Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Платёжное поручение. Пошаговая инструкция заполнения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2017 году произошли некоторые изменения в части уплаты страховых взносов. С этого года данные взносы во внебюджетные фонды перешли под полный контроль налоговой службы, а это значит, что изменился и получатель платежа. Такие изменения несут в себе не только основные функциональные значения, а также отразились и на технических моментах, в частности были скорректированы статусы плательщика в платежном поручении.
Реквизиты для уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов единым налоговым платежом на ЕНС (начиная с 1 января 2023 года)
Номер (поля) реквизита платежного документа |
Наименование (поля) реквизита
платежного документа |
Значение |
13 |
Наименование банка получателя средств |
ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА
БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г. Тула |
14 |
БИК банка получателя средств (БИК ТОФК) |
017003983 |
15 |
№ счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета) |
40102810445370000059 |
16 |
Получатель |
Управление Федерального
казначейства по Тульской области
(МИ ФНС России по управлению
долгом) |
61 |
ИНН получателя |
7727406020 |
103 |
КПП получателя |
770801001 |
17 |
Номер казначейского счета |
03100643000000018500 |
101 |
Информация, идентифицирующая плательщика средств, получателя средств и платеж (Статус плательщика) |
01 |
24 |
Назначение платежа |
Единый налоговый платеж |
104 |
КБК |
18201061201010000510 |
105 |
ОКТМО |
— |
Оформление платежки на уплату старых долгов
Если налогоплательщик желает после 1 января 2023 года произвести платеж в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, такой платеж все равно будет учитываться в качестве ЕНП и определяться по принадлежности в соответствии со ст. 45 НК РФ (п. 10 ст. 4 Федерального закона № 263-ФЗ).
Специфические особенности при заполнении соответствующих платежных поручений отсутствуют: включите вы эту сумму в платежку по ЕНП или сформируете отдельное платежное поручение с реквизитами, идентифицирующими конкретный платеж, судьба этих средств не изменится.
Если соответствующие суммы недоимок были предварительно задекларированы, подавать по ним уведомление не требуется.
Как заполнять платежные поручения по налогам и взносам в 2023 году.
Для плательщиков, которым схема ЕНП и ЕНС кажется слишком некомфортной, ввели переходный период длительностью в один год. В течение 2023 года можно заполнять обычные платежки на уплату налогов и взносов. Поскольку поручение уже содержит все необходимые сведения, сдавать уведомления о суммах налогов и взносов не требуется.
Учтите, что переходный период касается только двух положений:
- Заполнения платежных поручений,
- Отправки налоговых уведомлений.
Остальных нововведений, связанных с переходом на ЕНП и ЕНС, избежать не получится.
Во-первых, при отправке обычных платежек средства будут пропускаться через единый налоговый счет. Сначала средства зачислятся на ЕНС, а оттуда переведутся на КБК, указанный в платежке.
Во-вторых, если к моменту поступления средств у компании будет недоимка по более ранним платежам, средства спишут в счет ее гашения. В итоге на КБК, указанный в платежке, зачислится неполная сумма.
В-третьих, перечислять налоги и сдавать отчетность придется в новые сроки. В этом отношении отсрочка по переходу на ЕНП не действует.
Важно! Если вы решили перечислять средства отдельными платежками, придерживайтесь прежних правил в течение всего 2023 года. Переходный период действует для компании до отправки первого налогового уведомления. После его отправки платить налоги отдельными платежками не получится.
В платежном поручении на уплату налога или взноса заполняются четыре группы сведений:
- О самом платеже: дата и номер платежки, перечисляемая сумма, очередность и назначение платежа.
- Об отправителе: название и реквизиты плательщика.
- О получателе: реквизиты налогового органа.
- О бюджетном платеже.
Исправление ошибок в платежном поручении
Ошибки, допущенные в платежном поручении, как и в любых других документах, предоставляемых в государственные учреждения, могут повлечь за собой неприятные последствия. Поэтому если такая ситуация возникла главное как можно быстрее постараться ее исправить. Самый простой способ предоставить в налоговую инспекцию уведомление об ошибке и заявление об уточнении платежа. При этом это можно сделать только в случае некорректно указанных данных в следующих полях исполнительного документа:
- Статус плательщика, который указывается в строке 101 исполнительного документа;
- Код бюджетного классификатора (104), данный код необходимо заранее уточнить в исполнительном органе власти, куда необходимо произвести платеж;
- Основание платежа (106), где необходимо указать причину, по которой производится данный платеж;
- Налоговый период, за который совершен платеж по обязательствам (107);
- Тип платежа (110), при этом необходимость заполнение данной строки начиная с 2017 года отпала, бюджетные организации классифицируют данный платеж по КБК.
Процедура предоставления заявления по уточненным платежам должна сопровождать предоставлением копий платежного поручения, а также проведением сверок платежей по данным обязательствам. При этом инспекции потребуется некоторое время для принятия решения о принятии уведомления и корректировки платежей, что также может сказаться на исчислении пеней по просроченным обязательствам.
Типовые ошибки использования платежного поручения
Ошибка № 1. Очередность платежей в исполнительном документе, сформированном по запросу на перечисление
Необходимо всегда помнит, что существует установленный законодательством определенный порядок перечисления денежных средств по запросу плательщика. При формировании документа ему присваивается конкретный номер очереди, который определяет порядок списания с расчетного счета в зависимости от назначения платежа. Таких номеров немного и каждый из них определяет важность данного конкретного платежа. Это может повлиять на время перечисления денежных средств или может возникнуть ситуация, когда в первую очередь спишутся денежные средства в рамках погашения задолженностей востребованных уполномоченными органами власти, а на остальные платежи средств окажется недостаточно количество и произойдет задержка.
Ошибка № 2. Корректность заполнения платежного поручения
Всегда необходимо следить за полнотой и корректностью данных, которые вносятся в платежное поручение. Заполненное не полностью наименование организации или ошибка в расчётном счете приведут к тому, что деньги не дойдут получателя, а незаполненные данные об отправителе или назначении платежа могут стать причиной того, что получатель денежные средства отнесет на нераспознанные платежи и обязательства погашены не будут.
Статус плательщика (поле 101) в платёжном поручении
В Положении ЦБ РФ от 19 июня 2012 г.
N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» о реквизите «статус плательщика» (поле 101) говорится буквально следующее: 101 — Указывается информация в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти совместно или по согласованию с Банком России А уже с учётом этого требования, код налогоплательщика начиная с 2014 года установлен Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. (Приложение № 5 — Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации). И этот Приказ Минфина согласован Председателем Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной. Отдельные изменения в приказ № 107н внесены Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н». Статус (лат. status)
— означает «состояние», либо «положение» рассматриваемого объекта в определённой структуре или системе. В нашем случае – положение в налоговой системе.
Статус плательщика
— это правовое положение объекта, который непосредственно оформляет расчётные документы на денежный перевод в бюджетную систему Российской Федерации по перечислению налогов, сборов и иных платежей, и это правовое положение выражается определённым кодом.
Статус плательщика (101)
— указывается двузначным кодом статуса налогоплательщика. С 2014 года код налогоплательщика, идентифицирующий лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, может принимать значения от 01 до 26, что закреплено в Приложении 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.
Согласно Приложению 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» максимальное количество символов в реквизите 101 (поле 101) платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования или платёжного ордера при составлении в электронном виде также закреплено двузначной цифрой (2)
В Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н приведено значение статуса плательщика для всех 26 кодов, которые необходимо использовать при заполнении поля 101. А Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н в Приложение № 5 внесены некоторые изменения и дополнения.
Общая информация о реквизите 101
Налоговый кодекс РФ в п. 7 ст. 45 обязывает налогоплательщиков заполнять платежные поручения в соответствии с правилами, которые установит Минфин РФ. Порядок заполнения реквизита 101 прописан в приказе Минфина России от 12.11.2013 № 107н и приложении 5 к нему. Последняя редакция этого приложения создана приказом Минфина России от 05.04.2017 № 58н.
Реквизит 101 нужно заполнять только при проведении определенных перечислений, связанных с уплатой обязательных платежей (налоги, сборы, взносы).
В поле 101, находящемся в правом верхнем углу платежки рядом с полем «Вид платежа», проставляется цифровой код из 2 цифр, который позволяет охарактеризовать плательщика с точки зрения организационно-правовой формы, вида деятельности и назначения платежа. Например, отдельно выделены организации, ИП и частные лица, банки, налоговые и таможенные органы, оплата налогов, сборов, страховых взносов. Таким образом, этот реквизит содержит информацию о том, кто платит и что оплачивает.
При заполнении данного поля используются показатели, отражающие цифры от «1» до «28» включительно. Что они обозначают, прописано в приложении 5 к приказу № 107н.
Среди них есть коды, которые относятся к налоговым, таможенным органам, организациям федеральной почтовой связи, кредитным организациям. Такие коды в данном материале рассматриваться не будут. Остановимся на тех ситуациях, которые бывают у большинства организаций или ИП: перечисление страховых взносов и налогов.
Место расположения поля 101 можно увидеть на приведенном в настоящей статье бланке платежного поручения.
Новый получатель фиксированных страховых взносов – ИФНС
Передача администрирования сборов в федеральную налоговую инспекцию неудивительна. Еще до внедрения страховых взносов именно этот орган принимал платежи по единому социальному налогу, который ИП и организации платили за свое страхование и страхование сотрудников.
Когда же вместо ЕСН стали применять страховые взносы, было принято решение о формировании внебюджетных фондов, которые и занялись их сбором. Это всем знакомые ПФР, ФФОМС, ФСС. Они не справились со своей задачей, что подтверждается статистикой – с 2011 г. задолженность по пенсионным отчислениям превысила 200 млрд. Так что, идея вернуть сбор взносов под контроль налоговой напрашивалась сама собой.
Теперь по постановлению правительства РФ платежное поручение по страховым взносам в ПФР в 2023 году для ИП за себя составлять не нужно. Теперь сбор фиксированных выплат – удел налоговой службы.
ИФНС будет принимать следующие фиксированные страховые взносы:
- Пенсионные;
- Медицинские;
- Социальные (необязательные для предпринимателя).
В НК российской федерации добавлена глава номер 34, в которой закреплены как размеры взносов, так и порядок их оплаты. Поэтому кроме заполнения п/п с учетом изменений ни с какими неприятными новшествами ИП не столкнутся.
Что же касается платежки, то теперь в поле «Получатель» следует писать краткое название федерального казначейства и краткое наименование своей налоговой инспекции. Второе заключается в скобки. К примеру, УФК по г. Москве (ИФНС России №56 по г. Москве). Выбирать нужно инспекцию по месту жительства либо регистрации, а не ту, которая работает где-то поблизости.
Как заполнять налоговые платежки с учетом изменений 2021 года?
Основной источник права, в котором фиксируются правила указания статуса в платежных поручениях, направляемых в банк с целью выполнения бюджетных обязательств, — приложение 5 к приказу № 107. В соответствии с данными правилами статус плательщика следует рассматривать как ключевой идентификатор лица, формирующего распоряжение о переводе финансовых средств в бюджетную систему РФ.
Соответствующие сведения должны указываться в реквизите 101 платежного поручения. В нем могут фиксироваться такие статусы, как:
- 01 — указывается налогоплательщиком в статусе юрлица (таковым может быть, например, ООО, АО, ПАО);
- 02 — указывается налоговым агентом (таковым может быть юрлицо либо ИП, которые, к примеру, обязаны исчислять НДФЛ с зарплаты наемных сотрудников и перечислять его в бюджет);
- 03 — указывается организацией ФПС (собственно, это ФГУП «Почта России»);
- 04 — указывается налоговым органом (это ФНС России и ее территориальные подразделения);
- 05 — указывается территориальной структурой Федеральной службы судебных приставов;
- 06 — указывается юрлицом, осуществляющим внешнеэкономические действия;
- 07 — указывается таможенным органом (то есть Федеральной таможенной службой);
- 08 — указывается юрлицом, ИП, нотариусом, адвокатом, главой фермерского хозяйства, которые переводят денежные средства в уплату страховых взносов и иных платежей в российскую бюджетную систему;
- 09 — указывается ИП (при уплате различных налогов, например, при ОСН, УСН, ЕНВД);
- 10, 11, 12 — указывается соответственно нотариусами, адвокатами, фермерами (также при уплате налогов);
- 13 — указывается плательщиком в статусе физлица, который владеет банковским счетом;
- 14 — указывается плательщиком, который осуществляет транзакции в пользу физлиц;
- 15 — указывается кредитной структурой либо ее филиалом, платежным агентом, ФПС при составлении поручений с реестром на перевод, принятый от физлица;
- 16, 17 — указывается соответственно физлицами и ИП, осуществляющими внешнеэкономические действия;
- 18 — указывается плательщиком таможенных сборов, обязанным уплачивать их в силу закона, но не являющимся декларантом;
- 19 — указывается юрлицами, которые взимают с зарплаты наемных сотрудников долги перед бюджетом на основании полученного исполнительного документа;
- 20 — указывается кредитными организациями, а также их филиалами, формирующими распоряжения на перевод средств по отдельным платежам физлиц;
- 21, 22 — указывается ответственными участниками, входящими в состав консолидированных групп плательщиков и обычными участниками соответственно;
- 23 — указывается органом контроля за уплатой взносов во внебюджетные фонды;
- 24 — указывается физлицом, которое уплачивает страховые взносы, налоги, сборы и иные платежи в бюджет РФ;
- 25 — указывается банками-гарантами при формировании распоряжений в процессе возврата НДС, при уплате акцизов;
- 26 — указывается учредителями фирмы-должника, собственниками имущества унитарного предприятия, а также третьими лицами, намеревающимися взыскать долг с соответствующей фирмы в процессе банкротства.
ФСС РФ в письме от 15.01.2010 № 02-13/08-13157 рекомендовал плательщикам взносов указывать в платежных документах статус 08, подтверждая этим норму, указанную в положениях приказа № 107.
Таким образом, в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в поле 101 указывается значение 08 в отношении всех категорий страхователя.
Статус плательщика в платежном поручении
Расшифровка |
Код |
---|---|
Налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов) – юридическое лицо |
01 |
Налоговый агент (при уплате НДФЛ за работников) |
02 |
Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо |
06 |
Организация (индивидуальный предприниматель), которая перечисляет в бюджет другие обязательные платежи |
08 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – индивидуальный предприниматель |
09 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – нотариус, занимающийся частной практикой |
10 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – адвокат, учредивший адвокатский кабинет |
11 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – глава крестьянского (фермерского) хозяйства |
12 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – иное физическое лицо – клиент банка (владелец счета) |
13 |
Участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо |
16 |
Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель |
17 |
Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством России возложена обязанность по уплате таможенных платежей |
18 |
Организации и их филиалы, удержавшие средства из зарплаты (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджет на основании исполнительного документа |
19 |
Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков |
21 |
Участник консолидированной группы налогоплательщиков |
22 |
Плательщик – физическое лицо, которое перечисляет в бюджет другие обязательные платежи |
24 |
Учредители (участники) должника, собственники имущества должника – унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве |
26 |
Кредитные организации (филиалы кредитных организаций), составившие распоряжение о переводе денежных средств, перечисленных из бюджетной системы, не зачисленных получателю и подлежащих возврату в бюджетную систему |
27 |
Законный или уполномоченный представитель налогоплательщика |
28 |
Иные организации |
29 |
Иные физические лица |
30 |
Заполненный образец платёжного поручения со статусом
0401060 | ||||||
Поступ. в банк плат. | Списано со сч. плат. | |||||
02 | ||||||
ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ № 18 | 11.03.2017 | |||||
Дата | Вид платежа | |||||
Сумма прописью | Три тысячи сто рублей 08 копеек | |||||
ИНН 663312345 | КПП 663301001 | Сумма | 3100-08 | |||
ООО «АБВ» | ||||||
Сч. № | 40702810094000009876 | |||||
Плательщик | ||||||
ПАО «УБРиР» | БИК | 044030002 | ||||
Сч. № | ||||||
Банк плательщика | ||||||
Северо-Западное ГУ Банка России г. Санкт-Петербург | БИК | 044030001 | ||||
Сч. № | ||||||
Банк получателя | ||||||
ИНН 7820027250 | КПП 782001001 | Сч. № | 40101810200000010001 | |||
УФК по г. Санкт-Петербургу | ||||||
Вид оп. | 01 | Срок плат. | ||||
Наз.пл. | Очер.плат. | 5 | ||||
Получатель | Код | Рез.поле | ||||
18210102010011000110 | 40307000 | ТП | МС.02.2017 | |||
НДФЛ за февраль 2020 года. | ||||||
Назначение платежа | ||||||
Подписи | Отметки банка | |||||
Иванова | ||||||
М.П. | ||||||
Петрова |
Особенности статуса плательщика для ИП
В январе-сентябре 2021 года индивидуальные предприниматели проставляют следующие коды статуса плательщика:
- «09» — при уплате налогов (кроме НДФЛ с зарплаты работников) и сборов;
- «02» — при уплате НДФЛ с зарплаты работников;
- «09» — при уплате страховых взносов «за себя»;
- «09» — при уплате страховых взносов с зарплаты работников.
Начиная с октября 2021 года, коды для ИП будут такими:
- «13» — при уплате налогов (кроме НДФЛ с зарплаты работников) и сборов;
- «02» — при уплате НДФЛ с зарплаты работников;
- «13» — при уплате страховых взносов «за себя»;
- «13» — при уплате страховых взносов с зарплаты работников.
Платежки в ФСС: мнение фонда
ФСС РФ в письме от 15.01.2010 № 02-13/08-13157 рекомендовал плательщикам взносов указывать в платежных документах статус 08, подтверждая этим норму, указанную в положениях приказа № 107.
О проблемах, возникающих при направлении платежного документа в банк, не имеющий средств для перечисления, читайте в материале «Будет ли считаться исполненной обязанность по уплате налога, если платежное поручение направлено именно в тот банк, который не имел средств на расчетном счете?».
Таким образом, в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в поле 101 указывается значение 08 в отношении всех категорий страхователя.
Видеоролик, разъясняющий порядок оформления платежного поручения на перечисление страховых взносов, смотрите по ссылке.
Что означает поле 101 в платежном поручении
Документ для безналичных расчетов с бюджетом и прочими контрагентами имеет свои правила заполнения. Каждая его ячейка (поле) оформляется согласно действующим нормативам в зависимости от категории платежа, владельца расчетного счета и непосредственно получателя денежных средств. Основные моменты прописаны в положении Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П.
Поле 101 отведено для закодированного 2-значного обозначения статуса плательщика — отправителя денежных средств. Им может выступать организация, индивидуальный предприниматель, адвокат, глава крестьянского хозяйства, иное физическое лицо. Также заполненное поле призвано обозначать налогового агента, участника внешнеэкономических операций.
Полученные денежные средства заносятся на разные лицевые счета в зависимости от статуса плательщика.