4 класс. Как составить схемы предложений в русском языке, примеры?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «4 класс. Как составить схемы предложений в русском языке, примеры?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если в сложноподчиненном предложении более двух придаточных частей, то подчинение в тем может быть либо последовательным, либо однородным. Отразить характер подчинения с помощью обычной горизонтальной схемы можно только при условии использования стрелок, так что в случаях, когда требуется большая наглядность, обычно используют вертикальную схему. Однако без необходимости используется и обычная горизонтальная схема.

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Настя шла.

[-=].

Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть только подлежащее и сказуемое. Двусоставное, так как оба — и подлежащее, и сказуемое — есть. Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член: Настя шла домой.

[-=…].

Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член — либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение — назывное, главный член — подлежащее: Снег.

[-].

Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:

Вечереет.

[=].

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.

Желаю тебе добра.

[=…].

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Настя собиралась домой.

[-=…].

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Настя собиралась идти домой.

[-=…].

И сложное именное:

Настя рада быть полезной.

[-=…].

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

[…],

↓что?

(что …)

↓какой?

(который …).

“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

[…],

↓когда? ↓зачем?

(когда …), (чтобы …).

“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

[…],

↓чему? ↓чему? ↓чему?

(что …), (что …), (что …).

Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
Читайте также:  Добро пожаловать на сайт Федерального министерства иностранных дел

Предложения для синтаксического разбора

  1. На полях заколосились хлеба.
  2. По опушкам лесных тропинок растут грибы и ягоды..
  3. С пригорков побежали говорливые ручейки.
  4. Ветки ивы покрылись золотыми шарами.
  5. Подул сильный ветер, и пошёл дождь.
  6. В моховых болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.
  7. В осенние дни улетают на юг певчие птицы.
  8. Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.
  9. В шумные стайки собрались скворцы.
  10. Сверкнула молния, грянул гром.
  11. Покидают родные болота журавли.
  12. В мае над кустом сирени жужжат мохнатые шмели.
  13. Далеко слышны в лесу прощальные голоса птиц.
  14. Белый пушистый снег хлопьями висит на ветвях деревьев.
  15. Смолистые шишки украшают вершины могучих елей.
  16. Цветут ромашки на лугу, в траве краснеет мак.
  17. Шустрая белочка махнула пушистым хвостом и прыгнула на ветку сосны.
  18. На верхушке дерева висели гроздья румяных ягод.
  19. Рыбаки вышли на утренний лов рыбы.
  20. Скворчиха быстро скользнула в оконце родной квартиры.
  21. Тропинка привела нас в лесную глушь.
  22. Под корнями старой сосны бил холодный ключ.
  23. Высоко в голубом небе звенит радостная песня жаворонка.
  24. Лёгкие игрушки висят на ветках зелёной красавицы.
  25. Ребята, помогите птицам зимой!
  26. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики.
  27. Смолистые шишки украшают вершины пушистых елей.
  28. Чудесный рисунок нанесли на ткань золотые руки мастериц.
  29. Горячее солнце заливает землю яркими лучами.
  30. Тихие речушки протекают в лесной глуши.
  31. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам.
  32. Мы читали и сказки, и повести, и рассказы.
  33. Первый луч солнца пробил тяжёлые тучи и осветил лестницу.
  34. Лёгкий мороз покрыл лужицы прозрачным льдом.
  35. На старой берёзе строит гнездо чёрный грач.
  36. Солнце осветило лес и поле.
  37. Солнечные зайчики запрыгали по поверхности реки.
  38. На краю леса сидят на ветках берёзы чёрные тетерева.
  39. Звонко поют соловьи, зяблики, певчие дрозды.
  40. Стайка красногрудых клестов расселась на ветвях ели.
  41. Иглы сосен густо устилают низкие пни.
  42. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.
  43. Лёгкий осенний снежок лёг на детскую площадку.
  44. Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги, парки, скверы.
  45. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
  46. Рыжики растут на полянах между молодыми соснами и елями, забираются под сухие опавшие листья.
  47. Грозовые тучи задернули синеву неба, и цветы одуванчика начинают складывать лепестки.
  48. Спят животные, и только совы появляются и летают около костра медленно и бесшумно.
  49. Одинокая капля дождя упала в воду, и от неё пошли тонкие круги.
  50. Светлеет, синеет туманная даль, и небо начинает голубеть.
  51. Выглянуло солнце, и над водной гладью, над лесом плывет легкий пар.
  52. Дождь еще не прошел, а капли с деревьев падают и сверкают на солнце.
  53. Стояла поздняя осень, и погода была ужасная.
  54. Холодный ветер нес над землей рваные клочья туч, и из них стал сыпать снег.
  55. На поляне стояла одинокая рябина, и она тянулась к небу.
  56. К рябине подлетели зимние пичужки с ярким оперением, и они начали клевать крупные ягоды.
  57. Колосья бьют по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, и лошадь бежит ленивой рысцой.
  58. Мы подошли к лесу, и вдруг набежала синяя туча.
  59. Далеко в разрывы туч светило солнце, и степь блестела.
  60. За рекой поднялась тёмная туча, а над землёй вдруг пронёсся сильный вихрь.
  61. Вернулись в гнёзда грачи, поскрипывают весело качели.
  62. Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад, полезный сок, джем и варенье.
  63. Берёзы ещё густо зеленели, и земля пахла прелыми листьями.
  64. Зарябила вода, и на воде поплыли листья.
  65. Под листьями спрятались мокрые сыроежки и блестящие лисички.
  66. Тишину нарушал треск сухой ветки, шумный полёт птицы и сердитый крик вороны.
  67. На севере из-за гребня холмов подымались белесоватые облака, они быстро пробегали по небу.
  68. Весело поют малиновки, свистят синички, трещат в траве кузнечики.
  69. Из лесов, полей, болот, перелесков ушёл март, и ласковый апрель забрызгал горячее солнце.
  70. Потемнело и нахмурилось небо, и побежали темные грозовые тучи.
  71. В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет.
  72. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев, закружил пыль по дороге и умчался.
  73. Потоки воды размывают вершины оврага, роют ямы на его дне и образуют новые овражки.
  74. Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будоражил лес угрожающим присвистом.
  75. Ветер несётся, ломает сучья, крутит пыль, подхватывает солому, но вдруг резко затихает.
Читайте также:  Что положено многодетным семьям

Составляем схему предложения

Пусть нам дано предложение «Я получил три оценки за сегодняшний день». Выделяем в нем все члены и составляем схему. Схема предложения заключается в квадратные скобки:

Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение — совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему.

Построение схемы предложения

При синтаксическом разборе предложения предполагается построение схемы предложения.

Все три учебных комплекса используют линейные схемы, в которых части сложносочиненного, бессоюзного предложения и главные части сложноподчиненного предложения обозначаются квадратными скобками, а придаточные части СПП — круглыми. При этом в каждой части знаками подчеркивания обозначают подлежащее и сказуемое, в схематическое изображение придаточной части вносят средства связи, от главной части к придаточной ставят вопрос; в линейных схемах принято ставить знаки препинания между частями сложного предложения.

В качестве рабочих во всех учебных комплексах используются такая разновидность линейных схем, в которых символически отображается наличие в предложении осложняющих членов, однако при итоговом разборе предложения эти обозначения уже не используются.

Как уже было сказано, более наглядны для демонстрации связи частей в сложном предложении иерархические (вертикальные) схемы. Их построение предусмотрено комплексами 2 и 3 наряду с линейными и новым учебником комплекса 1. В комплексе 2 для иерархической схемы используют те же условные обозначения, что и для линейной, но придаточные первой степени располагают под главными, придаточные второй степени — под придаточными первой степени и т. д.; эти схемы можно было бы назвать линейно-иерархическими Комплекс 3 использует иерархические схемы, подобные тем, что представлены в нашем описании. Приведем в качестве примера линейную и две иерархических схемы одного и того же предложения:

Я пожалел1, что я не художник 2, который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра3.

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:

А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Горизонтальная схема предложения

На горизонтальной схеме придаточные предложения изображаются при помощи круглых скобок, главные – при помощи квадратных, показываются разрывы конструкций, ставятся знаки препинания, стрелками обозначается подчинительная связь (стрелки идут от главного к придаточному предложению). На такой схеме хорошо видны границы предложений, с ее помощью легко объяснить расстановку знаков препинания между предложениями, показать, к какому слову в главном относится придаточное.

Пример.

Я все вспоминаю тот день, когда
ты устроилась в цветочный магазин, чтобы
заработать денег, когда
пришла домой с целой охапкой цветов, когда
ты рассказала о более ценных вещах, чем
деньги, ты была счастлива в тот вечер, и я подарил тебе вазу для цветов, которая
до сих пор стоит на журнальном столике, изображая, что
все осталось по-прежнему.

Читайте также:  Субсидии по ЖКХ для пенсионеров в 2023 и 2022 году

Сложносочиненное предложение и его схема

Разберем все на конкретном примере: На летнем небе, пестрящем рябью облаков, стали собираться мелкие тучки, и заморосил прохладный дождик.

Для начала докажем, что данное предложение действительно сложное. У него две основы: тучки (подлежащее 1), стали собираться (сказуемое 2); дождик (подлежащее 2), заморосил (сказуемое 2). Части соединяет союз и, соответственно, предложение сложносочиненное.

Работаем с первой частью: на небе — обстоятельство, выраженное существительным с предлогом; летнем — определение, выраженное прилагательным; мелкие — определение, выраженное прилагательным. Данная часть осложнена обособленным определением пестрящем рябью облаков, выражено оно причастным оборотом.

Вторая часть имеет лишь один второстепенный член, определение прохладный. Она ничем не осложнена. Таким образом, схема сложного предложения будет выглядеть так:

, [и=-]

В данной схеме знаком X обозначено определяемое слово, к которому относится обособленное определение.

Горизонтальная схема предложения

На горизонтальной схеме придаточные предложения изображаются при помощи круглых скобок, главные – при помощи квадратных, показываются разрывы конструкций, ставятся знаки препинания, стрелками обозначается подчинительная связь (стрелки идут от главного к придаточному предложению). На такой схеме хорошо видны границы предложений, с ее помощью легко объяснить расстановку знаков препинания между предложениями, показать, к какому слову в главном относится придаточное.

Пример.

Я все вспоминаю тот день, когда ты устроилась в цветочный магазин, чтобы заработать денег, когда пришла домой с целой охапкой цветов, когда ты рассказала о более ценных вещах, чем деньги, ты была счастлива в тот вечер, и я подарил тебе вазу для цветов, которая до сих пор стоит на журнальном столике, изображая, что все осталось по-прежнему.

Образец разбора простого предложения

Записываем пример и приступаем к анализу.

Я не видел озера великолепнее Байкала.

I этап: разбор предложения по членам:

  • «Я» – подл., выражено лич. мест;
  • «Не видел» – простое гл. сказ., выражено глаг. в форме изъявит. накл. прош. вр.;

II этап: Выясняем, какие же члены предложения составляют грамматическую основу. Здесь это будет — «Я не видел», поэтому имеем дело с простым предложением.

В конкретном примере все второстепенные члены примкнули к сказуемому:

  • не видел (чего?) озера – допол., выражено сущ. в Р.П.;
  • озера (какого?) великолепнее – несогл., опред, выражено прил. в срав. степени;
  • великолепнее (чего?) Байкала – допол., выражено сущ. в Р.П.

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Настя шла.

Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член:

Настя шла домой.

Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член – либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение – назывное, главный член – подлежащее:

Вот безличное односоставное предложение, где главный член – сказуемое:

Вечереет.

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.

Желаю тебе добра.

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Настя собиралась идти домой.

И сложное именное:

Настя рада быть полезной.

Прямая речь внутри слов автора

  • А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
  • А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
  • А: «П!?…» — а. Когда учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — все промолчали.

Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:

  1. Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:

    запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.

  2. Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:

    тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.


Похожие записи:

Добавить комментарий