Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на прицеп к легковому автомобилю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сложней всего зарегистрировать легковой прицеп, если он находится во владении без документов, подтверждающих факт его законного приобретения. Для этого потребуется восстанавливать хотя бы минимальный набор свидетельств на устройство.
Как поставить на учёт прицеп к легковому автомобилю без документов и без номера?
В первую очередь нужно составить договор купли-продажи на прицеп и заверить его у нотариуса. В качестве «продавца» лучше привлечь кого-то из близких (брата, сестру, маму, папу или друга), т.к. де-юре договор этот будет фиктивным, а далее с ним придется обращаться в суд.
Затем потребуется найти у себя или через интернет инструкцию по эксплуатации имеющегося вида прицепов. Если она найдена в интернете, следует распечатать.
Потом нужно в общем порядке заплатить государственную пошлину и отправиться в ГИБДД с заявлением о проведении регистрации. В проведении процедуры с большей долей вероятности отказано, т.к. у заявителя отсутствует справка-счет. На руки следует получить официальный письменный отказ, где обозначено, что владельца по имеющимся данным установить невозможно.
Следующий этап – подача искового заявления в мировой суд по месту жительства. Желательно составление иска доверить профессиональному юристу.
В назначенный день судья выслушает заявления истца и «продавца», который должен подтвердить факт продажи прицепа к легковому автомобилю. Здесь можно заявить, что бывший «хозяин» приобрел его давно и не пользовался, поэтому документация была утеряна.
Затем судья сделает запрос в ГИБДД относительно возможной постановки на учет данного прицепа ранее. Ответ придется ждать около месяца. Если в ответе будет информация, что прицеп ранее не регистрировался и правовых препятствий для его эксплуатации не имеется, суд признает истца законным владельцем.
Судебное решение вступит в силу через месяц. Далее владелец обращается в отделение ГИБДД с заявлением о постановке на учет, представляя следующие документы:
- Копию судебного решения.
- Договор купли-продажи.
- Инструкцию по эксплуатации ТС.
- Копии общегражданских паспортов обеих сторон сделки.
Процедура прохождения регистрации легкового прицепа в ГИБДД в остальном стандартная.
Можно ли регистрировать
Прицеп, как и любое транспортное средство, должен пройти государственную регистрацию. Сам процесс регистрации практически не отличается и регламентируются теми же правилами, что и регистрация прицепа, изготовленного на заводе. Но для проведения полноценной регистрации ТС потребуется паспорт тех.средства, которого у самоделки, естественно, нет.
Внимание! Для того чтобы получить документ, дающий основание для проведения постановки на учет, необходимо пройти экспертизу в лаборатории, имеющий гос. аккредитацию. Лаборатория проводит испытания и проверяет на безопасность самодельное устройство. И уже после проведения испытаний у «самоделки» может появится документ, дающий право прицепу появляться на дорогах общего пользования.
Для быстрого оформления подготавливается полный пакет документов:
- Паспорт РФ.
- Чеки и квитанции, полученные при закупке необходимых для изготовления прицепа материалов.
- Четкое описание системы, к которому прилагаются 4 фотографии со всех сторон, размером 10 на 15.
- Квитанция, показывающая, что пошлина оплачена регистрирующим лицом.
- Заявление в Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел.
Изменения в процедуре регистрации автомобиля в ГИБДД
Регистрация автомобиля в ГИБДД в 2022 году подразумевает процедуру, которая состоит из нескольких шагов. Сначала ваш автомобиль проверяет инспектор ГИБДД. Дальше нужно получить свидетельство о регистрации СТС. После этого уже проставляются все нужные отметки в ПТС и выдаются регистрационные знаки.
Процедура в общих чертах понятна, но в 2022 году человек не сможет зарегистрировать автомобиль на несовершеннолетнего ребенка (ребенку должно быть больше 16 лет). Но при этом несовершеннолетний может оставаться лицом, которому принадлежит машина, но на него не может быть оформлен СТС. Хотя зарегистрировать авто можно только на собственника или на одного из них, если машина находится в общей собственности.
Постановка на учет может быть выполнена только, если среди документов есть паспорт владельца автомобиля. То есть, если кто-то снимает или ставить авто на учет по доверенности, ему нужно будет показать не только доверенность и свой паспорт, но и паспорт человека, который рассматриваемую доверенность ему выдал. Кстати, доверенность должна быть заверена у нотариуса.
Технический осмотр для физических лиц полностью отменен, если прицеп не относится к грузовым видам (грузовым считается прицеп с массой более 3,5 тонны). Для таких ТС не нужна и страховка, что полностью упрощает процедуру оформления и уменьшает расходы на регистрацию.
Если масса прицепа больше, то осмотр обязателен. Пройти его придется и гражданам, и компаниям. При этом юридические лица обязаны проводить ТО вне зависимости от массы ТС, требование распространяется на все типы прицепов. Плюс – 3 года после приобретения компании освобождены от ТО.
Как часто проводится ТО после завершения срока в три года:
- 1 раз в 2 года, если прицепу более 3-х лет, но не более 7 лет;
- 1 раз в год, если прицепу более семи лет.
Нужно ли регистрировать прицеп в ГИБДД
Независимо от грузоподъемности (масса до 750 кг, более 750 кг) и категории прав (B, BE, CE, DE), которые требуется для его перевозки каждый водитель должен поставить на учет в ГИБДД прицеп, так как он является транспортным средством. На него также как на автомобиль устанавливаются номерные знаки.
В течение 10 дней после покупки владелец прицепа обязан зарегистрировать его и получить номер. Эти десять суток (отметка для смекалистых) можно таскать его без регистрации: при встрече с инспектором достаточно предъявить ДКП со свежей датой покупки, где вы покупатель, и ПТС. Оснований для штрафа за езду без документов не найдется. С самодельными прицепами дела обстоят несколько сложнее, о чем ниже.
Физическим лицам не требуется проходить техосмотр и оформлять ОСАГО на прицеп, чтобы зарегистрировать его в ГИБДД. Данной обязанностью щедро одарены лишь юридические лица и ИП, видимо их деятельность подразумевает экстремальные условия эксплуатации и создает дополнительную опасность для окружающих.
Как зарегистрировать самодельный прицеп
В таком случае у владельца отсутствует необходимый паспорт на самодельный прицеп. Тогда следует получить свидетельство, подтверждающее безопасность конструкции данного прицепа. Для этого владелец должен обратиться в аккредитованную лабораторию, которая после подачи заявления в течение трех дней идентифицирует данное транспортное средство, проведет техническую экспертизу и испытание, проверит соответствие требованиям, предусмотренным техническим регламентом «О безопасности технических транспортных средств». Оно было заключено государствами членами Таможенного Союза. После чего на основании протокола технической экспертизы оформляется свидетельство «О безопасности конструкции ТС». Именно оно позволит поставить самодельный прицеп на учет в Госавтоинспекции.
В случае если на прицеп отсутствуют правоустанавливающие документы, необходимо подтверждать факт законного его приобретения.
Владельцы прицепов должны сразу уяснить, что регистрация такого транспортного средства – процедура обязательная. Не имеет значения, фабричный прицеп или произведен в ближайшем гараже, для каких целей он используется, какой имеет размер, прицеп для мотоцикла, легкового или грузового транспорта. Если водитель выехал на дорогу на автомобиле с прицепом, то последний должен быть правильно оформлен и перед поездкой необходимо озаботиться тем, как поставить на учет прицеп в ГИБДД.
Законодательно учет транспортных средств регулируется:
- постановлением правительства № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» от 12 августа 1994 г.;
- приказом МВД № 282 «О государственных регистрационных знаках транспортных средств» от 28 марта 2002 г.;
- приказом МВД № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» от 24 ноября 2008 г.
Отсутствие документов на регистрацию может навлечь на водителя наложение штрафа или даже лишение прав на управление транспортным средством.
Установка фаркопа состоит из двух частей:
Монтаж механической части и подключение электрики. На некоторых моделях необходимо снятие бампера, на других — нет.
Также на отдельные модели автомобилей кроме штатной электрики необходим блок согласования. Связано это с тем, что компьютеры некоторых автомобилей при подключении к нему прицепов «видят» изменения напряжения в проводах и аварийно отключают подачу питания на них. Блок согласования использует лишь импульс от проводки автомобиля и сам питает электрическую систему прицепа, тем самым снимая нагрузку с электроцепи.
Стоимость установки фаркопа со стандартной электрикой без снятия бампера составит 2500 руб.
Снять/поставить бампер — 1000 руб. дополнительно.
Подключить блок согласования — 1000 руб. дополнительно.
Куда обращаться?
Зарегистрировать прицеп на автомобиль владелец может в любом отделении ГИБДД города. Прописка и место постановки машины на учет не имеют значения. Иногороднему автовладельцу не откажут в оформлении транспортного средства, но за номерными знаками ему придется обратиться в частную коммерческую организацию, имеющую лицензию на изготовление ГРЗ. Получить госномера в ГИБДД можно, если регион прописки собственника совпадает с регионом постановки транспорта на учет.
Подать заявление на регистрацию нужно в течение 10 дней после приобретения транспортного средства. Этот срок установлен государством, за его нарушение владелец прицепа будет оштрафован на 1500 рублей. Если транспорт принадлежит юридическому лицу, штраф выше – от 5000 до 10 000 рублей.
О регистрации самодельного прицепа
В недалёком прошлом самодельные прицепные устройства были повсеместно, так как не хватало выпускаемых прицепных моделей. Регистрация самодельных выполненных транспортных устройств была запрещена, не было инструкций и правил по регистрации. В современных условиях создание самодельных устройств требует их регистрации и учёта.
Выпускаемые современные заводские модели прицепов содержат технический паспорт, подтверждающий качество продукта и его пригодность при эксплуатации. Заводская гарантия на прицеп подтверждается пройденными испытаниями. Поэтому, регистрация самодельного прицепа в ГИБДД должна выполняться обязательно. Но прежде должны быть выполнены определённые правила прохождения его освидетельствования на безопасную пригодность.
Развитие прогресса и новых технологий постоянно обновляют на рынке разные новые современные образцы передового класса автомобилестроения. Инженерные идеи и конструкторские действия создают разные модели прицепов под необходимые нужды.
Но есть определённые рамки применяемые при производстве самодельного прицепного устройства и при использовании, отражённые в Техническом регламенте Таможенного союза ТРТС-018-2011 от 2015 года. Самодельное устройство считается транспортным средством выполненным в единичном случае и подлежит проверке на соответствие требованиям испытаний.
По результатам теста определяется пригодность данной конструкции к управлению в составе автомобиля. Если после испытаний прицеп будет признан не соответствующим требованиям и нормам регламента, то его регистрация не состоится. Тогда придется либо переделывать его и дальше повторно проходить тестирование или отказаться от применения.
Прицепы должны соответствовать соответствующей категории:
- При первой категории, прицеп с массой до 750кг должен иметь светотехнические устройства и маркировку.
- При второй, для веса до 3500кг требуется иметь тормоза и протокол их тестирования.
- Третья, предусматривает для прицепов свыше 3500кг присутствие антиблокировочной тормозной системы.
Можно ли зарегистрировать прицеп без документов
Можно ли оформить прицеп, не имея на него никаких документов? Чаще всего с этим вопросом сталкиваются автолюбители, которые собрали автоприцеп самостоятельно. Чтобы законно пользоваться таким транспортным средством, собственник должен обратиться в лабораторию для получения специального паспорта. Важно, чтобы данное учреждение имело лицензию, разрешающую осуществление такой деятельности.
В ходе проведения исследований, специалисты проверяют целостность готовой конструкции.
Второй вариант, когда у автомобилиста может не оказаться документов на автоприцеп – если данный вид транспорта был привезен из-за границы. В этом случае автолюбителю придется уплатить все полагающиеся государственные пошлины и налоговые сборы.
Постановка транспортного средства на учет возможна только по окончании всех этих обязательных процедур.
Если у автовладельца нет никаких документов на автомобиль, он может осуществить его официальную регистрацию только через органы технического надзора. В готовом свидетельстве о праве собственности на транспортное средство должно быть указано имя владельца прицепа.
В этом случае автолюбитель может обратиться за постановкой автомобиля на учет только имея при себе этот документ. По окончании регистрации он может получить номерные знаки на автоприцеп, а также всю необходимую для законного использования документацию.
Штраф за использование фаркопа без оформления
Дополнительное оборудование на автомобиль обязательно должно грамотно оформляться. Стоит учитывать, что нарушения влекут за собой административную ответственность, она выражается в виде штрафа в размере 500 рублей.
При этом основанием для штрафа может быть отсутствие сертификата, согласования в изменении конструкции, а также фаркоп, установленный без прицепа. Протокол на штраф может быть составлен инспектором ГИБДД при остановке автомобиля для проверки документов или же по иной причине.
Необходимо отметить, что в случае нарушений оформления, а также в ситуации с неисправным или же самодельным фаркопом размер ответственности в виде штрафа не меняется, административное наказание представлено в виде 500 рублей.
Когда фаркоп требует регистрации
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в в 2021 году, зависит от конструкции легкого автомобиля. Регистрировать фаркоп не придётся в следующих случаях:
- его поставили на заводе, т.е. изменения в конструкцию автомобиля внесены самим производителем. В этом случае при покупке автомобиля владелец получит все необходимые документы на фаркоп. Дополнительно регистрировать ничего не требуется;
- он установлен в качестве дополнительного оборудования в автосалоне. В этом случае все необходимые документы также передадут новому владельцу машины.
Не на каждый автомобиль можно поставить фаркоп как дополнительное оборудование. Для этого должны быть соблюдены два условия. Они следующие:
- в заводской документации предусмотрена установка фаркопа. Данная информация, как правило, указывается в руководстве по эксплуатации, которое прилагается к каждой новой машине.
- сам фаркоп предназначен для установки на конкретную модель автомобиля, что подтверждается документами производителя. А также прошёл оценку соответствия.
Если два вышеуказанных условия выполнены, то ответ на вопрос, нужно ли регистрировать фаркоп для легковых автомобилей в ГИБДД, отрицательный. Необходимые документы будут у владельца без прохождения дополнительных процедур. Это:
- эксплуатационное руководство для транспортного средства;
- документы на фаркоп, которые случат подтверждением того, что устройство предназначено для конкретной модели транспортного средства;
- сертификат соответствия на фаркоп.
В 2020 году получение отдельного полиса ОСАГО для прицепа не требуется. Владелец автомобиля, который будет эксплуатироваться с прицепом, должен купить специальный полис ОСАГО, разрешающий использование прицепа.
Отмечу, что легковым автомобилям категории B, принадлежащим гражданам, специальный полис ОСАГО не нужен. Федеральный закон об ОСАГО, глава II, пункт 3:
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.
Итак, если у Вас есть личный прицеп для легкового автомобиля, то покупать для него ОСАГО необязательно.
Что касается прицепов для грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, мотороллеров, а также принадлежащих юридическим лицам, то для их использования потребуется специальный страховой полис.
Примечание. Полис ОСАГО следует купить для автомобиля, который будет буксировать прицеп. При этом в пункте 2 документа должна стоять о
Если Вы хотите рассчитать стоимость ОСАГО для эксплуатации Вашего автомобиля с прицепом, то воспользуйтесь калькулятором ОСАГО:
Калькулятор ОСАГО
Напомню, что в 2020 году для получения полиса ОСАГО необходима действующая диагностическая карта технического осмотра. Подробности Вы можете узнать в серии статей «Новый закон о техосмотре автомобиля».