Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура реорганизации юридического лица в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Фактически, это преобразование предприятия в новое, которое становится правопреемником, то есть принимает все права и обязанности старой компании. В ходе процедуры меняется организационно-правовая форма организации или создается новая компания.
Что такое реорганизация
Иногда реорганизацию путают с ликвидацией. Сходства действительно есть: после завершения реорганизации юридическое лицо исключают из Государственного Реестра, как при ликвидации. Но если компания ликвидируется, то она полностью прекращает работу. А при реорганизации на базе старой компании появляется новая или организация меняет профиль.
Реорганизация бывает добровольной и принудительной. В первом случае решение о проведении процедуры принимает руководство. Во втором – надзорные органы, например суд. Часто требования о реорганизации предъявляют крупным компаниям, которые нарушают закон о конкуренции.
Часто реорганизация юридического лица – это способ решить задачи бизнеса: повысить рентабельность, уменьшить налоги с помощью вывода проблемных подразделений из состава организации. Реорганизация крупной компании – сложный многоступенчатый процесс: чтобы избежать штрафов и других санкций, нужно тщательно соблюдать требования закона. Если допустить нарушения, то решение о реорганизации можно оспорить в судебном порядке и признать его недействительным.
Когда компания не выходит в плюс, нужно проанализировать расходы. Возможно, вы найдете убыточные рекламные кампании, в которые не стоит больше вкладываться.
Отслеживайте, какие источники приводят клиентов с помощью коллтрекинга от Calltouch и оптимизируйте расходы на рекламу. Система автоматически собирает данные и генерирует отчеты и позволяет контролировать работу отдела маркетинга.
Порядок действий при реорганизации
Реорганизация начинается с принятия на общем собрании участников (акционеров) решения о ее проведении.
Далее в течение трех рабочих дней со дня принятия упомянутого решения необходимо уведомить:
-
налоговый орган по месту нахождения организации. Получив информацию о реорганизации, налоговые органы имеют право назначить выездную налоговую проверку, причем независимо от того, когда была проведена предыдущая выездная проверка. Проверка коснется периода не более чем 3 календарных года, предшествующие году реорганизации. Доплачивать в бюджет налоги по результатам проверки будут преемники, созданные в результате реорганизации. Исключение составляют выделившиеся организации — к ним долги предшественника по налогам не переходят;
-
внебюджетные фонды. Уведомление можно подать в произвольной форме. К уведомлению можно приложить копию решения о реорганизации, чтобы у фондов не возникало каких-либо вопросов;
-
кредиторов. О реорганизации уведомляются все кредиторы. При реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, а те, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
Процедура реорганизации
Любая реорганизация юр лица или предприятия требует поэтапного выполнения определенных действий:
- принятие решения о реорганизации высшим органом управления каждой из реорганизуемых компаний (например, общим собранием участников в обществе с ограниченной ответственностью при выделении);
- после принятие решения о реорганизации необходимо в течение 3-х рабочих дней сообщить об этом в регистрирующий орган;
- в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о начале реорганизации и выдается соответствующее свидетельство;
- в течение 5-ти рабочих дней после уведомления о реорганизации регистрирующего органа необходимо оповестить всех известных кредиторов;
- сразу после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц необходимо опубликовать сведения о реорганизации в СМИ;
- в течение месяца после предыдущей публикации необходимо повторно опубликовать сведения о реорганизации в СМИ;
- в течение 30-ти дней после второй публикации или в течение 3-х месяцев после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц необходимо представить документы, которые связаны с завершением реорганизации;
- в течение 6-ти рабочих дней можно получить документы о регистрации лично или через представителя по нотариально заверенной доверенности;
- в общей сложности процедура реорганизации занимает около 2-х месяцев.
Виды реорганизации юридических лиц
Реорганизация юрлиц может быть осуществлена по решению:
- учредителей (участников) организации (п. 1 ст. 57 ГК РФ);
- органа юрлица, наделенного соответствующими полномочиями учредительными документами;
- уполномоченных госорганов (п. 2 ст. 57 ГК РФ);
- суда.
В первых 2 случаях можно говорить о добровольной реорганизации юрлица, в остальных — о принудительной.
Законодательство не содержит определений таких терминов, как добровольная и принудительная реорганизация. Основное различие между ними — субъект инициирования данной процедуры.
Добровольная реорганизация обычно преследует коммерческие цели, может быть связана с необходимостью избежать ликвидации юрлица, произвести смену состава участников и т. д.
К случаям принудительной реорганизации можно отнести:
- разделение или выделение коммерческих организаций или приносящих доход некоммерческих фирм в принудительном порядке (ст. 38 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ);
- разделение или выделение в принудительном порядке организаций, являющихся хозяйствующими субъектами в области электроэнергетики и не выполняющих предписаний ст. 6 ФЗ «Об особенностях функционирования…» от 26.03.2003 № 36-ФЗ (абз. 19);
- слияние или присоединение кредитных организаций в принудительном порядке по требованию Банка России (ст. 32 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 № 40-ФЗ).
Порядок реорганизации юридического лица
В данном процессе можно условно выделить 3 основных этапа:
1. Начало процедуры:
- Принятие решения о проведении процедуры реорганизации учредителями (участниками) юрлица или его уполномоченным органом. Организация, принявшая указанное решение, в течение 3 рабочих дней уведомляет об этом регистрирующий орган ФНС России по форме С-09-4 (п. 1 ст. 60 ГК РФ).
- В определенных случаях перед проведением реорганизации в форме слияния или присоединения коммерческих и финансовых организаций необходимо получение предварительного согласия органов Федеральной антимонопольной службы (ст. 27 закона № 135-ФЗ).
- Внесение регистрирующим органом ФНС сведений в ЕГРЮЛ о нахождении юрлица в процессе реорганизации.
2. Уведомление кредиторов:
- Публикация в средствах массовой информации (журнале «Вестник госрегистрации») сведений о начале процедуры реорганизации. Производится дважды каждым реорганизуемым юрлицом с периодичностью 1 раз в месяц.
- Уведомление кредиторов в письменной форме в предусмотренных законом случаях (см. постановление 9-го ААС от 12.05.2005 по делу № 09АП-2604/05-ГК).
- Сдача отчетности в органы ФНС и внебюджетные фонды.
3. Окончание процедуры (после 2-й публикации сведений о реорганизации):
- Сбор пакета документов (в зависимости от формы реорганизации) и их передача в ФНС. Требования кредиторов об исполнении обязательств реорганизуемыми лицами в досрочном порядке могут быть представлены в течение 30 дней с момента 2-й публикации указанных сведений (п. 2 ст. 60 ГК РФ). Соответственно, обращение с заявлением в ФНС допустимо только по истечении этого срока.
- Получение документов о госрегистрации.
Способы реорганизации ООО
На сегодняшний день выделяются следующие виды реорганизации:
- слияние;
- разделение;
- выделение;
- присоединение;
- преобразование.
Также может применяться так называемая комбинированная форма реорганизации – данная форма представляет собой процесс с использованием разных видов реорганизации. В данной статье будут разобраны такие виды реорганизации как слияние, разделение, выделение, и присоединение. В первую очередь будет разобрано что из себя представляет каждая из данных форм, а после будет поэтапно рассмотрено, как провести процедуру реорганизации в данных формах. Слияние — процесс, при котором несколько отдельных компаний преобразовываются в одно новое юридическое лицо. В результате данной реорганизации все участники сделки прекращают свое существование, а все права и обязанности, участвующих в данной процедуре организаций, передаются новому юридическому лицу. Ограничений по количеству компаний, участвующих в данной сделки нет. Необходимо как минимум два юридических лица. Используют данную процедуру, например, с целью укрупнения бизнеса, для расширения сферы деятельности. Разделение — процесс, который предполагает под собой прекращение деятельности реорганизуемого общества и образование как минимум двух новых организаций, наделенных своими правами и обязанностями. Данная процедура применяется в случаях, когда дальнейшее ведение деятельности организацией является затруднительной или невозможной. Выделение — процесс, при котором образуется новое юридическое лицо, к которому переходит часть прав и обязанностей от реорганизуемого общества. В отличие от реорганизации в форме разделения реорганизуемое общество продолжает существовать. Данная процедура позволяет разделить профильные и вспомогательные направления в бизнесе по разным юридическим лицам. Присоединение — данный вид реорганизации представляет собой объединение нескольких юридических лиц с существующей организацией. Данная форма применяется при поглощении крупной организацией более мелких. Права и обязанности присоединяемых организаций передаются работающей компании. Данная процедура, как и процедура слияния может быть использована для расширения сферы деятельности, а также, например, для увеличения конкурентоспособности. Все данные формы реорганизации подразумевают под собой процедуру государственной регистрации в установленном законом порядке. Процесс реорганизации вне зависимости от выбранной формы проходит в несколько этапов, к таким этапам можно отнести:
- принятие решения о реорганизации.
- информирование регистрирующего органа о данной процедуре.
- уведомление кредиторов.
- государственная регистрация.
- завершение процесса реорганизации.
Порядок реорганизации юридических лиц
Учредители (участники) юридического лица или соответствующий государственный орган принимают решение о реорганизации юридического лица, утверждают передаточный акт или разделительный баланс, изменения к учредительным документам существующих юридических лиц, а также учредительные документы вновь возникших юридических лиц.
Реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении.
Далее необходимо произвести:
- государственную регистрацию юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации;
- государственную регистрацию ликвидации юридических лиц, прекращающих свою деятельность в результате реорганизации;
- государственную регистрацию изменений к учредительным документам юридических лиц, продолжающих свое существование (при реорганизации в форме выделения).
Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с нормами главы V Закона о регистрации.
Когда необходима реорганизация юридического лица?
Проведение данного мероприятия в добровольном прядке может быть обусловлено различными факторами. Например, наличием крупной кредиторской или налоговой задолженности, модернизацией производственного процесса, приобретением нового оборудования (если у реорганизуемого субъекта не хватает на это собственных средств), расширением бизнеса, когда одна компания увеличивается за счет слияния с другой.
Реорганизация лица в форме разделения или выделения может происходить тогда, когда дальнейшее сотрудничество нескольких соучредителей становится невозможным и т.п.
В каждом конкретном случае изменение коммерческой структуры имеет разные мотивы. Однако практически всегда учредители, инициировавшие ее, стремятся к повышению прибыльности бизнеса и укреплению позиций на рынке.
Принудительная реорганизация более всего распространена в антимонопольном праве, ее инициатором является Федеральная антимонопольная служба.
Слияние означает прекращение деятельности двух и более юридических лиц с целью образования нового хозяйствующего субъекта.
При этом в обязательном порядке происходит регистрация вновь образованного юридического лица в государственных налоговых органах.
Слияние, как и присоединение, часто ассоциируется с поглощением. Но это неверно.
Отличительной чертой реорганизационной процедуры слияния является образование новой экономической единицы, чего не происходит в случаях поглощения.
Характеристика прав и обязанностей сторон слияния отображается, как и в других формах реорганизации, в передаточном акте и разделительном балансе.
Величины влияния во вновь организованном предприятия определяются величинами активов первоначальных предприятий.
Процесс реорганизации проходит в несколько этапов:
Этап | Действия |
---|---|
Уведомление Налоговой инспекции | Необходимо в 3-х дневный срок сообщить в налоговые органы о решении реорганизовать компанию. Территориальным подразделением этой службы в реестр вносится соответствующая запись |
Информирование кредиторов и СМИ | В пятидневный срок с момента уведомления налоговых органов должны установить и проинформировать всех кредиторов. Два раза в течение месяца информация публикуется в средствах массовой информации |
Инвентаризация имущества | Составляется отчётный документ об оценке имущества юридического лица. Инвентаризация осуществляется как в отношении имущества организации, так и в отношении имущества, находящегося на хранении или являющегося предметом аренды |
Создание документов | Создаётся передаточный акт (при слиянии, присоединении, преобразовании) или разделительный баланс (при разделении и выделении) |
Снятие с учёта | Необходимо сняться с контроля в налоговой инспекции и в различных фондах |
Закрытие счетов | Закрываются все счета и ликвидируются печати организации |
Регистрация новой организации | При создании нового юридического лица оно должно пройти процедуру регистрации. Компания считается реорганизованной с момента, когда зарегистрировано новое юридическое лицо |
Оформление новой документации | Изготавливается или заменяется печать нового юридического лица, переоформляются счета в банках, учётные данные в государственных органах, кадровые документы и пр. |
Другой комментарий к статье 57 Гражданского Кодекса РФ
1. Статьи 57 — 60.2 ГК РФ посвящены одному из случаев универсального правопреемства — реорганизации юридического лица. Реорганизация в зависимости от ее формы может являться основанием возникновения или прекращения одного или нескольких юридических лиц.
Существует пять форм реорганизации — слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При слиянии ранее существовавшие объединяющиеся юридические лица прекращаются и возникает новое. Присоединение означает прекращение присоединяющегося юридического лица. Разделение влечет прекращение юридического лица, которое разделяется, и возникновение новых лиц. При выделении из состава юридического лица образуется одно или несколько новых юридических лиц. Наконец, преобразование юридического лица означает смену его организационно-правовой формы.
В рамках реформы гражданского законодательства предполагалось включение в комментируемую статью ряда запретов, относящихся к реорганизации (недопустимость преобразования некоммерческого юридического лица в коммерческое и т.п.), которые в сочетании с общими положениями ст. 1 ГК РФ об осуществлении субъектом гражданских прав своей волей и в своем интересе создали бы в целом более либеральное регулирование реорганизации: юридические лица могли бы использовать различные сочетания форм реорганизации и были бы стеснены в этом лишь императивными установлениями закона. В ходе рассмотрения проекта Федерального закона N 47538-6 соответствующие его положения были несколько видоизменены, однако общая идея в целом сохранилась: реорганизация может происходить в «ускоренном» виде (например, одновременное слияние и преобразование), а также с участием юридических лиц разных организационно-правовых форм. Для реорганизации юридических лиц установлены лишь следующие ограничения:
1) при реорганизации более чем двух существующих юридических лиц необходимо, чтобы закон разрешал преобразование каждого из них в соответствующие «конечные» (будущие) юридические лица (абз. 3 п. 1 комментируемой статьи);
2) не допускается реорганизация с нарушением специальных правил, установленных Кодексом для реорганизации отдельных организационно-правовых форм юридических лиц (см. ст. ст. 68, 92, 104, 106.6, п. 8 ст. 113, п. 3 ст. 123.2, п. 4 ст. 123.4, п. 4 ст. 123.8, п. 4 ст. 123.12, п. 2 ст. 123.15, п. 3 ст. 123.16, ст. 123.17, п. 7 ст. 123.22, п. 3 ст. 123.23, п. 7 ст. 123.24, п. 3 ст. 123.26), а равно правил реорганизации, установленных иными федеральными законами;
3) в случаях реорганизации ряда юридических лиц, занимающихся особыми видами деятельности (кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования и проч.), особенности их реорганизации устанавливаются законами, регулирующими деятельность таких организаций (абз. 5 п. 1 комментируемой статьи).
В результате общие подходы к реорганизации оказались «зашиты» в нормах, посвященных юридическим лицам отдельных организационно-правовых форм, а также юридическим лицам, занимающимся специальными видами деятельности.
2. Реорганизация юридического лица может быть добровольной (по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами) или принудительной (по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда).
Как правило, добровольная реорганизация может осуществляться по усмотрению уполномоченных на то лиц или органов. Причины принятия такого решения не имеют юридического значения. Интересы кредиторов реорганизуемого в добровольном порядке юридического лица защищают положения ст. ст. 58 — 60.2 ГК РФ и другие нормы гражданского права. Вместе с тем в случаях, предусмотренных законом, реорганизация допускается лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Так, правила о предварительном согласии антимонопольного органа на реорганизацию в некоторых случаях содержит ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в случае неисполнения в установленный Банком России срок его предписаний об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции либо сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
3. Реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного либо нескольких юридических лиц может осуществляться по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении финансовой организации, поднадзорной Центральному банку РФ, по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Условия, при которых допускается принудительное разделение или выделение, определены ст. 38 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, в силу норм банковского законодательства в случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции либо сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления ее реорганизации.
Последствия невыполнения требования о принудительной реорганизации учредителями (участниками) юридического лица уполномоченным ими органом или органом юридического лица, уполномоченным на реорганизацию его учредительными документами, определяются в соответствии с абз. 2 п. 2 комментируемой статьи. На основании судебного акта вне процедур банкротства происходит замена органа юридического лица на арбитражного управляющего, который выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом представленных арбитражным управляющим документов завершает процедуру реорганизации, а решение суда при этом является основанием для внесения в реестр соответствующих сведений.
4. Комментируемая статья определяет момент, с которого реорганизация считается завершенной, — момент государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Аналогичные положения содержит ст. 16 Закона о регистрации юридических лиц.
Формы реорганизации юридического лица
Реорганизация реализуется в следующих формах:
Слияние: идет прекращение юридического лица путем реорганизации и образования другого.
Особенности:
- Участвует как минимум две компании;
- Ни один субъект не сохраняет свое правовое положение – происходит их ликвидация;
- Все активы «вливаются» во вновь созданный субъект.
В форме присоединения: идет процесс присоединения одного лица к другому.
Особенности:
- Присоединяться могут сразу одно или несколько субъектов;
- Те, кто присоединяются, теряют свою правовую природу, передавая все активы третьему лицу, то есть происходит их ликвидация;
- Третье лицо (то, к кому присоединяются) приобретает права и обязанности, при этом продолжает функционировать;
Разделение: представляет собой процесс деления одного субъекта на несколько. Условно говоря, предприятие «раскалывается» на части. Они представляют собой объем активов, каждый из которых переходит к новому субъекту.
Особенности реорганизации юридических лиц
Как и в любом институте права, существуют свои особенности реорганизации юридических лиц. В чем они состоят?
- Субъект проведения реорганизации может трансформироваться не во все организационно-правовые формы, а лишь в те, которые допускает действующее законодательство. Например, ООО не может реорганизоваться в государственное предприятие, а коммерческие – в благотворительные;
- Сама реорганизация может проходить в рамках, которые определены ГК РФ;
- Виды, типы или способы реорганизации юридических лиц могут быть как добровольными, так и принудительными. Первый случай рассматривался выше. Во втором – решения могут приниматься судом или Антимонопольным комитетом;
- Возможность привлечения арбитражного управляющего в случае, если субъект не проводит необходимые действия по реорганизации;
- Реорганизация проходит с передачей прав (всех или части, в зависимости от формы) и обязанностей правопреемнику. В этом есть особенность и основное отличие от ликвидации предприятия.
Общие признаки реорганизации юридического лица сводятся к возможному созданию нового субъекта и передаче прав и обязанностей правопреемнику.
Порядок реорганизации
Участники процедуры принимают решение о проведении реорганизации и сообщают о нем в ИФНС в течение 3 дней. Налоговые органы вносят в реестр соответствующую запись.
В течение 5 рабочих дней после направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий госрегистрацию юридических лиц, реорганизуемое юрлицо обязано уведомить в письменной форме известных ему кредиторов о начале процедуры реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами. После внесения записи в ЕГРЮЛ организация должна подать публикацию в «Вестник государственной регистрации».
На следующем этапе юрлицо проводит инвентаризацию и составляет отчетную документацию об оценке корпоративного имущества, в том числе находящегося на хранении под ответственностью предприятия или являющегося предметом лизинговых отношений.
После инвентаризации имущества готовится пакет документов. Для слияния, присоединения или преобразования составляется передаточный акт. При разделении или выделении требуется разделительный баланс.
Реорганизованные юрлица снимаются с контроля в ИФНС и во всех фондах, их расчетные счета закрываются, а печати ликвидируются. При создании нового юридического лица проводятся все необходимые регистрационные процедуры. На этом реорганизация завершается.
Формы преобразования (реорганизации) юридических лиц определены на законодательном уровне:
- Преобразование. Форма реорганизации, при которой происходит смена организационно-правовой формы предприятия.
- Выделение. Процесс реорганизации, при котором из одной компании появляются новые, называется выделение. При этом новые предприятия наследуют часть прав и обязанностей исходной компании. Но при этой форме реорганизации основная компания не ликвидируется, а продолжает функционировать.
- Разделение. Данная форма предполагает расщепление исходной компании на несколько новых, которые перенимают у нее все права и обязанности.
- Присоединение. Результатом этого процесса становится передача прав и обязанностей ликвидируемых компаний одному предприятию.
- Слияние. Эта форма предполагает создание новой компании, основой для которой выступают несколько ликвидируемых предприятий.