным законодательством, а также актами органов валютного регулирования.
Валютные операции можно классифицировать по различным основаниям.
Правовое регулирование внутреннего валютного рынка
Внутренний валютный рынок РФ регулируется в соответствии со ст. 11 Закона № 17Э-ФЗ. При этом ни в данной статье, ни в самом законе нет определения внутреннего валютного рынка.
Н.М. Артемов определяет валютные рынки как «официальные финансовые центры, в которых осуществляются операции по купле-продаже валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения участников торговли».
В юридической энциклопедии под валютными рынками понимают «национальные и международные банки, биржи и другие организации, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранной валюты, чеков, векселей, переводов, другие денежные расчеты, связанные с внешней торговлей, зарубежными капиталовложениями, туризмом и т.д.».
Если речь идет о внутреннем валютном рынке, то соответственно функционирование этого рынка ограничено территорией РФ. Учитывая, что ст. 11 Закона № 173-ФЭ посвящена исключительно куплепродаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков) в России, можно сделать вывод, что внутренний валютный рынок — это организованный рынок в пределах РФ, на котором осуществляются операции по купле-продаже иностранной валюты и чеков физическими и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными действующим валютным законодательством, а также нормативными актами Банка России.
Действующее законодательство устанавливает определенные правила осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков). Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.
Во-вторых, Центральный банк РФ устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
В-третьих, установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.
Валютный курс государства. При осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты под воздействием спроса и предложения формируется курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Государство может самостоятельно определять курс валюты как в административном порядке, так и регулировать его посредством участия Центрального банка РФ при осуществление торгов.
Государство, определяя свой валютный курс, может исходить из следующих принципов:
а) режим валютных ограничений — устанавливаются ограничения для резидентов и (или) нерезидентов на владение и (или) совершение операций с валютными ценностями;
б) валютная монополия — исключительное право государства на совершение операций с валютными ценностями, а также на управление принадлежащими ему валютными резервами;
в) режим свободной конвертируемости — отсутствие каких-либо ограничений на совершение валютных операций.
Режим валютного курса — система формирования пропорций обмена национальной валюты на иностранную. Валютный режим может включать в себя: а) поддержание государством-членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования или, по выбору государства-члена, в другом эталоне стоимости, кроме золота; б) режим сотрудничества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов; в) иные формы валютного режима по выбору государства-члена.
Выделяются различные режимы валютных курсов. Во-первых, режимы фиксированного курса. В их числе:
а) курсовой режим без отдельного законного средства платежа (Exchange arrangement with no separate legal tender). Государства отказываются от собственных валют в пользу иностранных или международных.
Следующие государства используют такой режим валютного курса: Эквадор, Сальвадор, Маршалловы острова, Микронезия, Палау, Панама, Зимбабве, Восточный Тимор (используют доллар США); Андорра, Косово, Ватикан, Монако, Черногория, Сан-Марино (евро); Кирибати, Тувалу (австралийский доллар);
б) режим валютного управления или валютного совета (Currency board arrangement). Так, восточнокарибский доллар используют Ангилья, Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия;
в) иные традиционные режимы фиксированного курса (Other conventional fixed peg arrangement). Для удержания курса используется в качестве так называемого курсового якоря иная валюта. Так, для туркменского маната (Туркменистан), боливара фуэрте (Венесуэла) и некоторых других валют курсовым якорем является доллар США, для датской кроны и латвийского лата — евро. Для непальской рупии — непальская рупия.
Во-вторых, переходные режимы. К ним относятся:
а) режим стабилизированного курса (Stabilised arrangement). Применяется во Вьетнаме, Ираке, Лаосе, Ливане, Камбодже, Македонии и др.;
б) фиксированный курс с возможностью корректировки (Crawling peg). Используют Ботсвана, Никарагуа, Узбекистан;
в) иные режимы с возможностью корректировки курса (Crawllike arrangement). Действует в Казахстане, Хорватии, Эфиопии и др.;
г) фиксированный курс в рамках горизонтального коридора (Pegged exchange rate within horizontal bands). Так, Тонга ориентируется на доллар США;
д) иные режимы управляемого курса (Other managed arrangement).
В качестве курсового якоря используются как отдельная валюта (например, доллар США), так и валютная корзина из нескольких валют и иные финансовые инструменты. К таким странам относятся Ачжир, Ангола, Коста-Рика, Парагвай и др.
В-третьих, режимы плавающего курса. В этом случае валюта привязывается либо к инфляции, либо к «денежным агрегатам».
Имеются два варианта:
а) плавающий курс (Floating). Используют около 30 стран (Албания, Венгрия, Израиль и т.д.);
б) свободно плавающий курс (Independently floating). Действует примерно в 80 странах.
Таким образом, можно выделить десять основных разновидностей валютных курсов.
Россия использует режим свободного плавающего курса рубля.
Центральный банк РФ осуществляет валютные интервенции только при наличии угрозы финансовой стабильности.
Валютные интервенции представляют собой операции куплипродажи иностранной валюты (обычно резервной валюты) за национальную.
С их помощью центральный банк оказывает непосредственное воздействие на валютный курс и денежную массу. Покупка иностранной валюты центральным банком приводит к увеличению объема денежной массы, а продажа, наоборот, — к сокращению.
С 1999 года Банк России осуществлял курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, что позволяло сглаживать воздействие изменений внешнеэкономических условий на российские финансовые рынки и экономику в целом.
Права, а также обязанности органов и агентов валютного контроля, и их должностных лиц
И органы, и агенты, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в пределах собственной компетенции и в точном соответствии с актуальным законодательством страны имеют полное право на то, чтобы:
- Проводить необходимые проверки точного соблюдения резидентами, а также лицами, не являющимися резидентами, актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
- Проводить в случае необходимости проверки полноты, а также реалистичности учета и отчетности касательно валютных операций резидентов, а также лиц, не являющихся резидентами.
- Проводить запрос, а также получать документацию и данные, напрямую связанные с проведением операций валютного характера, открытием, а также ведением счетов. Обязательный период для предоставления документации по подобным запросам не способен быть меньшим, нежели семь рабочих суток с момента подачи такового запроса.
Органы, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в рамках собственной компетенции имеют полное право на следующее:
- Выдача предписаний касательно устранения найденных ранее нарушений актов актуального валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
- Применение законодательно установленных мер ответственности за любое нарушение актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
Точный порядок предоставления лицами, являющимися и не являющимися резидентами, подтверждающей документации, а также данных во время осуществления операций валютного характера агентам, осуществляющим валютный контроль, устанавливается строго:
- Для своевременного предоставления агентам, осуществляющим валютный контроль, кроме уполномоченных банков, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, – российским Правительством.
- Для предоставления уполномоченным банкам, а также профессиональным участникам рынка ценных бумаг, – российским Центробанком.
С целью осуществления грамотного валютного контроля агенты, которые осуществляют валютный контроль в рамках собственной компетенции, обладают правом запрашивать и затем получать от лиц, являющихся и не являющихся резидентами, такие документы либо их копии, которые связаны с проведением валютных операций, открытием, а также ведением счетов:
- Документация, которая удостоверяет личность физлица.
- Документация о государственной регистрации физлица как ИП (индивидуального предпринимателя).
- Документация, которая удостоверяет статус юрлица, – конкретно для нерезидентов, а также документация о государственной регистрации юрлица, – непосредственно для резидентов.
- Свидетельство, подтверждающее постановку на учет в определенном налоговом органе.
- Документация, которая удостоверяет права индивидов на некое недвижимое имущество.
- Документация, которая удостоверяет права лиц, не являющихся резидентами, на проведение валютных операций, открытие любых счетов (вкладов), которые оформляются и выдаются органами страны места проживания (либо же места регистрации) лица, не являющегося резидентом, в том случае, если получение нерезидентом данного документа предусматривается актуальным законодательством зарубежного государства.
- Уведомление налогового органа строго по месту учета лица, являющегося резидентом, касательно открытия счета (вклада) в банке, расположенном не на территории России.
- Регистрационная документация в ситуациях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в согласии с Законом о валютном регулировании.
- Документы (либо же проекты документов), которые являются основанием для проведения любых валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания либо прочих органов управления юрлица; документация, которая содержит данные о результатах торгов (если они были проведены); документация, подтверждающая имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), информации, а также результатов интеллектуальной деятельности, в частности, исключительных прав на них, акты государственных органов.
- Документация, которая оформляется и выдается кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля, банковские выписки; документация, которая подтверждает осуществление валютных операций.
- Таможенные декларации, документация, подтверждающая ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ товаров, российской валюты, зарубежной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг строго в документарной форме.
- Паспорт сделки.
- Документация, которая подтверждает, что физлица являются супругами либо же близкими родственниками, в том числе документы, которые были выданы органами записи актов гражданского состояния (свидетельства о браке и о рождении), уже вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных либо же родственных отношений, касательно усыновления (либо удочерения), об установлении отцовства, записи в паспортах о детях, о супругах, прочие документы, которые предусматриваются актуальным законодательством страны.
- Документация, подтверждающая факт непрерывного проживания физлиц, являющихся гражданами России, в зарубежном государстве в строгом соответствии с актуальным законодательством данного государства.
Органы, а также агенты валютного контроля имеют право требовать предоставления исключительно той документации, которая напрямую относится к осуществляемой валютной операции.
Абсолютно все документы обязаны быть действительными на момент предоставления органам и агентам, осуществляющим валютный контроль. По запросу такого органа или агента представляются правильным образом заверенные переводы на русский язык тех документов, которые исполнены полностью либо в какой-то определенной части на зарубежном языке. Документы, которые исходят от госорганов зарубежных государств, подтверждающие статус юрлиц, не являющихся резидентами, обязаны быть легализованными строго в установленном порядке. Зарубежные официальные документы могут предоставляться без легализации только в тех случаях, которые предусмотрены международным договором России.
Документы необходимо представлять органам либо агентам, осуществляющим валютный контроль, строго в оригинале либо же в форме правильным образом заверенной копии. Если к проведению конкретной валютной операции либо же к открытию счета имеет непосредственное отношение только некая часть документа, то достаточно предоставить заверенную выписку из него.
Уполномоченные банки могут отказать в проведении конкретной валютной операции в ситуации непредставления индивидом всех нужных документов либо же предоставления им неправдивых документов.
Подлинники документов принимаются органами и агентами, осуществляющими валютный контроль, только для ознакомления, и после возвращаются обратно представившим их индивидам. В материалы валютного контроля в таком случае помещаются заверенные непосредственно органом либо же агентом валютного контроля копии.
Одинаковые документы должны предоставляться лицами, являющимися и не являющимися резидентами, органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту, осуществляющему валютный контроль, территориальному подразделению агента валютного контроля, прямо истребовавшего определенные документы, однократно, и при этом они не подлежат еще одному представлению до перемен в сведениях, которые указаны в данных документах. Указанное положение не имеет распространения на случаи утери данных документов из-за непреодолимых сил. Если сведения, содержащиеся в данных документах, изменились, лицо, являющееся либо же не являющееся резидентом, должно сообщить об этом определенному органу, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного органа, агенту, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного агента, предъявив все нужные документы, в которых есть подтверждение произошедшим изменениям. Для того чтобы подтвердить факты, у лиц, являющихся и не являющихся резидентами, допустимо истребовать исключительно те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, к примеру, для учета собственных хоз. операций в соответствии с точными правилами бухучета, а также обычаями делового оборота.
В данном случае составления новых отдельных документов специально для целей данного валютного контроля совершенно не требуется, если прочее не указано в актуальном законодательстве страны.
Агенты валютного контроля, а также их должностные лица, должны:
- Производить контроль над строгим соблюдением лицами, являющимися и не являющимися резидентами, актов актуального законодательства России, а также актов органов валютного регулирования.
- Представлять соответствующим органам валютного контроля данные касательно валютных операций, осуществляемых с их непосредственным участием, в том порядке, который установлен актами валютного законодательства России, а также актами соответствующих органов валютного регулирования.
Органы, а также агенты, осуществляющие валютный контроль, и их должностные лица должны соблюдать согласно актуальному законодательству России банковскую, коммерческую, налоговую, прочую охраняемую законодательно тайну, защищать прочие данные, в отношении которых установлено требование об обеспечении им обязательной конфиденциальности и которые, при этом, стали им известны в рамках осуществляемых полномочий.
Уполномоченные банки и государственная корпорация «Внешэкономбанк» как непосредственные агенты, осуществляющие валютный контроль, передают налоговым и таможенным органам по их прямым запросам с целью осуществления валютного контроля над осуществляемыми резидентами валютными операциями, а также открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии правильным образом заверенных документов, среди которых:
- Документы, которые удостоверяют личность физлиц.
- Документы о государственной регистрации физлица как ИП.
- Документ о государственной регистрации юрлица, являющегося резидентом.
- Документы либо проекты документов, которые выступают в качестве основания для осуществления валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним.
- Документы, которые подтверждают имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), данных и результатов деятельности интеллектуального характера, в том числе и исключительные права на них.
- Документы, которые оформляются и выдаются кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля и банковские выписки.
- Паспорт сделки.
- Таможенные декларации.
В процессе предоставления предприятиям хозяйственной самостоятельност
Возникшие в первые годы формирования рыночных отношений коммерческие банки стали обслуживать предприятия, осуществляющие экспортные и импортные операции, и получили возможность самостоятельного осуществления операций с иностранной валютой.
Резко возрос оборот как наличной, так и безналичной иностранной валюты в Российской Федерации. Государство утратило возможность самостоятельно осуществлять полный контроль за проведением валютных операций всеми субъектами внешнеэкономической деятельности.
В то же время осуществление контроля за валютными операциями коммерческих банков, а также за осуществлением экспортных и импортных процедур предприятий приобрело новое чрезвычайно важное значение, поскольку государство потеряло возможность полного распоряжения поступающей на счета предприятий иностранной валютой и нуждалось в источниках пополнения своих валютных резервов и налоговых поступлений в бюджет.
Кроме того, для поддержания стабильности экономики и защиты валюты Российской Федерации (рубля), обеспечения возможности проведения государственной экономической политики возникла необходимость оказывать влияние на деятельность субъектов экономических отношений при помощи не только административных, но и экономических рычагов воздействия.
Для достижения этих целей потребовались новые законодательные акты, регламентирующие вопросы валютного регулирования и валютного контроля, определяющие порядок осуществления валютного контроля, полномочия и обязанности государственных органов, юридических и физических лиц в области валютных операций.
В настоящее время уже создана система нормативно-правовых актов, строго регламентирующих круг разрешенных валютных операций и порядок их проведения. Основой этой системы стал федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09 октября 1992 года. Кроме того, существует большое число актов, изданных различными государственными органами (Президентом Российской Федерации, Правительством, Центральным Банком, Государственным таможенным комитетом, Министерством внешнеэкономических связей).
Следует отметить, что действующее валютное законодательство нельзя считать окончательно сформированным, оно развивается в соответствии с изменяющимися экономическими условиями: принимаются новые нормативные акты, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые, отменяются документы, содержащие устаревшие положения, не отвечающие задачам, поставленным экономической политикой государства. В то же время, все изменения, вносимые в валютное законодательство, базируются на принципах, изложенных в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле».
Актуальность проблемы организации валютного регулирования
Надо отметить, что ситуация на валютном рынке, как правило, развивается медленно, имея определенные тенденции, однако, ей свойственны и кризисы, которые, как например, в августе 1998г., оказывают чрезмерное сильное и, как правило, отрицательное влияние на экономику России, а также на стабильность в обществе.
С другой стороны нельзя забывать, что на текущий курс валюты той или иной страны по отношению к другой влияет в первую очередь состояние экономики в основных отраслях производства, а также другие причины, выявление которых ставится целью курсовой работы на тему: «Валютное регулирование и валютный рынок в России: состояние, проблемы и тенденции развития».
Задачами курсовой работы является рассмотрение:
— системы валютного
-текущего состояния валютного рынка
-определение тенденций к возможным резким скачкам спроса и предложения валюты.
Работа написана на основе нормативно-правовой базы и учебно-методических пособий по мировой экономике, а также современных публикаций в прессе по состоянию и тенденциям развития валютного рынка.
Таблица 1
Ввоз и вывоз наличной иностранной валюты уполномоченными банками в 2006 г.
(млн. долл. США; конец периода)
Доллар США | ЕВРО | Прочие валюты | Всего | Сальдо | |||||
Месяц | ввоза- | ||||||||
ввоз | вывоз | ввоз | вывоз | ввоз | вывоз | ввоз | вывоз | вывоза | |
Январь | 943,20 | 99,82 | 726,64 | 1,24 | 1,61 | 1,02 | 1671,46 | 102,09 | 1569,37 |
Февраль | 138,76 | 111,72 | 489,89 | 0,22 | 0,96 | 0,16 | 629,61 | 112,10 | 517,51 |
Март | 119,07 | 260,60 | 427,63 | 0,50 | 2,73 | 0,69 | 549,43 | 261,79 | 287,64 |
Апрель | 228,70 | 230,83 | 345,58 | 0,79 | 1,44 | 1,00 | 575,72 | 232,62 | 343,10 |
Май | 106,49 | 377,55 | 441,25 | 0,75 | 2,05 | 0,81 | 549,79 | 379,11 | 170,69 |
Июнь | 75,83 | 850,39 | 547,57 | 1,18 | 2,80 | 0,73 | 626,19 | 852,30 | -226,10 |
Июль | 687,43 | 268,57 | 315,94 | 1,53 | 3,70 | 1,50 | 1007,07 | 271,60 | 735,47 |
Август | 784,13 | 156,12 | 261,56 | 1,89 | 1,01 | 2,80 | 1046,70 | 160,81 | 885,89 |
Сентябрь | 1500,58 | 132,65 | 85,20 | 6,08 | 1,24 | 1,53 | 1587,02 | 140,25 | 1446,77 |
III. «Товар» на валютном рынке
Если мы скажем, что товаром на валютном рынке являются деньги, мы будем правы только отчасти. Действительно, деньги, как иностранные, так и российские, независимо от своей формы (наличная, безналичная), имеют хождение на валютном рынке. Именно деньги, независимо от страны происхождения, называют валютой. Рубли — валютой РФ, а прочие деньги — иностранной валютой.
Прямое отношение к этому рынку имеют и ценные бумаги, т.к. они удостоверяют право на получение денег. Ценные бумаги делятся на:
— внутренние, к ним относятся зарегистрированные в РФ эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых выражена в рублях, а также все прочие ценные бумаги, удостоверяющие право на получение рублей и выпущенные на территории РФ;
— внешние, к ним отнесены все прочие ценные бумаги.
Иностранная валюта и внешние ценные бумаги относятся к валютным ценностям.
Описывая валютные операции, закон вообще не использует слов «купля», «продажа» или «торговля». Используются более широкие понятия «приобретение» и «отчуждение», а также «использование в качестве средства платежа», «ввоз», «вывоз» и «перевод».
Для того, чтобы операция называлась валютной, важно установить: с чем, собственно, совершается сделка (объект), кто ее совершает (участники сделки) и какие действия при этом совершаются (предмет сделки).
Объекты валютных операций:
1) валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги);
2) валюта РФ (рубли);
3) внутренние ценные бумаги (выпущены в России и удостоверяют право на получение рублей).
4) иностранная валюта (не рубли);
5) внешние ценные бумаги (все, не относящиеся ко внутренним).
Состав участников и совершаемые ими действия, равно как и объекты сделок, четко видны при разбивке валютных операций на разновидности (категории).
Категории валютных операций.
1. Операции по приобретению и отчуждению.
В эту категорию попадают все операции, признаваемые валютными в зависимости от того, кто у кого и что приобретает. Здесь можно выделить операции трех типов:
1) операции, совершаемые между резидентами;
2) операции, совершаемые между резидентом и нерезидентом;
3) операции, совершаемые между нерезидентами.
Между резидентами.
К операциям этого типа относятся приобретение и отчуждение на законных основаниях валютных ценностей (иностранной валюты, внешних ценных бумаг), а также их использование в качестве средств платежа.
Между резидентом и нерезидентом.
К ним относятся приобретение и отчуждение на законных основаниях в обоих направлениях валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, а также использование всего того же в качестве средства платежа.
Между нерезидентами.
Операции состоят в приобретении и отчуждении на законных основаниях валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, а также в использовании всего того же в качестве средства платежа.
2. Операции по ввозу и вывозу.
Ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, т.е. всех объектов валютного регулирования и любого из них.
3. Операции по переводу.
В эту категорию попадают переводы с одного счета на другой счет, при том что оба счета принадлежат одному и тому же лицу:
— с заграничного счета любого лица на российский счет и наоборот (переводятся иностранная валюта, валюта РФ, внутренние и внешние ценные бумаги);
— с одного российского счета нерезидента на другой, его же, российский счет (переводятся валюта РФ, внутренние и внешние ценные бумаги).
Документы для валютного контроля
О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:
- резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
- в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
- при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
- при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).
Текущие валютные операции
К текущим валютным операциям причислены следующие действия:
-
перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;
-
выдача и получение ссуд в иностранной валюте;
-
перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;
-
перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;
-
инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;
-
перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.
Развитие международных экономических
До формирования Парижской валютной системы (в 1867 г.) применялись в основном экономические, реже — административные меры валютного контроля. Они были направлены прежде всего не на ограничения движения валюты между странами, а на экономическое стимулирование ввоза и невывоза капитала.
В преддверии и в годы Первой мировой войны некоторыми странами впервые были введены запреты на отдельные международные платежи. Валютные ограничения ввели как воюющие, так и нейтральные страны. Замороженные официальные курсы валют практически не менялись, хотя покупательная способность денег постоянно снижалась в результате инфляции. Вновь возросла роль золота как мирового резервного и платежного средства, военные или стратегические товары можно было приобрести только за золото. Соответственно, валютный курс утратил активную роль в экономических отношениях.
Валютные ограничения в годы войны стали одним из средств мобилизации валютных ресурсов для ведения войн. Для регулируемости этого процесса и решения других экономических задач создан орган Межгосударственного валютного регулирования— МВФ. В перспективе предусматривались введение взаимной обратимости валют и постепенная отмена валютных ограничений, для введения которых требовалось разрешение МВФ.
Ведущее положение в мировой экономике после окончания войны нашло свое отражение в утверждении долларового стандарта. Доллар — единственная валюта, конвертируемая в золото, — стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютой интервенции и резервных активов. Фактически доллар стал играть роль, которую играло золото в валютной системе, основанной на золотомонетном стандарте.
Официальные валютные курсы носили в это время искусственный характер. Неустойчивость экономики, кризисы платежных балансов и усиление инфляции привели к снижению курсов валют к доллару в результате многочисленных девальваций. В то же время низкие курсы национальных валют Западной Европы и Японии были необходимы для поощрения экспорта и восстановления разрушенной войной экономики. В связи с этим Бреттонвудсская валютная система в течение четверти века способствовала росту мировой торговли и производства. Одновременно накапливались противоречия, ставшие причиной ее кризиса и разрушения. Доллар постепенно утрачивал монопольное положение в валютных отношениях, а марка ФРГ, швейцарский франк и японская иена стали широко использоваться в качестве международного платежного и резервного средства. Исчезла экономическая и валютная зависимость Западной Европы от США, характерная для послевоенных лет. Сформировались три мировых валютных центра — США, ЕС и Япония.
Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. На валютном рынке формируются спрос и предложение на валюты, и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке экономические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций.
Однако государство издавна
Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Граница между этими двумя регуляторами определяется выгодами и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валютное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономическо о положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.
В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных целей экономической политики в рамках «магического многоугольника»: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.
Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономичес им положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. На разных исторических этапах на первый план выдвигаются конкретные задачи валютной политики:
- Преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации.
Валютные ограничения, переход к конвертируемости валюты, либерализация валютных операций и др.
Валютная политика отражает принципы взаимоотношений стран: партнерство и разногласия, порождающие дискриминацию более слабых партнеров, в первую очередь развивающихся стран, вмешательство во внутренние дела других государств.
Обоснованием валютной политики служит определенная теория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством — совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями — двухсторонними и многосторонними — между государствами по валютным проблемам. Историческим предшественником современных валютных соглашений являлся Латинский монетный союз (1865— 1926гг.), целью которого было установление единой денежной единицы стран-членов, причем монеты одной страны считались законным платежным средством в других государствах. Парижское соглашение 1857 г. оформило создание первой мировой валютной системы — золото-монетного стандарта. Далее Генуэзская конференция 1922г. оформила создание золото-девизного стандарта. Бреттонвудское соглашение 1944 г. закрепило принципы послевоенной валютной системы. Ямайское валютное соглашение установило принципы современной мировой валютной системы. В рамках региональных объединений также заключаются валютные соглашения, например о создании ЕВС (1979 г.), Европейского экономического и валютного союза с единой валютой — евро — на рубеже XX и XXI в.
Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование — регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций; осуществляется на национальном, межгосударственном и региональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное — с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Глобализация хозяйственных связей способствовала развитию межгосударственного валютного регулирования. Оно преследует следующие цели:
- Регламентацию структурных принципов мировой валютной системы.
Координацию валютной политики отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса.
Согласование валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам.
Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках развивающихся стран.
Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. Регулирование валютных отношений включает несколько уровней:
- Частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях.
Национальное государство (министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля).
На межгосударственном уровне.
Межгосударственное регулирование в форме
1. Усиление взаимозависимости
2. Изменение соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений.
3. Изменение расстановки сил на мировой арене; безраздельное лидерство США сменилось господством трех центров партнерства и соперничества — США, Западной Европы, Японии. К тому же появились молодые конкуренты — новые индустриальные государства.
4. Огромные масштабы мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с колебаниями валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными шоками, биржевыми, валютными, банковскими кризисами и т.д.
Регулированию подлежат все элементы мировой и национальных валютных систем.
Абсолютно-автономная национальная экономическая политика, в том числе валютная, кредитная, финансовая, несовместима с развитием взаимозависимости стран и их интеграцией в мировое хозяйство.
Органом межгосударственного валютного регулирования являются МВФ, а с середины 70-х годов также регулярные совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников. Одним из побудительных мотивов их проведения в свое время послужил мировой энергетический кризис (необходимо было принять согласованные меры по ограничению отрицательных последствий повышения цен на нефть для наиболее развитых стран). С тех пор на совещаниях в верхах обсуждаются актуальные мировые экономические и политические проблемы. Подобная встреча «в верхах» впервые была проведена в ноябре 1975 г. в Рамбуйе (Франция) с участием шести ведущих государств; с 1976 г. практикуются ежегодные совещания «семерки» (США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Канады). Одной из обсуждаемых проблем стало оказание помощи начавшимся в России с 1991 г. реформам по переходу к рыночной экономике. Но в 1992 — 1996 гг. участие России в заседаниях «семерки» было ограничено. В Денвере (1997 г.) впервые была повестка дня для «восьми». На совещании в Бирмингеме (май 1998 г.), где принято решение об оказании срочной финансовой помощи странам Юго-Восточной Азии в связи с глубоким финансовым и валютным кризисом в этом регионе, «семерка» («G-7») была официально провозглашена как «восьмерка» («G-8»).
Основные причины регулярных встреч на высшем уровне коренятся в глобализации хозяйственных связей, нестабильности экономического и политического развития стран, партнерстве, противоречиях. Постоянные консультации глав государств преследуют цель выработать единую экономическую и политическую стратегию. Встречам в верхах обычно предшествует подготовительная работа на национальном уровне (консультации представителей государства и предприятий по вопросам, обсуждаемым на экономическом совещании) и на международных встречах (координационные совещания представителей правительств, проводимые три-четыре раза в год с целью выработки предварительного решения путем устранения противоречий и достижения компромиссов).
Международные совещания «в верхах» — составной элемент сложившейся системы взаимодействия развитых стран во всех сферах экономики и политики. На этих совещаниях традиционно проявляются две тенденции — партнерство и разногласия.
Валютная политика в зависимости от ее целей и форм подразделяется на структурную и текущую. Структурная валютная политика — совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ, проводимых в целях совершенствования ее принципов в интересах всех стран, и сопровождается борьбой за привилегии для отдельных валют. Структурная валютная политика оказывает влияние на текущую политику. Текущая валютная политика — совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.
Проблема либерализации государственного валютного регулирования и смягчения валютной политики государства – одна из наиболее актуальных тем, широко обсуждаемых на страницах печати в последнее время. Процессы глобализации мировой экономики, повышения мобильности капитала и непрерывного совершенствования систем информационного обмена приводят к тому, что снятие ограничений на валютные операции зачастую рассматривается как необходимое условие интеграции в международную финансовую систему. Вместе с тем, непродуманные действия по отмене существующих норм административного регулирования валютного рынка нередко оборачиваются кризисными последствиями для национальной экономики.
При выборе режима валютного регулирования и контроля государства монетарные власти исходят из общих задач, стоящих перед экономикой страны. В общем случае валютное регулирование имеет главной целью предоставление правительству механизма эффективного управления курсом национальной валюты. В соответствии с этой целью задачи валютного регулирования можно условно разделить на тактические и стратегические.
К тактическим задачам относится, прежде всего, сглаживание колебаний валютного курса, происходящих под влиянием конъюнктурных факторов. В частности, это могут быть сезонные изменения (например, начало и завершение отчетного периода), последствия резкого повышения волатильности (тенденция изменения цены) смежных секторов финансового рынка, проведение крупных выплат по внешнему долгу и т.д.
В стратегическом плане валютное регулирование призвано обеспечивать такой курс национальной валюты, который необходим для выхода экономики на траекторию устойчивого роста, повышения благосостояния населения и снижения инфляционного давления. Со стратегической точки зрения валютный курс рассматривается как один из основных макроэкономических показателей. Соответственно, валютное регулирование не может проводиться в отрыве от реализации долгосрочной экономической политики. Исходя из этого, меры валютного регулирования обычно используются для:
- Выбора режима регулирования валютного курса на долгосрочной основе.
Предотвращения оттока капитала за границу, когда страна сама нуждается в инвестиционных ресурсах для модернизации экономики.
Ограничения поступлений в страну краткосрочного спекулятивного иностранного капитала как источника потенциальной нестабильности.
Управления объемом золотовалютных резервов.
Борьбы с долларизацией экономики (в тех странах, где существует эта проблема).
Одна из важнейших задач
Следует учитывать, что в современных условиях степень воздействия валютно-
В данном параграфе автор выяснил, что до принятия Парижской валютной системы существовали в основном экономические меры валютного контроля. Также, здесь рассмотрено валютное регулирование как рыночное и государственное, осуществляемые на региональном, национальном и межгосударственном уровнях. Государственное регулирование берет свое начало в период, когда государство непосредственно вмешалось в валютные отношения, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях. Дальнейшее становление государственного регулирования валютного рынка видоизменялось в зависимости от принятых межгосударственных соглашений, таких как, например, Латинский монетный союз (1865— 1926гг.), Парижское соглашение (1857 г.), Генуэзская конференция (1922 г.) оформила создание золото-девизного стандарта, Бреттонвудское соглашение 1944 г. и т.д.
1.2 Особенности государственного регулирования различных форм валютных рынков
Валютные рынки можно классифицировать по целому ряду признаков: по сфере распространения, по отношению к валютным ограничениям, по видам валютных ресурсов, по степени организованности.
- По сфере распространения, т.е. по широте охвата, можно выделить международный (международные финансовые центры) и внутренний валютные рынки. Так международные (мировые) валютные рынки сосредоточены в основных финансовых центрах Западной Европы, США, Ближнего Востока, Восточной Азии. Наиболее крупные центры расположены в Лондоне, Нью-Йорке, Франкфурте-на-Майне, Париже, Цюрихе, Токио, Сингапуре и др. По некоторым оценкам на Лондонский рынок приходится от одной трети до половины годового оборота. Его постепенно догоняет Нью-Йоркский рынок.
Цели валютного регулирования и контроля
Главной целью валютного регулирования является ограждение валюты от внешнего экономического воздействия. Государство старается защитить российскую экономику от противоправных действий сферы валютных отношений.
Также валютное регулирование имеет цели:
- тактическая цель – создание благоприятной почвы для снятия ограничений по валютным движениям;
- конечная задача – полная конвертируемость валюты.
Законодательство РФ не утверждает конкретные задачи и цели регулирования валютных движений по причине их оперативного изменения.
Надзор за операциями с участием валюты включает в себя задачи:
- определение соответствия операций установленным номам;
- проверка исполнения обязательств участников валютной операции;
- проверка обоснованности действий;
- надзор за полнотой предоставленных сведений.
Состав и компетенции регуляторов финансового рынка РФ
Финансовые регуляторы призваны защищать права потребителей финансовых услуг. По сложившейся мировой практике, как только рынок финансовых услуг в стране приобретает массовый характер, возникают различные организации, которые тем или иным способом устанавливают общие стандарты профессиональной деятельности и контролируют их выполнение участниками рынка.
Правила и требования финансовых регуляторов призваны оградить участников рынка и потребителей услуг от мошенничества и недобросовестности. Это повышает доверие к тем участникам рынка, которые подтвердили свое согласие соблюдать установленные нормы. В качестве подтверждения согласия используются процедуры аттестации или сертификации государственными или профессиональными общественными организациями, а также участие в саморегулируемых организациях (СРО).
«Традиционно вся деятельность финансовых посредников делилась на три сектора:
- банковский,
- страховой,
- рынок ценных бумаг.
Особый юридический статус и полномочия Банка России как надзорного органа и эмиссионного центра
Центральный банк РФ (Банк России) как мегарегулятор финансового рынка осуществляет государственное регулирование и надзор над деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций, страховых компаний, микрофинансовых организаций (МФО), ломбардов, профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, депозитариев, доверительных управляющих, регистраторов, организаторов биржевой торговли, клиринговых организаций), формированием и инвестированием пенсионных накоплений, бюро кредитных историй, (БКИ), страховых актуариев, аудиторов, коллекторов, рейтинговых агентств, предприятий кредитной кооперации, форекс-дилеров.
Центральный банк РФ принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их. Также Центральный банк РФ лицензирует и ведет государственные реестры субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка, профессиональных участников рынка ценных бумаг, принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются статьей 75 Конституции РФ, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
«Таким образом, он выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения, в том числе, в сфере валютной политики».3
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности ЦБ являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
«Объем денежных средств в обращении является одним из ключевых инструментов государственной экономической политики. Избыточная денежная масса может привести к недопустимо высокому уровню инфляции, а недостаточная – к тому, что в стране возникнет кризис неплатежей, порождающий денежные суррогаты и падение экономического роста. Именно поэтому эмиссионная функция центрального банка является одной из самых главных».4
Центральный банк РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.
При этом свои полномочия Центральный банк РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В своей деятельности Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности председателя и членов совета директоров Центрального банка РФ. «По своему уровню в системе власти Банк России сопоставим с Правительством РФ. Хотя он во многом и выполняет государственные властные функции, но не является органом исполнительной власти. Председатель Банка России назначается Государственной Думой по представлению Президента РФ. Банк России наделен самостоятельностью, независим от Правительства и никому не подчинен».5
Хотя Центральный банк РФ не является органом государственной власти, в его полномочия входит применение мер государственного принуждения. В частности, Центральный банк РФ может ограничивать, приостанавливать и прекращать деятельность финансовых организаций в случае нарушения ими установленных правил и нормативов.
Базы данных регуляторов финансового рынка как источник информации для журналистов
Базы данных Центрального банка РФ и других финансовых регуляторов широко используются в деловой журналистике при подготовке материалов о различных сферах финансовой деятельности.
Данные ЦБ используются в качестве основы для оценки рыночных тенденций, например, когда речь идет о снижении или повышении ставок по кредитам и депозитам, росте просрочки по кредитам. Показатели деятельности финансовых организаций позволяют судить об их устойчивости и перспективах.
Центральный банк РФ как мегарегулятор обладает глобальной базой данных по денежно-кредитному обращению, рынку ценных бумаг, прямым инвестициям, деятельности банковского сектора и финансовых рынков, национальной платежной системы.
Например, для определения денежной массы в России используются денежные агрегаторы М0 и М2, которые рассчитываются Центральным банком РФ.
«Денежная масса (М2) в национальном определении – это сумма наличных денег в обращении и безналичных средств. Наличные деньги в обращении (денежный агрегатор М0) – наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве платежного средства».9
ЦБ размещает данные статистики в открытом доступе на своем сайте. Также на сайте размещены сведения об организациях, получивших лицензии ЦБ и включенных в государственные реестры профессиональных участников и субъектов рынка ценных бумаг. ЦБ оперативно сообщает о своих решениях по исключению организаций из государственных реестров, лишении или приостановке действия лицензии, ограничениях деятельности поднадзорных организаций.
Помимо этого на сайте ЦБ размещаются результаты аналитических исследований, которые тоже используются деловыми СМИ для подготовки материалов.
Другие регуляторы финансового рынка предоставляют в открытом доступе сведения об организациях, получивших лицензию или аккредитацию с перечнем требований, которым удовлетворяют эти организации. По запросам журналистов регуляторы предоставляют данные по рынку, например, о количестве и характере сделок за отчетный период, комментируют тенденции рынка, разъясняют особенности взаимодействия с мегарегулятором и другими государственными органами, предоставляют прогнозы и т. п.