Порядок изменения категории земли сельскохозяйственного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок изменения категории земли сельскохозяйственного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Смена категории земли — сложная и длительная процедура, которая сопряжена с определенными затратами и не всегда гарантирует достижение желаемого результата. Одним из альтернативных способов законного использования земель сельхозназначения является юридическое закрепление участка под ИЖС, не прибегая при этом к изменению его категории.

Закрепление под ИЖС в качестве альтернативы

Данная процедура во многом схожа с переводом земель в ИЖС, но может различаться в зависимости от порядка, установленного органами местного самоуправления. Она не предусматривает снижения стоимости объекта и не требует выплаты государству материальной компенсации.

Закрепление вида разрешенного использования земель требует внесение изменений в данные Росреестра. Сделать это можно через МФЦ.

Отказ возможен в следующих случаях:

  • отрицательная оценка органов экологической службы;
  • наличие ограничений со стороны законодательных актов;
  • несоответствие просьбы заявителя с планом развития территорий, например, близкое расположение лесных угодий или заповедника.

Чтобы воспользоваться данным способом, следует позаботиться о том, чтобы за участником сельхозназначения был закреплен один из следующих видов разрешенной эксплуатации:

  • для садоводства с правом постройки жилых и хозяйственных строений;
  • для дачного строительства.

После возведения дома необходимо пройти все процедуры, предусмотренные для оформления недвижимости в собственность. Это позволит в дальнейшем при возникновении необходимости продать дом без нарушения закона.

Перевод участка из одной категории в другую: что нужно знать

Изменение назначения для земельного участка сегодня регулируется положениями ЗК РФ и Федеральным законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 (актуальная редакция от 29.07.2017 г., далее в тексте – ФЗ 172). Прежде чем начинать процедуру перевода категории земельного надела в другой правовой статус, владельцу (пользователю) потребуется уточнить, может ли разрешить законодательство подобные изменения. Положениями ФЗ 172 устанавливаются ограничения и обязательные условия, которые потребуется соблюдать для смены категории того или иного вид земель:

  1. Для ЗСХН. Перевод таких ценных для государства наделов на общих основаниях запрещен (пункт 2 ст. 7 ФЗ 172). Исключительные обстоятельства, допускающие изменения, предусмотрены для наделов, стоимость которых ниже, чем 50% от средней кадастровой цены на землю в регионе. К таким условиям закон относит следующие причины изменения категории:
  • консервация территории;
  • создание особо ценных зон;
  • расширение ЗНП;
  • запланированное возведение промышленных сооружений;
  • перевод в водный или лесной фонд, в зоны запаса земли, если территория ЗСХН стала непригодной для эксплуатации;
  • строительство дорог, ЛЭП, трубопроводов;
  • для нужд обороны, выполнения международных государственных проектов;
  • запланированная разработка на месте ЗСХН полезных ископаемых;
  • размещение социальных объектов, в том числе для образования и здравоохранения, если нет другой территории для строительства данного объекта.

Категории земель и виды разрешенного использования в таблице 2023 года

Земельные наделы сельскохозяйственного назначения – это все угодья, которые могут быть переданы как юридическим, так и физическим лицам под следующие цели:

  • разработка, выращивание и обработка продукции сельского хозяйства;
  • создание инфраструктуры для полного цикла производства сельхозпродукции;
  • ведение исследовательской деятельности в научных и учебных целях.

К угодьям, наделам относятся следующие категории земель:

  • пашня;
  • угодье для покосов и сенозаготовления;
  • пастбище;
  • лесополоса, за исключением лесного фонда;
  • надел, занятый дворами и хозяйственными постройками;
  • земля под многолетними насаждениями.

Отметим, что под ведение сельского хозяйства выделяются земли, пригодные для этого. А для объектов промышленности и иных целей выделяются земли менее ценные и плодородные, не предназначенные для сельскохозяйственных работ.

Выделение участков сельхозназначения в водоохранных зонах

Участки земли, расположенные в водоохранных зонах, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам в собственность без ограничений, что подтверждается земельным законодательством. Однако, в соответствии с требованием Водного кодекса предварительно передача должна быть согласована с органами федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда.

Ранее такие участки передавались в постоянное (бессрочное) пользование без согласования, но при оформлении их в собственность такое согласование обязательно. Требование это обусловлено введением дополнительных ограничений природопользования в соответствии с пунктом 1 Постановления №1404 от 23.11.1996.

Читайте также:  Как выписать человека из квартиры по доверенности, без его присутствия?

Поэтому, если гражданин пользовался участком на законных основаниях, то он беспрепятственно сможет его приобрести при наличии согласования с органом федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда. При получении отказа должна быть изложена четкая позиция по этому вопросу со стороны органа власти, которую гражданин вправе оспорить в суде.

Как правило, отказ в смене статуса участка действительно имеет под собой основания. Если же собственник считает, что ему отказали незаконно – отрицательное решение можно обжаловать в суде (п.8 ст. 3 закона № 172-ФЗ). Обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства.

В зависимости от того, кто является заявителем, спор подлежит разрешению:

  • для юридических лиц и ИП — в арбитражных судах (ст. 29 АПК РФ);
  • для некоммерческих субъектов — в судах общей юрисдикции (ст. 218 КАС РФ).

Порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в ИЖС

Если основания для перевода участка в земли поселения есть, то алгоритм перевода стандартный. Первым шагом будет обращение в местные органы власти с ходатайством об изменении целевого назначения земли (п. 3 ст. 2 Закона № 172-ФЗ). В нем следует указать:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • категорию земли, в состав которых входит земельный участок (земля сельхозназначения) и категорию земли, в которую предполагается осуществить перевод участка (земли населенных пунктов);
  • обоснование перевода земельного участка – перевод земли из сельхозназначения в ИЖС для строительства жилых домов;
  • подтверждение права заявителя на земельный участок.

К ходатайству необходимо приложить следующие документы (п. 4 ст. 2 Закона № 172-ФЗ):

  • выписку из государственного кадастра недвижимости и кадастровый паспорт этого участка;
  • копия удостоверения личности заявителя — физического лица, либо выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ – для предпринимателя или юрлица соответственно;
  • выписка из ЕГРН о правах на земельный участок;
  • согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка (в случае необходимости);
  • иные документы, согласно требованиям регионального законодательства.

Смена категории земельного участка: порядок проведения

Перечень категорий земель:Земли населенных пунктов.

  1. Земли сельскохозяйственного назначения.
  2. Земли лесного и водного фонда.
  3. Промышленные земли.
  4. Земли охраняемых зон и запаса.

Перевод земли из одной категории в другую разрешен только для земель, расположенных близ населенного пункта, промышленного и сельхозназначения. При этом, не важно кто является владельцем: государство или частное лицо.

Возведение жилых зданий на их территории запрещено в связи с нарушением экологического баланса.
Порядок перевода одной категории земли в другую закреплен в Федеральном законе под номером 172. Основная процедура заключается в подаче ходатайства (прошения) и документов в уполномоченный государственный или муниципальный орган власти. Строгая форма прошения не предусмотрена. Оно составляется в произвольной форме, однако должно содержать информацию о:

  • Действующей категории земельного участка и ее замене на иную форму.
  • Кадастровый номер земли.
  • Обоснование просьбы.
  • Подтверждение полномочий заявителя.

Ходатайство передается на рассмотрение в уполномоченный орган. В случае принятия положительного решения, создается соответствующий акт. Далее происходит передача документов в Росреестр для смены статуса земли на законных основаниях.
Составить ходатайство можно самостоятельно, скачав типовую форму ниже, либо прибегнув к помощи юриста.

Какой набор документации для смены категории надела требуется?

Для перевода категории владельцу надела потребуется предоставить в госорганы:

  1. Отчет из ЕРП на недвижимость.
  2. Паспорт РФ.
  3. Кадастровый паспорт либо данные из него.
  4. Письменное заключение эксперта о возможности осуществления этого процесса.
  5. Проведение экспертизы с последующим получением заключения от эколога-экперта.

Если собственник надела является физлицом, то для подтверждения его личности достаточно предоставить оригинал и копию паспорта. Если же владелец участка – юрлицо либо индивидуальный предприниматель, то в этом случае организации необходимо дополнительно предоставить выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно. Если заявление передается на регистрацию от третьего лица, то следует добавить согласие в письменном виде от владельца на проведение процедуры, либо оформить нотариальную доверенность.

К набору документов необходимо добавить ходатайство. В него нужно внести информацию о:

  • праве на надел;
  • аргументированном обосновании перевода категории надела;
  • текущей категории и сведения о той, в которую требуется перевести землю;
  • номер кадастра на участок.

В каких случаях возможен перевод земель из одной категории в другую в 2021 г.

  • В нашей стране земли сельскохозяйственного назначения имеют весьма значимый характер. Вот и перечислим для начала условия, при которых допускается перевод земель из сельскохозяйственного назначения
  1. При консервации земель, т.е. временный вывод земель из сельскохозяйственного оборота для предотвращения ухудшения земель;
  2. При создании особо охраняемых природных территорий;
  3. С целью изменения границ населенных пунктов;
  4. При строительстве дорог, линий электропередачи, линий связи, газопроводов, железнодорожных линий и других аналогичных сооружений;
  5. Для добычи полезных ископаемых, но с условием утвержденного проекта рекультивации земель;
  • Далее рассмотрим перевод земель населенных пунктов в другую категорию, который происходит, чаще всего, при изменении границ, когда возможно расширить/уменьшить черту населённого пункта.
  • Согласно ст.9 N 172-ФЗ, перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и т.д. в другую категорию осуществляется без особых ограничений, если только утвержден проект рекультивации земель.
  • Причиной перевода земель особо охраняемых территорий в другую категорию возможна только по одной причине — утрата особого природоохранного значения. Кроме того, допускается только при заключении государственной экологической экспертизы. Обратная процедура, по присвоению категории ООПТ разрешена при создании новой особо охраняемой территории.
  • Перевод земель лесного и водного фонда разрешается без затруднений в случае организации особо охраняемых природных территорий и изменения границы населенного пункта.
Читайте также:  Как ИП будут платить фиксированные взносы в 2023 году

Как изменить категорию участка и когда это может потребоваться

Каждый участок может быть использован только в соответствии с назначением, которое напрямую связано с установленной категорией.

Например, сельскохозяйственные земли могут быть использованы для растениеводства и животноводства, а на землях населённых пунктов разрешается строить малоэтажные дома, многоэтажные, а также вспомогательные постройки.

При этом собственник может иметь другие цели на имеющийся надел. Законодатель предусмотрел, что изменение категории возможно. Так, порядок определяется Федеральным законом № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Процедура заключается в подаче ходатайства в администрацию муниципального образования. Специальной формы документа нет, но в нём обязательно должна быть отражена информация:

  • нынешняя категория и та, которая необходима заявителю;
  • кадастровые данные надела;
  • обоснования для изменения данного параметра;
  • указание на право заявителя, например, участок является собственностью или лицо выступает в качестве нанимателя.

Кто вправе подать ходатайство

Любое лицо, заинтересованное в этом. Как правило, это связано с будущими планами по использованию территории:

1. Владельцы – физические, юридические лица.

2. Землепользователи – кому надел был передан государству на бессрочное/безвозмездное использование.

3. Арендаторы, получившие землю согласно договору аренды/субаренды. Свои действия они согласуют с непосредственным хозяином.

4. Уполномоченный орган – если надо перевести статус у муниципальных/государственных территорий.

Арендатору придется согласовать действия с хозяином надела, без его одобрения переоформление невозможно.

Вдобавок, собственник может аннулировать это, если не будет доволен результатом. Поэтому требуется письменное одобрение.

В теории процесс кажется простым. Собрав документы, человек передает их уполномоченному органу и ждет решения. На практике заявителям часто отказывают и причины вполне тривиальные.

Сельскохозяйственные земли, категорию которых граждане хотят изменить, являются плодородными. Соответственно, они представляют ценность. Там хорошо растут злаки и другие культурные растения. Нецелесообразно разрешать строительство.

Шансов больше, если участок заброшен или снизилась урожайность. Все зависит от проведенной экспертизы. Специалист оценивает качество, эффективность ее использования. Насколько это повлияет на местную экологию, ухудшит или существующее положение.

Важно, чтобы оно не навредило природе. Людям нельзя самовольно строить дома, где им понравится. Или возвести завод. Зонирование позволяет государству отслеживать действия простых граждан и местного муниципалитета.

Чтобы земельный ресурс использовался планомерно.

Проблемные аспекты при переводе земель в земли населенных пунктов

1. Особый интерес вызывает вопрос о переводе земель лесного фонда, находящихся в пределах населенного пункта, в земли населенного пункта. Суды считают, что Закон не предусматривает возможности без соблюдения надлежащей правовой процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселения в случае изменения городской черты. То есть при изменении черты города в данном случае следует одновременно подавать ходатайство о переводе земель лесного фонда в земли населенного пункта.
Показательным является следующий пример .
———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 2 сентября 2008 г. N 16490/07 по делу N А76-738/2007-22-204 // Вестник ВАС РФ. 2009. N 1.

Администрация муниципального образования «Чебаркульский городской округ» (далее — местная администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее — ТУ ФРС по Челябинской области), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области (далее — ТУ ФАУФИ по Челябинской области) об исключении из земель категории «лесной фонд» кварталов Чебаркульского лесничества общей площадью 2366 га, субъектом права собственности на которые является Российская Федерация, а также о признании указанных кварталов землями категории «земли населенных пунктов» муниципального образования «Чебаркульский городской округ» и восстановлении положения, существовавшего до проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации, путем прекращения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.

Решением от 19 июня 2007 г. Арбитражного суда Челябинской области иск удовлетворен. Удовлетворяя иск, суд руководствовался статьей 8 Закона, так как признал, что перевод земель из земель лесного фонда в земли поселений осуществлен посредством установления городской черты муниципального образования «Чебаркульский городской округ», а потому государственная регистрация права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, находящегося в пределах городской черты, должна быть прекращена.
Постановлением от 26 сентября 2007 г. Федерального арбитражного суда Уральского округа решение первой инстанции оставлено без изменения.

Читайте также:  Лайфхаки для юриста: как поменять договор присоединения

Дело было передано на рассмотрение в Президиум ВАС РФ, который посчитал, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело — передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Согласно материалам лесоустройства Чебаркульского лесничества Чебаркульского лесхоза (описанию расположения, ведомости поквартальных итогов распределения площади лесного фонда, схеме лесхоза) спорный участок относится к землям лесного фонда.

В силу статьи 101 ЗК РФ границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства.

В силу пункта 1 статьи 84 ЗК РФ черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.

Обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 9 января 1998 г. N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.

Однако судом не проверялось соблюдение процедуры перевода земель из земель лесного фонда в земли поселений при утверждении проекта городской черты города Чебаркуль в 1967 г. с включением в городскую черту территории площадью 7270 га, поэтому принятые по делу судебные акты подлежат отмене, дело — передаче на новое рассмотрение.

Кроме того, суд неправомерно применил при рассмотрении настоящего дела Закон, поскольку он не действовал в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда.

2. На практике часто возникают вопросы: вправе ли орган местного самоуправления изменить черту поселения таким образом, что в результате часть единого участка окажется в новой черте города, а часть — за чертой? Является ли это основанием для перевода части земельного участка, оказавшейся в черте города, в категорию земель поселения, в то время как оставшаяся часть этого участка сохраняет прежнюю категорию (земли промышленности) или иную категорию?

ФАС СКО отметил, что в соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель иных категорий. Землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений (ст. 87 ЗК РФ).

Земли поселений, земли промышленности и иного специального назначения в силу статьи 7 ЗК РФ составляют самостоятельные категории земель Российской Федерации. Согласно статье 84 ЗК РФ черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам.

В соответствии со статьей 84 ЗК РФ черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, поэтому орган государственной власти не вправе изменить черту поселения таким образом, что часть земельного участка окажется в новой черте поселения, а часть — за чертой. Разделение земельного участка, в результате которого часть участка будет отнесена к земле другой категории, приведет к невозможности использования части участка по целевому назначению. Поскольку черта поселения не может быть изменена таким образом, что часть земельного участка окажется за его чертой, то отсутствуют основания для перевода части земельного участка из земель поселений в земли промышленности.

В силу статьи 8 Закона установление или изменение черты поселений является переводом земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 3 ст. 5 названного Закона).

Таким образом, включение земельного участка в составе земель другой категории (земли промышленности) в черту поселения всегда влечет за собой перевод земельного участка из земель другой категории (земли промышленности) в земли поселений .
———————————
Вопросы и ответы по материалам заседаний Президиума Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа (ноябрь 2006 г. — май 2007 г.) // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. 2007. N 4.


Похожие записи:

Добавить комментарий