Понятие принудительных мер воспитательного воздействия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие принудительных мер воспитательного воздействия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Статья 90 УК РФ предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности, который применяется в отношении несовершеннолетних, а в исключительных случаях в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ).

Перечень мер воспитательного воздействия

Принудительные меры воспитательного воздействия — это меры государственного принуждения, которые не являются наказанием и применяются к несовершеннолетним, совершившим преступление, с целью их исправления.

Часть 2 статьи 90 УК РФ предусматривает возможность назначения четырех видов принудительных мер воспитательного воздействия, к их числу относятся:

  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Перечень принудительных мер воспитательного воздействия является исчерпывающим. Вопрос о применении к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия решается только судом.

В соответствии со ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга. Эти меры не делятся на основные и дополнительные и могут назначаться в любом сочетании.

При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено.

Комментарий к Ст. 90 Уголовного кодекса

1. В ст. 90 УК содержится специальный вид освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Основанием применения этой нормы является совершение несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести. Условие освобождения от уголовной ответственности — возможность исправления несовершеннолетнего без привлечения его к уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Принудительные меры воспитательного воздействия — это меры государственного принуждения, которые не являются наказанием и применяются к несовершеннолетним, совершившим преступление, с целью их исправления.

Несовершеннолетнему может быть назначена одна или одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия, перечисленных в ч. 2 ст. 90 УК. Перечень принудительных мер воспитательного воздействия является исчерпывающим. Вопрос о применении к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия решается только судом.

3. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия является единственным условным видом освобождения от ответственности. Согласно ч. 4 ст. 90 УК в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. При этом возобновление производства по делу допустимо, если не истекли сроки давности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (см. комментарии к ст. 78, 94 УК).

Виды принудительных мер воспитательного воздействия

Если в преступлении виноват ребенок, то он может быть освобожден от уголовного преследования. Однако при этом мера наказания будет ему заменена на принудительный воспитательный процесс.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия характерно исключительно для тех нарушителей, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет. Эти меры предусмотрены для тех преступников, которые совершили нарушения легкой или средней степени тяжести. Главная цель применения данной нормы ответственности будет заключаться в корректировке поведения несовершеннолетнего ребенка и формирование личности, которая не будет представлять собой опасность для общества.

Принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии со ст. 90 УК РФ классифицируются на:

  • Предупреждение, то есть разъяснение несовершеннолетнему смысла того вреда, который он причинил своими действиями, а также объяснение относительно последствий, которые будут применены в его отношении в случае повторного нарушения законов;
  • Передача под надзор родителям или опекунам. Эта мера суда возлагает обязанности по проведению воспитательного процесса на родителей ребенка или же на лиц, которые их заменяют;
  • Назначение обязанности по устранению причиненного ущерба. Если несовершеннолетний имеет некие трудовые навыки, то он будет исправлять тот вред, который был причинен им в результате преступных деяний. В частности, ущерб может быть устранен как физически, так и материально;
  • Ограничение досуга и определение неких требований к поведенческой модели несовершеннолетнего. Эта мера устанавливает запрет на посещение определенных досуговых центров и ограничение времяпрепровождения ребенка за пределами его дома.

Порядок назначения принудительных мер

Постановление судебных инстанций, которое избавляет несовершеннолетнего от уголовной ответственности, должно содержать в себе пункт, где будет указано, какая именно мера принудительного воспитательного процесса будет определена в отношении нарушителя в качестве наказания.

Читайте также:  Что будет с больничными листами после объединения фондов?

Порядок назначения принудительных мер в отношении несовершеннолетних предусматривает анализ множества факторов, в частности:

  • Характера преступления и степени тяжести последствий для общества;
  • Поведенческой модели личности нарушителя, которому не исполнилось 18 лет;
  • Возможность замены уголовного наказания на принудительные меры воспитательного воздействия.

Когда суд рассматривает дела, связанные с правонарушениями несовершеннолетних, он обязан учитывать права и интересы ребенка. Поэтому суд получает возможность заменить уголовное преследование на более мягкое наказание. Однако это возможно только при том условии, что постановление суда предусматривает установление принудительных мер в отношении несовершеннолетнего, который совершил преступную деятельность, не повлекшую за собой создания опасной общественной ситуации.

Если суд установит, что преступление имеет легкую или среднюю степень тяжести, то он имеет право заменить уголовное преследование более мягкой мерой наказания, а именно назначением принудительного воспитательного воздействия.

Однако стоит отметить, что в постановлении суда должны быть указаны все обстоятельства, которые способствуют вынесению подобного вердикта.

Что такое принудительные меры воспитательного воздействия?

Принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой меры уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников, с целью их исправления, перевоспитания и пресечения совершения новых преступных эпизодов в их стороны.

Принудительные меры воспитательного воздействия несовершеннолетних предполагают освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания.

Указание на данные воспитательные мероприятия содержатся в Постановлении Пленума ВС РФ №1 от 01.02.2011 года. В нем прямо указано, что суды не должны допускать привлечение к уголовной ответственности тех подростков, которые могут исправиться и представляют опасности для общества.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия допускается только в отношении подростков, совершивших преступления небольшой и средней тяжести.

Конечно, когда речь идет о тяжких или, тем более, особо тяжких проступках, ни о каком освобождении от уголовного наказания не может быть и речи.

Подростковые преступления нередко отличаются высокой степенью цинизма и жестокости. Попытки перевоспитания таких преступников не могут увенчаться успехом.

Согласно ч. 4 статьи 90 УК РФ, мера принудительных воспитательных мер отменяется, если подросток нарушает предписание суда и более двух раз повторно совершает преступление. В таком случае, материалы дела направляются на повторное рассмотрение и подростку назначается уголовное наказание.

Органы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних проводят индивидуальную работу с несовершеннолетним. Лица уклоняющиеся от ответственности, разыскиваются органами криминальной полиции.

Например, если подросток игнорирует предписание суда- находиться дома после 22-00 и во время рейда его не оказывается дома, то сотрудники органов профилактики фиксируют факт отсутствия несовершеннолетнего и направляют материал дела для привлечения подростка к ответственности.

Важно! Уголовное дело не может быть прекращено в случае, если подросток возражает и не согласен с обвинением.

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия .

  • 2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
    а) предупреждение;
    б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
    в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Виды и характеристика воспитательных мер

Конкретно какие меры могут быть назначены в отношении того или иного несовершеннолетнего решает исключительно суд. Суд учитывает особенности совершенного деяния, мотивы подростка, отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Одновременно могут быть применены несколько мер принудительно-воспитательного воздействия.

Если подросток не будет соблюдать воспитательные предписания, систематически нарушать порядок своего исправления, принудительные меры в отношении него будут отменены. После этого материалы его дела вновь поступят в суд для привлечения его к уголовной ответственности.

Итак, ст. 90 УК РФ предусматривает четыре варианта мер воспитательного воздействия:

  • Предупреждение;
  • Передача под надзор;
  • Обязанность загладить причиненный преступлением вред;
  • Ограничение досуга и поведения.

Комментарий к Статье 90 УК РФ

1. Принудительные меры воспитательного воздействия (ПМВВ) — это меры государственного принуждения, применяемые к достигшим возраста УО несовершеннолетним, совершившим преступления, когда исправление и перевоспитание таких лиц возможны без применения уголовного наказания только воспитательными средствами. Эти меры носят принудительный характер, так как осуществляются независимо от воли виновного или его представителя, и обязательны как для лиц, совершивших преступление, так и для других лиц, но они не являются уголовным наказанием и не влекут за собой судимости.

2. Воспитательный характер принудительных мер проявляется в том, что применение их подчинено задаче исправления несовершеннолетнего, до сознания которого доводится отрицательная оценка его поведения.

3. Применение ПМВВ возможно при наличии следующих условий: а) лицо должно обладать признаками субъекта преступного посягательства и быть несовершеннолетним, т.е. не достигшим возраста 18 лет; б) преступление, совершенное им, не должно представлять большой общественной опасности, т.е. относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести; в) личность несовершеннолетнего не должна представлять большой общественной опасности, т.е. несовершеннолетний может быть исправлен.

4. Освобождение от УО совершившего преступление небольшой или средней тяжести несовершеннолетнего правонарушителя с применением ПМВВ допускается при том непременном условии, что исправление виновного может быть достигнуто путем применения к нему именно этих мер.

5. Содержащийся в ч. 2 коммент. статьи перечень ПМВВ, применяемых к несовершеннолетним в случае освобождения их от УО, является исчерпывающим и не подлежит распространительному толкованию.

6. Необходимость применения к несовершеннолетнему одновременно нескольких ПМВВ может определяться задачами более эффективного его исправления, например, предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ N 7).

Читайте также:  Платежное поручение по ЕНП в 2023 году — порядок заполнения и инструкция

7. Систематическое неисполнение несовершеннолетним ПМВВ, как основание ее отмены и направления материалов для привлечения лица к УО, означает наличие не менее трех фактов неисполнения требований этих мер. Все факты такого рода документируются специализированными государственными органами и по их представлению направляются в суд для привлечения его к УО.

Основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности

Уровень подростковой преступности в нашей стране имеет довольно высокие показатели. Как правило, это связано с низким уровнем юридических знаний и ошибками в воспитательном и образовательном процессах. Именно это зачастую толкает несовершеннолетних на совершение противозаконной деятельности.

Учитывая тот факт, что права ребенка и его интересы должны быть учтены в обязательном порядке, государство предусматривает, что в некоторых ситуациях несовершеннолетний нарушитель может быть освобожден от уголовного преследования.

В соответствии с действующими уголовными нормами несовершеннолетний может быть освобожден от уголовного преследования:

  • На общих основаниях;
  • По специальным основаниям, которые применимы в отношении несовершеннолетних.

Что такое принудительные меры воспитательного воздействия?

Адвокат Антонов А.П.

Вопрос о введении так называемой “ювенальной юстиции” в РФ поднимается уже давно. Однако эта инициатива до сих пор не реализована. Виной этому ряд причин: нехватка бюджетных денег, непонимание со стороны законодателя, якобы почему мы не должны наказывать подростков, если они прекрасно понимали, что совершают преступление. Немаловажным является и само название. Ювенальная юстиция среди граждан ассоциируется отнюдь не с мерами защиты несовершеннолетних и гуманностью правосудия по отношению к ним, а с изъятием детей из семей потому, что родители, например, привлекают ребенка к работе по дому. Поэтому поговорим о том, чем же сейчас является ювенальная юстиция в России. Во-первых, она выражается в наличии принудительных мер воспитательного воздействия. Принудительные меры воспитательного воздействия можно рассматривать в качестве иных мер уголовно-правового характера, применимых исключительно к несовершеннолетним субъектам в целях коррекции общественно опасного поведения и формирования правопослушных нравственных установок. Они имеют следующие черты: — альтернативность уголовному наказанию — в силу прямого указания закона (ч. 1 ст. 90 УК РФ, ч. 1 ст. 92 УК РФ) несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден как от уголовной ответственности, так и от наказания; — объективно и субъективно ограниченная сфера применения — только по факту совершения преступлений небольшой или средней тяжести и только в отношении несовершеннолетних; — небезусловный (неокончательный) характер — в силу прямого указания закона (ч. 4 ст. 90 УК РФ), если несовершеннолетний систематически не исполняет принудительные меры воспитательного воздействия, производство по уголовному делу может быть возобновлено; — срочный характер, подразумевающий, что продолжительность их применения определяется при их назначении (60% принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных разделом V УК РФ, связывается с установлением определенного срока). При этом правоотношение не приобретает уголовно-исполнительный характер; — воздействие обеспечивается не карательными, а воспитательными методиками, вследствие чего принудительный характер приобретает меньшую интенсивность.

Отмена мер воспитательного воздействия

После того, как в отношении несовершеннолетнего нарушителя была установлена мера наказания в виде принудительных воспитательных мер воздействия на личность, он обязан полностью выполнять все законодательные предписания.

Установление принудительного воспитательного воздействия носит срочный характер, то есть, данная мера применима на протяжении строго установленного срока, который указывается в постановлении суда. При этом стоит отметить, что отмена данного наказания может происходить по следующим причинам:

  • Завершение срока действия принудительной меры;
  • Формирование личности несовершеннолетнего и признание им неправомерности содеянного ранее;
  • Злостное нарушение всех ограничений, установленных в соответствии с требованиями о принудительных мерах.

Принудительные меры воспитательного воздействия в истории российского уголовного права

Принудительные меры воспитательного воздействия рассматривается современной российской уголовно-правовой доктриной как меры, специально предназначенные для исправления несовершеннолетних (совершивших преступления определенной категории) без реализации уголовной ответственности (в том числе без применения наказания)1.

В зависимости от того, в каком качестве они применяются (специального вида освобождения от уголовной ответственности или специфического для несовершеннолетних вида освобождения от наказания), правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия рассматривается через призму концепции восстановительного правосудия либо как средство дифференциации уголовной ответственности3 или ее индивидуализации .

В любом случае трактовка этих мер как уголовно-правовых средств воздействия, специально предназначенных для несовершеннолетних, ориентирует исследователей на анализ уголовно-правового значения несовершеннолетнего возраста, его дифференциации, индивидуальных и социально-психологических особенностей несовершеннолетних. Под таким углом зрения принудительные меры воспитательного воздействия рассматриваются как атрибут специфики уголовной ответственности несовершеннолетних, а история развития этого института исследуется с позиций развития уголовной политики в отношении указанной социальной группы.

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних (как результат законодательной дифференциации ответственности) выделяются законодателем лишь тогда, когда он рассматривает их как специфический субъект уголовно-правовых отношений, особую социальную группу, права и законные интересы которой признаются и гарантируются на политическом уровне (в данном случае Конституцией РФ).

Досоветское российское уголовное право не имело такого политического основания в дифференциации уголовной ответственности, так как несовершеннолетние не признавались государством самостоятельным субъектом политического общения, отличающимся спецификой прав и законных интересов. Ответственность несовершеннолетних не дифференцировалась, а индивидуализировалась на общих основаниях, в том числе их вменяемости. Поэтому исправление и воспитание несовершеннолетних в уголовном праве дореволюционной России нельзя рассматривать как атрибутивный элемент специфики их уголовной ответственности. В противном случае неизбежно искажение реальной картины развития уголовного права и, как следствие, ошибочное толкование досоветского законодательства.

Так, Н.Ю. Скрипченко, ссылаясь на Воинские артикулы, утверждает, что российское уголовное право уже во времена петровской эпохи «шло по пути дифференциации уголовной ответственности с учетом возрастных особенностей лица»5. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. «предусматривается широкий спектр принудительно-воспитательных мер, альтернативных наказанию». К этим мерам, «прообразу» ныне существующих принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, Н.Ю. Скрипченко относит исправительные приюты, по ее мнению, альтернативные наказанию , отдачу в исправительно-воспитательные заведения, домашние исправительные наказания и пр.

Читайте также:  В Кузбассе разрешили охотиться на зайца и лисицу

Ни один из приведенных тезисов нельзя признать обоснованным. А. Бо-гдановский отмечал: «Светское право допетровской России вовсе не занималось вопросом о преступлениях малолетних и их наказаниях, по всей вероятности потому, что этого рода дела были подсудны, после родительской власти, имевшей широкие размеры, суду духовенства» .

«Даже и в законодательстве Петра Великого нет общего закона о малолетних. Поводом же к изданию закона об отдаче малолетних, совершивших воровство, родителям для сечения розгами, дабы отучить их от воровства (ст. 14 артикула 195 Воинских Артикулов от 25 января 1715 г.), послужил частный случай»9.

Нет упоминаний о несовершеннолетних и в тех указах Петра I, которые могут быть отнесены к вопросам предупреждения преступности полицейскими средствами. Так, при учреждении должности генерал-полицмейстера ему предписывалось: «При всех подозрительных домах, а именно: шинки, зернь, картежные игры и другие похабства, о таких домах подавать известия, или явки, и все велеть досматривать, дабы все такие мерзости, от чего всякое зло и лихо происходит, были испровергнуты. Всех гулящих и слоняющихся людей хватать и допрашивать, буде же кто в допросе со своими словами не сходен явится, оных определять на работу, равно же содержать и с нищими, буде от оных кто работу сработать может и тех ловить и определять в работу» .

Таким образом, предупреждение преступлений среди малолетних с дефектами социального развития, составляющие потенциал преступных кадров, не попадало в сферу поставленных перед полицией задач.

Дальнейшее развитие полиции и полицейского (административного) права, включая законодательство России XIX в., не изменило подходов к профилактике преступности несовершеннолетних. Устав о предупреждении и пресечении преступлений предусматривал полицейские меры в зависимости от видов нарушений общественного порядка, благочиния, безопасности личной и безопасности имущества. Однако в нем не содержалось никакого упоминания о бездомных или нищенствующих детях, а также о малолетних или несовершеннолетних, совершивших какие-либо из предусмотренных в этом Уставе нарушения11.

Хаотичное состояние законодательства о преступлениях малолетних (несовершеннолетних) в период действия Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. отмечали А. Богдановский , А.Ф. Кистяковский , Н.С. Таганцев1 , Г.С. Фельдштейн15 и др., противопоставляя ему западный опыт широкого применения мер безопасности в целях специального предупреждения преступлений, совершаемых лицами, не достигшими совершеннолетия.

Основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности

Уровень подростковой преступности в нашей стране имеет довольно высокие показатели. Как правило, это связано с низким уровнем юридических знаний и ошибками в воспитательном и образовательном процессах. Именно это зачастую толкает несовершеннолетних на совершение противозаконной деятельности.

Учитывая тот факт, что права ребенка и его интересы должны быть учтены в обязательном порядке, государство предусматривает, что в некоторых ситуациях несовершеннолетний нарушитель может быть освобожден от уголовного преследования.

В соответствии с действующими уголовными нормами несовершеннолетний может быть освобожден от уголовного преследования:

  • На общих основаниях;
  • По специальным основаниям, которые применимы в отношении несовершеннолетних.

Как правило, чтобы избежать наказания по уголовному законодательству, в отношении несовершеннолетнего нарушителя должны быть установлены определенные обстоятельства, которые указаны в УК РФ. Среди таких обстоятельств можно выделить:

  • Искреннее раскаяние и осознание всех последствий совершенного деяния (ст.75 УК РФ);
  • Примирение всех сторон конфликтной ситуации (ст.76 УК РФ);
  • В связи с истечением сроков давности (ст.78 УК РФ).

Стоит отдельно отметить, что если несовершеннолетний будет освобожден от ответственности из-за истечения сроков давности, то тут будут применены несколько иные нормы УК. В частности, в отношении несовершеннолетних сроки давности устанавливаются в несколько иных объемах:

  • Преступления легкого характера – 1 год;
  • Преступные деяния средней степени тяжести – 3 года;
  • При тяжких нарушениях – 5 лет;
  • В случае совершения общественно опасного деяния особо тяжкого характера – 7,5 лет.

Отдельно обратим внимание, что в отношении несовершеннолетних нарушителей также могут быть применены разные формы смягчения наказания, в том числе помилование и амнистия.

Порядок назначения принудительных мер

Постановление судебных инстанций, которое избавляет несовершеннолетнего от уголовной ответственности, должно содержать в себе пункт, где будет указано, какая именно мера принудительного воспитательного процесса будет определена в отношении нарушителя в качестве наказания.

Порядок назначения принудительных мер в отношении несовершеннолетних предусматривает анализ множества факторов, в частности:

  • Характера преступления и степени тяжести последствий для общества;
  • Поведенческой модели личности нарушителя, которому не исполнилось 18 лет;
  • Возможность замены уголовного наказания на принудительные меры воспитательного воздействия.

Когда суд рассматривает дела, связанные с правонарушениями несовершеннолетних, он обязан учитывать права и интересы ребенка. Поэтому суд получает возможность заменить уголовное преследование на более мягкое наказание. Однако это возможно только при том условии, что постановление суда предусматривает установление принудительных мер в отношении несовершеннолетнего, который совершил преступную деятельность, не повлекшую за собой создания опасной общественной ситуации.

Если суд установит, что преступление имеет легкую или среднюю степень тяжести, то он имеет право заменить уголовное преследование более мягкой мерой наказания, а именно назначением принудительного воспитательного воздействия.

Однако стоит отметить, что в постановлении суда должны быть указаны все обстоятельства, которые способствуют вынесению подобного вердикта.


Похожие записи:

Добавить комментарий