Как получить льготы ребенку инвалиду?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить льготы ребенку инвалиду?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Понятие «Ребенок-инвалид»

К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.

Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).

МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).

ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

Сроки инвалидности и продление инвалидности ребенку

В соответствии с п.10ст.5 Постановления, группа ребенку инвалид с детства присваивается на такие сроки:

  • 1-2 года. Для ситуаций, когда прогнозы на выздоровление благоприятны и есть динамика к улучшению
  • 5 лет. Когда была проведена медицинская комиссия во второй раз (после первого присвоения) и была присвоена повторная инвалидность ребенку (для ситуаций с опухолями, когда происходит ремиссия злокачественного новообразования).

До достижения совершеннолетия. Присваивается в двух случаях:

  1. Не позднее, чем в течении двух лет после первого назначения, если есть не обратимая дисфункция организма
  2. Не позже, чем через 4 года, если ремиссия невозможна при лечебных процедурах.

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.

2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.

3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).

4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.

6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).

7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Источники:

Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;

«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

Читайте также:  Повышение пособия по уходу за ребенком инвалидом в апреле в 2023 году

Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».

Ответы на основные вопросы

Вопрос Ответ Выдержка из нормативно-правового документа
Кто присваивает статус ОВЗ? ПМПК. «….статус обучающегося с ОВЗ — психолого-медико-педагогическая комиссия, деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Кто присваивает статус ребёнка-инвалида? МСЭ «Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. ….» (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ»)

«Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы…» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)

Всегда ли ребёнок-инвалид является ребёнком ОВЗ? Нет «Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он — не обучающийся с ОВЗ, и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании).» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Может ли ребёнок-инвалид быть и ребёнком ОВЗ и наоборот? Да «Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в которой в разделе, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки.»(Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)

«Инвалид (ребенок-инвалид) может быть приравнен по правовому статусу к лицу с ОВЗ в случае подтверждения заключением ПМПК наличия у инвалида (ребенка-инвалида) физических, психических, интеллектуальных, сенсорных и (или) других нарушений, обуславливающих его особые образовательные потребности, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, инвалид (ребенок-инвалид), которому для получения качественного доступного образования с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья необходимо создание специальных условий, должен пройти обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)

Что делать, чтобы получить льготу ребенку инвалиду?

Инвалидность назначают по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ). Направление на экспертизу дает врач в поликлинике или в психиатрическом диспансере.

МСЭ принимает детей на комиссию по предварительной записи в порядке очереди. Очередь может составлять от 1 месяца. Приехать в бюро придется лично. По телефону можно узнать только время приема. Если вам требуется повторное прохождение комиссии для продления инвалидности — не дожидайтесь окончания срока инвалидности, а записывайтесь за пару месяцев (но не более), которые уйдут на прохождение специалистов.

Как правило, перед комиссией нужно:

  • пройти ряд специалистов (все индивидуально, подробности уточняйте у доктора, который дает направление);
  • сдать анализы крови и мочи;
  • возможно потребуется ЭКГ.

После прохождения всех врачей педиатр пишет эпикриз. Эпикриз представляет из себя справку, в которую внесены все сведения о перенесенных и текущих заболеваниях, прививках и прочее. Будьте внимательны, справка должна быть заверена подписью и печатью: педиатра и заведующего отделением.

Перечень заболеваний для установления инвалидности детям

Оформление инвалидности детям начинается с прохождение медицинской комиссии и установление заболевания, которое подпадает под категорию инвалидности: 1,2,3 групп. Всего в списке заболеваний, по которым присваивается инвалидность содержится 58 болезней, которые зависят от степени тяжести протекаемого заболевания.

Инвалидность присваивают, если комиссия определяет у несовершеннолетнего болезнь, подпадающую под одну из категорий:

  • Дефекты в анатомическом строении организма,
  • Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата,
  • Проблемы с речью (немота, задержка речевого развития),
  • Нарушения в работе органов чувств (зрения, слуха),
  • Психологические заболевания и нервные расстройства (задержка психического развития),
  • Заболевания внутренних органов.

Каждый человек проходит медико-социальную комиссию для присвоения группы инвалидности. Для детей срок на который ставится диагноз может заключаться: для болезней 1 группы инвалидности 2 года, для 2 и 3 группы – 1 год. Есть ряд заболеваний, при которых комиссия может назначить срок инвалидность до достижения несовершеннолетним 18 лет.

Установление и продление инвалидности ребенку в 2019 году

С 2018 года был расширен список заболеваний, по которым выдается категория инвалидности для детей. На 2019 год сюда входят 58 заболеваний, включая ДЦП, синдром Дауна. С принятием нового постановления был упрощен способ продления инвалидности. Появилась возможность заочно освидетельствовать состояние здоровья пациента, а также принимать решения о бессрочной инвалидности при тяжелых травмах или заболеваниях.

Бессрочная инвалидность может быть установлена в том случае, если в ходе социальной и медицинской помощи, ребенку нельзя облегчить степень тяжести его жизнедеятельности или в случае, если болезнь приобретает более тяжелую форму, не смотря на все старания врачей. Такая группа инвалидности может быть установлена после 2 лет в статусе инвалида.

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.

Читайте также:  Как в 1С:Бухгалтерии 8 исправить УПД

2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.

3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).

4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.

6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).

7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;

«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».

Порядок обжалования решения

Нередко МСЭ может принять отрицательное решение. В таком случае комиссия должна в установленный срок (30 рабочих дней) составить акт освидетельствования и вынести заключение, в котором письменно обосновать причины отказа.

С этим документом родители или опекуны обращаются для обжалования в вышестоящие инстанции в таком порядке:

  • Главное бюро МСЭ – подаются те же самые документы (максимум в течение месяца после получения отказа).
  • Федеральное бюро МСЭ – процедура аналогичная.
  • Суд – если 2 предыдущие инстанции также отказали.

Дата очередного переосвидетельствования указывается на полученной справке МСЭ, в других случаях переоформление требуется, если здоровье ребенка значительно изменилось. Приступать к процедуре лучше заранее, закон допускает прохождение повторной экспертизы за 2 месяца до конца указанного срока инвалидности.

Повторная комиссия в точности совпадает с первичной и длится так же долго. Поэтому родители детишек-инвалидов часто вынуждены брать отпуск специально для прохождения МСЭ.

Оформление инвалидности ребенку — трудоемкая задача, но сложности вполне оправданы. Полученные льготы позволят родителям максимально восстановить, развить и социализировать своего малыша, чтобы обеспечить ему благополучное будущее несмотря на проблемы со здоровьем.

Размер пенсии по инвалидности на ребенка

Ежемесячная пенсия по инвалидности на ребенка предполагает также и компенсационные выплаты, поступающие на протяжении всего назначенного срока. При этом размер таких выплат устанавливается на основании размера пенсии ребенка-инвалида и зависит от региона проживания.

Важно отметить, что суммарный размер пенсии и компенсационной выплаты должен быть не ниже размера, установленного городским минимумом.

В целях усиления социальной защиты граждан, которые воспитывают детей-инвалидов, Президентом России 26 февраля 2013 г. подписан Указ №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», предусматривающий установление соответствующих компенсационных выплат с 1 января 2013 г. Размер выплат дифференцируется на основании родственных отношений и составляет:

  • 5 500 рублей – родителям (усыновителям) либо опекунам (попечителям) ребенка-инвалида с детства 1-й группы или до 18 лет;
  • 1 200 рублей – другим лицам, имеющим причастность к воспитанию ребенка-инвалида.

Назначение вышеназванных выплат осуществляется без дополнительного предоставления заявления, на основании имеющихся в деле документов на ребенка-инвалида. В случаях если отсутствуют документы, подтверждающие родство либо статус опекуна, территориальные органы Пенсионного Фонда России обязаны дополнить пенсионные дела необходимыми документами. Размер социальных выплат составляет: Дети-инвалиды, инвалиды с детства 1-й группы – 12 082 рубля. Инвалиды с детства 2-й группы – 10 068 рублей.

Для оформления компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом до 18 лет, а также инвалидом с детства до 23 лет, в органный соцзащиты необходимо предоставить:

  • свидетельство о рождении ребенка-инвалида;
  • выписка из акта о прохождении МСЭ;
  • трудовая книжка родителя (опекуна), осуществляющего уход за ребенком-инвалидом;
  • документ, подтверждающий регистрацию ребенка по месту проживания;
  • справку из органов ЗАГС, подтверждающую основания внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка (для одиноких матерей) или матери ребенка (для одиноких отцов).
Читайте также:  Ветеран труда федерального значения сумма выплаты с 2023 года

Порядок действий при установлении детской инвалидности

Для того, чтобы становить детскую инвалидность необходимо получить заключение МСЭ (медико-социальной экспертизы) о наличии заболевания, мешающего нормальному функционированию организма. Направление на МСЭ дает врач после проведения обследований.

В таком случае может быть два развития ситуации: врач сам говорит родителям о необходимости прохождения комиссии или родители сообщают врачу о своем намерении добиться инвалидности для ребенка. Такое направление может выписать как врач-педиатр, наблюдающий за ребенком, так и специалист узкого профиля, по направлению которого было выявлено заболевание. Направление на МСЭ могут выписать в органах социальной защиты населения, если родители предоставят необходимые документы о выявленных врачами нарушениях в работе организма.

Важно! Инвалидность может быть оформлена ребенку и при выявлении психических отклонений в развитии. В таком случае, дать направление на МСЭ имеет право врач-психиатр или психиатрический диспансер, если ребенок наблюдается там.

После получения направления, необходимо написать заявление в бюро экспертизы на прохождение МСЭ. Перед прохождением МСЭ потребуется пройти медицинское обследование, ряд специалистов и сдать перечень анализов. После прохождения обследования, врач-педиатр пишет краткую характеристику на ребенка, в которой описывает его основные моменты биографии с рождения и до момента обследования, включая перенесенные прививки и заболевания. Акт заключения педиатра заверяется заведующим поликлиникой и после этого, родитель может обратиться в медико-социальную комиссию за признанием инвалидности.

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.

Объем льгот, предоставляемых детям-инвалидам и их родителям, зависит от конкретной территории проживания, поскольку соответствующие региональные программы могут несколько отличаться друг от друга. Так, наличие инвалидности становится основанием для получения следующих дотаций:

  1. Для детей-инвалидов:
  • Бесплатный проезд во внутригородском транспорте;
  • Предоставление необходимых для лечения недуга медикаментов на безвозмездной основе;
  • Льготная очередь и иные субсидии на получение жилья;
  • Бесплатное подключение к сети Интернет;
  • Льготы при использовании кабельного телевидения;
  • Возможность бесплатного посещения курортов и оздоровительных зон;
  • Зачисление на бюджетное место при поступлении в ВУЗ;
  • Общие льготы, предоставляемые согласно ТК РФ и пенсионному законодательству;
  • Компенсация расходов на телефонную связь;
  • Скидки при приобретении предметов первой необходимости;
  • Предоставление социальной пенсии;
  1. Для родителей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами:
  • Время, затраченное на уход за ребенком-инвалидом, входит в трудовой стаж;
  • Пособие, назначаемое по уходу за ребенком-инвалидом (в размере до 60% от прожиточного минимума региона);
  • Выход на пенсию «по горячей сетке» (досрочно), при наличии трудового стажа не меньше 15 лет.

Прохождение МСЭ – заключительный этап обследования при получении инвалидности, он характеризуется следующими особенностями:

  • Проводится в специально-уполномоченном бюро по региону проживания больного;
  • После подачи соответствующего заявления будет выбран день проведения экспертизы;
  • Как правило, МСЭ проводится не позднее месяца со дня обращения;
  • При отсутствии у ребенка возможности лично прибыть в учреждение для МСЭ, экспертиза будет проводиться по месту пребывания больного (о необходимости организовать выездную МСЭ законный представитель должен указать в заявлении);
  • При проведении обследования потребуется:
  1. Вовремя прибыть на обусловленное место;
  2. Обеспечить ребенка пеленкой, сменной обувью или бахилами;
  • Для объективности решения, в составе комиссии должно присутствовать не менее 4 человек, имеющих педиатрическую специализацию;
  • При проведении экспертизы, по ходатайству руководителя МСЭ, дополнительно могут присутствовать:
  1. лечащий врач ребенка;
  2. представители органов соц. защиты;
  3. представители внебюджетных фондов;
  • По результатам исследования будет составлен:
  1. протокол;
  2. акт;
  • Каждый итоговый документ медицинской коллегии подписывается всеми присутствовавшими специалистами и заверяется печатью.


Похожие записи:

Добавить комментарий