Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электронная очередь военнослужащих на жилье». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2014 года в России действует еще одна форма обеспечения военнослужащих жильем — государственная жилищная субсидия. Это безналичная социальная выплата, предназначенная военнослужащим в целях приобретения или строительства жилья, которую также называют Единовременной денежной выплатой (ЕДВ). У такой формы поддержки есть большой плюс: военнослужащий сам может выбрать жилье для покупки в любом регионе России (вне зависимости от места службы) или вложить деньги в строительство дома.
В каких случаях военнослужащему компенсируются затраты на аренду квартиры?
Если военнослужащему не было предоставлено служебное жилье в течение 3 месяцев с момента прибытия на место прохождения службы, он имеет право на компенсацию арендной платы.
Выплата денежной компенсации за аренду жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно через бухгалтерию воинской части, где он проходит службу, на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Жилье военнослужащим при увольнении
- Законодательством предусмотрен различный порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.
- Прежде всего, военнослужащие, не имеющие жилья в месте прохождения военной службы, должны в течение трех месяцев обеспечиваться служебным жильем.
- Право на получение жилого помещения в собственность или на условиях договора социального найма имеют военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а также подлежащие увольнению или уволенные в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более.
- Определенные категории военнослужащих имеют право на получение государственного жилищного сертификата, социальных выплат на приобретение жилья, стать участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
- Следует отметить, что получение субсидии на приобретение жилья, участие в ипотечной программе и получение государственного жилищного сертификата как альтернатива права на получение непосредственно квартиры, осуществляется на добровольной основе, только если сам военнослужащий выразил такое желание.
Гарантия предоставления квартиры
ФЗ № 76 от 27.05.1998 в ст. 23 запрещает увольнять военнослужащих, прослуживших 10 лет и более, нуждающихся в жилых помещениях, без решения их жилищного вопроса. Уволить без предоставления жилья или субсидии могут только в трех случаях:
- Военный согласен уволиться.
- Военный отказался от предложенного ему жилого помещения или субсидии.
- Военный в течение 30 дней не предоставил нужные документы для оформления жилья. 30 дней отсчитываются от вручения гражданину уведомления о готовности предоставить ему жилое помещение или жилищную субсидию.
Все это касается только случаев, когда военных увольняют из-за достижения предельного возраста, ухудшения здоровья или ОШМ, то есть по уважительным причинам. Если причина увольнения — нарушение служащим условий контракта, гарантия получить жилье до увольнения не действует.
Какие документы нужны для оформления заявления и его подачи?
Для того чтобы встать на учет как нуждающийся и впоследствии получить жилье в собственность, военнослужащему необходимо собрать пакет документов. Он установлен в инструкции, утв. приказом МО от 30.09.2010 № 1280. Сюда входят:
- Копии паспортов и свидетельств о рождении.
- Копии свидетельств о заключении либо расторжении брака, если у военнослужащего есть супруг либо он в разводе.
- Выписки из домовых книг за последние 5 лет по каждому из членов семьи, включая военного.
- Копии финансовых лицевых счетов с мест их жительства также за 5 лет.
- Копии документов, подтверждающих право на дополнительные социальные гарантии, например, дополнительные метры.
- Сведения о том, занимает ли военный и члены его семьи жилые помещения по договорам соцнайма и на праве собственности. Форма для заполнения есть в названном приказе МО № 1280.
Государство всеми силами пытается привлечь на военную службу все больше граждан и сделать ее действительно привлекательной для молодого поколения. В списке гарантий от государства также и обеспечение жильем. Если военнослужащий отслужил положенное по закону время, его не имеют права уволить без предоставления жилья или без субсидии на его покупку.
Для увольняющихся по организационно-штатным мероприятиям
Право на увольнение по ОШМ возникает с даты написания военнослужащим рапорта о таком увольнении и при наличии в воинской части соответствующей директивы о проведении ОШМ. Это же означает, что заявление о признании нуждающимся может быть подано одновременно с таким рапортом об увольнении.
Если же военнослужащий принципиально не хочет писать рапорт об увольнении по ОШМ (например, не согласен с основанием для увольнения, или просто хочет служить дальше), то считать его увольняющимся по ОШМ можно не ранее истечения 6 месяцев нахождения в распоряжении по ОШМ, т.е. того срока, в течение которого командование должно было решить вопрос о прохождении им дальнейшей службы. Если этот срок истёк, а необходимые и достаточные мероприятия по назначению на другую должность не выполнены, то военнослужащий, вне зависимости от нежелания увольняться по ОШМ, может считаться увольняющимся по этому основанию. Это означает, что при отсутствии рапорта об увольнении по ОШМ и после истечения 6 месяцев нахождения в распоряжении по ОШМ, заявление о признании нуждающимся в получении ЖП по ДСН также может быть подано.
Для увольняющихся по достижении предельного возраста пребывания на военной службе
Право военнослужащего на увольнение по возрасту возникает с достижением им такого возраста.
Согласно пункту 20 приказа Министра обороны 2002 года № 350 «Об организации прохождения военной службы…», командир воинской части обязан за 6 месяцев до достижения предельного возраста уточнить желание военнослужащего заключить новый контракт, а за 3 месяца довести своё решение о дальнейшей службе. (На сегодняшний день, если в/с не обеспечен жильём и не желает увольняться без жилья, то отказать ему в дальнейшей службе невозможно. При этом не имеет значение желание самого в/с исполнять обязанности военной службы, а также желание командира на заключение нового контракта).
Если военнослужащий желает продолжить в/службу безотносительно к вопросу о получении жилья (случай редкий, но вполне реальный), то он обязан за 6 месяцев написать рапорт о заключении с ним нового контракта. Если командование согласно на заключение нового контракта, то такого военнослужащего нельзя считать увольняющимся по достижении предельного возраста, и, значит, нельзя считать имеющим право быть принятым на учёт нуждающихся в получении ЖП по ДСН.
Если в/с проходит службу сверх предельного возраста по заключённому новому контракту, то считать его увольняющимся по возрасту можно лишь после написания рапорта об увольнении (который можно написать в любое время в период действия такого нового контракта). Из этого же следует, что до написания такого рапорта об увольнении военнослужащего нельзя было считать увольняющимся по возрасту, и, следовательно, у него не возникало права на признание его нуждающимся в получении ЖП по ДСН (подавать заявление о признании нуждающимся было нельзя).
Если же в/с желает продолжить военную службу лишь по причине невозможности уволиться без жилого помещения, то он должен заявить рапортом об увольнении его по возрасту. Одновременно с написанием этого рапорта у в/с возникает право на увольнение по возрасту, и он считается увольняющимся по возрасту. Это же означает, что заявление о признании нуждающимся может быть подано одновременно с таким рапортом об увольнении.
В связи с приведёнными доводами я рекомендовал бы военнослужащим, стоящим перед выбором о необходимости заключать новый «сверхпредельный» контракт лишь для получения жилья, не заключать такой контракт, а, наоборот, настаивать на увольнении по возрасту и писать об этом соответствующий рапорт, чтобы возникло право на получение жилья. Как только такой в/с по его заявлению будет принят на учёт нуждающихся в получении ЖП по ДСН, он может смело заключать новый контракт, если это ему зачем-нибудь требуется. Такой контракт не будет влиять на уже возникшее право на получение ЖП по ДСН, а принятый на учёт нуждающихся в/с не может быть снять с этого учёта в связи с заключением им нового контракта, т.к. это не является законным основанием для снятия с учёта. Также нужно помнить, что заключение нового контракта в такой ситуации целиком зависит от желания в/с, и обусловлено следующими правовыми нюансами:
его нельзя заставить заключить такой контракт;
он и без такого контракта по всему спектру прав и обязанностей считается военнослужащим, проходящим службу по контракту;
его нельзя уволить по причине окончания предыдущего контракта и отсутствия нового контракта.
Жилье по договору соцнайма
Все военнослужащие, заключившие контракт до 01. 01 1998 г и уволенные в запас, имеют право на получение жилой площади на основе договора социального найма. Регион постоянного проживания (выделения квартиры) выбирается военным пенсионером. Уволенным в запас после 01. 01 1998 г. жилье выдается в тех регионах, где оно имеется в наличии.
Квадратура жилой площади исчисляется из расчета 18 м2 на каждого члена семьи. Одиноким могут (но не обязаны) быть предоставлены льготные 10 м2. На дополнительные 15 м2 могут претендовать также офицеры, которые ушли на пенсию по достижению предельного срока службы.
Квартиры, полученные по договору соцнайма, в дальнейшем могут быть приватизированы и перейти в частную собственность.
Важно! Военнослужащего, имеющего не менее 20 лет стажа (10 лет для лиц, прекративших службу по состоянию здоровья или ОШМ), не могут быть уволены без предоставления жилья или денежных средств на его приобретение. Для того чтобы воспользоваться гарантированным государством правом, необходимо иметь статус нуждающегося в жилой площади, иными словами, стоять на квартирном учете.
Какие документы нужны для оформления заявления и его подачи?
Для того чтобы встать на учет как нуждающийся и впоследствии получить жилье в собственность, военнослужащему необходимо собрать пакет документов. Он установлен в инструкции, утв. приказом МО от 30.09.2010 № 1280. Сюда входят:
- Копии паспортов и свидетельств о рождении.
- Копии свидетельств о заключении либо расторжении брака, если у военнослужащего есть супруг либо он в разводе.
- Выписки из домовых книг за последние 5 лет по каждому из членов семьи, включая военного.
- Копии финансовых лицевых счетов с мест их жительства также за 5 лет.
- Копии документов, подтверждающих право на дополнительные социальные гарантии, например, дополнительные метры.
- Сведения о том, занимает ли военный и члены его семьи жилые помещения по договорам соцнайма и на праве собственности. Форма для заполнения есть в названном приказе МО № 1280.
Государство всеми силами пытается привлечь на военную службу все больше граждан и сделать ее действительно привлекательной для молодого поколения. В списке гарантий от государства также и обеспечение жильем. Если военнослужащий отслужил положенное по закону время, его не имеют права уволить без предоставления жилья или без субсидии на его покупку.
Порядок обеспечения военнослужащих служебным жильем
Гражданин, заинтересованный в получении служебной квартиры, должен подготовить соответствующее заявление и предъявить его в структурное подразделение органа, уполномоченного Министром обороны РФ. В тексте заявления должна присутствовать следующая информация:
- Полное наименование структурного подразделения органа, в который гражданин обращается с заявлением.
- Ф.И.О. военнослужащего, адрес, по которому он проживает, а также контактная информация.
- Название подаваемого документа («Заявление»).
- Просьба предоставить служебную квартиру по месту несения службы (с указанием Ф.И.О., паспортных данных, воинского звания и личного номера).
- Дата заключения первого контракта (офицерам следует привести информацию о дате присвоения офицерского звания на основании окончания военного учебного заведения).
- Место, в котором заявитель проходит военную службу (наименование воинской части или иной военизированной структуры).
- Информация обо всех членах семьи (необходимо указать их Ф.И.О. и даты рождения).
- Сведения о том, имеются ли в собственности или во владении (по договору социального найма) военнослужащего либо проживающих совместно с ним родственников жилые помещения.
- Информация о жилплощади, занимаемой гражданином по предыдущему месту несения военной службы.
- Согласие на обработку переданных сведений.
- Подписи военнослужащего и остальных членов его семьи, достигших возраста наступления совершеннолетия.
- Перечень прилагаемой документации.
- Подпись подающего заявление гражданина и ее расшифровка.
- Дата обращения в уполномоченный орган.
В соответствии с приказом МО РФ № 1280 от 30 сентября 2010 г. об обеспечении военнослужащих жильем к заявлению должен быть приложен пакет бумаг:
- Документы, необходимые для подтверждения личности заявителя и проживающих с ним родственников (гражданские паспорта, а для малолетних детей – свидетельства о рождении).
- Свидетельства о вступлении в брак или о его расторжении.
- Документацию, подтверждающую, что в собственности или владении военнослужащего, или членов его семьи имеется (или отсутствует) жилое помещение.
- Справка о сдаче служебной квартиры, выделенной заявителю по предыдущему месту службы (или о том, что он так и не был обеспечен жильем).
После того, как военнослужащий подал надлежащим образом оформленное заявление вместе со всей необходимой документацией, он подлежит включению в список на предоставление служебной жилплощади. Квартира ему будет выделена в соответствии с порядком очередности. Он определяется в первую очередь датой подачи заявления. Если даты обращения по квартирному вопросу совпадут сразу у нескольких военнослужащих, принимается во внимание суммарная длительность службы каждого из них.
Сущность и гарантии жилищных прав военнослужащих и членов их семей
Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с ЖК РФ, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе и ведомственными.
Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.
До 1 января 2005 г. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливал, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы жилые помещения за счет государственного или муниципального жилищного фондов, закрепляемых за Министерством обороны Российской Федерации (иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанным лицам жилье предоставляется в государственных и муниципальных жилищных фондах социального использования по договору социального найма жилого помещения.
С 1 января 2005 г. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» предусматривается, что всем указанным категориям военнослужащих предоставляются только служебные жилые помещения на весь период службы, которые после ее окончания подлежат в обязательном порядке освобождению, или на определенный срок — на первые пять лет службы военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. Таким образом, можно сделать следующий вывод: государство несет обязанность по предоставлению жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, только временного пользования (служебные жилые помещения или общежития в зависимости от принадлежности к той или иной категории военнослужащих). Однако данный вывод касается военнослужащих, которые стали нуждаться в жилых помещениях после 1 января 2005 г. Возникает вопрос об обеспечении жильем лиц, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до указанной даты.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, принятием ЖК РФ и согласно Федеральному закону «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (Вводный закон) все граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений (ст. 6). Указанным лицам жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, который значительно ограничивает круг лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, и исключает возможность его получения в первоочередном порядке, на чем более подробно остановимся ниже.
Следовательно, для военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие ЖК РФ, сохраняется возможность обеспечения жилыми помещениями из фондов социального использования по договору социального найма за счет государственного жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с ЖК РФ (ст. 49), а ранее — Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» жилищный фонд социального использования выделен для социально слабозащищенных слоев населения (малоимущие граждане, несовершеннолетние дети-сироты и др.), а также для отдельных категорий граждан, имеющих специальный («особый») статус в силу специфики их предназначения, например, государственные служащие, военнослужащие (до 1 января 2005 г. согласно ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и другие лица, указанные в Законе.
ГК РФ, давая общее определение понятия договора найма жилого помещения, в ст. 672 выделяет договор социального найма как разновидность договора найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фондах. Отношения социального найма регулируются главным образом жилищным законодательством и отдельными нормами гражданского законодательства (ч. 3 ст. 672 ГК РФ).
В качестве правосубъектной предпосылки для реализации права на получение жилья ЖК РФ указывается размер доходов на одного человека. Эта предпосылка в качестве обязательной не подлежит применению в отношении военнослужащих, имеющих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, поскольку в силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации бесплатно жилище предоставляется не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам. Таким законом в отношении военнослужащих является Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.).
Советы юриста. Правовые документы.
Учет военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшений жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 г. № 475). В Постановлении Правительства РФ от 08.08.2003 г. № 475 “Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства” устанавливается единый порядок постановки на очередь военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, граждан уволенных с военной службы в запас или отставку службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством РФ право на получения жилья, построенного (приобретенного) за счет федерального бюджета.
Под военнослужащими понимаются граждане, проходящие военную службу в соответствии с ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”, а под сотрудниками органов внутренних дел – лица среднего, старшего, высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел РФ, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы.
Регулирование вопроса на законодательном уровне
Обеспечение жилплощадью данной категории граждан регламентируется:
- Указом Президента РФ (далее Указ), гарантирующим увольнение в запас только с предоставлением жилья.
- Жилищным кодексом РФ (далее ЖК РФ), устанавливающим критерии, по которым военнослужащий признается нуждающимся в жилплощади;
- Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ (далее №76-ФЗ), регламентирующим порядок получения недвижимости.
- Приказом Министерства обороны №510 (далее Приказ), определяющим условия предоставления данной льготы;
- Постановлением Правительства РФ (далее Постановление), гарантирующим выделение жилья военным, срок службы которых составляет 10 лет и более.
В согласовании со ст.15 №76-ФЗ на квартиру или дом могут претендовать:
- офицеры, окончившие военные учебные заведения;
- контрактники, пребывающие в военных городках закрытого типа;
- должностные лица, заключившие контракт после начала 1998 г.
Важно, что помимо получения квартиры или суммы на ее приобретение, государство предусматривает возможность участия в программе военной ипотеки. Она позволяет получить жилье без очереди и минимального 10-летнего стажа службы. Первоначальный взнос и дальнейшие кредитные выплаты обеспечиваются государством, что делает военную ипотеку доступным и выгодным способом получения собственной недвижимости.
Как военному получить жильё в собственность бесплатно
Один из вариантов решения квартирного вопроса военнослужащих — предоставление жилья в собственность бесплатно. Для этого претендент на жильё должен удовлетворять таким условиям:
- Быть признанным нуждающимся в жилом помещении.
- Прослужить в армии от 20 лет, а если уходит в отставку по состоянию здоровья или по сокращению штата — от 10 лет.
Если военный, имевший право на бесплатное предоставление жилья в собственность, погиб, это право переходит его семье. Жильё в собственность военным предоставляется из жилого фонда в федеральной собственности по месту службы или, если у военнослужащего есть право на выбор места, где ему должно быть предоставлено жильё — по месту его постоянного проживания.
Основания, по которым военнослужащий признаётся нуждающимся в улучшении жилищных условий, определены в ст. 51 Жилищного кодекса (ЖК) РФ. Право на улучшение жилищных условий есть, если претендент:
- Не является нанимателем помещения по договору социального найма, не имеет жилья в собственности и не является членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения.
- Является пользователем помещения по договору социального найма, собственником или членом семьи нанимателя или собственника, но на члена семьи в этом помещении приходится меньше учётной нормы жилплощади. Учётная норма жилплощади в каждом регионе своя.
- Живёт в помещении, которое не отвечает требованиям к жилому.
- Живёт в одном помещении с тяжело хроническим больным, находиться с которым вместе невозможно, и не имеет другого жилья.
Чтобы встать на учёт как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, военным надо обращаться в подразделение ДЖО МО РФ по месту службы с пакетом документов, который включает:
- Заявление (см. ).
- Копии паспортов заявителя и всех врослых членов семьи с отметками о регистрации места жительства, свидетельства о рождении детей до 14 лет.
- Копии свидетельств о браке и его расторжении.
- Выписки из домовых книг и финансово-лицевых счетов со всех мест жительства заявителя и членов его семьи за пять лет перед подачей заявление или подтверждение, что эти документы получить невозможно. Эти документы нужны, чтобы в ДЖО могли убедиться — за последние пять лет заявитель не ухудшал своих жилищных условий намеренно.
- Копии подтверждений прав на дополнительные социальные гарантии, если применимо.
Признавать ли заявителя нуждающимся, ДЖО МО РФ решает в течение 30 дней с подачи тем заявления с полным комплектом приложений. О принятом решении заявителя полагается известить в течение трёх дней. На учёте как нуждающийся в улучшении жилищных условий военнослужащий, в том числе и после увольнения из армии, остаётся, пока не будет обеспечен жильём или не появятся основания для снятия его с учёта. Обо всех изменениях, влияющих на право на обеспечение жильём, сам военный обязан сообщить в ДЖО Минобороны в течение пяти дней с момента таких изменений.