Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Абитуриент – 2023: установлены квоты на целевое обучение на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В любой организации (государственной или частной), где есть кадровая потребность. Местоположение также не влияет: теперь заказчиком кадров может выступать учреждение, которое находится в столице, областном центре или крупном районном городе. Раньше целевое направление распространялось только на организации, расположенные в малых населённых пунктах и на загрязнённых территориях.
Что такое целевой набор
Целевой набор, он же целевой прием (это название уже не используют), он же прием на целевое обучение/направление — это программа в вузах и колледжах (то есть, как высшего, так и среднего профессионального образования), при которой студент обучается за счет государства, по выделенной квоте. Специфика целевого набора в том, что студент учится бесплатно, но после окончания учебного заведения должен отработать не меньше 3-х лет в той организации, которая указана в договоре как работодатель.
Те, кто поступают по целевому набору, участвуют не в общем конкурсе, а в целевом. И обычно конкурс получается значительно ниже — 1,5-2 человека на место. В результате студент получает бесплатное образование, заказчик – подготовленные кадры, вуз — заполненное оплаченное место, работодатель — квалифицированного специалиста. Поговорим, что надо учесть в этой идиллической картине, чтобы доучиться и не потерять деньги.
Особенности целевого обучения: преимущества и недостатки
Целевой прием – это поступление в вуз на бюджет по направлению от государственного ведомства или от предприятия. Если ваше обучение оплачивает предприятие, то вы обязуетесь отработать у него в течение установленного в договоре срока. Если вы получаете направление от государственного органа, то отрабатывать будете по госраспределению.
Основные преимущества целевого направления:
- бесплатное обучение;
- гарантированное трудоустройство после окончания вуза;
- отдельный конкурс “для целевиков”;
- зачисление происходит до начала первой волны, если вы не прошли, сможете участвовать в основном конкурсе;
- некоторые предприятия предоставляют возможность работать во время учебы по гибкому графику;
- социальная поддержка от будущего работодателя: стипендия, общежитие, оплата проезда и т. д. (оговаривается в договоре);
- помощь работодателя в учебном процессе (например, сбор нужной информации для курсовых, рефератов, научных статей и дипломной работы).
Плюсы и минусы целевого назначения
Абитуриенты предпочитают целевой формат обучения по следующим причинам:
- отдельный конкурс, предусматривающий более низкий порог для поступления;
- гарантированное трудоустройство;
- наличие дополнительных мер поддержки со стороны работодателя (оплата общежития, выплата стипендии, практика на собственном предприятии и прочее).
Но вышеуказанная программа по подготовке квалифицированных кадров не лишена недостатков. К ним относятся:
- зависимость от конъюнктуры рынка труда (договор с работодателем подписывается на длительный срок, по окончании которого выбранная профессия может стать невостребованной);
- наличие штрафных санкций (из-за отчисления из вуза или нежелания работать после получения диплома в конкретной компании студент компенсируют все расходы, включая стипендионное обеспечение и оплату жилья).
Гарантированное рабочее место – главный бонус
Целевая форма предполагает наличие трех сторон: абитуриента, который желает обучаться по направлению и четко знает, где хочет работать; заказчика кадров; вуза или колледжа, который готовит соответствующего специалиста. При данной образовательной траектории студент учится бесплатно за счет средств бюджета. Говоря о плюсах целевого направления, чаще можно услышать о низком конкурсе или его отсутствии. Но это не совсем так. В данном контексте уместнее упомянуть о проходных баллах, которые могут быть (но не всегда) несколько ниже. Из практики, кстати, всегда высокий конкурс на целевую подготовку по медспециальностям.
Но подходы меняются, пока рано предполагать, как выстроится ситуация в этом году. Главные преимущества целевого поступления — гарантированное место работы и индивидуализация процесса обучения. Предположим, студент получает образование в сфере автомобилестроения. Одновременно он начинает внедряться в рабочий процесс той организации, с которой у него заключен договор. Проходит практику, пишет курсовые работы и дипломный проект по тематике, интересующей заказчика. Отдельные работодатели поощряют обучающегося дополнительной стипендией. После учебы на бюджетном отделении при поступлении по общему конкурсу обязательный срок работы по специальности составляет два года, целевикам же необходимо работать у заказчика минимально пять лет.
Отменят ли ЕГЭ при поступлении в вуз в 2023 году
После того, как Россия вышла из Болонского процесса, встал вопрос об отмене ЕГЭ. Ведь именно эта система и породила единый государственный экзамен.
О необходимости отмены ЕГЭ говорят уже давно. Нынешними экзаменами недовольны многие учащиеся, родители, опытные педагоги и даже ректоры вузов. Существующая система поступления в вузы по результатам ЕГЭ не оправдала тех ожиданий, которые с ней связывали.
Еще несколько лет назад, помимо ЕГЭ, многие вузы ввели дополнительные внутренние экзамены, желая отобрать наиболее способных абитуриентов. Эта тенденция с каждым годом только нарастает.
Формат итогового тестирования в виде ЕГЭ придумали еще в 60-х годах прошлого столетия во Франции. Сделано это было для школьников из французских колоний, чтобы упростить процедуру сдачи экзаменов.
На данный момент достоверно известно следующее: ЕГЭ будет отменен, но постепенно. Уже к концу лета станут известны все подробности отказа от единого государственного экзамена. Предполагается, что поначалу ЕГЭ будет добровольным. Потому что многие ученики начали готовиться к экзаменам за несколько лет до окончания школы. И при резкой отмене ЕГЭ такие учащиеся остались бы в невыгодном положении.
Минобрнауки пока не уточняет, как будет проходить зачисление в вузы после отмены ЕГЭ. Не исключено, что в высших учебных заведениях вернут вступительные экзамены для тех, кто откажется от единого государственного экзамена.
Будучи способом привлечения молодых людей к работе в не самых популярных отраслях экономики, целевой набор имеет ряд специфических особенностей:
- абитуриент может легко поступить на кафедры даже с конкурсом больше десяти претендентов на место;
- студент-целевик получает образование бесплатно;
- мест, доступных по программе, обычно от 5 до 30% в общем наборе;
- сотрудничать со студентом могут как государственные субъекты хозяйствования, так и частные компании вне зависимости от их величины (начиная с маленьких ИП, заканчивая международными корпорациями типа “Газпром”);
- квота целевого набора действует только на некоторые направления и присутствует не во всех вузах/колледжах;
- абитуриент находит заинтересованную в нем организацию самостоятельно;
- если “целевой” студент не достиг 18 лет, для участия в программе требуется предоставить согласие родителей или опекунов;
- работодатель может взять на себя обеспечение молодого человека жильем, стипендией и местом прохождения практики.
Взамен предоставляемых льготных условий будущий дипломированный сотрудник обязуется отработать в компании не меньше 3 лет с момента зачисления в штат.
Требования к абитуриентам
Кроме того, что молодым людям, желающим получить целевую квоту, нужно предоставить заверенную копию договора с работодателем, документы для поступления в вуз ничем не отличаются от стандартной вступительной кампании. Абитуриенту необходимо собрать следующий пакет бумаг:
- документ, удостоверяющий личность;
- аттестат об окончании школы либо диплом среднего профессионального учебного заведения;
- сертификаты о сдаче ЕГЭ;
- военный билет (для юношей);
- для медиков, педагогов и некоторых иных профилей справка 086/у;
- 2 фотографии (при прохождении дополнительных экзаменов в вузе);
- согласие на обработку личных данных, подписанное родителями/опекунами (в случае, если абитуриент на момент подачи бумаг не достиг совершеннолетия);
- грамоты, сертификаты и т.д., подтверждающие персональные достижения.
Преимущества и недостатки целевого обучения
Целевое обучение имеет неоспоримые плюсы:
- Возможность получить бесплатное образование в лучших российских вузах.
- Отсутствие проблем с трудоустройством после выпуска.
- Льготы при поступлении. Студенты, поступающие в рамках целевой квоты, зачисляются в первую очередь.
- Возможность прохождения практики в компании, с которой был заключен договор.
- Некоторые предприятия оплачивают проживание, питание и предоставляют ряд других льгот.
В то же время имеется и ряд минусов:
- В случае расторжения договора студент будет обязан возместить потраченные средства.
- Организация самостоятельно примет решение, в какой вуз направить целевика.
- Невозможность поменять направление или вуз.
- Небольшая заработная плата в первые годы работы.
Приём в вузы в 2023 году
В 2022 году абитуриент при поступлении мог выбрать пять вузов и десять направлений в каждом. В 2023 году, согласно приказу, можно подать документы только в пять вузов и выбрать всего пять направлений в каждом. Их абитуриент должен расставить в порядке приоритета.
Например, Игорь выбрал пять вузов, где хотел бы учиться. На первом месте у него МГУ, поскольку он сдал ЕГЭ и ДВИ на 90+, и шанс поступить на бюджет очень велик. На втором месте у Игоря — НИУ ВШЭ, на третьем — МГИМО и так далее.
💡 Совет: указывайте пятым вариантом региональный вуз, куда вы точно пройдёте по баллам на бюджет.
Образовательные программы (направления) расставляются также по приоритетному принципу. Рассмотрим на примере рейтинга поступления Игоря.
Куда поступать: приоритеты вузов | ||
Вуз | Специальности (в порядке приоритетности) | |
1 | МГУ |
|
2 | НИУ ВШЭ |
|
3 | МГИМО |
|
4 | СПБГУ |
|
5 | КФУ |
|
❗️Отредактировать свой рейтинг вузов и программ можно до завершения подачи документов.
Как получить целевое направление?
Шаг первый — находим компанию, от лица которой будет отправлен запрос в администрацию вуза.
Лайфхак: чтобы не тратить много времени на самостоятельные поиски такой организации, вы можете узнать в приёмной комиссии, с какими фирмами у них были заключены договоры. Также можно поинтересоваться у других студентов-«целевиков».
Шаг второй
Не менее чем за полгода до ЕГЭ вы заключаете договор с компанией. Как правило, у фирм уже существуют определенные договоренности с вузами, и вам нужно будет выбрать направление в одном из предложенных институтов от работодателя.
Обязательно детально изучите договор: важно понимать, когда вы придёте на выработку (после окончания специалитета, бакалавриата или магистратуры, которую фирма также может оплатить), сколько лет вы будете работать на компанию после окончания обучения и на каких условиях.
Шаг третий
Собираем документы. Необходимый перечень бумаг вам подскажет работодатель. Будьте готовы, что это займет некоторое время. В администрацию компании нужно подать заявление, где указываются личные данные ученика, номер общеобразовательного учреждения, класс, желаемая специальность и вуз.
Договоры между вузами и заказчиками заключаются в апреле — мае, именно к этому моменту решаются все вопросы с финансированием, списками претендентов и количеством выделенных целевых мест.
Если желающих обучаться по целевой программе больше, чем количество выделенных мест, то среди «целевиков» проводится конкурс на основе баллов ЕГЭ.
Шаг четвертый
Готовимся к ЕГЭ! Помните: наличие договора не повод расслабляться!
Шаг пятый
Июнь. Подходит срок подачи документов. Вы обязательно должны сообщить приёмной комиссии, что поступаете по целевому направлению. Стоит отметить, что подавать документы по данной программе можно ТОЛЬКО в один вуз по одному направлению. В остальные вузы вы будете проходить по общему конкурсу (сумма баллов ЕГЭ).
А есть ли недостатки?
Да, разумеется, свои подводные камни тоже есть. Прежде всего, речь идет об обязательствах, которые компании накладывают на выпускников. Основное из них — это практически полное отсутствие выбора места работы после окончания вуза (работаешь там, где скажут).
Например, отучившись в престижном вузе в Москве, выпускник обязан вернуться в город, где он получил направление от администрации. Рассчитывать на повышение зарплаты или карьерный рост в течение срока отработки не стоит.
Ну и, наконец, студент обязан учиться, закрывать сессии, не иметь хвостов. При несоблюдении любого из условий договора работодатель вправе обратиться в суд и через него взыскать с нарушителя расходы на обучение.
Таким образом, если вы любите стабильность, не хотите рисковать, отнестись серьезно подходите к выбору места работы, то целевое направление – оптимальный вариант.
Инструкция по получению
Думать об это нужно как можно раньше. Старайтесь заняться этим еще до окончания учебы. Придерживайтесь следующего алгоритма:
- Выберите интересующее направление, по которому проводится целевой набор.
- Начните искать компанию или госорганизацию, которая будет оплачивать ваше обучение.
- Подготовьте список документов, которые включают аттестат об образовании, если вы выпускник школы, диплом о получении среднего специального образование, если вы выпускник колледжа, копию паспорта, характеристики с мест учебы, любые грамоты и награды, подтверждающие ваши достижения.
- Подпишите договор со структурой, которую выбрали и обсудите дополнительные условия или привилегии.
- При поступлении в вуз имейте при себе эти документы и копию договора.
👉 Обязательность трудоустройства
Ключевыми обязательствами, которые возникают между студентом и заказчиком его обучения, являются:
- трудоустройство выпускника после завершения им обучения. При этом на основании действующего трудового законодательства такое трудоустройство должно происходить без испытательного срока;
- выпускник обязан отработать не менее трех лет с момента заключения трудового договора со своим работодателем;
- со стороны работодателя не может быть ограничений в рамках приема выпускника на работу в плане отсутствия у него должного уровня квалификации;
- если речь идет о необходимости прохождения специальной аккредитации, то работодатель обязан предоставить материально-техническую базу своему будущему сотруднику для прохождения такой аккредитации (если это предусмотрено условиями договора).
💥 Ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств
Если выпускник отказывается трудоустраиваться к заказчику своего обучения, то он должен возместить все те средства, которые заказчик потратил на его обучение, а также на оплату жилья и проезда.
Если работодатель не трудоустроил выпускника, которого обучил, он:
- выплачивает выпускнику из своего бюджета трехкратный уровень средней зарплаты по своему региону (если трудоустройство возможно в разных регионах, то расчет ведется по региону с самой большой средней зарплатой);
- возмещает все затраты, связанные с обучением выпускника, в тот бюджет, из которого были взяты средства на финансирование данного направления: если средства на обучение были перечислены из муниципального бюджета – в муниципальный, из регионального – в региональный, из федерального – в федеральный.
— Как вузы помогают в профориентации выпускников школ?
Андрей Сакович: Пожалуй, на первом месте такая традиционная форма, как день открытых дверей, когда в университет приходят абитуриенты и их родители. В нашем вузе 83% обучающихся — ребята из регионов. Сегодня на день открытых дверей из разных уголков страны приезжают классами. За последние два года мы активизировали работу со школами, заключили 188 договоров о сотрудничестве. Стали широко использовать и для профориентации конференцию школьников «Первый шаг в науку». В этом году в ней приняли участие 580 человек! Очень популярна такая акция, как «Стань студентом на один день». В этом году в ней приняли участие 230 человек со всей Беларуси. Кафедры провели почти 30 мастер-классов: по изготовлению стекла, художественной керамики, целлюлозы, журналов и газет, по 3d-моделированию… Во время «марш-бросков» договариваемся с районными отделами образования о сотрудничестве: наши студенты дают концерт старшеклассникам, рассказывают о своей альма-матер и факультетах. Кстати, раньше технологический университет ассоциировали чаще с лесным хозяйством, сейчас же это уникальный вуз, где 7 факультетов с самыми разными специальностями. Есть и химический, и полиграфический, и IT-факультет, и дизайн мебели. Недавно начали работать с Национальным детским технопарком по двум направлениям — инженерная экология и биотехнология. Преподаватели, среди которых кандидаты наук, говорят, что приходят мотивированные ребята, многие из них хотят поступать в наш университет. По инженерной экологии открыта уже 4-я смена, по биотехнологии — 2-я. Конкурс составляет по 5-6 заявок на место.
Александр Маковчик: Недавно анализировали профориентационную работу, и оказалось, что в нее вовлечены более 20 тыс. школьников. У нас к ней комплексный подход. Проводим дни открытых дверей — и в онлайн-формате, и в аудиторном. Используем такой вариант, как «студент на один день», и здесь особую активность проявляют ученики педклассов. В этом году более 300 школьников побывали в нашем университете, встретились с ректором в актовом зале, где смогли задать ему любой вопрос. В стране более 500 профильных классов — свыше 5 тыс. учащихся, имеющих возможность ознакомиться с профессией изнутри. Они проводят пробные занятия с младшими школьниками по дисциплинам, которые выбирают для себя в качестве профильных. Ребята получают знания из области педагогики и психологии.
К нам поступают абитуриенты с хорошим уровнем мотивации и пониманием того, чем будут заниматься в перспективе. На таких активных молодых людей мы во многом опираемся в образовательном процессе. Это и наш студенческий актив, и старосты групп, и профсоюзные лидеры. Надо искать возможность достучаться до молодежи. А кому она больше доверяет? Сверстникам! Потому студенты на практике получают задание: провести профориентационные мероприятия. Кроме того, наши учащиеся активно задействованы в рамках профориентационной работы во время патриотической акции «Звездный поход». Безусловно, нас приглашают и школы. Как инновацию могу отметить создание чата в Телеграм-канале «Профиль+» для обучающихся в профильных классах.
— Что бы вы пожелали выпускникам, которым пришло время задуматься над выбором профессии?
Андрей Сакович: Всегда говорю ребятам о том, что выбор специальности — это веление сердца. Профессиональная стезя — по сути, судьба, дальнейшее благосостояние, будущее семьи и детей.
Александр Маковчик: Достичь успеха можно, только поверив в свои силы. Помимо развития в профессиональном плане, для самореализации нужно постоянно работать над собой, уметь преодолевать трудности, проявлять силу характера. И еще — верить в себя, что бы ни случилось.
Ирина Старовойтова: Когда молодой человек выбирает профессию, он определяет себе старт, от которого действительно очень многое зависит в жизни. Находясь в начале пути, нужно понять, что приоритетно: каковы мотивы этого человека, целевые установки, какие он для себя определяет жизненные задачи. Никогда не ставьте на первое место материальный мотив. Пусть во главе угла будут ваши интересы, увлеченность. Целеустремленность, трудолюбие, уверенность в себе, оптимизм — эти качества не только помогут достичь профессиональных высот, но и сделают вас счастливым и успешным человеком.