Экологический сбор в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологический сбор в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отходы производства образуются в результате переработки сырья и материалов в готовую продукцию. Остатки от сырья и материалов, которые полностью или частично потеряли свои свойства, и называются отходами. Отходы могут быть безвозвратными и возвратными. Первые из них не могут быть использованы предприятием повторно из-за технологических особенностей, а также не могут привлечь покупателя. Они утилизируются и никак не отражаются в учете.

Учет возвратных отходов

«Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 1

Мы не ошибемся, если скажем, что бухгалтеру любого промышленного предприятия так или иначе знаком вопрос оценки и учета возвратных отходов. Это обусловлено спецификой деятельности, а именно преобразованием различных сырья и материалов в готовые изделия. Конечно, безотходное производство — одна из важнейших задач любого хозяйствующего субъекта. Однако сегодня она решается посредством рационального использования тех отходов, которые имеют место при переработке исходного сырья в готовую продукцию. Со своей стороны отметим, что причины учетных проблем возвратных отходов, как и многих других неразрешенных бухгалтерских вопросов, кроются в отсутствии отраслевых документов по учету затрат и калькулированию себестоимости. В связи с этим обращаем особое внимание на то, что в разработке методики учета возвратных отходов должны принимать участие представители как бухгалтерской и налоговой служб предприятия, так и экономического отдела. Только в этом случае можно добиться желаемого результата — продуманной, выгодной, экономически обоснованной политики в отношении такой составляющей производственного процесса, как возвратные отходы.

Для финансового работника важно знать не только, что в данном случае относится к возвратным отходам, но и как это «что» оценить. Согласно п. 6 ст. 254 НК РФ возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

  • по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
  • по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.

В свою очередь, в п. 111 Методических указаний по учету МПЗ говорится, что стоимость отходов (обезличенных) определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (по цене возможного использования или продажи).

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Из приведенных выше норм следуют два важных вывода:

  1. бухгалтерскую и налоговую оценки возвратных отходов можно привести к единому стоимостному значению. Однако универсальных формул для расчета стоимости возвратных отходов нет;
  2. при использовании возвратных отходов в производстве их следует оприходовать по пониженной цене исходного материала (цене возможного использования), а при намерении продать их — по цене реализации.

Рассмотрим подробнее применение закона на практике.

Когда принять к учету?

Этот вопрос является дискуссионным, так как некоторые эксперты утверждают, что НК РФ не устанавливает особых правил в части определения момента отражения в учете возвратных отходов, а значит, и момента уменьшения величины материальных расходов на их стоимость. Эти рассуждения приводят к мысли о том, что возвратные отходы «появляются» в учете только в тот момент, когда они отпускаются в производство (на сторону). Отсюда возникают вопросы: как составить налоговую декларацию, если материальные расходы на производство продукции в полном объеме учтены в одном отчетном (налоговом) периоде, а возвратные отходы использованы (реализованы) в другом? Как отразить в учете стоимость возвратных отходов, если в периоде их фактического использования у предприятия отсутствуют материальные затраты (величина которых по общему правилу должна быть скорректирована)?

Вспомним фразу, ставшую крылатой: «Может быть, что-то в консерватории подправить?». Это как раз тот случай, когда теория не выдерживает проверки практикой. По нашему мнению, возвратные отходы следует сразу же оприходовать и оценить в момент возникновения. Аргументов несколько. Во-первых, согласно Методическим указаниям по учету МПЗ материалы в организации должны быть своевременно оприходованы (п. 48), в свою очередь, отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества (п. 111). В данный момент следует принять к учету и оценить возвратные отходы. Кстати, здесь также было бы удобнее исходить из их оценки по цене возможного использования, поскольку бухгалтер в этот момент может не располагать информацией о дальнейшей судьбе полученных отходов. Однако данный факт не должен влиять на момент принятия их к учету.

Во-вторых, наши оппоненты руководствуются в своих суждениях положениями ст. 272 НК РФ о порядке признания расходов. Так, датой осуществления материальных расходов признается дата передачи в производство сырья и материалов. Формально на эту дату имеются данные о полной стоимости исходного сырья, но отсутствуют данные о количестве и стоимости возвратных отходов. Однако не следует забывать о ст. 252 НК РФ и установленном в ней требовании в отношении обоснованности и документального подтверждения затрат.

Таким образом, наличие в бухгалтерском учете первичной документации о поступлении из производства возвратных отходов и методики их оценки будет косвенно опровергать экономическую обоснованность признанной в налоговом учете в полном объеме суммы материальных затрат.

Эксперты ждут корректировок и разъяснений

Сейчас законодательством предусмотрена «мотивация» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — плата за негативное воздействие на окружающую среду и штрафы. С физлицами сложнее, потому что пункт, закрепляющий, что они должны обеспечивать сортировку отходов, вообще не подкреплен ни «кнутом», ни «пряником» и несет сейчас скорее декларативный характер.

В Указе Президента РФ от 21 июня 2020 г. № 474 определено, что к 2030 г. в России должна быть создана устойчивая система обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающая сортировку отходов в объеме 100%, а объем отходов, направляемых на полигоны, должен сократиться в два раза. «Если мы стремимся к достижению этих целей, то мы должны добиться понимания в обществе: зачем нужна сортировка, как происходит утилизация сданных отходов и так далее. Причем я убеждена, что экопросвещение нужно в равной мере и организациям», — уточнила директор экологического движения «ДОМ».

Читайте также:  Статья 2.8. КоАП РФ. Невменяемость

В новых условиях важно, чтобы каждый сотрудник разделял экологические ценности компании, по возможности участвовал в сортировке отходов, имел представление о том, какие отходы являются вторичными ресурсами и могут быть переработаны. В противном случае, по мнению отраслевых экспертов, наладить процесс подготовки вторичных ресурсов к передаче на утилизацию внутри организации будет очень сложно. Поэтому важно использовать целый комплекс экопросветительских мер для сотрудников: провести серию обучающих мероприятий, внедрить раздельный сбор в офисах, сделать экологичный образ жизни частью корпоративной культуры, выбирать экомероприятия — например, квизы, квесты — для совместного времяпрепровождения.

И для организаций, и для физических лиц экологическое просвещение — многоуровневая, системная и комплексная работа, которую надо начинать уже сегодня, чтобы получить результаты к 2030 г. — когда вступит в силу пункт закона, который запрещает захоронение вторичных ресурсов. Участники рынка предполагают, что к этому времени могут появиться какие-то пенитенциарные методы воздействия и на физических лиц, если при нормальной инфраструктуре и должном экопросвещении население все равно не будет сортировать мусор.

«На первый взгляд, внедрение раздельного сбора раньше, чем есть повсеместная инфраструктура для утилизации, кажется нелогичным, но основываясь на опыте реализации проектов по приему вторсырья на территориях, где нет раздельного сбора на муниципальном уровне, могу сказать, что как раз с точки зрения подготовки общества — это правильное решение», — резюмировала О. Кужель. При этом она добавила, что на привыкание, просвещение и все стадии принятия уходит довольно много времени, обязательно будут совершаться ошибки. Поэтому нужно начинать работать с тем, что есть, а не ждать идеальных условий.

В целом все опрошенные «ЭЖ» эксперты считают, что принятие закона об обращении со вторсырьем — большой шаг в правильном направлении. «Перерабатывая разные виды отходов, в том числе производственные, мы периодически сталкиваемся с предприятиями, которые нам говорят, что им проще выкинуть мусор, чем заниматься раздельным сбором и накапливать их отдельно на транспортную партию. Рассчитываем, что этот закон благоприятно скажется на том, чтобы таких ситуаций не происходило», — сообщил «ЭЖ» Александр Свидовский, генеральный директор компании «Втор-пласт».

Он отметил, что благодаря поправкам в общество закладываются правильные принципы того, что все вторичные ресурсы должны перерабатываться, а не захораниваться на полигонах. А. Свидовский считает, что в первую очередь влияние этого документа на себе ощутят небольшие предприятия. Нехватка финансирования, понимания, а также технического оснащения усложняют попытку правильной утилизации отходов.

В то же время на крупных предприятиях довольно хорошо работают со своими отходами. Ряд из них даже имеют специальные помещения для их сортировки, где стоят прессы, пресс-компакторы и другое необходимое для этого оборудование.

Отраслевые эксперты считают, что принятие закона о ВМР создало важный и нужный регуляторный базис для функционирования индустрии обращения с промышленными отходами и развития цикличной экономики в стране. «Соответствующие нормы законодательства создают правильные сигналы и экономические стимулы для бизнеса к разумной переориентации на практики вовлечения вторсырья в производство, сокращая при этом долю используемого первичного сырья (традиционных природных ресурсов)», — сообщили в АРВИС.

При этом в ассоциации подчеркнули, что применение вводимых норм на практике может потребовать «донастройки» создаваемой регуляторной системы и совершенствования законодательства в целях повышения прозрачности и эффективности функционирования индустрии обращения с промышленными отходами. О том, что закон еще не принял финальный вид и требует ряда уточнений, говорили и другие опрошенные «ЭЖ» эксперты.

Обезвреживание отходов потребления по СанПиН в 2023 году

Изменение свойств отхода, приводящее к снижению его негативного воздействия на окружающую среду (в том числе сжигание), называют обезвреживанием. При этом могут изменяться вес отхода, состав, свойства, выполняться обеззараживание. Для действий с обеззараживанием и обезвреживанием должны быть предусмотрены специальные сооружения, обустроенные в соответствии с санитарным законодательством.

Правила 2023 года детально рассматривают процедуру обезвреживания медицинских отходов класса Б и В.

Выделяют следующие методы и способы обезвреживания и обеззараживания отходов медицинских учреждений:

  • осуществление обеззараживания и обезвреживания отходов Б класса централизованным способом или децентрализовано в пределах медицинского учреждения и/или организации, ведущей фармацевтическую деятельность;
  • осуществление обеззараживания отходов В класса децентрализованным способом;
  • обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б физическим методом с применением специального оборудования (высокие температура и давление, физические методы излучения: электромагнитное и радиационное);
  • обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б дезинфицирующими растворами и другими химическими методами с применением установок;
  • отходы класса Би В могут уничтожаться термически децентрализованным способом на территории медицинского учреждения, а при их предварительном обеззараживании – централизованным способом (в том числе в заводах по термическому уничтожению мусора);
  • после обеззараживания физическими методами потерявшие эпидемиологическую опасность отходы класса Би В могут быть утилизированы;
  • вакцины могут быть уничтожены и обеззаражены персоналом медицинского учреждения.

Обезвреженные отходы медучреждений класса Б и В также могут захораниваться на полигонах ТКО.

Как учитывать возвратные отходы?

В бухгалтерии оценка используемых остатков происходит как и обычных материалов. Применяется счет 10 «Материалы» и субсчета 10.1 «Сырье и материалы», 10.12 «Возвратные отходы».

Процедура учета возвратных остатков включает следующие этапы:

  1. Определение количества.
    Когда отход исключается из технологического процесса, для его оценки производятся необходимые замеры. Остатки оцениваются путем определения объема или массы. Их взвешивают либо считают поштучно (если речь идет про готовые изделия).
  2. Оформление накладной.
    На основе такого документа происходит оприходование ТБО, их хранение и последующие процессы. Оформляют накладную по форме ТОРГ-13. Допускается оформлением ордера по форме М-4 или накладной М-11.
  3. Передача на склад.
    Отход передается кладовщику либо другому уполномоченному лицу, ответственному за хранение материалов.
  4. Выдача со склада.
    Для дальнейшей эксплуатации остатки забирают со склада. При этом оформляется новая накладная – по форме М-15 или ТОРГ-12.

Формы и документы для оформления отходов на складе

Возвратные отходы учитываются по формам и документам как готовая продукция согласно Федеральному закону от 1996 года №129, где все операции, которые производит организация, должны быть оформлены документально. По ним создаются первичные учетные документы, и ведется учет в бухгалтерии.

Сегодня известно немного форм, по которым можно рассчитать и оформить остатки для передачи на склад. Одни из распространенных:

  • форма МХ-18, статья накладной для передачи в складское помещение,
  • М-11 – требование-накладная,
  • ТОРГ-12 и ТОРГ-13 – накладная на передачу готовой продукции, тары во внутреннее перемещение,
  • МХ-4 – приходный ордер,
  • МХ-5 – журнал учета поступления готовых продуктов в места хранения,
  • МХ-6 – журнал учета расхода готовых продуктов в местах хранения.

Как заполнить ЖДО в Экстерне

Электронный журнал учета движения и образования отходов можно вести в Экстерне. Это поможет существенно сократить время на заполнение:

  • Реквизиты на титульном листе заполняются автоматически;
  • Справочник контрагентов, договоров и лицензий, из которого можно выбирать нужные данные для основной части отчета;
  • Перенос данных из квартала в квартал, если в течение года данные меняются незначительно;
  • Автоматическое заполнение таблицы «Обращение с отходами» данными из таблиц о переданных и полученных отходах;
  • Годовой журнал заполнять вручную не нужно — Экстерн перенесет данные из квартальных таблиц.
Читайте также:  Очередь в детский сад в Красноярске в 2022 году

Формы и документы для оформления отходов на складе

Возвратные отходы учитываются по формам и документам как готовая продукция согласно Федеральному закону от 1996 года №129, где все операции, которые производит организация, должны быть оформлены документально. По ним создаются первичные учетные документы, и ведется учет в бухгалтерии.

Сегодня известно немного форм, по которым можно рассчитать и оформить остатки для передачи на склад. Одни из распространенных:

  • форма МХ-18, статья накладной для передачи в складское помещение,
  • М-11 – требование-накладная,
  • ТОРГ-12 и ТОРГ-13 – накладная на передачу готовой продукции, тары во внутреннее перемещение,
  • МХ-4 – приходный ордер,
  • МХ-5 – журнал учета поступления готовых продуктов в места хранения,
  • МХ-6 – журнал учета расхода готовых продуктов в местах хранения.

Для финансового работника важно знать не только, что в данном случае относится к возвратным отходам, но и как это «что» оценить. Согласно п. 6 ст. 254 НК РФ возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

  • по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
  • по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.

В свою очередь, в п. 111 Методических указаний по учету МПЗ говорится, что стоимость отходов (обезличенных) определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (по цене возможного использования или продажи).

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Из приведенных выше норм следуют два важных вывода:

  1. бухгалтерскую и налоговую оценки возвратных отходов можно привести к единому стоимостному значению. Однако универсальных формул для расчета стоимости возвратных отходов нет;
  2. при использовании возвратных отходов в производстве их следует оприходовать по пониженной цене исходного материала (цене возможного использования), а при намерении продать их — по цене реализации.

Рассмотрим подробнее применение закона на практике.

При намерении реализовать полученные возвратные отходы на сторону их следует оприходовать по цене реализации. Существует несколько мнений о том, что подразумевается под такой ценой. Одни эксперты считают, что цена реализации — это рыночная цена, определяемая по правилам ст. 40 НК РФ (Письмо Минфина России от 24.08.2007 N 03-03-06/1/591). Другие подразумевают под ней цену, которая фактически согласована между продавцом и покупателем (указана в конкретном договоре). Третьи считают, что это некая предполагаемая цена реализации, которая отличается от первых двух величин. Особенно актуален такой подход на фоне нестабильности цены на сырье.

Используя в примере условие об удорожании исходного сырья, а следовательно, и возвратных отходов, можно увидеть, что выполнение бухгалтерских и налоговых требований к оценке возвратных отходов, предназначенных для продажи, может привести к искажению показателя себестоимости продукции. Конечно, это частный случай, но законодательные нормы должны быть универсальны. Кроме того, добавим, что, каким бы подходом ни руководствовалось предприятие при оценке возвратных отходов на продажу, любой вариант цены должен соответствовать понятию рыночной (шаг 20%), однако даже при нарушении данного принципа сложно определить риски предприятия.

Налоговый учет возвратных отходов

Понятие возвратных отходов дано в пункте 6 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ):

«В целях настоящей главы под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

1) по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);

2) по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону».

Таким образом, в налоговом учете сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов (пункт 6 статьи 254 НК РФ).

Следует отметить, что в налоговом учете под возвратными отходами понимается то же, что и в бухгалтерском учете. Оценка возвратных отходов зависит от направления использования возвратных отходов.

Если возвратные отходы могут быть использованы самой организацией в основном или вспомогательном производстве, то они оцениваются по пониженной цене исходного материала.

Если возвратные отходы реализуются на сторону, то они оцениваются по цене возможной реализации.

На основании вышесказанного можно сделать вывод: поскольку налоговым законодательством установлен конкретный порядок определения цен на возвратные отходы, в бухгалтерском учете при оценке возвратных отходов организация может выбрать любой из данных методов.

При этом в учетной политике организации (как для налогового, так и для бухгалтерского учета) обязательно отражается порядок оценки возвратных отходов.

Возвратные отходы в бухгалтерском учете

Итак, возвратные отходы производства – это сопутствующие продукты переработки сырья в основном производстве, возникновение которых требует соответствующего учета. Его регулирует п. 111 Методических указаний по учету МПЗ, утв. приказом Минфина РФ № 119н от 28.12.2001, требующий:

  • определять стоимость отходов по цене возможного использования или продажи;
  • сдавать на склад по накладным с указанием наименования и количества;
  • отпускать возвратные отходы (ВО) при дальнейшем использовании на изготовление продукции по требованиям-накладным.

Стоимость учтенных отходов должна уменьшать стоимость ТМЦ, отпущенных в производство. Уточним: речь идет о снижении стоимости сырья, при переработке которого образовались отходы. Приходовать их необходимо в момент возникновения, и в этом же отчетном периоде следует уменьшить стоимость исходных ресурсов. Оценивают ВО в зависимости от перспектив дальнейшего применения:

  • по цене возможного использования, если отходы подвергаются последующей переработке в предприятии;
  • по рыночной стоимости ТМЦ, если ВО продаются как полноценный ресурс.

Предприятие обязано выбрать способ установления цены ВО, по которой их необходимо учитывать, закрепив его в учетной политике.

Читайте также:  Как оформить загранпаспорт ребенку и сколько он стоит

Учёт отходов на предприятии

Законодательство Российской Федерации (ч.1 ст.19 Закона №89-ФЗ) обязывает всех юридических лиц и ИП, при обращении с отходами, вести учёт движения отходов в соответствии с утверждённым приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721 Порядком учёта в области обращения с отходами (далее — Порядок учёта). Учёту подлежат все образовавшиеся, утилизированные, обезвреженные, переданные другим лицам или полученные от других лиц, а также размещённые отходы. На данный момент актуальной является редакция Порядка учёта от 25.06.2014, а также терминологические поправки Закона №458-ФЗ — введены понятия «утилизация» и «обработка», вместо «использование».

Новая терминология более конкретно выражает суть процессов обращения с отходами при заполнении таблиц данных учёта отходов (приложения 2-4 к Порядку учёта):

«Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации), а также извлечения полезных компонентов для их повторного применения (рекуперации).

Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.»

Основные положения требований к Порядку учёта:

1. Учёт в области обращения с отходами ведётся отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (ИП) в целом (абзац 6 пункта 3).

2 Учёт ведётся на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходов. В случае невозможности провести фактические изменения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходов, учёт ведётся на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приёма-передачи; договоров (пункт 4).

3. Учёту подлежат все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, переданных или полученных от других лиц, также размещённых юридическим лицом и ИП за учётный период (пункт 5).

4. Данные учёта обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля, и 1 октября текущего года), а также по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учётным) в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за указанным периодом (пункт 7).

5. Данные учёта ведутся в электронном виде. При отсутствии такой технической возможности данные учёта оформляются в письменном виде.

6. Заполнение таблиц данных учёта осуществляется лицом, ответственным за учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи их другим лицам или получения от других лиц, размещения отходов (пункт 6).

7. Таблицы данных учёта заполняются по юридическому лицу лицу в целом, по его каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии), по ИП (пункт 10).

Какими документами оформляются отходы на складе

Те отходы, что выявлены при изготовлении продукции, обязательно должны быть:

  • посчитаны и взвешены;
  • сданы на склад.

Важно! Если сосчитать и взвесить полученные отходы не представляется возможным, применяется расчётный метод: количество продукции умножают на норму расходов, утверждённую документально.

Для сдачи и оформления прихода на склад и реализации используются такие документы, как:

Наименование формы Документ
МХ-18 Накладная на передачу продукции на склад
М-4 Складской приходный ордер
М-11 Требование-накладная, которой фиксируется отпуск при повторном поступлении в производство
ТОРГ-13 Накладная на передачу товаров, тары при движении внутри фирмы
ТОРГ-17 Журнал, где фиксируется сохранность и движение продукции в переделах складов
М-8 Лимитно-заборная карта для отпуская при повторном использовании в изготовлении продукции
М-15 Накладная на отгрузку на сторону при отпуске другой организации
ТОРГ-12 Товарная накладная при продаже

Промышленные отходы: бухгалтерский и налоговый учет

Промышленные отходы — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образующиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Их можно разделить на две группы: возвратные и безвозвратные.

Возвратные отходы

— это остатки сырья (материалов), полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе изготовления продукции или выполнения работ, частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Безвозвратные отходы

— это те отходы, которые организация не может использовать и реализовывать и которые подлежат захоронению, то есть изоляции в целях исключения возможности их дальнейшего использования, а также предотвращения попадания загрязняющих веществ в окружающую среду.

К сведению!

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления, а также вовлечения этих отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

1

В бухгалтерском учете организации порядок учета возвратных отходов регулируется:

— ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. Приказом Минфина России от 9.06.2001 № 44н);

— Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н);

— учетной политикой организации.

Возвратные отходы могут приниматься на учет либо по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции), либо по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону (по цене возможной продажи) (см. п. 111 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).

Стоимость учтенных возвратных отходов всегда относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство. Другими словами, возвратные отходы принимаются к учету следующей бухгалтерской записью: по дебету либо субсчета 10-6 «Прочие материалы», либо субсчета 10-3 «Топливо» счета 10 «Материалы» и кредиту счета их возникновения (счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и т. д.)

Напомним, что на субсчете 10-6 «Прочие материалы»счета 10 «Материалы» учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т. п.);неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье);изношенных шин и утильной резины и т. п.


Похожие записи:

Добавить комментарий