Как проводится бухгалтерский учет в казенных учреждениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводится бухгалтерский учет в казенных учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.

Что изменили в 2022 году

С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:

  • 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
  • 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
  • 256 — перечисление средств международным государствам.

Забалансовые счета бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях: понятие и область применения

Забалансовые счета в бюджетных учреждениях 2021 года могут быть классифицированы по нескольким категориям исходя из их назначения.

Большинство из забалансовых счетов применяются учреждениями в бюджетной системе аналогично тому, как это происходит в частных организациях. То есть забалансовый счет используется, чтобы поставить на учет в организации некий объект, который нельзя однозначно отнести к активам или пассивам «внутри баланса». Например, это может быть обусловлено тем, что данный объект:

  • не является собственностью (или встречным обязательством перед контрагентом при возникновении права собственности) организации либо не находится в оперативном управлении учреждением;
  • не используется регулярно в хозяйственной деятельности (как вариант, передан в пользование другому лицу и большую часть времени задействуется именно им);
  • поступил в пользование организации временно;
  • имеет очень малую стоимость в сравнении с типовой стоимостью одноименных объектов учета, которые обычно ставятся на баланс в качестве активов или пассивов.

Примеры счетов для бухгалтерского учета таких объектов в бюджетном учреждении:

  • 02, на котором учитываются материальные ценности на хранении;
  • 24, на котором учитывается имущество, переданное в доверительное управление;
  • 07, на котором учитываются награды, кубки, в том числе переходящие.

Есть забалансовые счета, которые выполняют вспомогательную функцию относительно балансовых счетов учреждения. К таким вспомогательным счетам относятся 17 и 18, которые открываются к активным счетам 020100000 («Денежные средства»), 021003000 («Расчеты с финансовым органом)», 030406000 («Расчеты с прочими кредиторами»).

Полный перечень критериев постановки тех или иных объектов на забалансовые счета бюджетного учреждения определен в п. 332 Инструкции по приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н. В 2021 году действует более 40 различных забалансовых счетов, введенных данным приказом. Учреждение вправе добавлять к ним свои счета и субсчета.

Положения приказа № 157н в части установления перечня и порядка применения забалансовых счетов могут применяться всеми учреждениями бюджетной системы — бюджетными, казенными, автономными. С учетом положений специальных инструкций по бюджетному учету в каждом типе учреждений различия в применении забалансовых счетов могут быть существенными.

Инструкция 174н с изменениями на 2022 год — изменения в плане счетов (счет 206 00)

В КОСГУ в счет 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» были добавлены новые подстатьи, а потому вводятся и новые счета:

Счет Подстатья КОСГУ
0 206 96 000 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов» 296 (с 1 января 2022 года)
0 206 27 000 «Расчеты по авансам по страхованию» 227 (с 1 января 2022 года)
0 206 28 000 «Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений» 228 (с 1 января 2022 года)
0 206 29 000 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» 229 (с 1 января 2022 года)

Забалансовый счет 01 в бюджетном учете

Используется для учета основных средств (ОС), получаемых по договорам аренды или безвозмездно с правом эксплуатации без закрепления в оперативное управление.

Рассмотрим практический пример.

Для проведения праздника Учреждение культуры взяло напрокат костюмы. Согласно контракту арендодатель передал в двухмесячное пользование 5 костюмов. Сумма арендной платы составила 12 500 руб. После праздника костюмы возвращены. В учете использовался забалансовый счет 01:

  • имущественные объекты получены в аренду — Дт 01 (12 500 руб.);
  • произведен возврат имущества, взятого в аренду – Кт 01 (12 500 руб.).

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?

Учреждение, получившее извещение (ф. 0504805) с приложенными к нему документами, подтверждающими факт приемки-передачи объектов учета (актами о приеме-передаче, описями, реестрами, оправдательными документами поставщиков, актами на недостачу и порчу ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии ценностей, и т. п.)

Обоснование Как учитывать основные средства, которые учреждение получает безвозмездно Какое имущество считать безвозмездно полученным Безвозмездно полученным считается имущество, которое вам передали в оперативное управление бесплатно и вы не должны вернуть его дарителю (п.

СГС «Аренда». В то же время, если при наличии одного или нескольких перечисленных в п. 12 СГС «Аренда» признаков иные условия пользования имуществом соответствуют признакам, указанным в п. 13 СГС «Аренда», объекты учета аренды классифицируются в качестве объектов учета неоперационной (финансовой) аренды (п. 12 СГС «Аренда»). Соответственно, если выполняются какие-то признаки операционной аренды, но одновременно присутствуют признаки аренды финансовой, имущество следует относить к объектам финансовой аренды.Так, например, объекты учета аренды классифицируются для целей бухгалтерского учета объектами учета операционной аренды, если из условий пользования имуществом предусматривается (п.

Учет имущества в 2021 году: 10 “горячих” вопросов

Объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).

От редакции. В настоящее время на регистрации в Минюсте находится Приказ Минфина РФ от 29.08.2021 N 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». Согласно его положениям земельные участки, закрепленные за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, не надо учитывать за балансом, их необходимо ставить на учет на балансовый счет 103 01 «Земля» (основание — документ (свидетельство), подтверждающий право пользования земельным участком) по их кадастровой стоимости (пп. «б» п. 4.29, п. 4.84 Приказа Минфина РФ N 89н).

В статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ в перечне случаев, при которых оценка объектов независимыми экспертами является обязательным, не указывается необходимость таковой в процессе восстановления учета. Данная оценка является обязательной только в процессе совершения сделок, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2021 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ при приватизации муниципального имущества. Привлекать в этом процессе оценочные фирмы на платных условиях нецелесообразно, так как по постановлению Правительства РФ от 06.07.2021 N 519 итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. Поэтому по истечении этого времени при приватизации муниципального имущества придется делать повторную оценку и повторно оплачивать услуги оценщика.

— принятие в муниципальную собственность имущества субъекта Российской Федерации, федерального имущества, приобретение, прием безвозмездно в муниципальную собственность имущества юридических или физических лиц;

Дата публикации 11.03.2021

Смотрите также

Вопрос аудитору

Казенное учреждение приобрело в 2021 г. право пользования НМА сроком 12 мес. Покупка и начало эксплуатации приходятся на 2021 г., а окончание эксплуатации — на 2022 г. Как поставить на учет объект НМА? Задействовать счет 111 6I и далее 12 месяцев начислять амортизацию либо учесть затраты на счете 401 50, на котором будет остаток на конец 2021 г., либо сразу списать на затраты на счет 401 20?

С 1 января 2021 года вступил в силу федеральный стандарт «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (далее — СГФ «Нематериальные активы»).

В соответствии с приказом Минфина России от 14.09.2020 № 198н с 1 января 2021 г. неисключительные права пользования результатами интеллектуальной деятельности учитываются на балансе на счете 111 60. Права пользования нематериальными активами можно учесть на счете 111 60 при условии, что они соответствуют критериям признания в качестве нематериальных активов, установленным СГФ «Нематериальные активы» (п. 151.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).

Неисключительные права пользования результатами интеллектуальной деятельности, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 мес., учитываются на балансе (п. 6 СГФ «Нематериальные активы»).

В рассматриваемом случае срок полезного использования неисключительного права пользования нематериальными активами равен 12 мес. Принимая во внимание требования п. 6 СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н, такое право пользования не может быть учтено на счете 111 60.

В соответствии с приказом Минфина России от 14.09.2020 № 198н с 01.01.2021 счет 401 50 используется для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. На этом счете, в частности, отражаются расходы, связанные (п. 302 Инструкции № 157н):

    • с работами, подготовительными к производству, в связи с сезонным характером;
    • освоением новых производств, установок и агрегатов;
    • рекультивацией земель и иными природоохранными мероприятиями;
    • страхованием имущества, гражданской ответственности;
    • выплатой по ежегодному оплачиваемому отпуску, за неотработанные дни отпуска;
    • добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников;
    • неравномерно производимым ремонтом основных средств;
    • иными аналогичными расходами.

Положение об отнесении на счет 401 50 платы при приобретении неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов утратило силу с 17.10.2020 на основании приказа Минфина России от 14.09.2020 № 198н. Очевидно, это было сделано в рамках внедрения СГФ «Нематериальные активы», чтобы избежать путаницы, т.к. в общем случае права пользования результатами интеллектуальной деятельности должны учитываться на счете 111 60.

В то же время перечень расходов, которые могут быть отнесены на счет 401 50, остался открытым. Полагаем, что расходы по приобретению неисключительного права пользования нематериальным активом со сроком полезного использования менее или равен 12 мес., когда такое право используется в течение двух отчетных периодов, могут быть учтены на счете 401 50 как иные аналогичные расходы.

Расходы на приобретение неисключительного права можно списать на затраты текущего года в дебет счета 1 401 20 226 при условии, что срок его использования менее или равен 12 мес. и оно используется в течение одного отчетного года (п. 298 Инструкции № 157н, часть 11 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-07-07/104384).

В рассматриваемом случае покупка и начало эксплуатации неисключительного права приходится на 2021 г., а окончание срока эксплуатации — на 2022 г. Следовательно, на счет 401 20 равномерно списываются расходы, которые приходятся на 2021 г.

Для учета расчетов по принятым обязательствам применяются счета аналитического учета счета Х 302 ХХ ХХХ «Расчеты по принятым обязательствам» с указанием в 1 — 17 разрядах номера счета соответствующего кода бюджетной классификации, в разрядах 24 — 26 номера счета — подстатьи КОСГУ (п. 256 Инструкции № 157н).

Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования нематериальными активами отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н).

1. На каком счете учитывать с 2021 года неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД)?

С 2021 года в соответствии с положениями Федерального стандарта «Нематериальные активы»*(1) неисключительные права на РИД учитываются в составе нематериальных активов на счете 111 60 «Права пользования нематериальными активами». При этом в 23 разряде номера счета необходимо указать конкретную букву, детализирующую счет 111 60 в зависимости от вида нематериального актива. Такая группировка разработана с учетом положений Федерального стандарта «Нематериальные активы» и ОКОФ*(2)(3):

  • N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»: аналог группы объектов учета представлен группой 710.00.00.00 «Научные исследования и разработки» ОКОФ;
  • R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;
  • I «Программное обеспечение и базы данных»: аналог группы объектов учета представлен группой 730.00.00.00 «Программное обеспечение и базы данных» ОКОФ;
  • D «Иные объекты интеллектуальной собственности»: аналог группы объектов учета представлен группой 790.00.00.00 «Другие объекты интеллектуальной собственности» ОКОФ.

Например, неисключительные права на антивирусную программу будут учитываться на счете 111 6I.

2. Как перенести неисключительные права на РИД со счетов 01 и 401 50 на счет 111 60?

С 2021 года неисключительные права на РИД больше не учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» и балансовом счете 401 50 «Расходы будущих периодов». Соответственно, нужно перенести остатки с этих счетов на соответствующие счета учета по правам пользования нематериальными активами — счет 111 60.

Для этого первоначально в 2021 году необходимо провести инвентаризацию, в рамках которой нужно выявить неисключительные права на РИД, которые могут быть перенесены. В этих целях должностным лицам учреждения придется ответить на следующие вопросы, касающиеся каждого неисключительного права, учтенного до 2021 года на забалансовом счете 01 (и возможно на счете 401 50):

  • есть ли документальное подтверждение существования неисключительного права?
  • составляет ли срок полезного использования неисключительного права пользования РИД, определенный на 01.01.2021, более 12 месяцев?
  • соответствует ли неисключительное право на РИД понятию «актива»? То есть возможно ли получить от его использования полезный потенциал и экономические выгоды?
  • является ли неисключительное право пользования нематериальным активом идентифицируемым*(4)?
Читайте также:  Сколько на счету? Как изменились тарифы ЖКХ в Подмосковье в 2023 году

Если неисключительное право пользования РИД документально подтверждено, срок его полезного использования составляет более 12 месяцев, объект соответствует понятию «актива» и является идентифицируемым, то в учете операциями 2021 года следует отразить:

  1. Уменьшение забалансового счета 01;
  2. При наличии остатка на счете 401 50:

Дебет 0 106 6Х 35Х Кредит 0 401 50 226;

Дебет 0 111 6Х 35Х Кредит 0 106 6Х 35

При отсутствии остатка на счете 401 50:

Дебет 0 111 6Х 35Х Кредит 0 401 10 199.

Если хотя бы на один из приведенных выше вопросов ответ будет отрицательным, то неисключительное право пользования нематериальным активом не должно учитываться на забалансовом счете 111 60. В учете в таком случае нужно будет отразить следующие записи:

  1. Уменьшение забалансового счета 01;
  2. При наличии остатка на счете 401 50:

Счет учета зданий в казенном учреждении в 2021 году

С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.


Скорректирован порядок применения счета 27. Согласно новой редакции п. 385 Инструкции 157н счет 27 применяется при учете форменного обмундирования, специальной одежды, материальных ценностей, относящихся к объектам основных средств и иного имущества, выданного учреждением в постоянное личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, предусматривающих использование полученного имущества, в том числе за пределами территории учреждения, вне продолжительности действующего режима рабочего времени, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.

Аналитический учет по счету ведется в разрезе сотрудников (пользователей имущества), объектов имущества (наименований форменной одежды), местонахождений объектов (адресов) и кодов КОСГУ.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и коммерческих организациях во многом разнится. Однако что касается учета объектов основных средств, получаемых в аренду, то здесь расхождений нет, за исключением номера счета.

Свидетельством тому может служить Инструкция по применению Единого плана счетов бюджетных организаций (утверждена приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н), в которой для этих целей предписано использовать счет 01 под названием «Имущество, полученное в пользование». Как и для коммерческих структур, приемка объектов ведется на основании акта приема-передачи, а стоимость, указанная в данном документе, отражается на 01-м счете.

Полученное имущество может перемещаться. В таком случае все его движения указываются в регистрах забалансового счета. Источником информации для соответствующих записей должен быть только первичный документ.

При обратной операции — возврате арендованного имущества с забалансового счета — данное имущество списывается.

Входит в перечень новых забалансовых счетов, введенных Приказом № 198н. Счет предназначен для учета результатов долгосрочных договоров строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по указанному договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда.
При этом аналитический учет по счету ведется с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда.

План счетов в бюджетном учете

Хотя приказы об утверждении новых Плана счетов бюджетного учета (от 26.08.2022 № 70н) и Бюджетной классификации (от 27.08.2022 № 72н) вышли почти одновременно, некоторые номера счетов по кодам классификации операций сектора государственного управления не соответствовали кодам экономической классификации, также для отдельных кодов экономической классификации не было соответствующих счетов в Плане счетов бюджетного учета.

Приказом Минфина России от 10.02.2022 № 25н эти несоответствия устранены. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ, Приложение № 5 к Инструкции по бюджетному учету в редакции Приказа № 25н) приведена в соответствие кодам экономической классификации, утвержденной приказом Минфина России от 21.12.2022 г. № 152н (Приложение № 5 Приказа).

План счетов бюджетного учета

  • 01 — федеральный бюджет;
  • 02 — бюджет субъекта РФ;
  • 03 — бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 04 — бюджет городского округа;
  • 05 — бюджет муниципального района.
  • 130 -доходы от оказания платных услуг;
  • 140 — суммы принудительного изъятия;
  • 151 — поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • 171 -доходы от переоценки активов;
  • 172 — доходы от реализации (выбытие) активов;
  • 173 — чрезвычайные доходы от операций с активами;
  • 180 — прочие доходы.

План счетов бюджетного учёта на 2022 год — инструкция 162н

В 2022 году при формировании своей учётной политики все российские бюджетные организации, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязаны руководствоваться положениями Приказа Минфина РФ №162н от 6 декабря 2022 г. Издание данного нормативного акта преследовало целью ввести единое нормативно-правовое регулирование в сфере учёта бюджетных средств, которые предоставляются субъектам в виде субсидий из федерального бюджета. Приказ №162н адресован всем получателям бюджетных средств, обладающим при этом бюджетными полномочиями.

В первом приложении к Приказу приводится непосредственно План счетов бюджетного учёта, во втором – Инструкция по применению Плана. На нашем сайте можно скачать полный текст Приказа, План счетов бюджетного учёта на 2022 год с изменениями и дополнениями, а также Инструкцию 162н по применению Плана счетов бюджетного учёта, которая поможет пользоваться таблицей с кодами и разрядами счетов, укажет на порядок применения группировочных счетов при учёте различных операций, и в целом даст пояснения относительно каждого раздела финансового учёта бюджетных средств.

Топ‑10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы

Учреждением было закуплено оборудование на 333 тыс. рублей. Траты на транспортировку равны 7 тыс. рублей. Проводки будут следующими:

  • Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
  • Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.

Со следующего месяца после поступления оборудования начинается начисление амортизации. Срок полезной эксплуатации определяется на основании Классификатора.

Казенные учреждения могут реализовывать ОС. Однако для этого нужно получить одобрение учредителя. Иногда продажа связана с необходимостью погашения ущерба и обязательств, однако это крайние случаи. Доход от продажи направляется в бюджет.

ВНИМАНИЕ! Списание производится тогда, когда ОС утратили потребительские качества.

В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей. Используются эти проводки:

  • Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
  • Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
  • Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.

Каждая проводка подтверждается первичкой.

Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:

  • При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
  • Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
  • Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
  • Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.

Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.

Средства, поступившие в учреждение из бюджета, не будут облагаться налогом. Налогообложение также не затрагивает доход, полученный от оказания государственных услуг. Налог на прибыль начисляется в отношении следующих поступлений:

  • Доход от внебюджетных направлений работы, если отсутствует раздельный учет, смета трат.
  • Возмещение ущерба, выплаченное третьими лицами.
  • Стоимость имущества, переданного на бесплатной основе, если объекты не применяются в основной деятельности.
  • Излишки, обнаруженные во время инвентаризации.
  • Целевые поступления, израсходованные по нецелевому направлению.

Казенной структуре нужно подготовить отчетность, которая направляется в ИФНС.

Письмо Минфина России от 2 апреля 2021 г. № 02-07-07/25218

Уменьшение суммы денежных обязательств в связи с возвратом материалов поставщику невозможно, так как денежное обязательство отражено полностью в сумме кредитового оборота счета 0 302 00 000 (п. 141 Инструкции № 162н). Оборот по дебету счета не предусмотрен.

В казенном учреждении было списано здание, которое пришло в негодность в результате стихийного бедствия, его балансовая стоимость составляет 4 500 000 руб., начисленная на момент разрушения амортизация равна 3 000 000 руб.

  • законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
  • инструкциями № 157н и № 162н в части единого плана счетов и правил его применения;
  • инструкцией № 132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  • инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в КУ;
  • порядком № 209н в части формирования КОСГУ;
  • федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
  • методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка, за исключением предметов, стоящих менее 3 000 руб., и библиотечных объектов.

В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. Однако этот материал может быть полезен и прочим бюджетным структурам, поскольку раскрывает общие принципы бухгалтерского учета ОС с 2021 года, а особенно логику составления проводок.

Для составления учетной политики вашего казенного учреждения с учетом всех актуальных изменений в законодательстве и без ошибок, воспользуйтесь сервисом в Системе Госфинансы. Сервис поможет составить учетную политику для целей бухучета и налогообложения. В результате вы получите актуальные варианты документа, все необходимые приложения и подборку полезных рекомендаций.

Непроизведенные активы все так же остаются скорее экзотикой, чем обычным явлением в бюджетном учете. Тем не менее бухгалтерам приходится соприкасаться с этой темой. Письмо Минфина России от 26 мая 2006 г. № 02-14-10a/1406 порадовало многих бухгалтеров, ломавших голову над учетом земельных участков.

Н.И. ЛЕЙМАН, О.В. ГОРШЕНИНА
Юридический аспект При решении вопроса об отражении в учете стоимости земельного участка необходимо руководствоваться не только Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, но и нормативно-правовыми актами по разграничению, пользованию и владению собственностью на землю, а также по операциям, связанным с ее продажей, приобретением. Это в частности:

– Земельный кодекс; – Гражданский кодекс; – Закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ).

Отметим, что к государственной собственности относится земля, не принадлежащая гражданам, юрлицам и муниципалитетам. Госсобственность на землю подразделяется на:

– федеральную собственность (земли, находящиеся в собственности РФ); – собственность субъектов Российской Федерации (ст. 16 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.

Законом № 122-ФЗ установлено, что земельные участки входят в состав недвижимого имущества. Вследствие этого бюджетное учреждение, обладающее правом постоянного пользования земельным участком, должно иметь Свидетельство о государственной регистрации прав.

Специалисты Минфина России в письме № 02-14-10a/1406 указали, что государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не являются основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету. Учитывая изложенное, авторы письма отметили, что постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, которыми учреждение имеет право распоряжаться в соответствии с Земельным кодексом. Как правило, земля должна быть отражена на балансе исполнительного органа власти (органа местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.

Постановка участка на баланс В соответствии с Инструкцией № 25н земля в бюджетном учете относится к непроизведенным активам и учитывается на счете 0 103 01 000 «Земля».

Непроизведенные активы отражаются в учете по их первоначальной стоимости на момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот. В первоначальную стоимость объектов непроизведенных активов включаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Обратите внимание, что земли, которые находятся под зданиями, переданными бюджетным учреждениям в оперативное управление, не подлежат постановке на баланс учреждения. Если учреждение поставило на учет такие земли, необходимо внести изменения в учет и убрать их из баланса.

Выкуп за изъятие

В статьях 9 –11 Земельного кодекса фактически указан покупатель при изъятии путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии, в зависимости от того, для кого ( Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные органы) происходит изъятие, принимают:

– федеральные органы исполнительной власти; – органы власти субъектов Федерации; – органы местного самоуправления.

Землю приобрели и улучшили Первоначальная стоимость объекта непроизведенных активов может изменяться в результате увеличения капитальных вложений по улучшению земель, переоценки, дооценки или уценки объектов.

Затраты на приобретение непроизведенных активов относят на счет 0 106 03 000 «Капитальные вложения в непроизведенные активы».

Пример 1 Бюджетным учреждением приобретен и принят к бухгалтерскому учету земельный участок на основании акта о приеме-передаче и свидетельства о государственной регистрации прав. Его стоимость составила 3 500 000 руб. После этого произведены расходы капитального характера, связанные с мероприятиями по мелиорации, в сумме 1 000 000 руб. Данные операции в бюджетном учете будут оформлены следующими записями:

Читайте также:  Какую индексацию пенсий на 2023-2025 годы разработал Минтруд?

Дебет 1 106 03 330 «Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы» Кредит 1 302 21 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению непроизведенных активов» – 3 500 000 руб. – отражены расходы по приобретению земельного участка.

Дебет 1 106 03 330 «Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы» Кредит 1 302 21 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению непроизведенных активов» – 1 000 000 руб. – отражены расходы по мелиорации;

Дебет 1 103 01 330 «Увеличение стоимости земли» Кредит 1 106 03 430 «Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы» – 4 500 000 руб. (3 500 000 + 1 000 000) – принят к бухгалтерскому учету земельный участок.

Пример, когда бухгалтеру придется столкнуться с покупкой земли, см. в о врезе «Бюджет является первым покупателем»

Требуется оценка Если земля получена безвозмездно или же настал момент вовлечения в хозяйственный оборот уже имеющегося земельного участка, пока еще стоящего на балансе, нужно начинать с оценки рыночной стоимости.

Внимание! Оценка земельного участка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

У многих бухгалтеров возникают вопросы, какая корреспонденция счетов должна отражать вовлечение непроизведенных активов в хозяйственный оборот, и куда относить дополнительные расходы, например услуги по оценке земли?

Бюджет является первым покупателем

В Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» купле-продаже земли посвящена статья 8. В частности, в ней говорится, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки имеет:

– субъект Российской Федерации; – муниципальное образование (в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации).

Исключение – только продажа с публичных торгов.

Продавец обязан известить высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или, в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок в письменной форме, с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более девяноста дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Отказ от покупки возможен. Однако, если участок будет продаваться по цене, ниже ранее заявленной, или с изменением других существенных условий договора, продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях

  • Вы можете задать вопросы эксперту и получить исчерпывающие ответы
  • Обсудить с коллегами последние изменения и их практику
  • Вы можете получить 10 часов повышения квалификации ИПБ
  • Можно пройти обучение в онлайн режиме, мы организуем трансляцию и возможность задать вопрос
  • Харизматичный преподаватель с беспрецедентным опытом
  • Уютная атмосфера для комфортного получения знаний, кофе и вкусные кофе-брейки

Бухгалтер-практик, аттестованный профессиональный бухгалтер, аттестованный преподаватель Института Профессиональных Бухгалтеров России по бухгалтерскому учёту государственных (муниципальных) учреждений, преподаватель СИУ РАНХиГС, известный лектор в СФО по вопросам организационно-правовых особенностей деятельности государственных и муниципальных учреждений (казенных, бюджетных, автономных), бухгалтерского и налогового учета, оплаты труда (г. Новосибирск)

I. Обширные изменения с 2021 года для государственных муниципальных учреждений по единому плану счетов № 157н и по инструкциям по бухгалтерскому учету № 174н, № 183н, № 162н, № 52н

1. Новые требования по аналитическому учету на счетах дебиторской, кредиторской задолженности, на дополнительных забалансовых счетах.

2. Новые требования по порядку и отражению в бухгалтерском учете переоценки до справедливой стоимости нефинансовых активов, межбюджетные передачи.

3. Новые требования по отражению на забалансовом учете нефинансовых активов при признании не активами и восстановлении на балансовом учете на основании решения собственника об их дальнейшем использовании.

4. Применение новых счетов с 2021 года по исправлению ошибок прошлых лет. Практические примеры применения по различным хозяйственным операциям.

5. Новое в принятии к бухгалтерскому учету расчетов по недостачам, компенсации затрат и иным доходам.

6. Изменение в учете по забалансовым счетам: материальные ценности на хранении, полученные в пользование, бланки строгой отчетности, призы, кубки, награды и т.д.

7. Изменения по порядку ведения кассовых операций, денежных документов.

II. Разъяснения МФ РФ по практике применения принятых федеральных стандартов по бухгалтерскому учету для организаций бюджетной сферы

1. Разъяснения МФ РФ по отражению в бухгалтерском учете возмещения затрат по концессионному соглашению.

2. Ситуации безвозмездного пользования имуществом по которым не применяется СГС от 31.12.16 № 258н «Аренда».

3. Обязано ли учреждение всегда применять счет 10634 при оприходовании запасов.

4. Принятие к бухгалтерскому учету металлолома оставшегося после ремонта.

5. Документальное оформление отпуска материалов.

6. Учет медицинских перчаток, масок, медицинских изделий.

7. По какой стоимости учитывать актив, если к поставщику применены штрафные санкции.

8. Отражение в бухгалтерском учете расходов на судебную экспертизу.

III. Необходимые мероприятия для перехода к новым стандартам бюджетной сферы в 2021 году

1. Готовимся к новому отражению нематериальных активов с 2021 года в соответствии с федеральным стандартом утвержденным приказом МФ РФ от 15.11.2019г № 181н, методическими рекомендациями и изменениями в инструкции по бухгалтерскому учету:

— инвентаризация объектов нематериальных активов, прав пользования у субъектов бухгалтерского учета на программное обеспечение и базы данных;

— признание на разных балансовых счетах в зависимости от условий пользования по договору;

— прекращение признания на забалансовых счетах, в расходах будущих периодов;

— новая аналитика отражения в бухгалтерском учете исключительных и неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности;

— создание нематериальных активов собственными силами;

— новый порядок начисления амортизации на нематериальные активы.

2. Определение состава связанных сторон и их отражение в бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с методическим рекомендациям к СГС «Информация о связанных сторонах» от 30.12.2017г № 277н.

3. Непроизведенные активы: новая аналитика, оценка при первоначальном признании, субъекты отражения в бухгалтерском учете непроизведенных активов, переоценка. Учет земельных участков, собственность на которые не разграничена.

Минфин с 2021 года ввёл новую подстатью 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По ней надо отражать доходы от возмещения ФСС затрат на:

  • мероприятия по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний сотрудников;
  • санаторно-курортное лечение тех из них, кто работает во вредных или опасных условиях.

Отметим, что в 2021 году эти поступления относили на подстатью 134 КОСГУ «Доходы от компенсации затрат».

А вот из состава затрат по подстатье 213 КОСГУ «Начисления на выплаты по оплате труда» убрали пособия, которые работодатели оплачивают за счет ФСС. Это связано с переходом с 2021 года всех регионов России на принцип прямых выплат от ФСС (без зачёта).

Новое в бюджетном учете в казенных учреждениях с 2021 года

В пункт 151.5 Инструкции № 157н внесены дополнения, согласно которым счет 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов»предназначен для отражения в учете снижения стоимости активов в связи с их обесценением, а также резерва под снижение стоимости материальных запасов.

В пункт 151.6 Инструкции № 157н введено положение о том, что аналитический учет по счету 0 114 00 000 ведется в разрезе объектов нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, прав пользования активами, материальных запасов), идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (инвентарных номеров, кадастровых номеров (при наличии), реестровых номеров, учетных номеров).

Обесценение нефинансовых активов учитывается на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета в разрезе соответствующих видов имущества:

  • 10 «Обесценение недвижимого имущества учреждения»;

  • 20 «Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения»;

  • 30 «Обесценение иного движимого имущества учреждения»;

  • 40 «Обесценение прав пользования активами»;

  • 60 «Обесценение прав пользования нематериальными активами»;

  • 70 «Обесценение непроизведенных активов»;

  • 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов».

В Единый план счетов внесены следующие изменения:

Исключены счета

Введены счета

0 114 09 000 «Обесценение нематериальных активов»

0 114 0N 000 «Обесценение научных исследований (научно-исследовательских разработок)»;

0 114 0R 000 «Обесценение опытно-конструкторских и технологических разработок»;

0 114 0I 000 «Обесценение программного обеспечения и баз данных»;

0 114 0D 000 «Обесценение иных объектов интеллектуальной собственности»

0 114 60 000 «Обесценение непроизведенных активов»

0 114 60 000 «Обесценение прав пользования нематериальными активами»

0 114 71 000 «Обесценение земли»;

0 114 72 000 «Обесценение ресурсов недр»;

0 114 73 000 «Обесценение прочих непроизведенных активов»

0 114 80 000 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов»;

0 114 87 000 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции»;

0 114 88 000 «Резерв под снижение стоимости товаров»

Таким образом, с 2021 года счет 0 114 60 000 применяется для учета снижения стоимости прав пользования нематериальными активами (до 2021 года данный счет использовался для учета снижения стоимости непроизведенных активов). Начиная с 2021 года в части обесценения непроизведенных активов применяется счет 0 114 70 000.

В отношении счетов, предусмотренных для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов (0 114 87 000, 0 114 88 000), необходимо отметить следующее.

В силу СГС «Запасы» резерв под снижение стоимости формируется в отношении материальных запасов, относящихся к группам «Товары», «Готовая продукция, биологическая продукция», на которые в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) либо цена продажи снизилась.

Учет На 17 И 18 Счетах Казенного Учреждения В 2021г

  • Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
  • Изменения с 1 января 2021 года

17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.

Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.

  1. Метод уменьшаемого остатка. Эффективно использовать для быстро изнашиваемых и устаревающих основных средств.
  2. Метод расчета суммы амортизации пропорционально объему продукции. Выгодно применять, если известно, сколько продукции благодаря данному объекту учреждение сможет произвести.

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2021 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

Учредителем — при перечислении средств субсидии с условиями учреждению, с формированием расчетов по предоставленным безвозмездным перечислениям (субсидиям текущего характера, субсидиям капитального характера) (1 206 41 000, 1 206 81 000, 1 206 73 000).

18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

Раскрытие бюджетной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется, в частности, в целях мониторинга (анализа) исполнения бюджета, результатов выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности и результатов выполнения государственного (муниципального) задания; контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ.
Стандарт определяет состав отчетности, в которой должна быть раскрыта бюджетная информация, для разных субъектов (например, для бюджетного и автономного учреждения это будет бюджетная информация в отчетах по формам 0503737 (отчет об исполнении плана ФХД) и 0503738 (отчет об обязательствах), а также в отдельных приложениях Пояснительной записки к балансу (ф. 0503760)). В стандарте также закреплено:

Стандарты уточняют определения некоторых объектов бухгалтерского учета, вводят новые подходы к учету этих объектов и раскрытию информации о них в отчетности, которые требуют внесения изменений в учетную политику уже сегодня, поскольку стандарт экономического субъекта должен быть утвержден руководителем до конца 2021 года, чтобы учесть требования новых стандартов с 1 января.

В стандарте не указан порядок учета незавершенного производства для биологической продукции. Учреждениям-производителям нужно разработать его самостоятельно с учетом отраслевых рекомендаций. Общие правила, предназначенные для готовой продукции, на биологическую продукцию не распространяются, поскольку теперь это разные категории материальных запасов.

Еще с прошлого, 2021 года принципиально изменился Порядок отражения операций с субсидиями, получаемыми от учредителя. Вызвано это было, в первую очередь, вступлением в силу Стандарта «Доходы»*(1). 2021 год учреждения прожили в некотором смятении — не всегда было понятно, как именно отражать операции с субсидиями. Многие вопросы оставались неурегулированы. В частности, когда и на основании какого документа доходы будущих периодов признавать доходами текущего года. А с 2021 года еще и поменялся порядок применения КБК. В настоящее время издано системное Письмо Минфина России от 04.02.2021 № 02-06-07/6939, которое должно разрешить и пояснить спорные моменты.

1. Дебет КДБ5 4 205 31 561 Кредит КДБ5 4 401 40 131 — начисление доходов будущих периодов на выполнение госзадания в сумме Соглашения.
2. Дебет КБК2 4 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 130, КОСГУ 131) Кредит КДБ5 4 205 31 661 — отражено получение субсидии.
3. Дебет КДБ5 4 401 40 131 Кредит КДБ5 4 205 31 661 — уменьшение доходов будущих периодов по субсидии на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения.
4. Дебет КДБ5 4 401 40 131 Кредит КДБ5 4 401 10 131 — признание доходов в виде субсидии на выполнение госзадания доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета о выполнении госзадания).
5. Дебет КДБ5 4 401 40 131 Кредит КБК3 4 303 05 731 — закрытие по завершении года расчетов в сумме средств, подлежащих перечислению в бюджет в связи с невыполнением госзадания на основании Извещения, Отчета о выполнении госзадания, иного документа-основания.
6. Дебет КБК3 4 303 05 831 Кредит КБК2 4 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат средств субсидии прошлого года в связи с невыполнением задания.

  1. Добавили новые балансовые счета:
    • 106 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» (106 51–106 56);
    • 106 90 «Вложения в имущество концедента» (106 91–106 95);
    • 205 38 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
    • 207 40 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
    • 208 52 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
    • 208 53 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
    • 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
    • 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
  2. Добавили новые забалансовые счета:
    • 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
    • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
    • 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»;
    • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».
  3. Скорректировали наименования и правила учета на некоторых балансовых и забалансовых счетах:
    • одновременно со списанием основных средств или нематериальных активов нужно списать убыток от обесценения, если его начисляли в учете;
    • счет 105 01 переименовали — «Лекарственные препараты и медицинские материалы»;
    • на счете 105 07 «Готовая продукция» нужно также учитывать биологическую продукцию;
    • возврат межбюджетных трансфертов прошлых лет отражают на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
    • НФА, которые не соответствуют критериям актива, нужно учитывать за балансом на счете 02 в условной оценке один объект — один рубль;
    • за балансом на счете 07 призы и подарки учитывают с момента приобретения (если их не принимают на склад) или выдачи со склада до вручения;
    • на счете 27 отражают в том числе основные средства, которые нужны сотрудникам для исполнения служебных обязанностей.
  4. Установили, что при завершении года не нужно обнулять счета с оста��ками по подстатьям КОСГУ 560/660 и 730/830.
Читайте также:  Замена двигателя – порядок оформления в ГИБДД и всё о сверке номеров мотора

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год 1.2 МБ

  • Дайджест № 55: приняты поправки к налоговому кодексу
  • Дайджест № 54: новости для тех, кто на УСН
  • Дайджест № 53: разъяснения по НДС и новая декларация по налогу на имущество
  • Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
  • Дайджест № 52. Перешли с ЕНВД на УСН? Переведите на «упрощенку» все расчеты и обязательства
  • Дайджест по налогам № 51. Важное за первую половину декабря

А вот полностью освобождены от налогообложения СВ все виды государственных пособий (по болезни, беременности и родам, единовременные выплаты), материальная помощь, пособия по безработице, льготные выплаты, пенсии и аналогичные виды доходов.

Но данный норматив не определяет порядка отображения налоговых санкций, в том числе и пеней. Отдельные разъяснения представителей Минфина РФ сводятся к тому, что пени надлежит отображать на счете 0.303.05.000, касающемся расчетов с бюджетом по прочим платежам.

В 1-4 разрядах номера счета обязательно должны отражаться аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий кодам раздела и подраздела расходов бюджета (см. также п. 21.1 Инструкции № 157н).

Напомним, в силу п. 11.1 Порядка № 209н расходы на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с до­оборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

В бухгалтерском учете все события проводят с помощью двойных записей. Одна и та же операция отражается по дебету одного бухгалтерского счета и по кредиту другого. По одному счету отражается приход, а по другому счету та же сумма проводится как расход. В результате возникает экономическая связь, которая называется корреспонденцией. Важно правильно выбирать счета для отражения операций, чтобы не нарушить методологию учета и не исказить статьи бухгалтерской отчетности. За крупные ошибки в учете бухгалтеру придется платить административный штраф.

В соответствии со Стандартом «Доходы»: «Доходы от межбюджетных трансфертов — доходы от предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемых с условиями при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете по факту возникновения права на их получение доходами будущих периодов. Доходы будущих периодов от межбюджетных трансфертов признаются в составе доходов от межбюджетных трансфертов текущего отчетного периода по мере выполнения условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду.» (п. 25 Стандарта «Доходы»)

Согласно пункту 110 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2021 № 174н, «возмещение ущерба виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» и дебету счета 030403830 «Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»».

Согласно положениям обновленных инструкций № 157н, 162н (в редакции приказов Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н, от 28.10.2020 № 246н соответственно) порядок отражения в бюджетном учете операций по исправлению ошибок прошлых лет зависит от того:

  • кем выявлены ошибки (уполномоченными органами контроля или иными лицами);

  • в каком году допущены ошибки (в прошлом или ранее прошлого);

  • требуется ли при исправлении корректировка показателей финансового результата (доходов и расходов) прошлых лет или нет.

В случае если ошибки выявлены в ходе проведения контрольных мероприятий органами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бюджетному учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной отчетности, то для их исправления применяются следующие счета:

Счета бюджетного учета

не корректирующие показатели финансового результата

корректирующие показатели финансового результата

доходы

расходы

Ошибка за прошлый год, предшествующий отчетному

1 304 66 000

1 401 16 000

1 401 26 000

Ошибка за иные прошлые годы

1 304 76 000

1 401 17 000

1 401 27 000

Как проводится бухгалтерский учет в казенных учреждениях

Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н утверждена обновленная версия инструкции № 162н. Основные нововведения:

  • для учета нематериальных ценностей добавлены счета с новой аналитикой (N, R, I, D).
  • уточнен порядок отражения ряда операций. Например, при списании израсходованных материальных запасов допускается использование счетов 0 401 20 214, 0 401 20 223, 0 401 20 263, 0 401 20 265 и 0 401 20 267.

В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.


  • При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
  • Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
  • Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
  • Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.

Учетная политика – это бумага, устанавливающая порядок бухучета и налогового учета. Для ее утверждения субъекту нужно издать приказ. Она может меняться вследствие изменений, вносимых в законодательство или локальные нормативные акты. Документ создается на основании особенностей деятельности учреждения, его структуры. Учетная политика включает в себя эти пункты:

Напомним, что первые пять ФСБУ 2021 года определили, что учет основных средств в казенных учреждениях в 2021 году будет осуществляться по-новому. Изменены счета учета, добавлены новые методы начисления амортизации, также увеличены стоимостные пределы для исчисления амортизации. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

2. В случае если продукция (работы, услуги) обменивается в соответствии с законодательством РФ на продукцию (работы, услуги), аналогичную по характеру и стоимости без осуществления денежных расчетов, обмен не считается операцией, формирующей доход учреждения (п. 10 СГС «Доходы»).

В случае если в отношении задолженности по доходам принято решение о признании ее безнадежной к взысканию, такая задолженность списывается с балансового (забалансового) учета субъекта учета с одновременным уменьшением доходов текущего отчетного периода (уменьшением резерва по сомнительным долгам).

Уменьшение суммы денежных обязательств на основании зачета НДС невозможно, в связи с тем, что денежное обязательство отражено полностью в сумме кредитового оборота счетов 1 303 02 730–1 303 13 730. Оборот по дебету счета не предусмотрен (п. 141 Инструкции № 162н).

К казенным учреждениям относятся государственные (муниципальные) учреждения, которые осуществляют оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и занимаются исполнением государственных (муниципальных) функций с целью реализации полномочий государственных органов, предусмотренных законодательством РФ. Финансирование деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы.

С 1 января 2021 года действуют обновленные инструкции по бюджетному учету, также коррективы внесли в действующий порядок формирования КОСГУ и Единый план счетов — инструкция № 162н. Также чиновники ввели новые пять федеральных стандартов. Все эти нововведения изменили правила ведения бухучета в казенных учреждениях.

Затраты на покупку основных средств, отразите на счете 106 01. А постановку на учет — на счете 101 00. Если по времени постановка основного средства на учет и его выдача в эксплуатацию совпадают, сделайте проводки:

  • по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности — суммы начисленных расходов по данным аналитических счетов счета 2 401 01 200 «Расходы учреждения», а также суммы начисленных расходов на основании аналитических данных по счету 2 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» в части выполненных работ, услуг.
  • Для определения конечного финансового результата деятельности бюджетного учреждения сумма начисленных доходов сопоставляется с суммой начисленных расходов и в случае если по указанным счетам получен кредитовый остаток, то финансовым результатом будет прибыль, в противном случае – убыток.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

    Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
    — Энциклопедия решений. Учет операций по возврату бюджетному и автономному учреждению дебиторской задолженности;
    — Энциклопедия решений. Субсидия на выполнение задания;
    — Энциклопедия решений. Учет возврата остатка средств субсидии на выполнение задания (для госсектора).

    Казенщики являются отдельным типом государственных и муниципальных организаций, созданных для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухучета в казенных учреждениях регламентированы:

    • законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
    • инструкцией № 157н и инструкцией 162н в бюджетном учете для казенных учреждений в 2020 году;
    • инструкцией № 132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
    • инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в казенных учреждениях;
    • порядком № 209н в части формирования КОСГУ;
    • федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
    • методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

    В основную систему нормативного регулирования БУ относят региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.

    При ведении бюджетного и бухгалтерского учета организациям госсектора придется дополнительно к ранее введенным применять следующие ФСБУ:

    • «Запасы»;
    • «Концессионные соглашения»;
    • «Долгосрочные договоры»;
    • «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»;
    • «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности».

    Стандарты применяйте в учете с 01.01.2020, а в отчетности — начиная с отчетности 2020 года. Кроме того, с отчетности 2020 года применяются положения ФСБУ «Отчет о движении денежных средств», которые касаются отражения информации о производных финансовых инструментах.

    К нефинансовым активам относятся основные средства, нематериальные и непроизводственные активы, материалы, расходы, амортизация и т.д. Отличием бюджетного ПС от коммерческого можно назвать присутствие специального счета для вложений в материальные запасы.

    Эта политика регламентируется Инструкцией по бюджетному учету, которая служит основой для разрабатываемой каждым органом собственной политики бюджетного учета. Эта инструкция ограничивает проявления «самодеятельности» бюджетных организаций при самостоятельной разработке собственных правил учета, и одновременно является основой этих правил и принципов.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий