Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как заполнить и сдать декларацию по водному налогу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отчетность контролирует Федеральная налоговая служба. Инспекция, куда сдавать декларацию по водному налогу, определяется по месту регистрации подотчетного лица (код на титульном листе декларации — 214) или по месту учета крупнейших налогоплательщиков (код 215). Если используемые объекты расположены в пределах одного региона, но адресно прикреплены к разным районам, сводный отчет подают в любую ИФНС по договоренности со всеми инстанциями. А вот платить налог придется в несколько инспекций — отдельно по каждому ОКТМО. В декларации такие платежи разделяются по месту нахождения объектов.
Форма сдачи зависит от численности персонала. Если количество работников меньше 100 человек, плательщики выбирают формат сдачи самостоятельно: бумажный или электронный. Для предприятий с большой численностью сотрудников (свыше 100 человек) вариант подачи декларации един — только в электронном виде через телекоммуникационные каналы связи.
Инструкция по заполнению декларации: применение кодов (водопользования и иных)
Один из ключевых нюансов подготовки декларации по водному налогу — корректное указание кодов:
- Водопользования.
Данный код прописывается в поле 050 подраздела 2.1 раздела 2, а также в поле 060 подраздела 2.2. Он определяется исходя:
- из экономического района, в котором расположен источник водных ресурсов;
- характеристик бассейна реки, к которому относится соответствующий источник
Установить, какой именно код использовать, можно с помощью приложения № 4 к Порядку, утвержденному приказом ММВ-7-3/497.
- Цели забора воды.
Фиксируется данный код в строке 080 подраздела 2.1 раздела 2.
Здесь возможно 3 варианта:
- снабжение водой граждан (код 1);
- использование подземных вод для продажи после проведения необходимой обработки и упаковки (код 2);
- прочие цели, например для использования в промышленном цикле (код 3).
Отчетность контролирует Федеральная налоговая служба. Инспекция, куда сдавать декларацию по водному налогу, определяется по месту регистрации подотчетного лица (код на титульном листе декларации — 214) или по месту учета крупнейших налогоплательщиков (код 215). Если используемые объекты расположены в пределах одного региона, но адресно прикреплены к разным районам, сводный отчет подают в любую ИФНС по договоренности со всеми инстанциями. А вот платить налог придется в несколько инспекций — отдельно по каждому ОКТМО. В декларации такие платежи разделяются по месту нахождения объектов.
Форма сдачи зависит от численности персонала. Если количество работников меньше 100 человек, плательщики выбирают формат сдачи самостоятельно: бумажный или электронный. Для предприятий с большой численностью сотрудников (свыше 100 человек) вариант подачи декларации един — только в электронном виде через телекоммуникационные каналы связи.
По какой форме и куда отчитываться
Бланк КНД 1151072 не обновлялся. Форма декларации и порядок ее заполнения закреплены в Приказе ФНС №ММВ-7-3/497@ от 09.11.2015 .
Формат сдачи определяется численностью сотрудников организации или ИП. Если, судя по налоговому отчету о среднесписочной численности за прошлый год, в организации работают 100 человек, направляйте декларацию в электронном виде ( п. 3 ст. 80 НК РФ ). Если в учреждении трудятся меньше 100 человек, есть возможность выбрать способ сдачи — на бумаге или в электронной форме.
В ст. 333.15 НК РФ указано, куда сдают декларации по водному налогу: в территориальную налоговую инспекцию по месту нахождения объекта водопользования. Крупнейшие налогоплательщики отчитываются в ИФНС по месту постановки на учет в качестве крупнейших.
Схемы оценки качества воды
Требования к воде устанавливает Технический регламент ЕАЭС 044/2017. Этот норматив предусматривает несколько схем подтверждения качества для воды.
Схема | 1Д | 2Д | 3Д | 4Д | 6Д |
Лабораторные испытания | + | + | + | + | + |
Производственный контроль | + | — | + | — | + |
Сертификация системы менеджмента | — | — | — | — | + |
При схемах 1Д, 3Д и 6Д заявителем может выступать изготовитель, либо уполномоченное им лицо. Если речь идет о схемах 2Д и 4Д, то заявителем может являться изготовитель, уполномоченное им лицо или продавец.
Какие документы нужно будет предоставлять в ФНС?
Для ИП, действующего без наёмных сотрудников это:
- декларация УСН
- Книга учёта доходов и расходов (предоставляется по требованию специалиста налоговой инспекции)
Пакет документации предоставляется единожды за год — до 30 апреля.
Для ИП с наёмными работниками
- Декларация УСН
- Справка о среднесписочной численности работников
- Книга учёта (также по усмотрению инспекции)
Это основа декларирования, но кроме этого, ИП, у которого работает штат сотрудников, нужно будет отчитываться в ФСС и в ПФР.
Для юридического лица
- декларация
- справка о доходах
- декларация о среднесписочной численности сотрудников
- информация о работниках по форме 2-НДФЛ
- справка в налоговой и пенсионном фонде об отсутствии деятельности
Приложение N 4. Коды водопользования
Приложение N 4
к Порядку заполнения налоговой
декларации по водному налогу,
утвержденному приказом Федеральной
налоговой службы
от 9 ноября 2015 г. N ММВ-7-3/497@
1. ЗАБОР ВОДЫ ИЗ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
1.1. Забор воды из поверхностных водных объектов
Северный экономический район
Прочие реки и озера
Северо-Западный экономический район
Прочие реки и озера
Центральный экономический район
Прочие реки и озера
Волго-Вятский экономический район
Прочие реки и озера
Центрально-Черноземный экономический район
Прочие реки и озера
Поволжский экономический район
Прочие реки и озера
Северо-Кавказский экономический район
Прочие реки и озера
Уральский экономический район
Прочие реки и озера
Западно-Сибирский экономический район
Прочие реки и озера
Восточно-Сибирский экономический район
Озеро Байкал и его бассейн
Прочие реки и озера
Дальневосточный экономический район
Прочие реки и озера
Прочие реки и озера
1.2. Забор воды из подземных водных объектов
Северный экономический район
Прочие реки и озера
Северо-Западный экономический район
Прочие реки и озера
Центральный экономический район
Прочие реки и озера
Волго-Вятский экономический район
Прочие реки и озера
Центрально-Черноземный экономический район
Прочие реки и озера
Поволжский экономический район
Прочие реки и озера
Северо-Кавказский экономический район
Прочие реки и озера
Уральский экономический район
Прочие реки и озера
Западно-Сибирский экономический район
Прочие реки и озера
Восточно-Сибирский экономический район
Озеро Байкал и его бассейн
Прочие реки и озера
Дальневосточный экономический район
Прочие реки и озера
Прочие реки и озера
1.3. Забор воды из территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКВАТОРИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЛЕСОСПЛАВА В ПЛОТАХ И КОШЕЛЯХ
2.1. Использование акватории поверхностных водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях
Северный экономический район
Северо-Западный экономический район
Центральный экономический район
Волго-Вятский экономический район
Центрально-Черноземный экономический район
Поволжский экономический район
Северо-Кавказский экономический район
Уральский экономический район
Западно-Сибирский экономический район
Восточно-Сибирский экономический район
Дальневосточный экономический район
2.2. Использование акватории водных объектов территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ БЕЗ ЗАБОРА ВОДЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер Ильмень
Прочие реки бассейна Балтийского моря
Прочие реки бассейна Белого моря
Реки бассейна Баренцева моря
Бассейн озера Байкал и реки Ангара
Реки бассейна Восточно-Сибирского моря
Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей
Прочие реки и озера
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ЛЕСОСПЛАВА В ПЛОТАХ И КОШЕЛЯХ
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень
Прочие реки бассейна Балтийского моря
Прочие реки бассейна Белого моря
Прочие реки и озера, по которым осуществляется лесосплав в плотах и кошелях
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЬ
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Приложение N 2. Порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу
Порядок
заполнения налоговой декларации по водному налогу
(утв. приказом Федеральной налоговой службы
от 9 ноября 2015 г. N ММВ-7-3/497@)
Декларация состоит из:
Сведений о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем;
Раздела 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»;
Раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога» состоящего из подраздела 2.1 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта» и подраздела 2.2 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании водного объекта, за исключением забора воды».
1.2. Налогоплательщики представляют Декларацию в составе: титульного листа, сведений о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем раздела 1, подразделов 2.1 и 2.2 в зависимости от осуществляемых видов водопользования, признающихся объектами налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 333.9 Кодекса.
1.3. В случае представления налогоплательщиком в налоговый орган уточненной Декларации необходимо учесть, что представлению подлежат те разделы Декларации и приложения к ним, которые ранее были представлены налогоплательщиком, с учетом внесенных в них изменений.
II. Общие требования к порядку заполнения Декларации
2.1. Все значения стоимостных показателей Декларации указываются в полных рублях. При указании значений стоимостных показателей в полных рублях значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.
Не допускается двусторонняя печать Декларации на бумажном носителе и скрепление листов Декларации, приводящее к порче бумажного носителя.
При заполнении Декларации используются чернила черного, фиолетового или синего цвета.
2.3. Каждому показателю Декларации соответствует одно поле, состоящее из определенного количества знакомест. В каждом поле указывается только один показатель.
Заполнение полей Декларации значениями текстовых, числовых, кодовых показателей осуществляется слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа.
При заполнении полей Декларации с использованием программного обеспечения значения числовых показателей выравниваются по правому (последнему) знакоместу.
Заполнение текстовых полей Декларации осуществляется заглавными печатными символами.
В случае отсутствия какого-либо показателя, во всех знакоместах соответствующего поля проставляется прочерк. Прочерк представляет собой прямую линию, проведенную посередине знакомест по всей длине поля.
Дробные числовые показатели заполняются аналогично правилам заполнения целых числовых показателей. В случае если знакомест для указания дробной части больше, чем цифр, то в свободных знакоместах соответствующего поля ставится прочерк. Например, объем забранной воды в пределах установленного лимита составляет 26157,515 тыс. куб. м. Данный показатель должен заполняться по формату: 8 знакомест для целой части и 3 знакоместа для дробной части, следовательно, в Декларации он должен указываться следующим образом: 26157—.515.
При подготовке Декларации с использованием программного обеспечения при распечатке на принтере допускается отсутствие обрамления знакомест и прочерков для незаполненных знакомест. Расположение и размеры значений реквизитов не должны изменяться. Печать знаков выполняется шрифтом Courier New высотой 16-18 пунктов.
2.4. При представлении в налоговый орган по месту учета организацией- правопреемником Декларации за последний налоговый период и уточненных Деклараций за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое) в титульном листе указываются ИНН и КПП организации-правопреемника. В поле показателя «налогоплательщик» указывается наименование реорганизованной организации или обособленного подразделения реорганизованной организации.
Коды форм реорганизации и код ликвидации организации приведены в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Если представляемая в налоговый орган Декларация не является Декларацией за реорганизованную организацию, то по реквизиту «ИНН/КПП реорганизованной организации» указываются прочерки.
2.5. Налогоплательщики, являющиеся участниками соглашения о разделе продукции согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции по форме N 9-СРПС, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 17.03.2004 N САЭ-3-09/207 «Об утверждении форм документов, используемых при учете налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции, а также особенностей учета иностранных организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора соглашения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2004 г., регистрационный N 5699), представляют Декларацию в налоговый орган по месту своего учета. При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета) (код)» указывается код «250», а в пятом и шестом знаке КПП указывается значение «36» либо «76».
III. Порядок заполнения титульного листа Декларации
3.1. Титульный лист Декларации заполняется налогоплательщиком, кроме раздела «Заполняется работником налогового органа».
3.2. При заполнении титульного листа необходимо указать:
1) ИНН и КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, в который представляется Декларация (особенности указания ИНН и КПП по реорганизованным организациям в пункте 2.4 настоящего Порядка).
Для российской организации ИНН и КПП по месту нахождения организации указывается согласно одному из следующих документов:
КПП по месту нахождения обособленного подразделения российской организации указывают согласно:
Уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации по форме N 12-1-8, утвержденной Приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309, или согласно Уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по форме N 09-1-3, утвержденной Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178;
Уведомлению о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации по форме N 1-3-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@;
Уведомлению о постановке на учет российской организации в налоговом органе по форме N 1-3-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488 @.
ИНН и КПП крупнейшими налогоплательщиками указываются на основании Уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме N 9-КНУ, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 26 апреля 2005 г. N САЭ-3-09/178@ «Об утверждении формы N 9-КНУ «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 мая 2005 г., регистрационный номер 6638).
Кто и в какие сроки должен подавать декларацию по водному налогу
Все плательщики водного налога, то есть юридические лица и предприниматели, которые используют водные объекты в соответствии с полученными лицензиями, ежеквартально обязаны подавать отчетность.
Последний день подачи декларации – 20-е число месяца, следующего за окончанием отчетного квартала. Если крайняя дата выпадает на выходные, то конец срока переносится на следующий оабочий день. За квартал 2018-го по этому налогу нужно отчитаться:
- до 20 апреля;
- до 20 июля;
- до 22 октября;
- до 21 января 2021 года.
Срок уплаты налога соответствует сроку подачи декларации.
Пример расчета налога и заполнения декларации
Вводные данные:
- источник — артезианская скважина рядом с бассейном реки Кубань;
- место расположения водного объекта — Северо-Кавказский ФО;
- тип использования — водозабор;
- объем воды, забранной в отчетном периоде, — 150 000 кубометров, в том числе: 100 000 кубометров — в пределах лимита;
- 50 000 кубометров – сверх лимита;
Расчет суммы налога:
- В пределах лимита — 100 (тыс. кубометров) × 570 (рублей за 1 тыс. кубометров) × 1,52 = 86 640 рублей.
- Сверх лимита — 50 (тыс. кубометров) × 2 850 (рублей за 1 тыс. кубометров) × 1,52 = 216 600 рублей.
- Общая сумма налога: 86 640 + 216 600 = 303 240 рублей.
Общие правила заполнения ↑
Документ допускается заполнять в электронном или бумажном формате. Если вы пишете отчет от руки, тогда стоит использовать черную, синюю или сиреневую ручку. Не допустимо наличие ошибок или исправлений с помощью корректора.
Если нужно внести правку, стоит зачеркнуть значение, вписав другое, подтвердить такое исправление нужно печатью. Для правильного заполнения можно воспользоваться утвержденной законодательством Инструкцией.
Каждой строке соответствует один показатель. Числовое обозначение суммы вносится целыми числами, текстовое – заглавными буквами.
В декларации имеется такой перечень страниц:
Страница | Назначение |
Титульный лист | Для ознакомления |
1 раздел | Для отображения налоговых сумм, что должны уплачиваться в отделение налогового органа по месторасположению водоема |
2 раздел | Для отображения расчета базы налога и сумм налога по водопользованию |
Раздел 2.1 | Для отображения базы налога и сумм налога на использование водных объектов, если осуществляется забор воды из водоема |
2.2 | Для расчета, если используется акватория водоема, кроме лесосплавов |
2.3 | Если используется водоем для гидроэнергетических целей |
2.4 | Когда осуществляется налогоплательщиком лесосплав |
Первые три страницы необходимо заполнять в обязательном порядке всем, а остальные – в зависимости от того, какой вид водопользования осуществляется.
Корректность заполнения следует сверять с правилами вышеназванного Приказа. Второй правоустанавливающий документ по водному налогу – письмо ФНС под номером СД-4-3/16671 за 2021 г.
Важный пункт при формировании отчета – код водопользования. Он должен быть отражен в двух местах декларации: в подпунктах 2.1 и 2.2. Коды индивидуальны для каждого региона и классифицированы по видам деятельность подотчетных предприятий. Полный список содержится в вышеназванном письме.
Остальные параметры не имеют принципиальных отличий от других видов отчетности. Например, точно также используются прописные буквы. Пустые строки отмечаются прочерком.
Правила заполнения подразумевают два способа: бумажный вариант и электронная версия. Для ручного оформления используются чернила синего или сиреневого цвета. Корректировка документа недопустима – заполняется новый бланк. Изменение уже поданной декларации корректируется за подписью ответственного лица. Числовые значения указываются в рублях. Скрепление отдельных листов отчета не допускается.
Как заполнить декларацию по водному налогу за 2 квартал 2021 года: пример и образец
ООО «ТехноПром» — лицензированный пользователь артезианской скважины, расположенной на территории организации (Центральный экономический район). Код водопользования — 11036 (прочие реки и озера). Ставка водного налога — 336 за 1 000 м3 воды (в пределах предельно допустимого лимита, установленного в лицензии).
Объем забранной из скважины воды в ООО «ТехноПром» определяется с помощью специальных средств измерения. Во 2 квартале 2021 года этот объем составил 138 377 м3 (в т. ч. сверхлимитный забор — 29 м3).
Вода предприятию нужна для внутренних технологических нужд, населению она не передается и не перепродается.
Произведем расчеты:
Базовая ставка ВН с учетом коэффициента 1,75 составит:
336 руб. за 1000 м3 х 1,75 = 588 руб. / 1000 м3
Расчет ВН:
В пределах лимита: (138 377 м3─ 29 м3) х 588 руб. / 1000 м3= 81 348,62 руб.
По сверхлимиту: 29 м3 х 588 руб. / 1000 м3 х 5 = 85,26 руб.
Общая сумма налога: 81 348,62 руб. + 85,26 руб. = 81 434 руб.
Как выглядит декларация по водному налогу за 2 квартал 2021 года для ООО «ТехноПром», смотрите на этом образце.
Читать также
21.02.2018
Соотношение непосредственного водопользования с правом пользования водным объектом
Как следует из материалов дела N А78-6167/05-С2-12/551-Ф02-2661/06-С1, рассмотренного в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 июня 2006 г., общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения инспекции об уплате водного налога. Это решение было принято на основании деклараций, а также истребованных документов, в частности утвержденных лимитов на забор воды, лицензий на водопользование и на право пользования недрами, а также непоименованных ведомостей расходов технической воды.
Удовлетворяя требования общества, арбитражный суд первой инстанции указал следующее. В силу ст. 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется исходя из показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. Если такие приборы отсутствуют, объем забранной воды определяется согласно времени работы и производительности технических средств. При невозможности определить объем забранной воды данным способом объем определяется с учетом норм водопотребления.
Судом было установлено, что общество получило в 2005 г. от собственника на правах аренды оборудование для забора воды. Доказательств того, что до этого момента налогоплательщик имел техническую возможность забирать воду из водных объектов, налоговым органом не представлено.
Ссылку инспекции на то, что общество стало юридическим лицом в 2004 г. и с этого момента приобрело статус плательщика, суд отклонил, поскольку ст. 333.8 НК РФ определяет плательщиком данного налога любого субъекта при наличии в его действиях факта водопользования в соответствии с действующим законодательством.
Система ХАССП и изготовление пищевой продукции
К воде, как и к другим напиткам и продуктам питания, помимо профильного ТР ТС устанавливает требования и Техрегламент ТС 021/2011 – этот норматив диктует общие нормы производства и оборота пищевой продукции. Согласно его правилам каждый, производитель продуктов питания обязан внедрять на предприятии принципы ХАССП. Они позволят более эффективно управлять компанией, оптимизируют внутренние процессы.
Сертификат ХАССП не является обязательным, однако его наличие способно принести предпринимателю большое количество преимуществ. Также для продвижения бизнеса рекомендуется оформлять сертификаты ГОСТ Р, Био, Эко, Органик, Без ГМО. Добровольный сертификат не заменит декларации или СГР, но выступит отличным дополнением.