§ 4. Органы предварительного следствия, их компетенция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «§ 4. Органы предварительного следствия, их компетенция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одной из функций правоохранительной деятельности, реализуемой в форме предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, является выявление, раскрытие и расследование преступлений специально созданными государственными органами, уполномоченными осуществлять уголовное преследование. Поскольку выявление, раскрытие и расследование преступлений осуществляется на досудебной стадии уголовного судопроизводства, постольку этот вид деятельности является предварительным, т. е. предшествующим рассмотрению уголовного дела в суде. Указанная стадия имеет решающее значение для справедливого, законного и обоснованного разрешения уголовного дела в суде, поскольку позволяет решить важнейшие задачи уголовного процесса: обнаружить и зафиксировать следы преступления; установить подозреваемого и изобличить его в совершении противоправного деяния; произвести ряд процессуальных действий, направленных на пресечение или превентивное предупреждение преступной деятельности, а по результатам расследования — прийти к предварительным выводам о виновности конкретного лица в совершении преступления и предъявлении ему обвинения со стороны государства.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона об ОРД).

Задачи оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности»): выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, в том числе Федеральные законы «О полиции», «Об органах ФСБ», «О государственной тайне», «О прокуратуре Российской Федерации» и другие, а также указы Президента РФ.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. В этом их отличие от органов дознания и предварительного следствия, которые в своей деятельности руководствуются уголовно-процессуальным законодательством.

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям следующих государственных органов: органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний.

Оперативно-розыскную деятельность по выявлению преступлений осуществляют и оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны России, но только в целях обеспечения безопасности данного органа и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают возложенные на них задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства; исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам; выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств; информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь; соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ст. 14 ФЗ об ОРД).

Оперативно-розыскная деятельность проводится соответствующими органами самостоятельно, а также по поручению следователя, органа дознания или на основании определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе (ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»): проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности; устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, помещений и транспортных средств организаций, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; создавать в установленном порядке предприятия, учреждения и организации, необходимые для решения задач, установленных законом.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности могут проводиться следующие оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности): опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Функции предварительного следствия

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции. Задачи органов предварительного следствия: бы-строе и полное раскрытие преступлений; изобличение виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступ-ление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Следователь — должностное лицо соответствующего ведомства, специаль-но назначаемое для расследования преступлений, которое является единст-венной осуществляемой им функцией.

Полномочия следователя: право принимать решение о направлении рас-следования уголовного дела, путем вынесения постановлений о совершении определенных процессуальных действий; производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, к числу которых относят допросы любых лиц, имеющих отношение к делу, очные ставки, осмотры и т.д.; приме-нение принудительных процессуальных мер по отношению к различным субъ-ектам, участвующим в деле; принятие решения о привлечении лица в качест-ве обвиняемого; принятие решения о применении к обвиняемому меры пресе-чения; принятие решения об окончании предварительного следствия; право производить не только следственные, но и розыскные действия, которые на-правлены на поиск, установление места пребывания обвиняемого для после-дующего его вызова, задержания и т.д.; право поручать местным органам доз-нания производство следственных и розыскных действий; привлечение орга-нов дознания к производству отдельных следственных действий, которые про-водит он лично.

В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.

При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.

Права и обязанности прокурора

Действия вышестоящего лица считаются неправильными в случае, если, присутствуя на месте преступления при осмотре или выполнении следственного эксперимента, оно отдает приказания следователю, который, в свою очередь, выполняет только процессуальное оформление действий. Прокурор может вмешиваться в ход процесса тогда, когда следователь допускает какие-либо нарушения уголовных норм и закона, процессуальные ошибки, оставляет невыясненными обстоятельства, имеющие значение для разбирательства по делу.

Если вышестоящим должностным лицом было принято производство на себя в полном объеме, оно несет ответственность за объективность и всесторонность процесса. Прокурор при проверке уголовного дела обращает внимание на качество проведения следствия, его полноту, дает указания, обязательные к исполнению. Однако данные действия не должны ограничивать процессуальную самостоятельность нижестоящего сотрудника. Следователь не может ставиться в такие условия, при которых ему необходимо выполнять предписания вопреки своим внутренним убеждениям.

предварительное расследование: понятие и формы. органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование

Предварительное расследование представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечения лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечения возмещения вреда, причиненного в результате совершенного преступления.

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем, дознавателем к своему производству, заканчивается составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением его прокурору для утверждения и передачи в суд.

Расследование называется предварительным потому, что все выводы, сделанные при производстве предварительного следствия и дознания о виновности и доказанности виновности лица в совершении преступления, не являются для суда обязательными. Суд не связан выводами органов предварительного расследования и принимает решение после исследования в ходе судебного следствия доказательств, представленных сторонами, основываясь при этом на нормах материального и процессуального права, своей совести и личного убеждения.

ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ (СЛЕДСТВИЯ)

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.

Читайте также:  Минимальный размер алиментов в 2021 году с неработающего

При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

УПК РФ к органам предварительного следствия относит Следственный аппарат Следственного комитета при прокуратуре, Следственный аппарат органов внутренних дел, Следственный аппарат органов ФСБ, Следственный аппарат органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органом дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Предварительное следствие и дознание имеют отличающие признаки. Осуществляются они разными органами или разными подразделениями одного органа. Кроме того, отличается объем, сроки, документальное оформление окончания процессуальной деятельности, осуществляемой этими органами.

С принятием в 1995 г. закона Российской Федерации «О милиции» процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних дел к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Следователь перестал находиться в формальном подчинении начальников органов дознания.

  • руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
  • осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
  • расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:

  • это федеральный государственный орган, деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
  • он реализует полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству.

ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.

В систему Следственного комитета входят:

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) сле��ственные подразделения комитета.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

  • Некоторые замечания о реформе органов предварительного следствия в Российской Федерации 2013 / Химичева Г.П.
  • Взаимодействие органов предварительного следствия и общеуголовного сыска в россииво второй половине xix — начале XX в 2016 / Матиенко Татьяна Львовна
  • Органы предварительного следствия в системе МВД России на современном этапе 2013 / Шинин Ю.М.
  • Предпосылки формирования у суда полномочий по устранению недостатков предварительного следствия 2017 / Сарычев Дмитрий Сергеевич
  • Уголовно-процессуальные акты органов предварительного следствия в общем механизме государственного управления 2019 / Миликова А. В.
  • Роль органов предварительного расследования в реализации стратегии развития МВД России 2018 / Гаврилов Б.Я.
  • Предварительное следствие в России: ретроспективный взгляд 2016 / Хмелева Алла Владимировна
  • Современные проблемы реформирования предварительного расследования в Российской Федерации 2019 / Скуратов Юрий Ильич
  • К вопросу о Концепции реформирования предварительного расследования 2014 / Рябинина Т.К.
  • Дознание и предварительное следствие по Уставу уголовного судопроизводства 1864 года и уголовно- процессуальному кодексу Российской Федерации: некоторые сопоставления 2014 / Кругликов Анатолий Петрович

Так, предварительное расследование, как форма собирания, оценки и проверки доказательств на досудебных стадиях уголовного судопроизводства имеет место в большинстве современных государств. В России предварительное расследование может осуществляться в двух процессуальных формах – в форме предварительного следствия и дознания.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений. Контрольные функции следственных управлений имеют рамки зональ­ного контроля и методического обеспечения.

Следственный комитет при МВД РФ возглавляет заместитель министра внутренних дел РФ – начальник Следственного комитета при МВД РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Иные сотрудники Следственного комитета при МВД РФ, имеющие специальные звания, в том числе старшие следователи, следователи по особо важным делам и старшие следователи по особо важным делам, назначаются на должность и освобождаются от должности непосредственно начальником Следственного комитета при МВД РФ.

Органы предварительного следствия в системе МВД РФ возглавляет Следственный комитет при МВД РФ, он осуществляет организационно-методическое руководство следственными подразделениями органов внутренних дел, ведомственный и процессуальный контроль за данными подразделениями, организует и проводитпредварительное следствие по уголовным делам особой сложности или особого общественного значения, а также носящих межрегиональный и международный характер. Начальник Следственного комитета при МВД РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности по его представлению министром внутренних дел РФ. Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания в россии? Они также осуществляют организационно-методическое руководство нижестоящими следственными подразделениями органов внутренних дел, ведомственный и процессуальный контроль за данными подразделениями, организуют и проводятпредварительное следствие по наиболее сложным уголовным делам.

До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих установить и изобличить виновного. Оно разделялось на предварительное и формальное.

Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию.

Длительность досудебного расследования может затянуться до трёх месяцев. Для этого ведущему дело следователю необходимо обращаться за санкцией к руководителю подразделения. Если дело о криминальном деянии является особо сложным, то срок досудебного следствия может быть передвинут до двенадцати месяцев при условии, что ведущий дело сотрудник обратится с ходатайством к вышестоящему руководству.

Руководитель обязан изучить поданное заявление и вынести решение. Если необходимость увеличения срока явилась следствием бездействия ведущего дело сотрудника, начальник имеет право составить отказ о продлении.

Чтобы продлить время проведения досудебного следствия, ведущий дело сотрудник обязан составить ходатайство, в котором указываются следующие сведения:

  • дата возбуждения дела об уголовном правонарушении;
  • даты (периоды) предыдущих промежутков времени, в которые продлевались сроки досудебного следствия;
  • обоснование позиции о невозможности своевременного окончания досудебного следствия;
  • планируемые дознавателем или следователем процессуальные или следственные действия в период увеличения срока;
  • подробная информация о рассматриваемом деле (если необходимо).

Требуемые данные позволяют руководителю принять объективное решение о необходимости увеличения сроков расследования в связи с обстоятельствами, в которых отсутствует вина ведущего дело дознавателя или следователя.

Возникновение исключительных ситуаций допускает дальнейшее увеличение срока. Принятие решения о продлении находится в компетенции Председателя российского Следственного комитета, руководителя органа следствия уполномоченного федерального исполнительного органа власти или руководителя (заместителя), находящегося при федеральном исполнительном органе следственного отдела.

Предельный месячный срок устанавливается:

  1. Когда остановленное движение дела возобновляется.
  2. Когда дело возращено для организации дополнительных мероприятий.

По обоим из оснований месячный срок может фиксироваться независимо от возобновления или возвращения дела на доследование. Кроме того, на установление месячного срока не влияет общая продолжительность срока следствия досудебного характера.
Если прокурор, изучив полученное от следователя дело, вернул документ из-за выявленных судом нарушений (составленные следователем или дознавателем заключение, акт или постановление обвинительного характера имеют нарушения, из-за которых суд не может вынести обвинительный приговор) или в случае, когда обвиняемым не получена копия обвинительного документа по независящим от него причинам, следует назначение нового срока. Этот срок, принятый для производства действий следственного или процессуального характера, составляет максимум один месяц с момента возвращения материалов уголовного дела следователю.

Увеличение сроков досудебного следствия происходит посредством вынесения следователем или дознавателем постановления, представляемого руководителю органа следствия в течение пяти дней до момента истечения окончательных сроков следствия.

Если сроки продлены, ведущий дело сотрудник обязан сообщить об этом в письменной форме следующим лицам:

  • потерпевшему;
  • представителю потерпевшего;
  • обвиняемому;
  • защитнику обвиняемого.

Указанные лица – обязательные участники уголовного процесса, поэтому должны быть информированы.
Конституционным судом Российской Федерации установлено, что ведущий дело сотрудник, занятый процессом досудебного расследования, должен оповестить потерпевшего с представителем, обвиняемого и защитника обвиняемого о вынесении постановления для пролонгации сроков такими формами и способами, которые исключают возможность разглашения тайны следствия.

Окончание предварительного расследования

Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.

Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).

Процессуальная деятельность органов предварительного следствия Министерства внутренних дел в большей своей части основывается на ключевых функциях, которые возложены на них. К числу данных функций относятся следующие, например:

— разработка и реализация политики в сфере предварительного расследования уголовных правонарушений;

— непосредственная координация и руководство нижестоящими следственными органами, находящимися в системе МВД;

— расследование наиболее значимых и резонансных преступлений;

— взаимодействие с иными органами государственной власти с целью эффективного расследования, предупреждения и выявления уголовных правонарушений.

Нужно отметить, что сфера деятельности следственных органов МВД ограничивается общекриминальными правонарушениями, к числу которых относится большинство преступлений против личности, собственности, а также преступления в сфере экономики.

Формы предварительного расследования

Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах:

  • предварительное следствие (гл. 22, ст. 162 — 170 УПК РФ);
  • дознание (гл. 32, ст. 223 — 226 УПК РФ).

Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:

  • единые для следствия и дознания способы собирания и проверки доказательств;
  • одинаковые требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц;
  • идентичные средства государственного принуждения;
  • дознаватель и следователь наделены очень близким кругом процессуальных полномочий;
  • деятельность и следователя и дознавателя осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора;
  • доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.
Читайте также:  Выплаты малоимущим семьям в 2023 году

Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция

Органы, осуществляющие деятельность по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации

Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений

Выявление и расследование преступлений представляют собой два самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом вида правоохранительной деятельности в любом государстве. Она направлена на охрану общественных отношений, обеспечения дисциплины и правопорядка в самом государстве. Кроме того, государство в целях охраны общественные отношения от преступных деяний, предусмотренных УК РФ, создает соответствующие правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять этот вид деятельности. Сама же деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с обнаружением, установлением, фиксацией, обозначением преступления и проведением ряда процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений. Данная деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с оперативно-розыскной деятельностью и предварительным расследованием.

Таким образом,выявление и расследование преступлений

— два самостоятельных, но взаимосвязанных вида правоохранительной деятельности государства, направленный на охрану общественных отношений, обеспечение дисциплины и порядка в государстве.

Выявление и расследование преступлений как правоохранительная деятельность имеют определенные особенности. Суть этой деятельности сводиться к обнаружению преступных деяний в форме действия (бездействия), в которых содержатся все признаки, характеризующие их как преступления, а так же проведения ряда уголовно-процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений и предъявления ему обвинения со стороны государства. Информация о совершенных и готовящихся преступлениях может содержаться в заявлениях и письмах граждан, сообщениях предприятий, учреждений, публикациях в печати, при непосредственным обнаружении фактов преступных деяний органами, наделенных правом выявлять и возбуждать уголовные дела. Все выявленные преступления соответствующие государственные органы, чаще всего это — органы внутренних дел, должны в установленном порядке зарегистрировать, что в дальнейшем и послужит основанием для производства расследования.

Все правоохранительные органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений, обладают специфическими признаками

. В первую очередь в своей деятельность они должны строго руководствоваться нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Перечень этих актов дан в таких специальных федеральных законах, как, например, Закон о ФСБ (ст. 4), Закон о полиции (ст. 3), Закон об ОРД (ст. 4) и др. Кроме того, указанные нормативные правовые акты предоставляют этим органам возможность осуществлять деятельность по выявлению и расследованию преступлений, а также регламентируют их процессуальные полномочия. Так, органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ, а также контрразведывательную и разведывательную деятельность в Российской Федерации (ст. 10 Закона об органах ФСБ). Или полиция, ее назначение — защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности (ч. 1 ст. 1 Закона о полиции. В этих целях одним из основных направлений деятельности полиции признается — выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам (ст. 2 указанного Закона).

Современная система следственных органов России

В прошлом году мы отмечали 300 лет со дня издания Петром Великим типового Наказа об учреждении системы следственных канцелярий 9 декабря 1717 года. «Новое – это хорошо забытое старое», и наше обращение к истокам образования первых в России вневедомственных следственных органов ещё раз это подтверждает. Сама идея образования вневедомственного следственного органа возникла еще в 1713 году в ходе проведения Петром Великим экономических реформ. Именно тогда были учреждены первые специализированные следственные органы России – «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с уже упомянутым Наказом были подчинены и подотчётны непосредственно Петру I.

Вам может понравиться => Сертификат Акций Гермес-Полис

Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовной преступности. В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 года заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. Однако возврат к петровской вневедомственной модели предварительного следствия в тот период не рассматривался.

Следствие в уголовном процессе – собирание и проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие – собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконт-роля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Задачи органов предварительного следствия:

– быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

– обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;

– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме.

Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений).

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора.

Основные функции следственного управления

Следователи наделены законом полномочиями по рассмотрению поступающих заявлений и сообщений о преступлениях. Некоторые особенности в этой части касаются следователей прокуратуры, которые вправе рассматривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях, если они: приняты ими непосредственно в отсутствие прокурора; имеют непосредственное отношение к находящимся в их производстве уголовным делам; получены ими вне пределов прокуратуры. В остальных случаях данная деятельность осуществляется прокурорами.

Задачи органов предварительного следствия:

  • быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
  • всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
  • обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
  • обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
  • обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
  • установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
  • выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Следователь обладает процессуальной самостоятельностью, которая выражается в праве представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом обжалование указаний приостанавливает их исполнение.

рядовой милиции

Ловин В.А.

Белгород — 2008

План
Вступительная часть
1. Понятие предварительного расследования. Формы предварительного расследования .
2. Органы предварительного следствия: их организация, задачи и полномочия.
3. Органы дознания: их виды, структура и компетенция.
Заключительная часть (подведение итогов).

Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Органы предварительного следствия: понятие и полномочия

Предварительное следствие — это основная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и обеспечения прав участников процесса. Предварительное следствие обязательно по тем уголовным делам, которые не указаны в ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Органы предварительного расследования преступлений

Источник « Национальной Службы Новостей » в Следственном комитете рассказал, что в ведомстве не ищут нового официального представителя на замену подавшему в отставку Владимиру Маркину, т.к. «сначала должен уйти Бастрыкин». По словам источника НСН . отставка главы СК Александра Бастрыкина произойдет лишь в начале 2021 года, одновременно с ликвидацией Следственного комитета как самостоятельного ведомства и его слиянием с Генпрокуратурой. Эксперты НСН рассказали, насколько достоверной может быть эта информация. Первый генеральный прокурор России Валентин Степанков в беседе с НСН не исключил слияния Следственного комитета и Генеральной прокуратуры, однако отметил, что это вряд ли пойдет на пользу правоохранительной системе. «Я всегда выступал за то, что этого делать не надо.

установленный Постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Данным документом установлена и дата его празднования – ежегодно 25 июля. День сотрудника органов следствия – это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, т.е. сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН и т.д.

Следственный комитет не проработал как самостоятельное ведомство и 10 лет, но уже сегодня стоит перед необходимостью проведения кардинальных изменений. Вероятно, причины этого кроются в следующих факторах: Предполагается, что в отношении будущего Следственного комитета могут быть реализованы следующие сценарии:

С 2021 года обеспечением государственной безопасности в России будет заниматься новое Министерство (МГБ), создать которое планируется на основе ФСБ. Аналитики уже высказали предположение, что новое Министерство госбезопасности станет аналогом КГБ, расформированного в год распада СССР.

Одной из функций правоохранительной деятельности, реализуемой в форме предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, является выявление, раскрытие и расследование преступлений специально созданными государственными органами, уполномоченными осуществлять уголовное преследование. Поскольку выявление, раскрытие и расследование преступлений осуществляется на досудебной стадии уголовного судопроизводства, постольку этот вид деятельности является предварительным, т. е. предшествующим рассмотрению уголовного дела в суде. Указанная стадия имеет решающее значение для справедливого, законного и обоснованного разрешения уголовного дела в суде, поскольку позволяет решить важнейшие задачи уголовного процесса: обнаружить и зафиксировать следы преступления; установить подозреваемого и изобличить его в совершении противоправного деяния; произвести ряд процессуальных действий, направленных на пресечение или превентивное предупреждение преступной деятельности, а по результатам расследования — прийти к предварительным выводам о виновности конкретного лица в совершении преступления и предъявлении ему обвинения со стороны государства.

Читайте также:  Льготы пенсионерам в 2023 году

Предварительное расследование — деятельность уполномоченных государством органов (органов предварительного следствия и органов дознания) и их должностных лиц по раскрытию, пресечению и расследованию совершенных (готовящихся) преступлений, розыску и изобличению лица (лиц) в совершении преступления, привлечению виновных к уголовной ответственности, принятию мер по возмещению вреда, причиненного преступлением, установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления и принятию мер, направленных на предупреждение причин и условий преступлений.

Предварительное следствие в соответствии с законом производится следователями следственных органов: Следственного комитета РФ, следственных органов Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел России.

Компетенция указанных органов по расследованию уголовных дел подразделяется в зависимости от такого критерия, как подследственность.

Органы дознания — государственные органы и их должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

К органам дознания относятся (ст. 40 УПК РФ): органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы Федеральной службы судебных приставов; органы Федеральной службы исполнения наказаний; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ; органы ФСБ России; органы ФСО России; органы СВР России; таможенные органы РФ.

На органы дознания возлагается: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 223 УПК РФ); выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ); исполнение письменных поручений следователей о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий (ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Полномочия органов дознания при производстве расследования преступлений определяются характером уголовного дела.

Если по уголовному делу предварительное следствие обязательно (круг таких дел определяется ч. 2 ст. 150 УПК РФ), то в их полномочие входит возбуждение уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа по подследственности. После направления уголовного дела руководителю следственного органа, орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

По уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), орган дознания правомочен возбудить уголовное дело и произвести по нему необходимые следственные и процессуальные действия, предусмотренный УПК РФ, в полном объеме, применить к лицу установленные законом меры процессуального принуждения, а по окончании дознания составить обвинительный акт или обвинительное постановление и направить материалы уголовного дела прокурору, для последующего направления их в суд.

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, которому начальник органа дознания или его заместитель поручил производство расследования уголовного дела.

Дознаватель уполномочен принимать дело к своему производству, самостоятельно производить по нему процессуальные действия, оценивать по своему внутреннему убеждению доказательства по уголовному делу, принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора, осуществлять иные полномочия (ст. 41 УПК РФ).

Дознание производится (ч. 3 ст. 151 УПК РФ): дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3–6 настоящей части; дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), ч. 1 и 2 ст. 322, ч. 1 ст. 323 УК РФ; дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ; дознавателями органов Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1,2 ст. 261 УК РФ; следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ, совершенных лицами, указанными в пп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 настоящей статьи.

Непосредственное руководство дознанием осуществляет начальник подразделения дознания, который возглавляет соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (ст. 40.1 УПК РФ).

Начальник подразделения дознания, по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям, уполномочен: поручать дознавателю проверку сообщений о преступлениях, принятие по нему решений, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 40.1 УПК РФ).

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона об ОРД).

Задачи оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности»): выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, в том числе Федеральные законы «О полиции», «Об органах ФСБ», «О государственной тайне», «О прокуратуре Российской Федерации» и другие, а также указы Президента РФ.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. В этом их отличие от органов дознания и предварительного следствия, которые в своей деятельности руководствуются уголовно-процессуальным законодательством.

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям следующих государственных органов: органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний.

Оперативно-розыскную деятельность по выявлению преступлений осуществляют и оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны России, но только в целях обеспечения безопасности данного органа и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают возложенные на них задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства; исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам; выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств; информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь; соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ст. 14 ФЗ об ОРД).

Оперативно-розыскная деятельность проводится соответствующими органами самостоятельно, а также по поручению следователя, органа дознания или на основании определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

4. В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее именуется — Следственный комитет), следственные части при главных управлениях Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, следственные управления при управлениях на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел по субъектам Российской Федерации, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Будущее показало, что такое решение оказалось вполне оправданным. За более чем полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

За прошедшие годы было разрешено множество самых острых проблем, стоявших перед следствием МВД России. Со временем выстроена эффективная система противодействия организованной преступности. На всех уровнях, включая федеральный, образованы специализированные подразделения (следственные отделы, части) по расследованию организованной преступной деятельности. Существенно расширились процессуальные полномочия следователя и руководителя следственного органа. Значительно возросла численность подразделений следствия, и улучшился их качественный состав.

  • руководителем следственного органа по городу, району или руководителем специализированного следственного органа, в том числе и военного (до трех месяцев).
  • руководителем или заместителями следственного органа по субъекту РФ и руководителем или заместителями специализированного следственного органа по субъекту РФ, в том числе и военного (до двенадцати месяцев);
  • Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти и их заместителями (продление срока не имеет ограничений).


Похожие записи:

Добавить комментарий