Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав и достоинства ребенка в детском саду (часть 1)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.
Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка
Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.
Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.
За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.
Что делать, если нарушаются права ребенка в детском саду?
Государство гарантирует защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
При осуществлении деятельности в области образования ребенка, в том числе в дошкольном образовательном учреждении, не могут ущемляться права ребенка, например, на охрану его здоровья (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 9, ст.
10 Закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ; п. 1 ст. 24 Конвенции о правах ребенка).
- Если в дошкольном образовательном учреждении (детском саду) нарушают права вашего ребенка, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
- Шаг 1. Обратитесь к заведующему детским садом с жалобой (заявлением) о нарушении прав вашего ребенка
- Жалоба (заявление) составляется в свободной форме на имя заведующего детским садом.
Подать жалобу можно лично или направив по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Если вы подаете жалобу лично, рекомендуем составить ее в двух экземплярах: один экземпляр передайте в детский сад, а на втором попросите поставить отметку о принятии у вас жалобы. Обязательно сохраните второй экземпляр жалобы с отметкой о принятии или почтовое уведомление.
Шаг 2. Обжалуйте ответ заведующего детским садом в уполномоченный орган
Если вы не согласны с ответом заведующего детским садом или не получили от него ответ, подайте жалобу (заявление) в уполномоченный орган.
Жалоба (заявление) должна содержать, в частности (ст. 7 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ):
1) наименование органа, в который подается жалоба, либо Ф.И.О. соответствующего должностного лица, либо его должность;
2) адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес;
3) ваши Ф.И.О.;
- 4) изложение сути жалобы (описание особенностей нарушения прав ребенка);
- 5) просьбу провести проверку и принять меры к устранению нарушений прав ребенка;
- 6) вашу личную подпись и дату.
- По возможности приложите к жалобе доказательства нарушения прав ребенка (документы, фото- и видеоматериалы, свидетельские показания).
Следует также учитывать, что нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод детей в дошкольном образовательном учреждении (в том числе права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья) либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на соответствующих должностных лиц и на само учреждение (ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ; пп. 9 п. 1 ст. 34 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Примерные фразы родителей при разговоре с работниками ДОУ
Ребенка постоянно наказывают и ставят в угол
Очень жаль, что у вас в группе допускается моральное насилие над ребенком. Вы сами отвечаете за каждый промах?
«Раньше вообще детей розгами в саду били! А вы возмущаетесь, что я его шлепнула легонько»
Все законы запрещают бить ребенка. Ваш шлепок можно квалифицировать как физическое насилие над моим ребенком.
«Ваш ребенок фантазирует. Я никогда не ставила его в угол и не наказывала»
Если это так, то вы не будете возражать, если родители в группе поставят видеокамеры. Ведь мы вправе знать, чем занимаются наши дети и как с ними обращаются.
Кстати, вести скрытую видеосъемку или записывать на диктофон разговоры воспитателя с детьми или родителями противозаконно. А вот официально установить видеокамеру в группе родители детского сада имеют право.
- Мой ребенок при выходе из бассейна, находящегося при ДОУ, сильно поранила ногу, была госпитализирована, наложены швы. Лестничное крепление ничем не обработано, вокруг очень скользко. Кому мне жаловаться? Ответ: Напишите заявление на имя заведующего вашего садика, потребуйте устранения опасного крепления, а также возмещения материального ущерба, если затраты на лечение для вас значительны. Если меры не будут приняты, обращайтесь в суд, не забудьте собрать все чеки за купленные лекарства, по возможности предоставить показания свидетелей.
- Имеют ли право сотрудники ДОУ отдавать ребенка несовершеннолетнему родственнику, но с разрешения родителей? Ответ: Воспитатели отвечают за ребенка, пока он находится на их попечении. Граждане до 18 лет юридически не ответственны, поэтому отдавать ребенка несовершеннолетнему человеку, пусть даже родственнику, работники ДОУ не имеют права.
- Воспитатель, пытаясь остановить моего 5 – летнего ребенка травмировала ему руку так, что лучевая кость была сломана. Об инциденте мне не сообщили. По результатам мед.осмотра, проведенного в саду, перелома не было, травма была незначительна. Кому мне жаловаться и какова мера наказания в моем случае?Ответ: Обращайтесь с письменным заявлением в полицию, также пройдите суд мед экспертизу, зафиксируйте повреждения, степень их тяжести. После того, как полиция рассмотрит ваше заявление, будет ясно, как вам действовать дальше. При отказе в возбуждении дела вы можете обратиться в суд, привлечь воспитателя к ответственности, а также потребовать возмещения морального, материального вреда.
- Я являюсь ветераном боевых действий, имеет ли моя дочь льготы при постановке на очередь в сад?Ответ: Льготы имеют только военнослужащие, сотрудники МЧС, ФСИН, ФСКН. Если вы не относитесь к их числу, права на льготы вы не имеете.
- Я воспитатель детсада. При устройстве на работу мне было обещано заведующей получение путевки. За 2 года посещения путевки моя дочь так и не получила. Как быть? Ответ: Обратитесь с заявлением в местную администрацию, либо в управление, относящееся к вашему детскому учреждению. Все — таки заведующая самолично не может выдавать путевки, это не ее обязанность и прав на это у нее никаких нет.
Как перевести ребёнка из одного детского сада в другой
Родители или другие представители ребенка (опекуны и другие имеющие законные права) имеют право на перевод ребенка в другое учреждение дошкольного образования. Такая потребность может быть вызвана ликвидацией детсада или отзывом у него лицензии по различным причинам. Правила перевода могут отличаться в разных регионах, поэтому стоит предварительно уточнить правила в структурном подразделении, отвечающем за образование, органа местного самоуправления.
В общем случае для перевода необходимо обратиться в орган местного управления образованием.
Если вы переезжаете в новую местность, то необходимо будет подать заявку на постановку в очередь в общем порядке с указанием нового места проживания. Если же перевод необходим по не зависящим от вас причинам (детский сад закрылся), то вам обязаны предложить доступные варианты для перевода ребенка в другое учреждение.
Как вести себя воспитателю в конфликтных ситуациях (примеры)
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации в детском саду на примерах, а также разберем, как правильно выходить из них.
Ситуация 1
Ребенок приносит свою игрушку в детский сад и остро реагирует, если ее берут без разрешения. Он может плакать, злиться и даже драться. Так он показывает свое исключительное право на владение игрушкой.
Как вести себя педагогу?
Воспитатель рассказывает, как пользоваться чужими игрушками и настаивает, что всегда нужно просить разрешения, прежде чем взять. Нельзя отнимать силой, если ребенок не хочет делиться. Можно предложить игру «Давай договоримся», когда педагог отслеживает заранее оговоренное количество времени.
Детей нужно поддержать, если они переживают отказ, стимулировать их находить другие игрушки и не капризничать. Также нужно поощрять детей делиться или меняться игрушками, следить, чтобы никто не был обижен. Можно соорудить «Волшебный короб», придумать про него сказку. В коробе, который стоит на видном месте, будут храниться игрушки, которые принесены из дома и которыми сейчас никто не играет.
Ситуация 2
Нередко педагогам также бывает сложно быстро и правильно отреагировать при возникновении конфликтной ситуации. Рассмотрим высказывания воспитателей, если появляется конфликт домашних игрушек.
«Не приноси игрушки, если не следишь за ними». Дети могут потерять свою игрушку во время прогулки или в группе, начать капризничать перед уходом домой, от того что не находят ее. Воспитателю же нужно обеспечить соблюдение режима дня.
«Ты плохо себя ведешь — отнеси игрушки в шкаф». Так воспитатель может изменить поведение ребенка.
«Отдай игрушку, Дима — твой друг», «Не жадничай, это плохо». Воспитатель апеллирует к моральным принципам, чтобы предотвратить конфликт.
Во всех приведенных ситуациях воспитатель остро реагирует на нежелательное поведение ребенка. Однако такая реакция не всегда приводит к положительным последствиям.
Как вести себя педагогу?
Нужно акцентировать внимание детей на необходимости следить за своими игрушками, не терять их, находить перед уходом домой. Отмечать, у кого из детей получается это делать. Также следует проанализировать, какова причина частого обращения ребенка к воспитателю при потере игрушки.
Следует задать детям вопросы о дружбе, друзьях, узнать, что они вкладывают в эти понятия.
При появлении нежелательных реакций нужно разобраться в их причинах. Если недостаточно профессиональных знаний или опыта, то можно обратиться к другому педагогу, , пройти курсы повышения квалификации.
Ситуация 3
Примером конфликтов в ДОУ могут быть ситуации, когда потеря игрушки означает утрату маленькой ценности, памятного предмета или подарка. Расстраиваются не только дети, но и родители. Часто они требуют найти игрушку, а это нарушает распорядок дня, например, когда дети должны собираться на прогулку.
Как вести себя педагогу?
Чтобы предотвратить подобные ситуации, лучше обсудить их возможность на первом родительском собрании. Следует спросить у родителей, как они организовывают обхождение с домашней игрушкой на прогулке. Возможно, стоит рекомендовать родителям не отдавать в детский сад игрушку, если она особенно ценна или дорога. Также стоит отметить, что педагог не может отвечать за сохранность игрушки. Важно сохранять доброжелательность и корректно объяснить пределы ответственности воспитателя.
Ситуация 4
Ребенок сломал чужую игрушку, и родители требуют возмещения. Нужно ли в этой ситуации воспитателю включаться в разговор? Мы рекомендуем при возникновении споров попросить родителей выяснить это вне садика. Если воспитатель становится на сторону одного из родителей, он может быть втянут в конфликт, а это всегда нежелательно.
Куда следует обращаться в случае нарушения прав ребенка? Меры ответственности
Несовершеннолетние входят в число уязвимых категорий граждан. Поэтому каждое правовое государство должно уделять пристальное внимание защите и обеспечению исполнения прав граждан, не достигших совершеннолетия.
Ребенком (несовершеннолетним) признается каждый человек, не достигший возраста 18 лет. За ним закреплены соответствующие обязанности и права, которые должны соблюдаться на территории всех субъектов РФ.
На территории Российской Федерации права несовершеннолетних, отношения между детьми и их родителями или законными представителями (опекунами), а также ответственность за нарушение этих прав регламентируют:
- Конституция РФ;
- Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы РФ;
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- ФЗ «Об образовании»;
- локальные акты образовательных учреждений;
- нормативные акты субъектов РФ.
Российская Федерация, будучи государством-членом ООН, обязана соблюдать права своих несовершеннолетних граждан и своевременно пресекать нарушения их прав и свобод.
Куда может обратиться ребенок если нарушаются его права
Обеспечением защит прав и интересов детей занимается отдельная структура. Ее эффективность была неоднократно доказана. Сегодня можно сказать, что существует целый институт прав детей, который включает в себя соблюдение Федерального Законодательства, Уголовного и Гражданского.
Первое куда может обратиться ребенок – комитет попечительства, органы опеки. Комитет обязан:
- Защищать несовершеннолетних граждан.
- Осуществлять надзор за деятельностью опекунов или родителей.
- Сохранить контроль над имуществом и средствах ребенка.
Дополнительно стоит выделить категории детей. Ведь именно от его возрастного статуса зависит многое. Например, до 14 лет ребенок считается полностью зависящим от своего опекуна, родителя, от учреждения, где он находится. С 14 до 18 лет он считается просто малолетним, однако весомая сила в руках уже есть. Как минимум в этом возрасте ребенок имеет право пожаловаться в отделение полиции, или самостоятельно написать заявление в органы опеки.
Более того, с достижением 14 летнего возраста, согласно п. 2 ст. 56 СК РФ, ребенок может призвать к ответственности обидчика в суде. Никаких пошлин за подачу не выплачивается, защитник предоставляется от государства бесплатно.
Более того, если речь идет о угрозе жизни или здоровья, ребенок в любом возрасте имеет право обратиться в ближайшее отделение полиции. Сотрудники обязаны вызвать на место психолога и других специалистов, которые помогут разобраться с ситуацией.
По факту, выделить какие-то отдельные структуры нельзя. Все государственные организации обязаны среагировать, если жизни ребенка что-то угрожает. В качестве примера можно выделить несколько жизненных ситуаций:
- Ребенка унижают в школе – в первую очередь необходимо обратиться к классному руководителю. Если проблема не была решена, то к директору. Если и он отказался ее решать, можно смело писать заявление в полицию по факту хулиганства (ведь травля всегда сопровождается порчей личных вещей и т.д.). Не стоит бояться говорить о проблеме, ведь если взрослые не реагируют на происходящее, помочь смогут только вышестоящие органы.
- Ребенка бьют дома – первый человек, которому можно открыться это школьный психолог. Именно он обязан обеспечить ребенку безопасность до тех пор, пока на место не приедут все необходимые организации. Когда речь идет о насилии в семье, то на место как минимум должны быть вызваны сотрудники полиции.
Какие законодательные акты нужно знать
По достижению 14 лет ребенок может самостоятельно подать заявление не только в суд, но и в органы полиции или опеки. Однако, стоит понимать, что без стабильной доказательной базы, призвать к ответственности родителей или опекунов не получится. У ребенка должен быть весомый аргумент для того, чтобы избавить себя от страданий.
В более взрослом периоде, дети имеют все возможности, чтобы собрать все необходимые данные. До 14 лет этим вопросом занимаются сотрудники полиции и органы опеки, которые несут полную ответственность, так как по документам ребенок – недееспособен, т.е. не самостоятелен.
Какие законодательные акты нужно знать:
- Если дома постоянно истязают, избивают, присутствуют шрамы или увечья, то написать заявление в полиции можно на основании нарушения ст. 117 УК РФ. В данном случае, обидчику грозит от 3 до 7 лет лишения свободы. Если родитель один, то скорее всего ребенка определят в социальный центр.
- Если родители периодически срываются и наносят побои – можно настоять на возбуждении дела по ст. 115 УК РФ. В это случае, обидчику грозит наказание в виде ареста до 5 месяцев, а также выплату штрафа.
- Родители сильно избили, на теле синяки, было получено легкое расстройство здоровья – ст. 112 УК РФ. Здесь предусматривается реальный срок заключения до 8 лет.
- Родители постоянно говорят, что убьют или покалечат – ст. 119 УК РФ, предусматривает лишения свободы до 2 лет.
Защита прав в детском саду
Чтобы постоянная критика, физическое воздействие, а также другие негативные методы развития не воспринимались ребенком как должное, необходимо позаботиться о защите прав несовершеннолетних. Перед тем как отправить своего малыша в детсад, настоятельно рекомендуем:
- ознакомиться с отзывами в интернете и других источниках;
- проконсультироваться с посторонними или знакомыми людьми, которые ранее уже имели дело с выбранным детсадом;
- постоянно проверять режим дня, распорядок, программы для развития, ориентироваться в основных гарантиях прав ребенка;
- быть участником родительского комитета для более глубокого понимания интересов детей.
Примеры нарушения прав в ДОУ
Существует несколько довольно типичных ситуаций нарушения прав ребенка при поступлении в детский сад. Например:
- ДОУ отказывает ребенку в возможности занять вакантное место из-за отсутствия необходимых прививок. Родители имеют право принимать самостоятельное решение в отношении здоровья своего ребенка, в частности, его прививания;
- ДОУ отказывает ребенку в поступлении из-за отсутствия прописки по месту жительства. Ребенок может поступить в детский сад даже на основании договора аренды квартиры в районе ДОУ. Ему не имеют право отказать в возможности посещать детское учреждение.
Отметим также возможные ситуации нарушения прав в ДОУ:
- грубое насильственное отношение воспитателя к ребенку, а также сарказм или крик в его сторону является одним из самых главных нарушений прав маленького гражданина. Педагог должен быть готов к разному поведению ребенка, должен быть подготовлен и иметь стремление работать с таким ребенком;
- недостаточное оснащение сада или несоответствие питания государственным нормам. Детский сад должен представлять предметы, которые понадобятся ребенку для удовлетворения своих бытовых нужд. Помещение должно быть чистым и безопасным;
- безразличие воспитателя к детям является неприемлемым. Дети должны быть под присмотром как на прогулке, так и в группе детского учреждения.
На что можно пожаловаться
Когда речь идет о криминальных действиях со стороны воспитателя, от родителей должна поступать не жалоба, а заявление в полицию. Оно необходимо, если ребенка в детском саду избивают, совершают в отношении него сексуальное насилие или другие преступные деяния. Это повод для возбуждения уголовного дела и изоляции воспитателя-садиста.
Жалоба на воспитателя детского сада обычно пишется, когда родителям стало известно о следующих фактах:
- Воспитатель не организовывает досуг детей: не проводит развивающих занятий, не предлагает игры, не выводит воспитанников на прогулку.
- Сотрудник не следит за жизнью и безопасностью детей, постоянно отвлекаясь на личные дела.
- Собранные на нужды детей средства полностью или частично присваиваются педагогом.
- Работающий с детьми сотрудник очень груб и раздражителен при общении с ними, позволяет себе использование ненормативной лексики, обидных прозвищ, постоянно повышает голос на своих подопечных.
- К ребенку применялись недопустимые методы наказания. Многочисленные телесюжеты на эту тему повествуют о нездоровой фантазии некоторых особей педагогического коллектива: детям заклеивают рот скотчем, привязывают их к стульям или кроватям, лишают еды, оставляют одних в закрытом помещении, используют иные жестокие методы воздействия на ребенка.
- Воспитатель занимается рукоприкладством. Он не избивает детей, но позволяет в отношении них шлепки, щипки, щелбаны, легкие удары посторонними предметами. О таких методах воспитания можно догадаться по синякам и царапинам, периодически возникающим на теле ребенка.
Вышеперечисленные обстоятельства являются достаточными основаниями для жалобы на воспитателя детского сада.
Права воспитателей в детском саду, о которых должны знать родители
Еще 15-20 лет назад детские сады нужны были для того, что родители могли где-то оставить ребенка и пойти работать. Поэтому главным было местоположение детского сада вблизи от дома или работы родителей. На работу воспитателей особо не смотрели: ребенок под присмотром, здоров, научился читать-писать и слава богу.
Запросы общества поменялись, и детский сад стал услугой: теперь просто присмотр не интересен, нужен как минимум индивидуальный подход к ребенку и даже к родителю. Более того, с изменением оплаты труда в руках родителей и администрации появились инструменты контроля за работой воспитателей.
После жалоб (часто справедливых) со стороны родителей и взысканий от администрации воспитатели детского сада хорошо усвоили свои обязанности, но о том, какие у них есть права — нередко забывают. Родители о них тем более не знают, а поэтому иногда требуют от воспитателя того, что он делать не должен и даже не имеет права.
Пять вещей, которые родители требуют от воспитателя, а не должны
О каких же правах воспитателя в детском саду должны знать родители, чтобы выстроить максимально качественные отношения с воспитателями своего ребенка? Сделано на основе ФЗ-273 «Об образовании в РФ», Приказа Минобрнауки №1014 от 2013 года, Трудового кодекса и профессионального Стандарта педагога.
Семья Ольги вступила на тропу войны. Причем родители В. и не подозревали, что их требования наказать виновных выльется в многолетнюю битву.
Не будем вдаваться в процессуальные подробности. Достаточно сказать – семья вступила в бой с системой, система начала сопротивляться со всей жестокостью.
В первые же дни, когда ее сыну закапали в глаза антибиотик (и тогда Ольга еще даже не знала о других, более неприятных историях, происходивших с ее мальчиком в саду), женщина сообщила руководству садика, что если у ее сына продолжится ухудшение здоровья, она обратится в суд. «Я думаю, они решили предпринять ответные меры», – объясняет Ольга то, что последовало за этим.
Мужа Ольги обвинили в угрозе убийства. Ольга рассказывает, что Виктор, возмущенный тем, что произошло с его сыном, пошел в сад, где у него состоялся конфликтный разговор с его сотрудниками. Но его обвинили в нападении на медсестру. Было заведено уголовное дело, которое, за отсутствием доказательств, «рассыпалось» на суде.
И только в 2013 году мужчина, ходивший под такой суровой статьей, потерявший работу, добился через суд реабилитации, которая положена любому гражданину страны, незаконно обвиненному в чем бы то ни было.
Тем временем в жизни Ольги произошел, пожалуй, настоящий переворот. Маляр и радиотехник, Ольга поступила в университет и стала – юристом. Она поняла, что должна сама защищать своих любимых мужчин – мужа и сына. Конечно, адвокаты и юристы оказывали большую поддержку, но женщина осознала, что, оказывается, в борьбе с системой нужно все-таки обладать юридическими знаниями. Она сама составляла все документы в деле о реабилитации мужа. И составила жалобу в ЕСПЧ. Кстати, теперь Ольга намерена защищать в Страсбурге и супруга – первоначально жалоба уже была подана в 2007 году, но теперь готовится и вторая – на несправедливое судебное разбирательство.
А почему, спросите вы, петербурженка вообще дошла до Европейского суда по правам человека? Разве невозможно здесь, на территории России, добиться расследования случившегося? Оказалось, невозможно.
Да, Ольга почти сразу подала гражданский иск в суд на детский сад – на возмещение материальных и моральных расходов. Требования родителей были скромными: адвокаты, которые тогда защищали семью, посоветовали просить 50 тысяч рублей, утверждая, что «больше суд все равно не присудит». Заведующая садом к тому времени сменилась, и судьи упрекали женщину: «Что же вы судитесь, ведь новое руководство сада уже ни при чем!» В итоге родителей уговорили на мировое соглашение. И выплатили им всего 5 тысяч рублей материальной компенсации – хотя на лекарства для сына Ольга и Виктор тратили на порядок больше.
А в сентябре 2006 года, когда Ольга узнала от сына все подробности о действиях воспитателей, она тут же подала заявление в прокуратуру. «Сначала сотрудники обнаружили признаки истязания. А потом расследование пошло на спад», – говорит Ольга. В итоге в возбуждении дела женщине отказали. Хотя велась доследственная проверка, и опрошенные родители подтвердили истории – их дети уже тоже рассказали им про крыс и мышей и про сны в туалете.
Мама мальчика В. не сдалась. Она много раз писала жалобы, дойдя даже до Генеральной прокуратуры, и дело возбудили – по статье 113 «Причинение средней тяжести вреда здоровью». Вы не поверите, но это был уже январь 2009 года. Хотя еще в 2007 году родители получили заключение эксперта, который усмотрел причинно-следственную связь между действиями родителей и реакцией и состоянием ребенка.
В итоге за все эти годы дело приостанавливали и заново возбуждали более 10 раз. Следователи то не видели состава преступления, то не усматривали вообще события преступления. То есть вроде бы ничего и не произошло противозаконного. Потом, опять же, и все сроки прошли – один из отказов в возбуждении дела был мотивирован этим. Ольга до сих пор бьется за возбуждение уголовного дела: последний отказ она получила несколько недель назад.
Пройти через кризис и стать другим: как принять произошедшее и помочь ребенку?
Но откуда такая жестокость у взрослых? Как примирится с произошедшим? По каким признакам сообразить, что твоего маленького ребенка обижают?
«Отношение к детям это тоже часть правового сознания. Когда мы слышим о насилии над детьми, это страшно. Но хотелось бы избежать априорного восприятия этих людей как нелюдей или монстров. Надо попытаться понять, что их привело к этому? – говорит Светлана Яблонская, психолог, координатор проекта психосоциальной реабилитации пострадавших от произвола фонда «Общественный вердикт». – Во-первых, к сожалению, насилие как способ решения проблем у нас пока приемлемо в обществе. Начиная с агрессии на улицах – в метро, между автолюбителями и так далее. Потому что прежние традиции не работают и не сдерживают, идут огромные перемены на всех уровнях, целые тектонические плиты сдвинуты. А новых способов разрешения проблем нет. И при минимальном стрессе человек слетает в те стандарты и ситуации, которым он научился с детства. И второе: агрессия – это системная реакция, защитный механизм».
Состояние общества оценивается по отношению к детям и старикам – они самые слабые. В итоге они часто выступают громоотводами агрессии, замечает Светлана Яблонская.
Родители же, отмечает психолог, неактивны потому, что мало кто верит, что с этим можно что-то сделать: «Воспитатель, полицейский – это представители системы, перед которыми человек чувствует себя беспомощным».
Кроме того, работает и другой парадокс: насилие разлито в воздухе, а психика защищается: «Да, я знаю про все эти ужасы, насилие, унижения, но со мной и с моим ребенком этого не может случиться». Это самоограждение, замечает Яблонская.
Дети, которые подверглись унижениям в системе, конечно, пострадали. Но если их поддержала семья, когда их защищают близкие – это меняет детей, они могут стать «борцами», рассказывает психолог: «Я вижу, как развиваются эти дети. И вижу, что, несмотря на то, что они пережили, они в плане проактивности, активного отношения к жизни, более удачливы, чем их благополучные сверстники. Потому что они видят, как их защищают. И они сами умеют защищать себя. Был случай, когда один мальчик, которого вместе с мамой и бабушкой сильно обидели, вел себя очень интересно: когда полицейский, который опрашивал ребенка, что-то не так записывал, мальчик его прерывал и говорил: «Нет, не так. Я говорил иначе. Перепишите». Ему было всего 9 лет. Это очень правильно».
Светлана Яблонская отмечает, что если человек принимает, что с ним или с его ребенком «это случилось», то вся его жизнь уже будет иной. Тогда человеку и его семье нужно будет пройти через кризис: «Как они его преодолеют, еще неизвестно. Нужно будет учесть и то, не ухудшит ли ситуацию вмешательство извне. Но решает это семья. И такие семьи в какой-то мере двигают общество вперед».
Правила общения с персоналом
Права родителей в детском саду по новому закону об образовании предусматривают возможность:
- поддерживать контакт с руководством сада;
- знакомиться с учебными программами;
- интересоваться распорядком дня;
- забирать ребенка на протяжении дня;
- предлагать проекты изменений в работе учреждения;
- получать консультации психолога по воспитанию;
- совершать другие действия, предварительно согласовав их с администрацией.
Мать и отец должны соблюдать правила этики во время общения с воспитателями. Необходимо придерживаться делового стиля. Вместе с тем, родители обязаны защищать права ребенка, заранее приготовив ответ на возможные обвинения, касающиеся плохого поведения малыша. Основные способы защиты прав сына (дочери):
- личная беседа с воспитателем или директором;
- составление письменной жалобы на имя руководителя заведения;
- жаловаться в районный или городской отдел образования.
Следовательно, права ребенка в детском саду подразумевают определенные обязанности его родителей. Законные представители также вправе ознакомиться с особенностями воспитательного процесса дошкольного учреждения, с распорядком дня, меню ребенка на каждый день. Также в связи с новыми правилами, вступившими в силу вместе с новым законом об образовании, мать и отец могут забрать чадо из сада на протяжении дня, активно участвовать в жизни развивающего дошкольного учреждения.