Госдолг Японии раздулся до небывалого размера

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдолг Японии раздулся до небывалого размера». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Госдолг – сумма, которую страна получила от своих граждан, других государств и частных инвесторов. Он состоит из двух частей: внешней и внутренней. Внутренний долг – все то, что государство должно своим гражданам и другим институтам в собственной валюте. Внешний – задолженность перед любыми иностранным кредиторами.

Данные по госдолгу Японии

Показатель Значение Период
Государственный долг к ВВП 262 % 2021
Международная инвестиционная позиция 607328 JPY млрд. / 4748.473 млрд. USD 3 кв./22

Как появился внешний долг России

Сумму обязательств Российской Федерации можно разделить на две части: расходы, возникшие еще в 90-ые при образовании нового государства и новые займы, необходимые для развития. На рубеже тысячелетий Россия оказалась в сложной ситуации: Центральный Банк и Минфин принимали самые плохие решения из возможных и в итоге были вынуждены объявить дефолт.

С Советским прошлым закончили в 2017 г. Летом был проведен последний платеж в размере 125 млн. долларов. Неудачи страны больше не влияли на оплату и осталось только брать новые деньги и обслуживать текущие задолженности. Начиная с 2000-ых Россия получила в свои руки большие нефтегазовые доходы. Топливные рынки начали развиваться с очень высокой скоростью, цена на нефть взлетела, что позволило постепенно погашать свои обязательства. В тот же период, государство тратило деньги на внутреннее развитие.

Внешний долг стран мира на 2021 год: таблица

В последние годы рост экономики Японии замедлился. Обусловлено это рядом причин, в числе которых высокие зарплаты, а также дефицит площадей, топлива и сырья, падение спроса на японские товары на внешних рынках.

Власти Страны восходящего солнца предпринимают действия, направленные на снижение влияния негативных факторов, но пока ситуация кардинально не меняется, в то время как государственный долг растет.

  • Государственный долг США и еврозоны, его состояние и проблемы 2014 / Чечин Владимир Владимирович
  • Государственный долг в мировой экономике: новые уровни риска 2015 / Волков Р.Г.
  • Современное состояние и модернизация экономики Японии 2017 / Шевченко Дмитрий Алексеевич
  • Перспективы спроса на российский внутренний долг 2017 / Беляков Игорь Вячеславович
  • Государственный долг России: оценка современного состояния 2016 / Абышева Анжелика Викторовна
  • Анализ и классификация государственных облигаций внутреннего долга Японии 2008 / Ульянецкий М.М.
  • Доверие инвесторов и оптимальное управление государственным долгом 2002 / Вавилов А.П., Ковалишин Е.А.
  • Государственный долг экономически развитых стран как фактор усиления макроэкономического дисбаланса и глобальной нестабильности 2016 / Лясникова Ю.В.
  • Политика финансовой репрессии: международный опыт 2016 / Ахмед Абу Бакр Ф.А.
  • Государственный долг России: оценка современного состояния 2017 / Маммаева З.М.,

Вестник МГИМО-Университета. 2019. 12(5). С. 114-133 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ

DOI 10.24833/2071-8160-2019-5-68-114-133

Государственный долг Японии:

анализ особенностей и оценка перспектив

Р.Б. Ноздрева

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

В статье дана характеристика современного состояния государственного долга Японии, который почти в два с половиной раза превышает объём ВВП. Цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы выделить основные причины нарастания долга, особенности структуры, этапы формирования; сделать оценку и прогноз эффективности правительственных мер по его регулированию; провести компаративный анализ по отношению к госдолгу США.

Особенности государственных долговых обязательств Японии основаны на относительной стабильности её финансовой системы и высокой степени доверия к ней как внутри страны, так и за рубежом. Это положение обеспечивается тем, что 95% гособлигаций владеют резиденты. Несмотря на пессимистический настрой МВФ, инвесторы продолжают активно приобретать долговые обязательства японского правительства. На поведении инвесторов сказывается укрепление в мировой экономической науке позиции неокейнсианцев, которые считают внутренний долг безопасным, допуская, что бюджетные расходы могут быть равны сумме налоговых поступлений и внутреннего долга. Доминирующую роль на рынке долговых инструментов Японии в течение длительного времени продолжат играть государственные облигации и, хотя объём этого вида займов велик, высокая степень доверия к финансам Японии сохранится как внутри страны, так и за рубежом благодаря выстроенной правительством и Банком Японии компетентной, осторожной и в известной степени консервативной финансовой системе. В сфере регулирования государственного долга автор считает успешной политику Банка Японии, которая в значительной степени смягчает отрицательное влияние государственной задолженности на развитие японской экономики. Напротив, эффективность правительственных мер, в том числе в рамках «Плана Трёх стрел» премьер-министра С. Абэ, оценивается как низкая. Государственные расходы растут, но правительство не вводит ограничительных мер долговой политики, считая, что ежегодное увеличение объёма госдолга на 1% необходимо для поддержания экономического роста. На основе проведённого исследования дан прогноз сохранения на ближайшее пятилетие высокого уровня госдолга Японии.

Ключевые слова: Япония, государственный долг, факторы стабильности японской финансовой системы

УДК: 339.97

Поступила в редакцию: 13.02.2019 г. Принята к публикации: 15.06.2019 г.

Проблема долговых обязательств развитых стран относится к числу актуальных тем в исследованиях международных экономических отношений. Высокий долг Японии, США и ряда государств Европейского союза рассматривается как весомый фактор риска стабильности не только для экономик указанных государств, но и для мировой экономики в целом. Опыт по управлению государственным долгом Японии, страны с самым высоким в мире уровнем госдолга по отношению к ВВП, анализируется в данной статье с проекцией на ситуацию в России.

Есть страны, которые откладывают сверхдоходы на черный день. Например, Норвегия: ее Государственный пенсионный фонд (который на самом деле никакой не пенсионный – граждане Норвегии не перечислили в него ни кроны) накопил $893 млрд. В пересчете на население Норвегии получается примерно $178 тысяч на душу. Будущие поколения могут спать спокойно: их родители отложили им на черный день внушительную сумму.

А есть страны, которые накапливают сверхрасходы, чтобы будущим поколениям было чем себя занять. Спасибо деду за победу, вот счет.

Государственный долг недаром называют отложенным налогообложением: красиво жить хочется всегда, особенно сейчас, а заплатим мы за это как-нибудь потом. Вернее, даже не мы, а племя младое, незнакомое. Дед берет кредитную карту внука и идет в магазин. И так сорок лет подряд.

В Японии, с ее культом старшинства, есть целый государственный праздник – День уважения к пожилым. Я бы его заменил на День благодарности молодым, на которых пожилые, не спросив разрешения, повесили квадриллион иен долга. По подсчетам экономистов, к 2050 году каждый работающий японец будет отдавать до 70% своего дохода в государственный бюджет. Располагаемый доход (общий доход минус налоги и страховые взносы) следующего поколения японцев будет вполовину меньше нынешнего. В абсолютных цифрах это означает дополнительную потерю примерно 50 млн иен ($420 тысячи) дохода за годы жизни. Маленькие японцы рождаются с ипотекой на шее. Материнский капитал наоборот.

Все это было бы не так страшно, если бы экономика устойчиво росла, а маленьких японцев было много. Но экономика не растет уже 20 лет, а маленький японец сейчас в среднем один на семью. Ему-то и расплачиваться с долгами двух родителей и четырех бабушек и дедушек, платить им пенсию и обеспечивать их доступным здравоохранением (а живут они долго). Хорошо еще, если у него будет работать жена (не факт); если нет, то к предыдущему списку можно смело добавлять всех ее родственников.

В пересчете на душу населения японский госдолг составляет на данный момент порядка 7,9 млн иен (примерно $66 тысяч). Если вас все еще удивляет высокий процент самоубийств в Японии, вспомните, что тут даже груднички задолжали государству увесистую сумму.

ВВП: 1, 586 трлн долларов

Во второй половине XX века в Южной Корее свершилось экономическое чудо — полунищая страна, пережившая разделение на две части, преобразилась в одну из топовых экономик мира.

Секрет успеха заключался в планомерном применении стратегии роста за счет экспорта и доминировании крупных бизнес-корпораций. В последние несколько десятилетий Южная Корея заключила множество торговых соглашений с более чем 50 странами, на которые приходится более трех четвертей мирового ВВП.

Сейчас Южная Корея является крупным производителем и экспортером электронных товаров, телекоммуникационного оборудования и автомобилей. Однако есть у роста и оборотная сторона. Нынешняя Корея сталкивается с теми же проблемами, что и другие страны с развитой экономикой: замедление роста и стареющее население.

Пандемия COVID-19 оказала серьезное влияние на мировую экономику. Падение цен на энергоносители, практически коллапс туристической индустрии, снижение объемов торговли и повсеместное закрытие магазинов и заведений общественного питания из-за карантинов привело к повальному снижению ВВП по всему миру. И хотя многие страны к третьему кварталу 2020 года начали восстанавливаться после удара, однако большинство их них по результатам года не достигнет до-ковидного уровня ВВП. Пострадала и Южная Корея – с 1, 647 трлн долларов в 2019 году страна спустилась до 1, 586 трлн.

ВВП: 1, 600 трлн долларов

Канада тоже понесла потери из-за пандемии – ее ВВП упал до с 1, 736 до 1,6 трлн долларов.

В стране отлично развита добывающая промышленность, считается, что именно на канадской территории залегают третьи по величине запасы нефти.

Также в стране кленовых листьев превосходно развиты производственные мощности и сектор услуг, причем последний особенно активен в густонаселенных городских районах недалеко от границы с США. А исторические и географические тесные связи с США привели к тому, что примерно три четверти производимых канадцами товаров и услуг отправляются на американские рынки.

ВВП: 2, 551 трлн долларов

Туризм был (и, вероятно, еще будет) одной из самых важных отраслей французской экономики. В позапрошлом году Франция была безусловным лидером по числу посетителей во всем мире.

В стране багетов и беретов экономика смешанная – это значит, что наряду со множеством частных и полугосударственных предприятий в самых разных отраслях существует еще и государственное регулирование. Правительство принимает активное участие в некоторых ключевых секторах экономики, таких как оборонная промышленность и производство электроэнергии.

ВВП: 3, 780 трлн долларов

Из всех стран Европы самая развитая экономика в 2020 году была у Германии. Эта страна – ведущий экспортер автомобилей, машинного оборудования, химических соединений и прочих промышленных товаров, а рабочая прослойка немцев, как правило, высоко квалифицирована.

Однако на пути дальнейшего экономического роста стоит демографическая проблема – низкий коэффициент рождаемости затрудняет замену стареющих рабочих, а высокий уровень иммиграции создает нагрузку на систему социального обеспечения.

ВВП: 14, 860 трлн долларов

Крупнейшая азиатская экономика и единственное исключение среди пострадавших от пандемии стран. Китайский ВВП не только остался на том же уровне, но даже увеличился в объемах (для сравнения, в 2019 году ВВП Китая составил 14,4 трлн долларов).

Судя по темпам роста, которые опережают даже американские, уже в ближайшие годы Китай может превратиться в крупнейшую экономику мира.

Как же этого удалось достичь?

  • Правительство страны постепенно ослабляло плановый контроль над экономикой, отказавшись от коллективных методов ведения сельского хозяйства и промышленности, допустив самостоятельное регулирование рыночных цен, а также разрешив предприятиям пуститься в почти что самостоятельное плавание.
  • В результате в Китае стали увеличиваться объемы как внешней, так и внутренней торговли.
  • А в сочетании с мерами, поощряющими производственный сектор, эти методы превратили Китай в самого главного экспортера продукции по всему миру.

Правда, есть у китайского экономического чуда и оборотная сторона – это большие проблемы экологического характера. Также не обошли китайцев стороной и традиционные для других экономик проблемы — падение рождаемости и старение населения.

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

Читайте также:  Уплата госпошлины при регистрации договора дарения на квартиру

Внешний долг различают двух типов:

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Рейтинг стран мира по внешнему долгу

Эксперты, работающие в Мировой банковской системе, ежегодно просчитывают все возможные перспективы погашения внешнего долга для стран всего мира. Также в сферу их деятельности входит и составление рейтинговых таблиц по внешнему долгу с просчетом процентного соотношения задолженности этого типа к номинальному ВВП. На 2021 год составлен топ-10 стран мира, у которых наименьший внешний долг:

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
Бруней
Макао
Республика Палау
Экваториальная Гвинея 174 1
Алжир 3 389 2
Иран 15 640 4
Нигерия 15 730 5
Фиджи 127 5
Гаити 428 7
Азербайджан 6 059 8,2

Что позволяет Америке иметь такие большие долговые обязательства?

При появлении в Америке дефицита бюджета власти сразу же пытаются перекрыть его за счет займов. Безусловно, дыру можно было заполнить благодаря снижению расходов на медицину. Кроме того, образования, повышению налогов. Но правительство не хочет гневить народ.

Встает вопрос: что позволяет Штатам набирать такие долги? Вашингтон не боится брать займы в долларах. Так как для него это приоритетная валюта, над которой установлен полный контроль.

Если не сумели вовремя выплатить, то включают станок и получают нужную сумму. Но американские власти этого не делают, чтобы исключить крах экономики и дефолт.

Дефолт может произойти и тогда, когда Америка не сможет выплачивать проценты по задолженностям. Но это случится, если никто из стран больше не даст взаймы, что полностью исключается.

Однако, что может угрожать США – это пропорции государственного долга к ВВП. Этот показатель равен 104%, что считается нормой. Государству достаточно немного пополнить рынок новой продукцией, и дефицит восполнится.

Но стоит осознавать, что средства, занимаемые Штатами у других стран, не идут в карманы чиновников. Более того, они умно инвестируются в разнообразные сферы жизни. Государство создает новые рабочие места, образуются инновационные производства.

Пока Вашингтон в состоянии выплачивать долг, серьезных проблем не возникнет. Кроме того, уязвимость заключается в увеличении процента займов по отношению к ВВП.

Госдолг Японии впервые превысил отметку в $10 трлн

ВВП: 3, 780 трлн долларов

Из всех стран Европы самая развитая экономика в 2020 году была у Германии. Эта страна – ведущий экспортер автомобилей, машинного оборудования, химических соединений и прочих промышленных товаров, а рабочая прослойка немцев, как правило, высоко квалифицирована.

Однако на пути дальнейшего экономического роста стоит демографическая проблема – низкий коэффициент рождаемости затрудняет замену стареющих рабочих, а высокий уровень иммиграции создает нагрузку на систему социального обеспечения.

ВВП: 14, 860 трлн долларов

Крупнейшая азиатская экономика и единственное исключение среди пострадавших от пандемии стран. Китайский ВВП не только остался на том же уровне, но даже увеличился в объемах (для сравнения, в 2019 году ВВП Китая составил 14,4 трлн долларов).

Судя по темпам роста, которые опережают даже американские, уже в ближайшие годы Китай может превратиться в крупнейшую экономику мира.

Как же этого удалось достичь?

  • Правительство страны постепенно ослабляло плановый контроль над экономикой, отказавшись от коллективных методов ведения сельского хозяйства и промышленности, допустив самостоятельное регулирование рыночных цен, а также разрешив предприятиям пуститься в почти что самостоятельное плавание.
  • В результате в Китае стали увеличиваться объемы как внешней, так и внутренней торговли.
  • А в сочетании с мерами, поощряющими производственный сектор, эти методы превратили Китай в самого главного экспортера продукции по всему миру.

Правда, есть у китайского экономического чуда и оборотная сторона – это большие проблемы экологического характера. Также не обошли китайцев стороной и традиционные для других экономик проблемы — падение рождаемости и старение населения.

Мировой долг растет: в каких странах возможен дефолт в 2021 году

При рассмотрении состояния государственных финансов Японии бросается в глаза хроническая ежегодная нехватка доходов, которые были бы сопоставимы масштабу расходов. Разница покрывается за счёт выпуска гособлигаций и прочими методами, которые характеризуются словом «долги». Это служит фактором разрастания дефицита государственных финансов. Между тем, добиться увеличения бюджетных доходов и реализовать смелое сокращение расходов отнюдь не просто. Ряд расходных статей продолжает увеличиваться, не говоря уже о сокращении.

В их числе резко выделяются расходы на пенсионные выплаты, медицинское обслуживание и уход за пожилыми людьми, которые неуклонно растут. В бюджете на 2014 финансовый год (завершился 31 марта 2015 г. — прим. перев.) их величина практически достигает трёх четвертей в расходах, связанных с соцобеспечением, на которые приходится 31,8% совокупных годовых бюджетных расходов (величиной 95 трлн 882 млрд 300 млн йен). В обстановке развития процесса старения населения эти цифры говорят о том, сколь непросто сдерживать расходы, связанные с социальным обеспечением.

Заметим кстати, что совокупная стоимость обслуживания государственного долга (общая сумма процентных выплат и расходов по погашению долга) одновременно достигла в 2014 финансовом году практически одной четверти совокупной годовой величины бюджетных расходов, составив 24,3%. Таким образом, на выплаты по госдолгу и расходы, связанные с социальным обеспечением, уходит более половины расходной части бюджета. Именно это является основным фактором так называемой «иммобилизации» госбюджета Японии. С этой проблемой Япония сталкивается до нынешних дней с тех самых пор, как во второй половине 1960-х годов начала увеличиваться сумма непогашенного остатка правительственного долга.

Продолжать откладывать задачу оздоровления государственных финансов больше нельзя. Вступая в эпоху полномасштабного превращения в общество пожилых, продолжать увеличивать расходы на социальное обеспечение в отсутствие соразмерных источников финансовых поступлений означает ещё больше удаляться от пути, ведущего к восстановлению государственных финансов. В этой связи обращает внимание так называемое «Комплексное реформирование социального обеспечения и налоговой системы», о которой тройка крупнейших партий страны — Либерально-демократическая партия, партия Комэй и Демократическая партия — договорились в июне 2012 года, в период, когда у власти находилась Демократическая партия. На основании принятой после этого законодательной базы для повышения налоговых ставок весной 2015 года было проведено повышение ставки потребительского налога.

Представляется невозможным предсказать, удастся ли достичь поставленных целей по оздоровлению государственных финансов в период до 2020 финансового года, когда в Токио будут проходить летние Олимпийские и Паралимпийские игры. Участники финансового рынка пристально следят за ситуацией и задаются вопросом: «Обладает ли Япония решимостью и возможностью всерьёз заняться оздоровлением состояния государственных финансов?» Впредь не исключено, что в случае повышения степени риска вложений в японские долговые обязательства произойдёт утрата доверия к государственным облигациям, что повлечёт за собой резкое падение их рейтинга (и соответственно взлёт величины ставки заимствования).

Для решения проблемы государственных финансов не существует быстродействующих лекарств. Правительству необходимо соблюдать бюджетные правила и неукоснительно продолжать двигаться по пути оздоровления государственных финансов. Говоря конкретнее, пользуясь отсрочкой, возникшей в связи с решением отложить на более поздний срок повышение налога, от правительства требуется: (1) вывести японскую экономику на траекторию роста, добившись реального выхода из дефляции, и (2) продемонстрировать реальный результат в деле сокращения госрасходов посредством реформирования системы социального обеспечения, а также административной реформы.

Уже сейчас накопленные долгосрочные долговые обязательства правительства столь велики, что их масштаб не позволяет рассчитывать на сокращение долга только за счёт увеличения ставки потребительского налога и прочих подобных мер. Экономисты подчеркивают: «Долг Японии не уменьшится до тех пор, пока не произойдёт не только сокращение бюджетных расходов и увеличение налогов, но и рост экономики». Будем честны: нет иного пути, кроме как наряду с усилиями по сокращению непомерных и лишних трат из госбюджета поставить во главу угла увеличение налоговых поступлений посредством восстановления экономической конъюнктуры. В этой связи также возникает вопрос о том, насколько способны решить стоящие задачи «три стрелы» — три основных направления политики, именуемой «абэномика».

С учётом результатов выборов в нижнюю палату парламента, правящая коалиция Либерально-демократической партии и партии Комэй получили мандат доверия на осуществление политической власти в стране на протяжении четырёх лет. Как неоднократно заявлял в ходе предвыборной борьбы премьер-министр Абэ Синдзо, у нынешнего правительства «есть лишь один путь — восстановление экономической конъюнктуры» посредством абэномики. Вместе с тем, в условиях, когда политическая власть обрела устойчивый базис, необходимо сосредоточить интеллектуальные усилия и на болезненных структурных и административных реформах, связанных с обеспечением профицита первичного баланса.

Фото к заголовку: Министерство финансов Японии (фотография предоставлена Jiji Press)

(Оригинал статьи на японском языке опубликован 25 декабря 2014 г.)

(*1) ^ Первичный баланс (первичное сальдо, PB). Баланс налоговых, а также неналоговых поступлений госбюджета и бюджетных расходов за исключением расходов на обслуживание государственного долга (возврата основной суммы заимствований и выплат процентов по заимствованиям). Является показателем, демонстрирующим, насколько правительство способно покрывать бюджетные расходы на тот или иной момент налоговыми и прочими доходами на тот же самый момент времени. С начала 1990-х годов продолжается период дефицита первичного баланса государственного бюджета. Правительство расценивает достижение профицита этого показателя в качестве важной вехи на пути оздоровления государственных финансов.

Абэномика Абэ Синдзо Государственные финансы дефицит государственный долг / государственные облигации первичное сальдо первичный баланс госбюджета цели по оздоровлению / восстановлению государственных финансов оздоровление / восстановление государственных финансов расходы на социальное обеспечение бюджет

С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.

В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.

По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.

Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.

Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.

Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.

Управление государственным долгом — совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам, погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг. Это одно из направлений финансовой политики государства.

Выплаты доходов по займу и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть к рефинансированию государственного долга.

Под рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Государством в 2020-2021 годах могут приниматься следующие меры в области управления государственным долгом:

— конверсия — изменение доходности займов, т. е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов);
— консолидация — изменение условий займов, связанных со сроком. Благодаря консолидации может быть достигнуто увеличение срока действия уже выпущенных займов;
— унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигациинового займа. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и самостоятельно;
— аннулирование государственного долга — мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенному займу.

Существующая система управления государственным долгом способствует сокращению объема потенциальных кредитных ресурсов инвестирования и объема внутренних инвестиционных ресурсов, т. е. обладает негативным эффектом. Подрыв инвестиционных возможностей ведет к углублению экономической стагнации, что объективно способствует накоплению инфляционного потенциала и становится препятствием на пути достижения антиинфляционных результатов, ради которых и создавались вышеуказанные инструменты рынка государственных ценных бумаг.

Читайте также:  Как выплачивают благосостояние при увольнении из оао ржд

Для обеспечения своевременного и полного погашения государственного долга при Казначействе Министерства финансов был создан Гарантийный фонд по обслуживанию государственного долга.

Направления использования средств Гарантийного фонда:

  • обслуживание государственного долга в случае несвоевременных и неполных платежей организаций-должников;
  • предотвращение курсовых рисков. Положительная разница между процентными выплатами по кредитам, привлеченным в иностранной валюте и выданным в национальной и иностранной валюте, накапливается в гарантийном фонде, а разница, вызванная колебаниями обменного курса, покрывается за счет этих средств;
  • покупка и продажа иностранной валюты.

Средства Гарантийного фонда направляются на погашение задолженности в случае несвоевременного и неполного погашения кредитов заемщиками (должниками) или рефинансирующими банками по проектам и программам, финансируемым за счет госдолга. При недостаточности средств фонда задолженность погашается за счет средств госбюджета с последующим их возмещением.

Фонд также возмещает задолженность, начисленные штрафы и пени организациями-должниками или рефинансирующими банками.

На покрытие дефицита консолидированного бюджета — 37,5 трлн сумов и погашение основного долга в размере 7,8 трлн сумов будут использованы следующие источники:

  • внешние — кредиты международных финансовых институтов (11 трлн сум), еврооблигации — 7,7 трлн сум, займы на реализацию государственных целевых программ — 12,1 трлн сумов;
  • внутренние — выпуск государственных казначейских облигаций (5 трлн сумов);
  • остаток средств на начало года Фонда реконструкции и развития (8,1 трлн сумов), государственного бюджета и государственных целевых фондов (1,5 трлн сумов).

Ранее заместитель министра финансов Одилбек Исаков сообщил, что в 2021 году Узбекистан планирует выпустить государственные казначейские облигации на 5 трлн сумов, а также международные еврооблигации на 700 млн долларов. Он также поделился географией инвесторов последних евробондов и рассказал, куда пойдут средства от размещения.

Что будет, если США аннулируют долг Китаю


Существует мнение, что в случае аннулирования долга Китаю США потеряет статус платежеспособного заемщика, а это приведет к техническому дефолту, объявлению страны неспособной расплатиться по долгам. Это было бы справедливо по отношению к любой другой стране, но что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку. Вспомним, что в истории США уже было немало прецедентов нарушения ими международного права.

Что касается последствий для КНР, то, по большому счету, ничего не случится. Во-первых, триллион – безусловно, большая сумма, потеря которой, особенно в период кризиса, будет ощутима, но в масштабах объема активов финансовых учреждений Китая, который, по сообщению Синьхуа со ссылкой на данные Центрального банка, на конец 2019 г. достиг около $45 трлн, потеря одного не будет катастрофой. Кроме того, не стоит забывать, что Китай сам является крупным и активным кредитором и инвестором. Китайские банки в рамках Инициативы «Один пояс, один путь» инвестируют крупные суммы в экономики стран Евразии.

Во-вторых, ценные бумаги Казначейства США не являются в полном смысле активами.

Они являются финансовым капиталом, который призван обеспечивать стабильность валюты и финансовой системы страны, за ним не стоит производство или недвижимость. Грубо говоря, это «цифры в компьютере».

Другими словами, если США ничего не будут должны Китаю, то производство не вернется из КНР в США, китайские разработки и инновации не прекратятся, заводы не остановятся, как ничего не произойдет и со спросом на китайский экспорт, а колебания курса юаня и доллара принесут, самое большее, неудобство и потерю части прибыли – причем не столько Китаю, сколько его торговым партнерам.

Сократить госрасходы Соединенным Штатам мешают разногласия

Президент Байден хвалит демократов за то, что у них получилось снизить расходы бюджета на $1,8 трлн за 2 года, но это в основном «заслуга» уходящей пандемии коронавируса. Ведь снизились именно антикризисные расходы на поддержку людей и экономики.

Хотя Байден обещал сократить дефицит бюджета на $1 трлн за десятилетие, но пока что его политика только добавила почти $5 трлн дефицита, пишет NY Times. И на фоне приближающихся выборов в конгресс вопрос дефицита и госдолга США будет стоять остро.

Республиканцы утверждают, что их избиратели готовы к сокращению госрасходов, пишут Fox News. Ведь именно эти расходы в основном и питают инфляцию. В этой партии уверены, что вопрос госрасходов позволит им получить большинство мест на выборах в Конгресс, поскольку «демократы в Конгрессе занимаются неконтролируемыми расходами — и трудолюбивые американцы расплачиваются за это».

Если же республиканцы займут большинство мест в Конгрессе, администрации демократа Байдена будет намного сложнее продвигать свои решения. Неизбежны политические споры: республиканцам очень не нравится, как легко их оппоненты увеличивают госрасходы и поддерживают дефицит бюджета.

Почему Штаты не могут просто продолжить печатать доллары

Довольно часто дискуссии на тему мрачных прогнозов будущего американской экономики и её долгового пузыря заканчиваются на предположении, что Федеральная резервная система США просто продолжит инвестировать в казначейские ценные бумаги (то есть задействует меры «количественного смягчения», а попросту говоря просто напечатает еще долларов). Но на деле такой метод не сработает. Недавнее повышение процентной ставки ФРС с минимальных 0,25% до 1,25-1,50% годовых говорит о том, что федеральное агентство осознаёт, что экономика страны не сможет долго функционировать при искусственно занижаемых до нуля процентных ставках.

Правда ФРС уже и так похоже нанесла экономике США непоправимый урон, запустив «оргию» нулевых ставок длиной в десятилетие. Американская экономика в результате превратилась в гигантский пузырь и была оторвана от основных рыночных механизмов. Сейчас назвать экономику США рыночной и язык-то не поворачивается. В реальной рыночной экономике было бы просто невозможным дожать процентные ставки до нуля, не затрагивая при этом другие компоненты финансовой системы – обменный курс доллара, инфляцию, премии за кредитный риск. На самом деле и для американской экономики это оказалось невозможным: мы наблюдали, как ужасные последствия возникали одно за другим и сейчас практически достигли критической точки. ФРС раздуло пузырь активов кредитами, на которые велись финансовые спекуляции и осуществлялся обратный выкуп акций компаний.

Такая политика сходила США с рук в течение практически двух десятилетий благодаря хорошей отправной точке в виде развитой экономики и способности манипулировать валютной монополией доллара. Однако преимущество долларовой монополии оказалось иллюзией: несомненно, она позволила Штатам десятилетиями жить не по средствам, но теперь пришло время платить по всем счетам. В американской экономике, которая на деле значительно ближе к плановой, чем к рыночной, ФРС служит главным агентством по планированию, по функциям близкому к Государственной плановой комиссии СССР; только в отличие от Госплана регулятор не устанавливает цену на отдельный продукт или услугу, как это делалось в Советском союзе, а фиксирует стоимость самого важного товара – денег – с помощью манипуляций обменным курсом и занижения процентных ставок без оглядки на рыночные механизмы.

Ни одна страна не может постоянно игнорировать законы рыночной экономики. СССР попытался, но потерпел неудачу, пробовал это делать и Китай, но отказался от такой стратегии, что дало старт стремительному подъему экономики. Вот и американцам в скором времени тоже потребуется освежить свои знания основ рыночной экономики.

Социально страхование ставит правительство между молотом и наковальней

Сумма предлагаемого администрацией федерального бюджета на 2019 год составляет $4,2 трлн, и согласно официальным прогнозам к 2028 году составит уже $6,3 трлн. Несмотря на то что, военные расходы составляют значительную долю федерального бюджета и продолжают увеличиваться, наибольшая часть бюджета отдана под расходы на социальные нужды (пенсии, здравоохранение), которые согласно прогнозам по своим темпам роста обгонят оборонные расходы уже к 2028 году.

В Приложении 10 демонстрируются размер и структура расходов федерального бюджета на 2018 год и прогноз по аналогичным показателям на 2023 год. Мы видим, что и без того раздутый бюджет на оборону спустя десятилетие увеличится с $634 млрд в год до $783, однако его доля в общем бюджете опуститься с 15% до 13%. Как говорится, поживём – увидим.

Как это ни парадоксально, высочайшая инфляция в глобальном плане для мира сейчас является благом, так как позволяет девальвировать огромные накопившиеся долги. Похоже, в этом русле и будут двигаться все «должники» — как развитые, так и развивающиеся. Даже те, кто сейчас декларирует борьбу с инфляцией (США, Англия), не готовы вести ее до конца — они будут пытаться сохранить ставки на том уровне, при котором не наступает повальных банкротств, и заливать деньгами все мало-мальски серьезные проблемы. Это означает годы высокой инфляции и, скорее всего, стагнации экономики.

«Наученные горьким опытом Lehman Brothers, американцы и европейцы не допустят повторения ситуации. Но они пожертвуют ради этого борьбой с инфляцией, она продолжит разгоняться», — говорит ведущий эксперт института «Центр развития» НИУ ВШЭ Сергей Пухов. По его словам, регуляторы отвечают прежде всего за банковскую систему, поэтому финансовый сектор не рухнет. «В случае возникновения кризисных явлений правительства западных стран будут спасать крупные компании. Это же происходило и в 2008 году. А вот остальной бизнес — ему, конечно, будут помогать, но из-за сильного сокращения денежной массы этой помощи ему может не хватить. В любом случае Западу пригодится опыт и 2008 года, и 1930-х и 1980-х годов», — заключил эксперт.

Действительно, скорее всего, инфляция девальвирует накопленный долг, как это было с долгами после Второй мировой войны, соглашается Сергей Суверов. «Мы уже видим на примере Credit Suisse, что в сложных случаях проводится реструктуризация бизнеса, по этому пути и будут идти. И хотя с ростом ставок число дефолтов будет расти, проблемы будут в основном у средних и мелких предприятий, системообразующим упасть не дадут, и суверенных дефолтов тоже удастся избежать. Да и рецессия может помочь: она “приглушит” инфляцию и тем самым избавит центробанки от необходимости сильно поднимать ставки. К тому же со временем долг относительно ВВП уменьшится — когда возобновится экономический рост, все же пятая технологическая революция идет, Amazon, Google, Apple все время внедряют технологические новинки, ИИ, роботизация — все это должно рано или поздно дать толчок экономике», — рассуждает главный стратег «Арикапитала».

Андрей Хохрин, гендиректор ИК «Иволга Капитал», считает, что текущая ситуация не критическая и ухудшить ее может только замедление темпов роста стран «большой семерки». «Уровни закредитованности ведущих экономик, исключая Японию, терпимы. Если ключевые ставки удастся удержать вблизи нынешних уровней, даже если они уйдут к трем-четырем процентам, долги обслуживать можно, — рассуждает он. — Ситуация усугубится при замедлении роста ВВП стран G7 или при его снижении. Сейчас средний уровень прироста около двух процентов. Однако серьезного замедления мы не видим. И значит, вряд ли увидим в обозримом будущем. Американский фондовый рынок в частности и финансовый рынок в целом, полагаю, продолжат концентрировать на себе глобальный инвестиционный поток. Поэтому же Америка, видимо, продолжит накапливать госдолг активнее прочих стран G7. И поэтому же может в итоге стать застрельщиком долгового кризиса».

Япония же, по словам Андрея Хохрина, особый случай: достаточно низкая инфляция (3%), уникальная для крупнейших экономик отрицательная ключевая ставка (−0,1%), гигантский по любым меркам госдолг (266% ВВП). И при этом слабая валюта и весьма скромный экономический рост (+1,5%). «Возможно, беда придет с этого края. И если придет, то, по сути, в любой момент. В связи с этим все сказанное выше может быть слишком оптимистичным логическим построением», — заключает глава «Иволги Капитал».

Что еще может пойти не так? На самом деле очень многое. Рост ставок уже очень резкий — и в любой момент какой-то финансовый институт может столкнуться с тем, что ему срочно нужны деньги, и начать продавать гособлигации по любым ценам. Если деньги срочно нужны нескольким крупным игрокам — это означает катастрофу для долгового рынка и гарантированный выход правительства и ЦБ с докапитализацией. Собственно, примеры уже есть: в начале октября под угрозой маржин-колла оказались английские пенсионные фонды. Казалось бы, это самые консервативные инвесторы на свете — но, желая полностью себя обезопасить от снижения ставок, они покупают деривативы. Если доходность облигаций резко растет, они вынуждены внести гарантийное обеспечение по деривативам, причем сделать это надо моментально. Банку Англии удалось купировать проблему, только выйдя с покупками на рынок госдолга.

Да, обслуживать госдолг при ставках 3‒4% или корпоративный долг при ставках 0%, как в Японии, вроде бы несложно — но только если на рынке не пропадают разом все покупатели. Тогда начинается массовая распродажа, маржин-коллы, капитал финансовых структур тает за считаные часы. Вполне реальный сценарий и для шатающихся застройщиков Китая, и для госдолга Пакистана, и для американских, японских или английских корпораций, муниципалитетов и т. д. Мы знаем, что будет дальше: правительствам и центробанкам придется выходить на рынок в качестве покупателей и либо тратить резервы, либо наращивать долг правительства. Сколько таких циклов можно сделать? Сейчас кажется, что сколько угодно. Но так ли это на самом деле?

Читайте также:  Размер минимальной пенсии в России в 2023 году: таблица по регионам

Есть и сущностная проблема текущего долгового безумия. У роста долга изначально была благая цель в виде стимулирования экономического роста через инвестиции в реальный сектор. Но эта цель полностью провалена. В том же Китае каждый новый процент прироста ВВП обходится во все большую сумму долга. В США капитальные вложения бизнеса относительно ВВП остаются значительно ниже последнего пика 2000 года, целый ряд отраслей недоинвестированы, более десяти лет стагнирует промышленное производство, падает отдача на капитал компаний из S&P 500 (подробнее см. «Звезды, полосы и кошмар капиталиста», «Эксперт» № 28 за 2022 год). Иными словами, триллионы долларов не привели к созданию новых производств, росту производительности и отдачи на капитал. При околонулевых ставках можно было с этим мириться, при ставках от 4 до 8% возникает вопрос, как их отбивать.

«Пока все в логике “пинания банки”. Долги продолжат накапливаться и масштабировать долговой кризис в будущем, — говорит Андрей Хохрин. — Именно в перспективе ближайших пары лет не жду обострения — считаю, что инфляционный пик пройдет при умеренных денежных ставках. При этом нужно учитывать долгосрочную проблему. Растущий финансовый рычаг не позволяет экономикам расти в среднем более чем на да процента в год. Поэтому долговой кризис — вопрос времени».

В этом отношении растущие страны вроде Индии, Индонезии, Нигерии и прочих, где отдача от инвестиций заметно выше просто в силу индустриализации, могут стать новым магнитом для капитала. Хотя, конечно, возникает вопрос, какой капитал готов будет пойти туда. Последние сорок лет, начиная с долгового кризиса в Мексике в 1994 году и заканчивая полным разрывом отношений западных инвесторов с Россией в 2022-м, уже наглядно показали: насколько смело западный капитал заходит в страны EMDE в поисках высокой доходности, настолько же быстро он бежит в US Treasuries при малейшей турбулентности, погружая такие страны в хаос. При этом развивать экономику условного Пакистана или Нигерии на деньги от коротких внешних займов невозможно. Поэтому хорошим выходом могут стать двусторонние отношения (по этому пути уже идет Китай, инвестирующий в азиатские и африканские страны) и более активная работа новых международных финансовых институтов вроде Нового банка развития БРИКС.

Национальный долг и ВВП по странам мира (таблица) 2021

Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.

Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).

Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:

  • Нормативно-правовая база
  • График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
  • Структура долга
  • Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
  • Глоссарий
  • О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)

И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.

Итак, по данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 миллиарда по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юридических лиц, гарантированные государствами.

В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.

Внешние долги стран мира 2021 таблица

По оценкам Всемирного банка, госдолг становится проблемным, когда его размер составляет 77 и более процентов от годового ВВП государства. В России этот показатель равен всего лишь 16%, это очень мало по мировым меркам. Мы являемся незакредитованной и финансово устойчивой страной.

Что же с соотношением долга к ВВП в остальных странах? Смотрим.

США уже нет в десятке. Как и в двадцатке. Мы найдем штаты лишь на 30 мере с показателем 99,6%.

ТОП-3 у нас прямо-таки экзотический получился. Если кто забыл, напомню, Маврикий – это небольшое островное государство в Индийском океане, территориально его относят к Восточной Африке. Занимают они, скорее всего, на строительство инфраструктуры и медицинские услуги.

Нахождение в ТОП-10 Сингапура, Гонконга и Швейцарии объясняется тем, что это крупные финансовые центры и их займы связаны, соответственно, с финансовыми операциями. Эти страны занимают, чтобы затем более выгодно вложить.

Вот такой у нас обзор сегодня получился 😊

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

  • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
  • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
  • восстанавливается общий бюджет государства.

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

  • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
  • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
  • восстанавливается общий бюджет государства.

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

  • Добавлен список стран по размерам ставки НДС 20 января, 2021
  • Добавлен новый рейтинг стран по уровню жизни пенсионеров 6 декабря, 2020
  • Добавлен новый рейтинг городов по стоимости жизни (по версии The Economist) 13 ноября, 2018
  • Обновлены рейтинги стран по уровню свободы 27 октября, 2020
  • Обновлен рейтинг лучших городов мира 24 октября, 2020
  • Курс валют
  • Каталог банков
  • Курс криптовалют
  • Финансовые графики
  • Займы онлайн
  • Кредит наличными
  • Кредитные карты
  • Дебетовые карты
  • Банки
  • Кредит
  • МФО
  • Финансы
  • Бизнес
  • Вклады
  • МФЦ
  • Инвестиции
  • Крипто
  • ЭПС
  • Привлечение заемных средств от частных и государственных структур иностранного подданства, приводит к накоплению долговых обязательств рассматриваемого государства. Средства могут использоваться в различных целях, в том числе для нормализации состояния внутреннего экономического климата. В роли источников денежных средств могут выступать: фонды, частные инвесторы, банки и т.д.

    Формирование внешнего государственного долга (т.е. заимствования) осуществляется через операции на долговом рынке или посредствам прямых займов. Облигации федерального займа (Россия) или иные бумаги аналогичного типа, считаются основными инструментами привлечения капитала государством. Размер госдолга – это динамическая величина, рассчитываемая путем сложения всех кредитных обязательств страны.

    Положительным аспектом международных финансовых ресурсов является увеличение объема ликвидности, приводящее к повышению потребительской активности и промышленному росту. Привлеченные средства могут использоваться для рефинансирования внешнего государственного долга страны, то есть погашения предыдущих займов. Социальные и бюджетные программы также могут финансироваться за счет средств, привлеченных по внешним каналам.

    Обслуживание внешнего долга является одной из основных факторов, замедляющих прирост показателя ВВП, так как средства, направляемые на погашение долга и процентов по нему, изымаются из общего объема государственного капитала.

    Внешние заимствования имеют типовые и периодические различия, по которым определяют:

    • корпоративный внешний долг – финансовые обязательства экономических субъектов выполняющих определенную деятельность внутри государства. Учитываются как частные компании, так и государственные. Данный вид принимается в расчет при определении общей суммы внешнего государственного долга страны, но не накладывает финансовых обязательств непосредственно на государство, за исключением случаем наличия госгарантий и обеспечения;
    • государственный внешний долг – совокупность обязательств, взятых на себя муниципальными и федеральными представительствами органов власти, в том числе гарантийное обеспечение частных и корпоративных займов;
    • текущий госдолг – обязательства, исполнение по которым ограничено периодом в 12 месяцев;
    • общегосударственная задолженность – совокупность всех обязательств, исполнение по которым намечено как на текущий период, так и на перспективу.

    Отдельно следует отметить сроки, на которые кредитор готов выделить средства. Существуют краткосрочные, среднесрочные, а также кредиты с большим сроком. В последнем случае кредитор предоставляет деньги на пять лет и более, в первых двух – это сроки до года и пяти лет, соответственно.

    Менее выгодными для государства считаются краткосрочные займы, отличающиеся высокими процентами и узкими временными рамками. Часто заемщик прибегает к пролонгации и консолидации, а также иным договорным уступкам со стороны кредитора. Таким образом именно займы на короткий срок могут составлять большую часть внешнего государственного долга страны и оказывать значительное давление на экономику и личное финансовое благополучие граждан.

    Правительство РФ выполняет ряд действий для погашения кредитов. Это:

    1. Реструктуризация (изменение условий кредитования) долга перед Парижским и Лондонским клубами.
    2. Обмен государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на евробонды (предъявительские ценные бумаги).
    3. Переход ГКО в ОФЗ (облигации федерального займа).
    4. Обмен ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) на ОГВЗ (облигации государственного валютного займа).
    5. Смена коммерческих задолженностей на еврооблигационные займы.

    Эксперты-финансисты подсчитали, что по итогам последнего квартала 2017 года внешний долг России составляет 537,5 миллиарда долларов США. Но при этом успокаивают, что даже такая сумма не сможет привести нашу страну к дефолту, хотя некоторые компании рискуют обанкротиться.

    Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. Специалисты уточняют, что в 2021 году выплаты по внешнему долгу России составили 12,5 миллиарда долларов. Благодаря девальвации (снижению курса национальной валюты) суммарная задолженность увеличивается, хотя долги выплачиваются постоянно. В 2021 году практически все бюджетные средства уйдут на выплату внешнего госдолга. В связи с этим российский бизнес столкнется со снижением доходов (как следствие – сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений, увеличение доли импорта).

    Россия постепенно меняет свой статус: из должника переходит в кредитора. Согласно финансовым отчетам, позиции частного сектора по внешним активам сравнялись с пассивами. Проблема остается со сбалансированием бюджета нашей страны, который, как известно, основан на ценовой политике нефти в рублях.

    Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку – это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая – до 48%, умеренная – до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов производимых на своей территории.

    При росте внешнего долга автоматически снижается рейтинг этой страны, авторитет ее правительства у населения.

    Погашение внешнего госдолга на первое полугодие 2017 год:

    • 29 млрд. долларов в счет основного долга;
    • 12,8 млрд. долларов в качестве процентной ставки.

    Специалисты делают выводы: за 2021 год выплатили меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности в 2021 году. Такая ситуация объясняется тем, что РФ в 2021 году сохранила положительное торговое сальдо (разница между ценой экспорта и импорта) – за январь — июль 2021 году эта разница составила 72 миллиарда долларов.

    К тому же ЦБ России прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце прошлого года (резко снизились цены на нефть, при этом доступность финансовых рынков для компаний нашей страны была ограничена). Повторения прошлогодней ситуации не будет, поэтому специалисты советуют не паниковать, а с оптимизмом строить планы на будущее.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий