Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Независимая экспертиза при ДТП по ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подводя короткий итог, хочется акцентировать внимание на том, что с 04.07.2016 года пострадавший при ДТП водитель может заказать независимую экспертизу только после того как будет проведен осмотр машины или организована страховщиком независимая экспертиза.
Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?
Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.
Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились… Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.
Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.
В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.
Как происходит независимая экспертиза по шагам
Процедура проведения оценки по ОСАГО после ДТП простая и включает в себя несколько основных этапов.
Правила проведения независимой экспертизы авто после ДТП:
- Выбор компании. Делая выбор, стоит обратить внимание на наличии лицензии и стоимость. Также немаловажную роль играют сроки. На практике компании делают оценку от 3 до 7 дней, поскольку помимо визуальных повреждений могут быть скрытые.
- Визит к эксперту и предоставление необходимых документов. На данном этапе происходит заключение договора и консультирование по всем вопросам.
- Предоставление машины, с целью проведения осмотра. Важно учитывать, что необходимо предоставить чистый авто.
- Расчет стоимости. Это самая ответственная часть проведения независимой экспертизы авто, в результате которой составляется акт. В документе фиксируются повреждения и стоимость ремонтных работ.
- Определение степени износа. Как и при судебной экспертизе по ОСАГО, после осмотра определяется процент износа транспорта и его деталей. Данное требование закреплено на законодательном уровне.
- Расчет УТС. Далее уполномоченный сотрудник определяет величину утери товарной стоимости.
- Если машина не подлежит восстановлению, то дополнительно рассчитывается процент годных остатков.
- По итогам проверки авто передается владельцу с документами. Помимо авто собственник получает акты и договор, в котором указаны итоги проведения независимой экспертизы авто после аварии.
Этапы независимой экспертизы
Законодательством предусматривается четкая последовательность процесса:
- выбор независимой организации;
- заключение с ней договора;
- оплата работы независимого эксперта;
- согласование даты и времени проведения исследования ТС;
- оформление телеграммы-приглашения виновнику ДТП и всем заинтересованным лицам;
- прибытие на экспертизу;
- эксперт оформляет акт по установленной форме, фиксирует обнаруженные повреждения на фото или видео;
- эксперт работает над сметой с учетом рыночной стоимости материалов, деталей, которые требуют замены;
- клиенту выдается заключение, которое оформляется актом передачи-приема;
- сроки проведения экспертизы и оформления необходимых документов — 3 дня.
Как выбрать компанию, которая будет проводить экспертизу?
Не следует обращаться в оценочную компанию, которую порекомендовал вам страховой агент. Это относится и тем организациям, оказывающим услуги независимой экспертизы, которые расположены в одном здании со страховщиком. Вряд ли здесь можно говорить о независимости такой оценки.
Выделим несколько критериев, на которые следует сфокусироваться при выборе экспертной компании:
- Наличие соответствующей лицензии. Запросите ее у представителя компании или найдите её на официальном сайте.
- Квалифицированность и профессионализм специалистов компании. Изучите эту информацию на сайте компании, где должны быть сведения об экспертах. Обратите внимание на их образование и стаж работы в этой области.
- Стоимость услуги. Изучите рынок этой услуги и выявите средний ценовой диапазон. Вас должна смутить слишком низкая цена.
- Сроки проведения экспертизы и выдачи заключения. Так же, как и со стоимостью, вычислите средний показатель. Компании, которые гарантируют все провести быстро, должны установить и соответствующий ценник, который окажется чуть выше среднего. Если же этого не происходит, то вполне вероятно, что услуги организации не востребованы. Это может стать показатель низкого качества работы.
- Общение с представителем компании. Обратите внимание на то, как контактное лицо заинтересовано в клиенте и оказании услуги.
- Отзывы бывших клиентов. Не пренебрегайте изучением тематических форумов и интернет-сообществ. Их многих отзывов можно сделать выводы о работе компании.
Как выбрать компанию по оценке ущерба после ДТП?
Если вы стали участником дорожно-транспортного происшествия, то, прежде всего, вам необходимо адекватно оценить ущерб – независимо от того, нанесли ли его вы, либо его причинили вам. Своевременная, грамотная и независимая оценка ущерба после ДТП в наши дни является эффективным инструментом урегулирования гражданско-правовых отношений.
На сегодняшний день в Москве функционирует более 600 компаний, занимающихся оценочной деятельностью. Но эта сфера достаточно коррумпирована, и добиться справедливости порой бывает очень непросто.
Очень часто агентства, занимающиеся оценкой автомобилей причиненного или полученного в результате дорожно-транспортного происшествия ущерба, оказываются напрямую связаны со страховыми компаниями.
Это не может не накладывать свой отпечаток на степень правдивости оценки.
Не желая платить, страховщики сделают все возможное, чтобы сумма, заявленная в результате независимой автоэкспертизы, оказалась на порядок меньше, чем финансовая составляющая понесенного вами урона.
Но и тем, кто является виновной стороной ДТП, следует избегать пристрастной экспертизы со стороны оценщиков. Ведь в таком случае, ваш счет, скорее всего, окажется предельно завышен, особенно, если ваша страховка не в силах его покрыть.
Как же быть? Что делать, чтобы не попасть к недобросовестным оценщикам? Наши советы помогут вам выбрать надежную и беспристрастную компанию по оценке ущерба после ДТП.
Независимое исследование – гарантированный способ поймать страховую компанию на недоплате и полностью возместить ущерб из-за аварии. Но стоит учитывать сложившиеся обстоятельства, чтобы не выкинуть деньги на ветер, когда окажется, что компания всё верно рассчитала.
Если страхователь до конца уверен в выбранной им компании и проведенном ей расчете ущерба, то независимая оценка ему ни к чему. Страховые компании заинтересованы в удержании безубыточных клиентов, поэтому не станут обманывать. В таком случае экспертиза только потреплет бюджет и нервы, да к тому же сделает хорошую репутацию страховой компании, ведь предоставленный ей расчет оказался верен, что привлечет новых клиентов.
Если ранее компания замечалась в подозрительных махинациях или же у страхователя закрадываются серьёзные сомнения в честности выплаты ущерба, то обратиться к независимым экспертам является правильным решением. Так никто не окажется обманутым и не придется добавлять недостающую сумму на починку авто.
Привлекать независимых экспертов или нет – выбор автомобилиста, на который может повлиять его индивидуальная ситуация, поэтому важно обращать внимание на все аспекты ДТП и учитывать репутацию страховой компании.
Стоит ли вообще проводить экспертизу?
Многие начинающие автомобилисты соглашаются на бесплатную процедуру от страховой компании. Их можно понять, не всегда есть деньги и время, чтобы заказывать независимые оценочные работы, но всегда ли это выгодно?
По статистике 90% пострадавших не согласны с суммой ущерба, которую им оценивают эксперты страховщиков. При повторной оценке сумма иногда увеличивается в несколько раз.
Однако независимая экспертиза авто имеет как положительные, так и отрицательные моменты, а именно:
- Положительные стороны: вы получите реальную сумму ущерба автомобиля после оценки; специалисты установят скрытые повреждения; вы сможете добиться полной выплаты от страховщиков; вам не придется доплачивать за ремонт.
- Отрицательные стороны. Страховщики редко идут на урегулирование вопроса во внесудебном порядке. Обращение в суд возможно, только если разница в выплатах составляет более 5 000 руб. Вам самому придется оплачивать услуги экспертов. Если вы проиграете в суде, вам не возместят потраченные на оценку деньги.
Когда нужна независимая экспертиза и оценка автомобиля после ДТП
Любая экспертиза проводится в случаях, когда нужны специальные познания в науке, технике, других сферах деятельности. Соответственно, автоэкспертиза связана с экспертными познаниями в конструкции транспортного средства и его отдельных агрегатах, методиках определения повреждений и расчета ущерба. Выделю самые распространенные ситуации, когда можно и нужно обращаться в экспертную организацию:
- для урегулирования споров при получении страховки ОСАГО – при занижении размера повреждений и суммы компенсации, при отказе выплатить утрату товарной стоимости, для оспаривания своей вины в аварии;
- при доказывании суммы ущерба по КАСКО, особенно при спорах о полной гибели автомобиля;
- для предъявления претензий и исков о некачественном ремонте;
- для выявления причинно-следственной связи между действиями водителя и наступившим ущербом, травмами и гибелью людей;
- для устранения проблем при регистрации и учете транспорта, подтверждении подлинности VIN, технической документации.
О специальных случаях, когда возникает необходимость в проведении независимой автоэкспертизы, расскажу ниже. Отмечу, что одним из направлений экспертной деятельности является оценка. Поэтому при обращении к оценщику за отчетом о рыночной стоимости автомобиля или расчетом на ремонт вы также имеете дело с экспертизой.
Ключевое значение для урегулирования споров имеет не только экспертиза автомобилей. Предметом экспертных исследований могут быть иные объекты, причастные к ДТП с участие транспортных средств. Например, множество аварий возникает по вине дорожных служб, из-за ям на дорогах, упавших дорожных знаков, по иным аналогичным причинам. В отношении таких объектов также можно провести экспертизу, чтобы объективно установить причинно-следственную связь с наступившим ущербом.
Документы для проведения независимой экспертизы авто
Независимая экспертиза после ДТП и оценка ущерба автомобиля проводится по заявке собственника, страховой компании, их уполномоченных представителей. С заказчиком заключается договор, в котором указываются все условия для экспертных исследований. Для проведения процедур экспертам передаются следующие бланки и формы:
- документы на автомашину – паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации ТС;
- документы, составленные по итогам ДТП и переданные страховщику (например, извещения о ДТП, схемы, протоколы и т.д.);
- справка о ДТП (этот документ с 2018 года не выдается в ГИБДД, однако по спорам о старых авариях они все еще могут встречаться);
- направление на независимую экспертизу, выданное страховщиком или судом
- иная документация, составленная после ДТП или при формировании страхового дела.
Что представляет собой независимая экспертиза по ОСАГО
К нормативно-правовой базе, регламентирующей основные вопросы, касающиеся независимой технической экспертизы, относятся:
-
Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее в статье – Закон «Об ОСАГО»).
-
«Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 № 433-П, далее в статье — Правила НТЭТС).
-
«Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 № 432-П, далее в статье – Единая методика).
Участникам ДТП изучать весь перечисленный выше массив законодательства, не имеет никакого практического смысла. Вместе с тем, отдельные положения законодательства все-таки следует знать и понимать.
В статье 12.1 Закона «Об ОСАГО» содержится подробная характеристика понятия «независимая техническая экспертиза транспортного средства» (далее в статье — НТЭТС).
НТЭТС является исследованием, которое проводится в рамках договора ОСАГО специальным лицом экспертом — техником, в целях определения причин и обстоятельств повреждения транспортного средства, а также стоимости ремонта, необходимого для восстановления автомототранспортного средства в до аварийное состояние.
Проводится она в целях установления:
-
обстоятельств причинения вреда транспортному средству,
-
повреждений транспортного средства и их причин,
-
технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта.
Преимущества независимой экспертизы
- Полная уверенность в результате – экспертиза на то и независимая, что беспристрастно оценивает весь спектр повреждений как внешних, так и скрытых технических.
- При занижении суммы выплат ремонт обязательно оплатит страховая компания. Для этого нужно предоставить результат независимой экспертизы.
- Отчет по итогам экспертизы примет любой суд как доказательство некорректного расчета страховой компании.
- Вероятность решения проблемы с недоплатой до судебного процесса: страховым компаниям важно держать свою репутацию на уровне. Также они понимают, что суд гораздо вероятнее примет сторону страхователя, нежели самой компании.
- Экспертиза даёт возможность через суд взыскать с нечестной компании дополнительную компенсацию. К таким относится неустойка один процент в день просрочки срока выплат. Она рассчитывается либо от всей суммы ущерба, либо от разницы расчета независимого эксперта и размера суммы, выплаченной компанией.
- При заниженной стоимости ремонта со страховщика путём судебных разбирательств взимается штраф в размере пятидесяти процентов от суммы ущерба.
- Моральное удовлетворение, ведь справедливость восторжествовала.
Как провести независимую экспертизу авто после ДТП?
Порядок проведения независимой экспертизы автомобиля следующий:
- Эксперт фиксирует все повреждения транспортного средства на фото и видео, а также составляет акт в установленной форме с перечнем деформированных и вышедших из строя деталей.
- Руководствуясь единой методикой определения расходов Банка России, эксперт составляет смету рыночной стоимости деталей, требующих замены, и ремонтных работ.
- Заказчику экспертизы выдаётся заключение с результатами проведённых исследований.
О том, нужно ли приглашать виновника ДТП на экспертизу, уже говорилось выше. Способ уведомления законом не регламентируется, но в любом случае у инициатора процедуры должно быть подтверждение о том, что второй участник аварии был своевременно проинформирован о дате и времени проведения экспертизы. Лучше всего это сделать посредством телеграммы или заказного письма с уведомлением.
Должен ли виновник ДТП присутствовать на независимой экспертизе в обязательном порядке – на этот вопрос действующее законодательство ответ не дает. Следовательно, инициатор происшествия сам решает, принять приглашение или отказаться. Независимо от того, присутствует виновник аварии во время проведения исследования повреждений автомобиля или нет, за ним сохраняется законное право оспорить заключение эксперта.
На вопрос о том, сколько стоит независимая экспертиза автомобиля после ДТП, однозначно ответить невозможно. Эту процедуру могут выполнять не только организации Минюста РФ, но и коммерческие предприятия (в том числе индивидуальные предприниматели), поэтому цена зависит от региона. Например, в Москве при наличии повреждений 5 деталей инициатору экспертизы придётся заплатить от 3500 рублей, а когда речь идёт о 20 деталях и более стоимость составит от 7000 рублей.
На стоимость независимой экспертизы автомобиля для суда влияют следующие факторы:
- вид экспертизы;
- сложность выполняемых работ;
- количество поставленных инициатором вопросов;
- степень повреждения автомобиля;
- срочность (цена может вырасти на 10-15%).
Услуги техника-эксперта всегда оплачивает инициатор оценочных работ. Но в дальнейшем он вправе в судебном порядке требовать возмещение своих затрат с виновника ДТП или страховой компании, которая занизила стоимость восстановления транспортного средства.
Экспертиза ДТП: знайте свои права и водите аккуратно
Профессиональными специалистами проводится независимая экспертиза автомобиля, которая в преимущественном большинстве случаев определяет сумму возмещения ущерба на порядок больше той, которая заявлена страховой компанией.
При этом оплата таких услуг осуществляется не самими клиентами, а их страховщиками.
Также нельзя не сказать о том, что, помимо возмещения стоимости ремонта, человек получает еще некоторые выплаты, среди которых также стоит выделить УТС (утеря товарной стоимости автомобиля), которая составляет приблизительно 5-10% от рыночной цены вашего транспортного средства.
Есть большое количество различий в том, как проводится независимая экспертиза.
Москва, как и многие другие мегаполисы, включает в себя множество самых разнообразных компаний, занимающихся страховкой и оценкой транспортных средств, и все они постоянно взаимодействуют между собой, так как последние буквально заставляют страховщиков выплачивать именно те суммы, которые должны быть предоставлены владельцам автомобилей для полноценного покрытия нанесенного ущерба.
Вполне естественно, что у современных водителей возникает достаточно большое количество вопросов по поводу того, в чем заключаются нюансы работы независимой экспертизы. Именно по этой причине стоит рассмотреть основные моменты, которые могут пригодиться любому владельцу транспортного средства.
Практически в 100% случаев проведение независимой экспертизы заказывается с той целью, чтобы исключить занижение выплат со стороны страховой компании. Современные страховщики используют огромнейшее количество приемов для того, чтобы занижать выплаты по своим обязательствам вне зависимости от того, речь идет о КАСКО или же ОСАГО.
В таких ситуациях для того чтобы иметь право требовать дополнительные выплаты недостающих сумм, проводится независимая экспертиза, после чего полученные деньги сравниваются с тем, что насчитала вам оценочная компания, и потом уже можно требовать разницу в досудебном порядке или, если до этого дойдет дело, то непосредственно в суде.
К нормативно-правовой базе, регламентирующей основные вопросы, касающиеся независимой технической экспертизы, относится:
-
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»(далее Закон).
-
«Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 433-П) (далее Правила НТЭТС).
-
«Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П, далее – Единая методика).
Участникам дорожно-транспортных происшествий изучать весь перечисленный выше массив законодательства, не имеет практического смысла. Вместе с тем, отдельные положения законодательства все-таки следует знать и понимать.
В статье 12.1 Закона содержится подробная характеристика понятия «независимая техническая экспертиза транспортного средства» (далее НТЭТС).
НТЭТС является исследованием, которое проводится в рамках договора ОСАГО специальным лицом экспертом — техником, в целях определения причин и обстоятельств повреждения транспортного средства, а также стоимости ремонта, необходимого для восстановления амтс в до аварийное состояние.
Для чего проводится автотехническая экспертиза
При осмотре машины эксперт сравнивает полученные механические дефекты с исходными данными. В рамках исследования устанавливаются показатели транспортного средства в момент столкновения:
- скорость движения;
- траектория;
- состояние шин;
- сцепление с дорожным полотном;
- длина следа торможения, остановочного пути;
- время прохождения расстояния до другого транспортного средства;
- величина допустимого бокового интервала между движущимися попутными машинами;
- дистанция между автомобилями до столкновения;
- неисправности до момента аварийной ситуации.
Внешние факторы влияют на возникновение аварийной ситуации. В рамках автотехнической экспертизы при ДТП вопросы эксперту касаются состояния дорожного покрытия, корректности нанесенной разметки. Специалист при вынесении заключения учитывает наличие выбоин, ям, глубокой колеи, внешних канализационных систем.
Техник изучает расположение светофоров, ограничительных дорожных знаков, мест для пешеходов. В рамках исследования устанавливается наличие и степень уклона, состояние видимости, обзорность. Для вынесения решения учитываются меры по ликвидации последствий погодных условий и других автомобилистов: уборка снега, очищение участка от жидкостей, масла или бензина.
Эксперт оценивает психофизическое состояние водителей в момент инцидента. При исследовании определяются соблюдение автовладельцами ПДД, возможность предотвращения столкновения участниками ДТП. Специалист после изучения повреждений и места происшествия устанавливает причинную связь между действиями водителей и фактом возникновения аварийной ситуации.
Необходимость приглашения независимого эксперта по авто после ДТП может вызываться следующими причинами:
- для оценки суммы восстановления машины – эта ситуация возникает чаще всего. Поскольку законодательство, регулирующее вопросы автострахования, предусматривает возмещение пострадавшему ущерба при ДТП, независимые эксперты могут привлекаться упомянутым лицом в случае его несогласия с суммой компенсации страховщика. В другом случае – виновником происшествия, если претензии имеются у него (когда сумма ущерба превышает страховые выплаты);
- чтобы установить причину аварии, при наличии расхождений в свидетельствах ее участников, может проводиться трасологическое исследование. С его помощью можно достоверно установить, где находились автомобили, а также траекторию и характер их движения до столкновения, не вносились ли изменения в расположение машин после аварии, а также удастся выявить водителя, виновного в происшествии;
- в некоторых ситуациях требуется установить наличие технических возможностей предупреждения аварии. Возможный пример: произошел наезд на пешехода, и водителю требуется доказать, что происшествие случилось по причине неисправности авто, допущенной заводом-изготовителем, некачественного ремонта или обслуживания в сервисном пункте, либо наличия брака в запчасти. Такой вид экспертизы проводится реже двух указанных выше.
Автолюбители, зачастую, задаются вопросом: где сделать независимую экспертизу автомобиля после ДТП? При выборе оценщика нужно отдать предпочтение организации, имеющей безукоризненную репутацию. Большинство автомобилистов, столкнувшихся с данной проблемой, руководствуются рекомендациями друзей и знакомых, ранее уже воспользовавшихся такими услугами. Но если советчиков не оказалось, на какие моменты нужно обращать внимание, чтобы обеспечить качество выполнения работ, и экспертиза действительно оказалась независимой? Таких критериев несколько:
- лучше, если фирма будет специализироваться именно на этом виде деятельности;
- о добросовестности сотрудников компании может свидетельствовать предложение предварительно, причем бесплатно, рассчитать величину урона;
- в штате организации должно быть не менее одного аттестованного эксперта-техника;
- специалисты должны иметь профильное образование и регулярно проходить переподготовку, состоять членами в оценочном СРО;
- компания не должна сотрудничать с представителями страховщиков;
- о наличии опыта и квалификации говорит срок существования фирмы;
- организация должна быть обеспечена современным оборудованием и необходимой базой для проведения работ;
- наличие в штате юристов, представляющих интересы клиентов в судебных разбирательствах;
- присутствие постоянного офиса и собственного сайта, а не просто электронного почтового ящика;
- адекватность стоимости услуг.
Чтобы окончательно удостовериться в надежности исполнителя, можно попросить ознакомиться с некоторыми ранее выполнявшимися оценками, и удостовериться в отсутствии ошибок и неточностей в исполнительной документации.
Некоторые критерии могут быть проверены онлайн:
- аккредитация эксперта – на сайте РСА;
- убедиться в отсутствии фирмы в списке предприятий, включающих дисквалифицированных лиц, а также добросовестность в уплате налогов на портале Налоговой службы;
- организация должна присутствовать в едином реестре плательщиков налогов, и в ее офисе не должны быть зарегистрированы другие фирмы.
Если нужна экспертиза по страховому полису ОСАГО, то необходимо ознакомиться с информацией из Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В соответствии с данным законом, если у виновника дорожно-транспортного происшествия заключен договор ОСАГО, а пострадавший подал заявление, то страховая компания виновного лица в течение 5 рабочих дней обязана провести (то есть организовать) автотехническую экспертизу.
Уровень цены колеблется в пределах от трех до восьми тысяч рублей, учитывая вышеуказанные условия. Соответственно, оценка грузовика или автобуса обойдется дороже легкового автомобиля. Играет роль расстояние между расположением оценщика и местом ДТП, вид проводимой экспертизы. Цена может иметь некоторые различия в зависимости от организации-исполнителя.
Исходя из целей, методик и объектов автотехнические экспертизы при ДТП подразделяются на виды:
- анализ обстоятельств происшествия;
- экспертиза тех. состояния авто;
- транспортно-трасологическая экспертиза оставшихся после ДТП следов (на том месте, где произошла авария, на ТС);
- анализ дорожного полотна;
- автотовароведческая экспертиза (оценивает стоимость ТС и ремонта, необходимого, чтобы восстановить авто после ДТП).
Часто появляются вопросы, которые обуславливают необходимость постановки задач эксперту. Они относятся к разновидностям экспертиз.
Целесообразно отмечать в постановлении о проведении экспертизы автомобиля после ДТП, ее наименование, к примеру, «автотехническая экспертиза».
Для пострадавшей и виновной стороны важен срок, когда проводят экспертизы. Он регламентирован требованиями, установленными законодательством РФ.
Когда нужна независимая экспертиза
По общему правилу при обращении за страховыми выплатами проведение экспертизы обеспечивает страховщик. Для этого автомобиль представляется для осмотра эксперту, которого назначит страховая компания. Как правило, у страховых компаний заключены постоянные договоры с экспертными организациями на проведение осмотра и определения размера ущерба.
Необходимость в проведении независимого экспертного исследования возникает в следующих случаях:
- если обращение в страховую компанию следует после фактического проведения ремонтно-восстановительных работ (в этом случае страховщик отказывает в выплатах, а оспорить отказ можно только через суд);
- если автовладелец не согласен с характером и оценкой повреждений, которые указал эксперт страховой компании;
- если возмещение ущерба происходит с непосредственного виновника аварии без обращения в страховую компанию.
Зачем нужна независимая экспертиза после ДТП, если эксперт страховой компании уже провел обследование и выдал заключение об оценке ущерба? Каждая страховая компания заинтересована в извлечении прибыли по полисам ОСАГО и КАСКО. Одним из вариантов увеличения прибыли является искусственное занижение суммы выплат.
Эксперт, назначенный страховщиком, также отвечает за объективность результатов оценки. Однако с учетом договорных отношений, существующих между оценщиками и страховой компанией, при обследовании могут возникать следующие ситуации:
- отдельные виды повреждений не будут указаны в заключении — эксперт может сослаться на возникновение вмятин, царапин и иных повреждений до момента ДТП;
- эксперт может неточно описать характер скрытых повреждений;
- при обращении в страховую компанию не учитывается утрата товарной стоимости автомашины, поэтому эксперт может не указать этот показатель в своем заключении.