Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить льготы ребенку инвалиду?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Понятие «Ребенок-инвалид»
К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.
Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).
ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
Сроки инвалидности и продление инвалидности ребенку
В соответствии с п.10ст.5 Постановления, группа ребенку инвалид с детства присваивается на такие сроки:
- 1-2 года. Для ситуаций, когда прогнозы на выздоровление благоприятны и есть динамика к улучшению
- 5 лет. Когда была проведена медицинская комиссия во второй раз (после первого присвоения) и была присвоена повторная инвалидность ребенку (для ситуаций с опухолями, когда происходит ремиссия злокачественного новообразования).
До достижения совершеннолетия. Присваивается в двух случаях:
- Не позднее, чем в течении двух лет после первого назначения, если есть не обратимая дисфункция организма
- Не позже, чем через 4 года, если ремиссия невозможна при лечебных процедурах.
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Источники:
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
Ответы на основные вопросы
Вопрос | Ответ | Выдержка из нормативно-правового документа |
---|---|---|
Кто присваивает статус ОВЗ? | ПМПК. | «….статус обучающегося с ОВЗ — психолого-медико-педагогическая комиссия, деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Кто присваивает статус ребёнка-инвалида? | МСЭ | «Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. ….» (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ»)
«Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы…» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Всегда ли ребёнок-инвалид является ребёнком ОВЗ? | Нет | «Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он — не обучающийся с ОВЗ, и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании).» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Может ли ребёнок-инвалид быть и ребёнком ОВЗ и наоборот? | Да | «Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в которой в разделе, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки.»(Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
«Инвалид (ребенок-инвалид) может быть приравнен по правовому статусу к лицу с ОВЗ в случае подтверждения заключением ПМПК наличия у инвалида (ребенка-инвалида) физических, психических, интеллектуальных, сенсорных и (или) других нарушений, обуславливающих его особые образовательные потребности, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, инвалид (ребенок-инвалид), которому для получения качественного доступного образования с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья необходимо создание специальных условий, должен пройти обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Что делать, чтобы получить льготу ребенку инвалиду?
Инвалидность назначают по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ). Направление на экспертизу дает врач в поликлинике или в психиатрическом диспансере.
МСЭ принимает детей на комиссию по предварительной записи в порядке очереди. Очередь может составлять от 1 месяца. Приехать в бюро придется лично. По телефону можно узнать только время приема. Если вам требуется повторное прохождение комиссии для продления инвалидности — не дожидайтесь окончания срока инвалидности, а записывайтесь за пару месяцев (но не более), которые уйдут на прохождение специалистов.
Как правило, перед комиссией нужно:
- пройти ряд специалистов (все индивидуально, подробности уточняйте у доктора, который дает направление);
- сдать анализы крови и мочи;
- возможно потребуется ЭКГ.
После прохождения всех врачей педиатр пишет эпикриз. Эпикриз представляет из себя справку, в которую внесены все сведения о перенесенных и текущих заболеваниях, прививках и прочее. Будьте внимательны, справка должна быть заверена подписью и печатью: педиатра и заведующего отделением.
Перечень заболеваний для установления инвалидности детям
Оформление инвалидности детям начинается с прохождение медицинской комиссии и установление заболевания, которое подпадает под категорию инвалидности: 1,2,3 групп. Всего в списке заболеваний, по которым присваивается инвалидность содержится 58 болезней, которые зависят от степени тяжести протекаемого заболевания.
Инвалидность присваивают, если комиссия определяет у несовершеннолетнего болезнь, подпадающую под одну из категорий:
- Дефекты в анатомическом строении организма,
- Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата,
- Проблемы с речью (немота, задержка речевого развития),
- Нарушения в работе органов чувств (зрения, слуха),
- Психологические заболевания и нервные расстройства (задержка психического развития),
- Заболевания внутренних органов.
Каждый человек проходит медико-социальную комиссию для присвоения группы инвалидности. Для детей срок на который ставится диагноз может заключаться: для болезней 1 группы инвалидности 2 года, для 2 и 3 группы – 1 год. Есть ряд заболеваний, при которых комиссия может назначить срок инвалидность до достижения несовершеннолетним 18 лет.
Установление и продление инвалидности ребенку в 2019 году
С 2018 года был расширен список заболеваний, по которым выдается категория инвалидности для детей. На 2019 год сюда входят 58 заболеваний, включая ДЦП, синдром Дауна. С принятием нового постановления был упрощен способ продления инвалидности. Появилась возможность заочно освидетельствовать состояние здоровья пациента, а также принимать решения о бессрочной инвалидности при тяжелых травмах или заболеваниях.
Бессрочная инвалидность может быть установлена в том случае, если в ходе социальной и медицинской помощи, ребенку нельзя облегчить степень тяжести его жизнедеятельности или в случае, если болезнь приобретает более тяжелую форму, не смотря на все старания врачей. Такая группа инвалидности может быть установлена после 2 лет в статусе инвалида.
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
Порядок обжалования решения
Нередко МСЭ может принять отрицательное решение. В таком случае комиссия должна в установленный срок (30 рабочих дней) составить акт освидетельствования и вынести заключение, в котором письменно обосновать причины отказа.
С этим документом родители или опекуны обращаются для обжалования в вышестоящие инстанции в таком порядке:
- Главное бюро МСЭ – подаются те же самые документы (максимум в течение месяца после получения отказа).
- Федеральное бюро МСЭ – процедура аналогичная.
- Суд – если 2 предыдущие инстанции также отказали.
Дата очередного переосвидетельствования указывается на полученной справке МСЭ, в других случаях переоформление требуется, если здоровье ребенка значительно изменилось. Приступать к процедуре лучше заранее, закон допускает прохождение повторной экспертизы за 2 месяца до конца указанного срока инвалидности.
Повторная комиссия в точности совпадает с первичной и длится так же долго. Поэтому родители детишек-инвалидов часто вынуждены брать отпуск специально для прохождения МСЭ.
Оформление инвалидности ребенку — трудоемкая задача, но сложности вполне оправданы. Полученные льготы позволят родителям максимально восстановить, развить и социализировать своего малыша, чтобы обеспечить ему благополучное будущее несмотря на проблемы со здоровьем.
Размер пенсии по инвалидности на ребенка
Ежемесячная пенсия по инвалидности на ребенка предполагает также и компенсационные выплаты, поступающие на протяжении всего назначенного срока. При этом размер таких выплат устанавливается на основании размера пенсии ребенка-инвалида и зависит от региона проживания.
Важно отметить, что суммарный размер пенсии и компенсационной выплаты должен быть не ниже размера, установленного городским минимумом.
В целях усиления социальной защиты граждан, которые воспитывают детей-инвалидов, Президентом России 26 февраля 2013 г. подписан Указ №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», предусматривающий установление соответствующих компенсационных выплат с 1 января 2013 г. Размер выплат дифференцируется на основании родственных отношений и составляет:
- 5 500 рублей – родителям (усыновителям) либо опекунам (попечителям) ребенка-инвалида с детства 1-й группы или до 18 лет;
- 1 200 рублей – другим лицам, имеющим причастность к воспитанию ребенка-инвалида.
Назначение вышеназванных выплат осуществляется без дополнительного предоставления заявления, на основании имеющихся в деле документов на ребенка-инвалида. В случаях если отсутствуют документы, подтверждающие родство либо статус опекуна, территориальные органы Пенсионного Фонда России обязаны дополнить пенсионные дела необходимыми документами. Размер социальных выплат составляет: Дети-инвалиды, инвалиды с детства 1-й группы – 12 082 рубля. Инвалиды с детства 2-й группы – 10 068 рублей.
Для оформления компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом до 18 лет, а также инвалидом с детства до 23 лет, в органный соцзащиты необходимо предоставить:
- свидетельство о рождении ребенка-инвалида;
- выписка из акта о прохождении МСЭ;
- трудовая книжка родителя (опекуна), осуществляющего уход за ребенком-инвалидом;
- документ, подтверждающий регистрацию ребенка по месту проживания;
- справку из органов ЗАГС, подтверждающую основания внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка (для одиноких матерей) или матери ребенка (для одиноких отцов).
Порядок действий при установлении детской инвалидности
Для того, чтобы становить детскую инвалидность необходимо получить заключение МСЭ (медико-социальной экспертизы) о наличии заболевания, мешающего нормальному функционированию организма. Направление на МСЭ дает врач после проведения обследований.
В таком случае может быть два развития ситуации: врач сам говорит родителям о необходимости прохождения комиссии или родители сообщают врачу о своем намерении добиться инвалидности для ребенка. Такое направление может выписать как врач-педиатр, наблюдающий за ребенком, так и специалист узкого профиля, по направлению которого было выявлено заболевание. Направление на МСЭ могут выписать в органах социальной защиты населения, если родители предоставят необходимые документы о выявленных врачами нарушениях в работе организма.
Важно! Инвалидность может быть оформлена ребенку и при выявлении психических отклонений в развитии. В таком случае, дать направление на МСЭ имеет право врач-психиатр или психиатрический диспансер, если ребенок наблюдается там.
После получения направления, необходимо написать заявление в бюро экспертизы на прохождение МСЭ. Перед прохождением МСЭ потребуется пройти медицинское обследование, ряд специалистов и сдать перечень анализов. После прохождения обследования, врач-педиатр пишет краткую характеристику на ребенка, в которой описывает его основные моменты биографии с рождения и до момента обследования, включая перенесенные прививки и заболевания. Акт заключения педиатра заверяется заведующим поликлиникой и после этого, родитель может обратиться в медико-социальную комиссию за признанием инвалидности.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Объем льгот, предоставляемых детям-инвалидам и их родителям, зависит от конкретной территории проживания, поскольку соответствующие региональные программы могут несколько отличаться друг от друга. Так, наличие инвалидности становится основанием для получения следующих дотаций:
- Для детей-инвалидов:
- Бесплатный проезд во внутригородском транспорте;
- Предоставление необходимых для лечения недуга медикаментов на безвозмездной основе;
- Льготная очередь и иные субсидии на получение жилья;
- Бесплатное подключение к сети Интернет;
- Льготы при использовании кабельного телевидения;
- Возможность бесплатного посещения курортов и оздоровительных зон;
- Зачисление на бюджетное место при поступлении в ВУЗ;
- Общие льготы, предоставляемые согласно ТК РФ и пенсионному законодательству;
- Компенсация расходов на телефонную связь;
- Скидки при приобретении предметов первой необходимости;
- Предоставление социальной пенсии;
- Для родителей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами:
- Время, затраченное на уход за ребенком-инвалидом, входит в трудовой стаж;
- Пособие, назначаемое по уходу за ребенком-инвалидом (в размере до 60% от прожиточного минимума региона);
- Выход на пенсию «по горячей сетке» (досрочно), при наличии трудового стажа не меньше 15 лет.
Прохождение МСЭ – заключительный этап обследования при получении инвалидности, он характеризуется следующими особенностями:
- Проводится в специально-уполномоченном бюро по региону проживания больного;
- После подачи соответствующего заявления будет выбран день проведения экспертизы;
- Как правило, МСЭ проводится не позднее месяца со дня обращения;
- При отсутствии у ребенка возможности лично прибыть в учреждение для МСЭ, экспертиза будет проводиться по месту пребывания больного (о необходимости организовать выездную МСЭ законный представитель должен указать в заявлении);
- При проведении обследования потребуется:
- Вовремя прибыть на обусловленное место;
- Обеспечить ребенка пеленкой, сменной обувью или бахилами;
- Для объективности решения, в составе комиссии должно присутствовать не менее 4 человек, имеющих педиатрическую специализацию;
- При проведении экспертизы, по ходатайству руководителя МСЭ, дополнительно могут присутствовать:
- лечащий врач ребенка;
- представители органов соц. защиты;
- представители внебюджетных фондов;
- По результатам исследования будет составлен:
- протокол;
- акт;
- Каждый итоговый документ медицинской коллегии подписывается всеми присутствовавшими специалистами и заверяется печатью.