Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос 2: Нормативно-правовая база и виды подакцизных товаров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Надбавка к товарной стоимости определяется государством. Она идет в государственный бюджет с целью его наполнения, а также преследует задачу регулировать количество выпуска и качество этого продукта. Все категории обладают общим отличительным свойством – это сфера с высокой рентабельностью и малыми издержками на производство, что делает их доступными для налогообложения. Из всех получаемых госбюджетом налогов в России, этот занимает до 8%, что можно назвать очень крупным приливом средств в казну. Под акциз попадают не только произведенные в РФ товарные единицы, но и привезенные из-за рубежа.
Плательщиком может являться как производитель, так и поставщик, импортер, продавец – юридическое лицо, занимающееся реализацией и получающее материальные средства в ходе передачи прав собственности на определенную партию. Чаще всего налог начисляется после производства, но иногда его должен уплатить тот, кто продает изделие, например, в случае, если он получил его как конфискат или после решения суда.
Вся акцизная продукция регламентирована нормативным актом, ее актуальный перечень всегда можно найти в 181 статье НК РФ.
Государство часто позиционирует акцизирование как меру по регулированию продаж. Так, например, повышение цен на алкоголь и табак должны привести к снижению покупаемости и, соответственно, употребления.
Когда происходит начисление
Есть несколько случаев:
- При реализации товарных единиц, то есть в процессе передачи прав собственности. Это единовременное начисление, как правило, оно происходит в момент продажи партии от производителя к оптовой сети, а уже вторичные процедуры не облагаются налогом.
- При реализации конфиската или бесхозяйных товарных единиц. Грубо говоря, если к продавцу каким-либо способом попала продукция, которая входит в перечень подакцизных товаров, но цена еще не определена, на эти товарные единицы также начисляется налог.
- При перемещении акцизного сырья внутри организации. Это очень интересно проследить на примере ликеро-водочного производства. Чтобы производить алкоголь, нужен спирт. Но он тоже входит в список, поэтому если организация самостоятельно заготавливает сырье, то с 2011 года на него необходимо уплачивать акциз даже при «внутренней» передаче между подразделениями.
- При импорте из-за границы.
Как определить ставки акцизов на подакцизные товары
Ежегодно происходит пересмотр и установление новых значений. Обычно такие операции производятся на 2-3 года вперед, чтобы производители могли планировать свой денежный и товарный оборот. Обычно разделяют три типа ставок:
- Специфические, они же твердые. Они отличаются фиксированной надбавкой на каждую единицу поставки. Они устанавливаются наиболее часто, на данный момент распространяются на все виды изделий, кроме табака. Для примера, на 2020 год в России один литр игристого вина должен дополнительно оплачиваться из расчета 40 рублей.
- Адвалорные. Они варьируются, зависят от цены на само изделие, начисляются в процентном соотношении. Сейчас фактически не применяются.
- Комбинированные. Из названия понятно, что они включают обе системы начисления. Так происходит, например, с сигаретами. Есть единая ставка (на данный момент это 1966 рублей за каждую тысячу папирос), дополнительно к этому взимается 14,5% от цены на пачку. Именно по этой причине расценки на дешевый сам по себе табак такие высокие.
Таможенные пошлины — разновидность косвенных налогов — стали первыми видами денежных платежей в казну государства. Английский экономист Уильям Пети отмечал следующие преимущества косвенных налогов перед другими налогами:
— налог взимается с того, кто оплачивает какие-либо товары или услуги, при этом налог никому не навязывается и его легко уплатить;
— исключается двойное налогообложение за один и тот же товар, поскольку его нельзя употребить дважды;
— сбор налогов дает информацию о благосостоянии государства и его граждан в конкретный момент времени.
Кроме того, широкое распространение косвенного налогообложения было обусловлено его фискальными выгодами. Налог уплачивается незаметно для потребителя, так как включается в цену приобретаемого товара. Подчас покупатель, совершая покупку, даже не подозревает о том, что он становится плательщиком налога.
Налоговые льготы означают возможность не платить налог или сбор, установленный НК РФ, либо уплачивать его в меньшем размере.
Рассмотрим операции, освобождаемые от обложения акцизами.
К операциям, освобождаемым от обложения акцизами, относится передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому структурному подразделению этой же организации для производства других подакцизных товаров Налоговый кодекс РФ. Комментарии к последним изменениям / Под ред. Г.Ю. Касьяновой. — М.: АБАК, 2008.- гл. 22 ст.183.
Например, передача автомобильного бензина одной марки для производства автомобильного бензина другой марки из одного подразделения организации в другое, даже если это подразделение находится на другой территории, объектом обложения акцизами не является.
При одновременном соблюдении ряда условий от обложения акцизами освобождаются также операции по вывозу подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации. Право на освобождение от уплаты акцизов имеет непосредственно плательщик акцизов — производитель подакцизных товаров, в том числе из давальческого сырья. Это право сохраняется за налогоплательщиком и в случае, если вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации осуществляется по поручению налогоплательщика (или собственника давальческого сырья) иным лицом на основании договора комиссии, договора поручения или агентского договора.
Например, если нефтепродукты будут реализованы на территории Российской Федерации, а затем лицо, купившее нефтепродукты, будет направлять их на экспорт, то в этой ситуации права на освобождение от уплаты акцизов (и на возмещение уплаченной суммы акциза) не будет ни у лица, купившего нефтепродукты и фактически реализовавшего их на экспорт, ни у производителя этих нефтепродуктов.
Операции по экспорту подакцизных товаров освобождаются от обложения акцизами, если налогоплательщик предоставил в налоговый орган поручительство банка в соответствии со статьей 74 НК РФ или банковскую гарантию. Поручительство (банковская гарантия) должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующую пеню в случаях непредставления налогоплательщиком не позднее 180 дней со дня реализации подакцизных товаров документов, подтверждающих факт экспорта товаров, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 НК РФ, и неуплаты им акциза, а также пеней.
Если такое поручительство (банковская гарантия) отсутствует, то налогоплательщик обязан уплатить акциз в соответствии с общеустановленным порядком. Затем после представления плательщиком акцизов документов, подтверждающих факто экспорта, уплаченная сумма возвращается Красноперова О.А. Налоговые льготы: инструкция по применению. — М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007. — с. 162.
Изменения по акцизам коснулись и курильщиков.
Добавим, что согласно новой редакции пп. 15 п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизным товаром будут признаваться устройства для нагревания табака – электронные устройства, используемые для образования табачного пара, вдыхаемого потребителем, путем нагревания табака без его горения или тления.
Здесь же по-прежнему упоминаются электронные системы доставки никотина, но немного уточнено, что под ними понимать: электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем. Сейчас ими считаются электронные устройства (подчеркивается, что одноразовые), продуцирующие аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости в целях вдыхания пользователем.
При этом будет отменено исключение для таких электронных систем, зарегистрированных как медицинские изделия.
Зависимость изменений налоговых поступлений и уровня нелегального производства алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25% от ставки акциза
Год |
Ставка, |
Прирост |
Поступление в |
Прирост |
Расчетный уровень |
1999 |
60,0 |
20 |
21 440 |
71,5 |
40,0 |
2000 |
84,0 |
40 |
26 663 |
24,4 |
45,2 |
2001 |
88,2 |
5 |
35 747 |
34,1 |
37,5 |
2002 |
98,8 |
12 |
42 794 |
19,7 |
33,5 |
2003 |
114,0 |
15 |
48 024 |
12,2 |
35,0 |
2004 |
135,0 |
18 |
43 847 |
-8,7 |
35,0 |
2005 |
146,0 |
8 |
51 607 |
17,7 |
38,0 |
2006 |
159,0 |
9 |
54 352 |
5,3 |
- |
Пределы подзаконного нормотворчества в сфере налогов и сборов
При издании подзаконных нормативных актов по вопросам налогообложения и сборов государственные органы исполнительной власти должны соблюдать специальные требования, установленные пунктом 1 статьи 4 НК РФ: 1) издание подзаконного акта должно быть прямо предусмотрено актом налогового законодательства; 2) нормативные правовые акты должны быть изданы в пределах компетенции соответствующего органа; 3) эти акты не должны изменять или дополнять налоговое законодательство. Указанные правила распространяются и на нормативные акты, изданные до вступления в силу НК РФ.
Непосредственно законом определяется, какой вопрос и каким подзаконным актом должен быть урегулирован. Предмет подзаконного нормотворчества должен быть определен максимально четко, чтобы избежать возможности его произвольного (прежде всего расширительного) толкования. Например, Правительство РФ уполномочено издавать постановления, определяющие: порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам (п. 1 ст. 59 НК РФ); перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (подп. 5 п. 2 ст. 64 НК РФ); правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (п. 3 ст. 83 НК РФ); порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля (п. 4 ст. 131 НК РФ).
Таким образом, без прямого указания в Законе возможность издания подзаконных налогово-правовых актов органом исполнительной власти по собственной инициативе исключается. В пункте 7 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 обращается внимание, что «решая вопрос о применении по конкретному делу нормативного правового акта по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 4 Кодекса органы исполнительной власти любого уровня вправе издавать такие акты только в случае, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах» . При этом законодатель вправе в любое время изменить пределы подзаконного нормотворчества по тому или иному вопросу налогообложения либо урегулировать этот вопрос непосредственно законом.
Освобождение от налогообложения
НК содержит положения, согласно которым определенные объекты (товары, продукция) освобождаются от исчисления и уплаты налога.
Освобождаются от акцизов (ст. 151 НК):
– спирт при его реализации (передаче) для производства лекарственных средств, ветеринарных препаратов юридическим лицам РБ, которым разрешено их производство;
– подакцизные товары собственного производства, реализуемые владельцу магазина беспошлинной торговли для их последующей реализации в магазинах беспошлинной торговли либо на бортах воздушных судов в качестве припасов, вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза: алкогольные напитки, слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2% и менее 7%, пиво, пивные коктейли, сидры, табачные изделия;
– конфискованные по приговору (постановлению) суда либо обращенные в доход государства иным способом подакцизные товары, в т.ч. подакцизные товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, которые подлежат реализации (передаче), промышленной переработке, в т.ч. утилизации, при их реализации (передаче);
– подакцизные товары при реализации в магазинах беспошлинной торговли, а также в магазинах беспошлинной торговли для дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований;
– при реализации (передаче) подакцизные товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта, а также вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию РБ) в государства – члены Евразийского экономического союза, при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории РБ.
Важно! Освобождение от акцизов не распространяется на реализацию (передачу) подакцизных товаров, вывозимых за пределы РБ по товарообменным (бартерным) операциям (кроме вывоза подакцизных товаров в государства – члены Евразийского экономического союза). |
НДС: рассмотрим внимательнее
Этот вид налогов также является косвенным и включается в стоимость товара, уплачиваемую покупателем. Плательщиками для этой категории налоговых отчислений выступают предприятия, предприниматели, а также те, кто перевозят товары через государственную границу России.
НДС можно начислять только в том случае, когда товары передаются (услуги – оказываются, работы – исполняются) в пределах государственных границ России, а покупатель активен на территории страны. Чтобы процедура была легальной и корректной, ее сопровождают документацией, подтверждающей, где именно товары были проданы, услуги – оказаны, а работы – исполнены. В качестве такого официального подтверждения выступают заключаемые договоры, чеки и иные документы, из которых следует, что услуги оказаны, работы исполнены.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на таможенную территорию РФ), в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы:
А = О x Са,
где А – сумма акциза; О – объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении; Са – ставка акциза в рублях и копейках.
При установлении адвалорных (процентных) ставок сумма акциза при реализации (передаче) подакцизных товаров на территории РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы:
А = СТ x Са (%),
где А – сумма акциза; СТ – стоимость реализованных подакцизных товаров (без акциза и НДС); Са (%) – ставка акциза в процентах.
Исчисление акцизов при ввозе на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, облагаемых по адвалорным ставкам, производится по формуле
А = (Тс + Пи) x Са ,
где А – сумма акциза; Тс – таможенная стоимость товара; Пи – сумма ввозной таможенной пошлины; Са – ставка акциза, установленная в %.
При установлении комбинированных ставок величина акциза исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.
Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день их отгрузки (передачи).
Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.
Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.
Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты общая сумма акциза:
А бюджет = А общ – А вычет,
где А бюджет – сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет; А общ – общая сумма акциза; А вычет – сумма акциза, принимаемая к налоговому вычету.
Общая сумма акциза представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.
Если налогоплательщик не ведет раздельного учета подакцизных товаров, сумма акциза определяется исходя из максимальной налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.
Налоговым вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.
Налоговым вычетам подлежат также суммы акциза:
- относящиеся к части товаров, безвозвратно утерянных в пределах норм технологических потерь и естественной убыли;
- уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции;
- уплаченные налогоплательщиком в случае возврата покупателем подакцизных товаров или отказа от них (в том числе возврата в течение гарантийного срока);
- исчисленные с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров;
- начисленные при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, при использовании денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции;
- начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, при реализации прямогонного бензина налогоплательщику, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина;
- в других случаях, предусмотренных ст. 200 НК РФ.
Налоговые вычеты производятся при соблюдении следующих условий:
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт, 2003.
- Глухов В. В., Дольдэ И. В. Налоги: Теория и практика: Учебное пособие. – СПб.: Спец.лит., 1996.
- Мещерякова О. В. Налоговые системы развитых стран мира. – М., 1995.
- Налоги в развитых странах / Под ред. И. Г. Русаковой – М.: Финансы и статистика, 1991.
- Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – СПб: Питер, 2006.
- Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
- Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1999.
- Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1999.
- Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И. В. Горского. – М.: Финансы и статистика, 2003.
- Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004.
- Окунева Л. П. Налоги и налогообложение в России. Учебник. – М.: Финстатинформ, 1996.
- Оспанов Т. М. Налоговые системы развитых стран. – М.: 1995. С.120.
- Пансков В. Г. Налоги и налоговая система в РФ: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.
- Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1996.
- Соколов А. А. Теория налогов. – М.: Фин. Изд-во НКФ СССР, 1928.
- Тимофеев О. Ф. Налоги в рыночной экономике. – М., 1993.
- Толкушин А. В. История налогов в России. – М.: Юристъ, 2001.
- Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. – М.: Юристъ, 2000.
- Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.
В действующей главе 22 Налогового кодекса РФ, которая регулирует порядок и уплату акцизов, отсутствует отдельная статья, которая предусматривает налоговые льготы по акцизам, освобождаются от налогообложения только некоторые виды операций, указанные в ст. 183 НК РФ. Но налоговые льготы для плательщиков (производителей и импортеров) предусмотрены и в других нормах НК РФ в виде:
- нулевой ставки по акцизам, предусмотренной ст. 193 НК РФ;
- освобождения от уплаты авансовых платежей, предусмотренного ст. 194 НК РФ и 204 НК РФ;
- налоговых вычетов по ст. 200 НК РФ.
Не все плательщики понимают, чем отличается льгота в виде освобождения от уплаты налога от нулевой ставки по акцизу. Разница в том, что при освобождении операции не возникает налоговой базы и обязанности проводить начисления в учете и отчетности. При нулевой ставке необходимо правильно определить базу налогообложения, а исчисленная сумма налога всегда равна нулю.
Предоставление налогового вычета — это уменьшение суммы акциза при покупке подакцизных товаров или при ввозе в Россию продукции и товаров, которые являются сырьем для производства подакцизных товаров.
ВАЖНО! Отдельно установлены льготы по акцизам при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию ЕАЭС и России.
Льготное освобождение от уплаты авансовых платежей нормами ст. 204 НК РФ предусмотрено для плательщиков, которые предоставили банковскую гарантию и извещение об освобождении от уплаты.
В ст. 181 НК РФ приведен перечень продукции, которая является подакцизной:
- этиловый спирт;
- спиртосодержащая продукция с долей этилового спирта более 9%, включая бытовую химию, парфюмерно-косметическую продукцию;
- лекарственные препараты, включая изготавливаемые в аптеках;
- препараты ветеринарного назначения, разлитые в емкости не более 100 мл;
- пиво и пивное сусло;
- алкоголь с долей этилового спирта более 0,5%;
- вино, виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло;
- табачная продукция;
- легковые автомобили;
- мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
- автомобильный бензин и дизельное топливо;
- моторные масла;
- перегонка нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа и переработка горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;
- средние дистилляты;
- бензол, параксилол, ортоксилол;
- авиационный керосин;
- нефть и нефтяное сырье;
- гудрон и мазут;
- природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации);
- электронные курительные системы и жидкости для них;
- табак, предназначенный для потребления путем нагревания;
- виноград, использованный для производства вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина.
Операциям, облагаемым акцизами, посвящена ст. 182 НК РФ. Объекты обложения налогом изложены в ней с учетом присущих им нюансов.
Основу составляют такие операции, как:
- продажа подакцизой номенклатуры на территории России;
- реализация конфиската, бесхозных товаров либо тех, на которые поступил отказ в пользу государства;
- передача подакцизных товаров из давальческого сырья;
- ввоз товаров подакцизного характера;
- получение (оприходование) этилового спирта-денатурата;
- получение бензина прямогонного.
На заметку! Под оприходованием, согласно НК РФ, понимается момент принятия подакцизного товара на бухгалтерский учет.
Не относят к операциям, облагаемым акцизом, согласно НК РФ, следующие:
- передача облагаемого акцизом товара внутри организации, по подразделениям;
- продажа подакцизной номенклатуры на экспорт;
- первичная реализация конфиската, бесхозных товаров, относящихся к подакцизным, которые должны быть переданы государству, переработаны, уничтожены;
- аналогично — ввоз таких же товаров, от которых произошел отказ, на территорию РФ, либо размещенных в особой портовой экономической зоне и т.п.
Подробности освобождения от налога содержит ст. 183 Кодекса.
На заметку! Освобождение от акциза может быть применено только в случае обособленного учета «льготных» операций.
При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.
Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:
- твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
- адвалорная, или в процентах от стоимости;
- комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.
Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:
- на бензин класса 5 — 12 314 руб./т., а не соответствующий этому классу — 13 100 руб./т;
- авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 47 руб./1 л.с.;
- сигареты и папиросы — 1890 руб./тыс. шт. +14,5% от максимальной цены в розницу, но не менее 2 568 руб./тыс. шт.;
- газ природный — ставка 30% (если иных положений нет в международных договорах).
Формулы расчета акциза:
- А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
- А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.
Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.
Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ. По каждому товару она определяется обособленно.
Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:
- стабильно наполнять бюджет;
- стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.
Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.
Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.
Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.
Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:
- к снижению количества автомобилей в крупных городах;
- к переходу на производство электромобилей.
С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.
В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.
Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.
Виды налоговых ставок
Законодательством предусмотрено несколько видов налоговых ставок для расчета акцизных платежей. Представим их в виде таблицы.
Вид налоговой ставки | Описание |
Твердая (специфическая) | Определяется в твердой единице – рублях. Рассчитывается в соответствии с количеством реализованного (или переданного в обработку, заем и т.п.) товара. |
Адвалорная | Определяется в процентах. Рассчитывается в процентном отношении исходя из цены реализации. |
Комбинированная | Содержит в себе одновременно твердую и адвалорную систему расчета налоговых ставок. |
В настоящее время НК предусмотрено использование только двух систем налогового расчета: с применением твердой и адвалорной ставки. Последняя используется для расчета акциза на табачную продукцию.
Исчисление суммы акцизов с учетом комбинированной ставки
Формула расчета суммы акцизов по комбинированной ставке:
$АК=Нбcdot Ci + Rcdot Рмах$, где:
- АК — общая сумма акциза,
- Нб — база налога в натуральных единицах,
- Ci — ставка налога на единицу продукции (в рублях),
- R — процентная доля,
- Рмax — максимальная розничная цена данной группы товаров.
Порядок определение ставки, которую необходимо уплатить в бюджет:
- Определяется сума акциза по комбинированной ставке;
- Определяется минимальная сумма акциза – умножается количество реализованных сигарет и папирос на минимальную ставку акциза, установленную в рублях;
- Сумма акциза, исчисленная по комбинированной ставке, сравнивается с полученной минимальной суммой. В бюджет уплачивается наибольшая из сумм.