Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчёт зарплаты в 2023 году: что важно помнить бухгалтеру». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Задачами бухгалтерского учета расчетов с персоналом являются: точное и своевременное документальное отражение фактических затрат труда в различных отраслях хозяйства; точное отражение объемов выполненных работ или выхода продукции и использованного рабочего времени; контроль за правильностью применения установленных норм и расценок, обеспечивающих точное начисление оплаты труда; контроль за количеством труда, вложенным каждым работником хозяйства, с целью точного исчисления заработка и выплаты его в установленные сроки; контроль за использованием установленного фонда оплаты труда и численности работников организации по их категориям; соблюдение порядка распределения оплаты труда по бухгалтерским счетам, обеспечивающего правильность исчисления затрат на объектах учета; широкое применение прогрессивных форм организации и оплаты труда, в том числе в условиях подрядных и арендных отношений.
Нарушения, которые часто выявляются при аудите
В процессе проверок довольно часто выявляются нарушения. Это реалии функционирования российских компаний. Предприниматели говорят о том, что при работе практически невозможно обойтись без нарушений. Рассмотрим их перечень:
- Сотрудники работают на предприятии неофициально. То есть отсутствуют трудовые договоры.
- Нет коллективных договоров с сотрудниками.
- Нет заявлений сотрудников о выдаче льгот по НДФЛ.
- Предприятие необоснованно списывает средства с баланса на выплату налогов на обучение сотрудников. То есть вычеты были сделаны, однако требуемые учебные мероприятия не произведены.
- Работодатель начисляет надбавки к зарплате сотрудников без оснований. То есть проведенные доплаты и премии не подтверждены внутренними документами предприятия и трудовыми договорами.
- В ПФР и подобные органы не делаются выплаты, которые предприятие обязано делать: премия, оплата питания, различная финансовая помощь.
- Предприятие игнорирует необходимость оформления отпускных, выдачу компенсаций работникам, которые осуществляют свою деятельность на основании договоров гражданско-правового типа.
- Компания многократно заключает договор с одним работником на выполнение одной и той же услуги.
Во многих организациях сотрудники не оформлены официально. Такое нарушение объясняется тем, что работодатель не желает оплачивать налоги и прочие выплаты. Также распространенность проблемы вызвана небольшими компаниями при выявлении. Это грубое нарушение Трудового кодекса.
Особенности аудита заработной платы зависят от учетной политики организации.
Из того, о чем говорилось выше, ясно, что многое в подходе аудитора зависит от рабочих взаимоотношений внутри коллектива. Тем не менее, ответы на следующие вопросы помогут сделать выводы относительно оплаты труда практически в любой компании:
- выявлены ли суммы невыплаченной заработной платы;
- есть ли расхождения между данными расчетной (расчетно-платежной) ведомости и регистров бухгалтерского учета;
- можно ли из сведений аналитического учета получить необходимую информацию по каждому дебитору и кредитору, а также узнать суммы, удержанные из зарплаты работников;
- содержит ли аналитический учет по счетам 70, 73 данные по каждому сотруднику;
- были ли установлены причины переплат и недоплат работникам (если такие случаи имеют место быть).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
Заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (ст. 129 Трудового Кодекса Российской Федерации, далее — ТК РФ).
Целями аудита расчетов по оплате труда являются:
- • проверка правильности расчетов по оплате труда;
- • подтверждение данных бухгалтерской отчетности по расчетам оплаты труда.
При этом решаются следующие задачи по проверке:
- • соблюдения трудового законодательства;
- • документального оформления операций приема и движения (перемещения, увольнения) работников, предоставления отпусков;
- • соблюдения штатной дисциплины;
- • правильности начислений и удержаний из заработной платы;
- • полноты и своевременности выплаты заработной платы;
- • правильности расчетов со внештатными сотрудниками, в том числе по срочным трудовым договорам, а также договорам гражданско-правового характера;
- • ведения аналитического и синтетического учета расчета с персоналом по оплате труда;
- • ведения аналитического и синтетического учета расчета с персоналом по прочим операциям;
- • достоверности отражения данных о расчетах по оплате труда в бухгалтерской отчетности;
- • правильности и своевременности начисления и перечисления в бюджет единого социального налога (ЕСН), с 2010 г. — страховых взносов во внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
Учет выплат начисленной оплаты труда
Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работникам, необходимо определить сумму заработка работников за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания. Эти расчеты производят в расчетно-платежной ведомости (ф. № Т-49), которая, кроме того, служит и документом для выплаты заработной платы за месяц.
В ряде организаций вместо расчетно-платежных ведомостей применяют отдельно расчетные ведомости (ф. № Т-51) и платежные ведомости (ф. № Т-53). В расчетной ведомости содержатся все расчеты по определению сумм заработной платы, подлежащих выплате работникам. Платежную ведомость используют лишь для выплаты заработной платы.
Аванс за первую половину месяца обычно выдают по платежным ведомостям. Сумму аванса обычно определяют из расчета 40 % заработка по тарифным ставкам или окладам с учетом отработанных работниками дней.
По истечении срока выдачи заработной платы из кассы кассир против фамилий работников, не получивших заработную плату, делает отметку “Депонировано”, составляет реестр невыданной заработной платы и на титульном листе ведомости указывает фактически выплаченную и не полученную работниками сумму заработной платы. Суммы не выплаченной в срок заработной платы сдают в банк на расчетный счет.
На выданную сумму заработной платы составляется расходный кассовый ордер (ф. № КО-2), номер и дата которого проставляются на последней странице ведомости.
Для учета и регистрации платежных ведомостей по произведенным выплатам работникам организации применяется журнал регистрации платежных ведомостей (ф. № Т-53а).
Он ведется работником бухгалтерии.
Выплаты, не совпадающие со временем выдачи заработной платы (внеплановые авансы, отпускные суммы и т. п.), производят по расходным кассовым ордерам, на которых делают пометку “Разовый расчет по заработной плате”.
Выдачу заработной платы и пособий оформляют следующей бухгалтерской записью: Д-т 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” К-т 50 “Касса”.
Не полученная в срок заработная плата оформляется следующей бухгалтерской записью: Д-т 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” К-т 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, субсч. “Расчеты по депонированным суммам”. Задепонированные суммы заработной платы (не выданные в срок) должны быть сданы в банк на расчетный счет.
При этом составляют бухгалтерскую запись: Д-т 51 “Расчетные счета” К-т 50 “Касса”.
Учет расчетов с депонентами целесообразно вести в книге учета депонированной заработной платы, заполняемой по данным реестра невыданной заработной платы. Книгу открывают на год. Для каждого депонента в ней отводят отдельную строку, в которой указывают табельный номер депонента, его фамилию, имя, отчество, депонированную сумму и отметки о ее выдаче. Суммы, оставшиеся на конец года невыплаченными, переносят в новую книгу, открываемую также на год.
Последующую выплату депонированной заработной платы осуществляют по расходному кассовому ордеру и отражают по дебету счета 76 и кредиту счета 50 “Касса”.
Учет расчетов по страховым взносам
Особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования (в Пенсионный фонд РФ (ПФ), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)) устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями), а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном порядке частной практикой, не производящие выплат физическим лицам.
Объектом обложения страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданскоправовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, выплачиваемые в пользу физических лиц.
Не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, многие компенсационные выплаты, суммы единовременной материальной помощи и т. п.
Базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, является сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом налогообложения. База определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала года по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
При расчете базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты. При этом в стоимость включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов. Сумма выплат и иных вознаграждений, учитываемых при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся: договора авторского заказа; договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства; издательского лицензионного договора; лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, определяется как сумма доходов, полученных по договору, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, то они принимаются к вычету в ограниченных размерах — в пределах 20-40 %.
Дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как день начисления выплат и вознаграждений.
Тариф страхового взноса — это размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. В 2012-2016 гг. для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются следующие тарифы страховых взносов: в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (в 2014 г. — 624 000 руб.) — суммарно 30 % во все фонды, с суммы превышения — 10 % в ПФ. Кроме того, на период до 2027 г. определены пониженные тарифы для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, не производящие выплат физическим лицам, начисляют и уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года — это сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет соответствующего фонда в течение одного финансового года. Она рассчитывается как величина МРОТ на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, умноженная последовательно на тариф страховых взносов в соответствующий фонд (ПФ и ФФОМС) и на 12. Если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., он дополнительно уплачивает в ПФ 1 % от суммы превышения, но общая сумма взносов не может быть больше восьмикратной стоимости страхового года.
Расчетный период — календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Кроме того, каждый квартал нужно представлять расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам во все внебюджетные фонды. Плательщики взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся начисления, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, представляют их в электронной форме.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, не производящие выплат физическим лицам, уплачивают страховые взносы за расчетный период не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Уплата всех взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ФСС, ПФ и ФФОМС.
Для учета расчетов по страховым взносам используется счет 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”. Этот счет имеет следующие субсчета: 69-1 “Расчеты по социальному страхованию”; 69-2 “Расчеты по пенсионному обеспечению”; 69-3 “Расчеты по обязательному медицинскому страхованию”.
Начисленные суммы страховых взносов в ПФ, ФСС, ФФОМС относят в дебет тех счетов, на которые отнесены начисленные выплаты и вознаграждения, являющиеся объектом обложения страховыми взносами (дебет счета 20 “Основное производство”; дебет других счетов производственных затрат (23, 25, 26 и др.)), и в кредит счета расчетов по страховым взносам по соответствующим субсчетам.
Часть сумм, начисленных в ФСС, ПФ, используется организацией для выплаты работникам соответствующих пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий на детей и др. Начисление работникам организации указанных пособий оформляют по дебету счета расчетов по страховым взносам по соответствующим субсчетам и кредиту счета расчетов по оплате труда. Остальную часть сумм страховых взносов перечисляют в соответствующие внебюджетные фонды. Перечисление оформляют бухгалтерской записью по дебету соответствующих субсчетов счета 69 и кредиту расчетных счетов.
Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком; уплаты страховых взносов в ФСС; проведения проверок отделениями ФСС правильности выплаты пособий и т. д. регулируется Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”. Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством РФ.
Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
Для обобщения информации обо всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда, с подотчетными лицами и депонентами, используют синтетический счет 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям”. К этому счету могут быть открыты следующие субсчета: 73-1 “Расчеты по предоставленным займам”; 73-2 “Расчеты по возмещению материального ущерба” и др.
На субсчете 73-1 “Расчеты по предоставленным займам” учитывают расчеты с работниками по предоставленным им займам (на индивидуальное жилищное строительство, приобретение садового домика и др.). Величину предоставленного работнику займа отражают по дебету субсчета 73-1 с кредита счетов учета денежных средств (50, 51). При погашении займа кредитуют счет 73 и дебетуют счета учета денежных средств (50, 51) или счет 70 в зависимости от принятого порядка платежа.
Если работник не возвращает выданную ему сумму займа, задолженность списывается с кредита субсчета 73-1 в дебет счета 91 “Прочие доходы и расходы”.
На субсчете 73-2 “Расчеты по возмещению материального ущерба” учитывают расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате хищений и недостач товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба. Денежные средства, подлежащие взысканию с работников организации, списывают в дебет субсчета 73-2 с кредита счетов 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей”, 98 “Доходы будущих периодов”, 28 “Брак в производстве” и др. Взысканные с работников суммы удержаний относят в кредит субсчета 73-2 и дебет счетов 70 (на сумму удержаний из заработной платы), 91 (при отказе судом во взыскании ввиду необоснованного иска) и др.
К счету 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям” также может быть открыт субсчет 73-3 “Расчеты за товары, проданные в кредит”. На этом субсчете учитывают расчеты с персоналом организации по приобретенным в кредит отдельным категориям товаров. Операция по оформлению кредита работнику отражается по дебету счета 73, субсчет “Расчеты за товары, проданные в кредит” и кредиту счета 66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам” или 67 “Расчеты по долгосрочным кредитам и займам”. Удержания из заработной платы работников в погашение задолженности по кредитам учитывают по дебету счета 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” и кредиту счета 73, субсчет “Расчеты за товары, проданные в кредит”. При погашении задолженности по кредитам дебетуют счет 66 или 67 и кредитуют счет 51 “Расчетные счета”.
Аналитический учет по счету 73 ведут по работникам организации.
Аудит расчетов по оплате труда на примере ОАО «Икар»
1. Оценка системы бухгалтерского учета и контроля в ОАО «Икар»
1.1 Проверка обоснованности принятой учетной политики и ее соблюдение в отчетном периоде
Под учетной политикой ОАО «Икар» понимается принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета ОАО «Икар» относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Учетная политика ОАО «Икар» сформирована главным бухгалтером в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1997 г. №129-ФЗ и утверждена руководителем предприятия.
Таблица 2 – Обоснованность принятой учетной политики ОАО «Икар»
№ п/п |
Элементы учетной политики |
Нормативная база |
1 |
Рабочий план счетов бухгалтерского учета Применяется план счетов бухгалтерского учета, составленный на основании утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. №94н. Аналитические счета определены самостоятельно |
Закон РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ |
2 |
Методы организации учетной работы Руководителем предприятия введена бухгалтерия как структурное подразделение, во главе которой находится главный бухгалтер |
Закон РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ |
3 |
Форма ведения бухгалтерского учета Введена журнально-ордерная компьютерная форма учета |
Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 г. №64н |
4 |
Технология обработки информации Обработка информации осуществляется автоматизированным способом |
Закон РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ |
5 |
Наличие правил документооборота и технология обработки учетной информации Принятым графиком документооборота урегулированы основные его правила, где оговорены ответственные лица, исполнители, сроки формирования и временной период хранения документов |
Приказ Минфина СССР от 29.07.1983 г. №105 |
6 |
Метод определения дохода для целей налогообложения Определяется по методу отгрузки |
Ст. 273 НК РФ |
План аудита расчетов по оплате труда
Планируемые виды работ |
Период выполнения |
Исполнитель |
Ссылка на рабочий документ |
Примечание |
1. Проверка обоснованности и законности трудовых отношений |
||||
1.1. Проверка документов по организации оплаты труда |
— |
— |
РД «Соблюдение трудового законодательства и внутренних положений организации» |
Сплошная проверка, инспектирование |
2. Проверка первичной документации |
||||
2.1. Проверка документального оформления первичных документов |
— |
— |
РД «Оформление первичных документов» |
Выборочная проверка, инспектирование |
2.2. Проверка правильности учета рабочего времени |
— |
— |
РД «Аудит учета рабочего времени» |
Выборочная проверка |
2.3. Проверка правильности оформления расчетно-платежных документов |
— |
— |
РД «Проверка оформления расчетно-платежных документов» |
Сплошная проверка, инспектирование |
3. Проверка правильности начисления заработной платы |
||||
3.1. Проверка начисления заработной платы при повременной и сдельной оплате труда |
— |
— |
РД «Аудит операций по начислению заработной платы» |
Выборочная проверка, пересчет, наблюдение |
3.2. Проверка правильности начисления заработной платы за особые условия работы:
|
— |
— |
РД «Аудит обоснованности выплат за особые условия работы» |
Выборочная проверка, пересчет, наблюдение |
3.3. Проверка документирования и оплаты простоев |
— |
— |
РД «Аудит оплаты простоев» |
Выборочная проверка, пересчет |
3.4. Проверка документирования и оплаты при возникновении брака |
— |
— |
РД «Аудит оплаты брака» |
Выборочная проверка, пересчет |
3.5. Проверка правильности расчета средней заработной платы для расчета отпускных, больничных и иных выплат |
— |
— |
РД «Аудит расчета среднего заработка» |
Выборочная проверка, пересчет |
3.6. Проверка материальной помощи |
— |
— |
РД «Проверка начисления и налогообложения материальной помощи» |
Выборочная проверка, пересчет |
3.7. Проверка расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС |
— |
— |
РД «Аудит расчетов с ФСС по выплате пособий» |
Выборочная проверка, пересчет |
4. Проверка обоснованности начисления стимулирующих и компенсационных выплат |
||||
4.1. Проверка обоснованности начисления стимулирующих и компенсационных выплат |
— |
— |
РД «Проверка назначения стимулирующих и компенсационных выплат» |
Выборочная проверка, пересчет, наблюдение |
5. Проверка полноты удержания НДФЛ |
||||
5.1. Проверка удержаний из заработной платы по НДФЛ |
— |
— |
РД «Проверка удержаний из заработной платы по НДФЛ» |
Выборочная проверка, пересчет, наблюдение |
5.2. Проверка обоснованности применения вычетов и льгот при исчислении НДФЛ |
— |
— |
РД «Проверка обоснованности льгот и вычетов по НДФЛ» |
Выборочная проверка |
6. Проверка полноты и обоснованности удержаний из заработной платы по исполнительным листам |
||||
6.1. Проверка удержаний из заработной платы по исполнительным листам |
— |
— |
РД «Проверка удержаний из заработной платы по исполнительным листам» |
Выборочная проверка, пересчет, наблюдение |
7. Проверка полноты и правильности отражения показателей по учету заработной платы в бухгалтерской отчетности |
||||
7.1. Проверка выплаты заработной платы |
— |
— |
РД «Аудит выплаты заработной платы» |
Выборочная проверка, инспектирование |
7.2. Проверка правильности формирования затрат по заработной плате и их включению в себестоимость |
— |
— |
РД «Аудит затрат на оплату труда» |
Сплошная проверка, инспектирование |
7.3. Проверка правильности формирования затрат и расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами |
— |
— |
РД «Проверка правильности корреспонденции счетов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды» |
Выборочная проверка, инспектирование |
7.4. Проверка тождественности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности |
— |
— |
РД «Тождественность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности» |
Выборочная проверка, инспектирование, пересчет |
Источник: авторская разработка.
Разработка плана аудита проводится в целях снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня. Документация плана аудита выступает в качестве доказательства надлежащего планирования и выполнения аудиторских процедур и может быть проверена и утверждена до выполнения дальнейших аудиторских процедур.
Планирование аудиторских процедур осуществляется в течение всего периода проведения аудита. План аудита выступает в качестве инструкции и средства контроля качества аудиторской проверки и должен отвечать критериям оптимальности, а также снижать трудозатраты при проведении аудиторских процедур [20].
Нарушения, которые часто выявляются при аудите
В процессе проверок довольно часто выявляются нарушения. Это реалии функционирования российских компаний. Предприниматели говорят о том, что при работе практически невозможно обойтись без нарушений. Рассмотрим их перечень:
- Сотрудники работают на предприятии неофициально. То есть отсутствуют трудовые договоры.
- Нет коллективных договоров с сотрудниками.
- Нет заявлений сотрудников о выдаче льгот по НДФЛ.
- Предприятие необоснованно списывает средства с баланса на выплату налогов на обучение сотрудников. То есть вычеты были сделаны, однако требуемые учебные мероприятия не произведены.
- Работодатель начисляет надбавки к зарплате сотрудников без оснований. То есть проведенные доплаты и премии не подтверждены внутренними документами предприятия и трудовыми договорами.
- В ПФР и подобные органы не делаются выплаты, которые предприятие обязано делать: премия, оплата питания, различная финансовая помощь.
- Предприятие игнорирует необходимость оформления отпускных, выдачу компенсаций работникам, которые осуществляют свою деятельность на основании договоров гражданско-правового типа.
- Компания многократно заключает договор с одним работником на выполнение одной и той же услуги.
Во многих организациях сотрудники не оформлены официально. Такое нарушение объясняется тем, что работодатель не желает оплачивать налоги и прочие выплаты. Также распространенность проблемы вызвана небольшими компаниями при выявлении. Это грубое нарушение Трудового кодекса.
Удержания из заработной платы
Заработная плата работникам организации считается объектом налогообложения налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) на основании п. 1 ст. 209 НК. В соответствии с п. 3 ст. 210 НК для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (от 400 до 3000 руб. на работника и 600 руб. на каждого иждивенца), предусмотренных ст. 218–221 НК, с учетом особенностей, установленных гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК.
Указанные вычеты предоставляются за каждый месяц календарного года и действуют до месяца, в котором доход работника, исчисленный нарастающим итогом с начала календарного года работодателем, предоставляющим данные стандартные налоговые вычеты, превысил 20 000 руб. (для вычетов на работника) и 40 000 руб. (для вычетов на иждивенца). Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил установленный размер, данные налоговые вычеты не применяются.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога на доходы физических лиц производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам (п. 4 ст. 226 НК). Налогообложение производится по ставке 13 % (ст. 224 НК).
Сумма налога на доходы физических лиц, удержанная при выплате заработной платы, определяется по данным, содержащимся в расчетно-платежной ведомости либо в налоговых карточках по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма № 1-НДФЛ, утвержденная приказом МНС России от 01.11.2000 № БГ-3-08/ 379 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц»).
Согласно п. 1 ст. 226 НК российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо – ст. 207 НК) получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога, исчисленную по соответствующей налоговой ставке. Удержание начисленной суммы налога на доходы физических лиц производится непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК). Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая удержанию с заработной платы работников, отражается в учете по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счета 70.
В соответствии с п. 6 ст. 226 НК организация – налоговый агент обязана перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. В день получения наличных денежных средств в банке на выплату заработной платы сумма исчисленного налога на доходы физических лиц удерживается из доходов работников, и у организации возникает задолженность перед бюджетом по уплате сумм налога на доходы физических лиц.
Что касается материальной помощи, то согласно п. 28 ст. 217 НК не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 2000 руб. в течение налогового периода (календарного года).
Кроме удержаний налога на доходы физических лиц возможны удержания по решениям суда (алименты), по инициативе администрации предприятия (например, в возмещение ущерба, за брак, невозвращенные своевременно подотчетные суммы) и по инициативе работника (перечисления по его заявлениям). Аудитор проверяет наличие соответствующих распоряжений, постановлений, заявлений на все эти виды удержаний. Сумма данных удержаний из заработной платы работника может быть отражена в графе 16 (17, 18) Расчетно-платежной ведомости.
В действующем законодательстве нет прямого определения счетной ошибки. Анализ сложившейся практики позволяет считать, что счетная ошибка представляет собой результат неправильного совершения арифметических действий и чисто случайных, неосторожных, механических действий, в том числе при введении исходной информации в ПЭВМ, которые не требуют их правовой оценки.
Согласно ст. 137 ТК работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы сотрудника суммы, излишне выплаченной ему в результате счетной ошибки, не позднее одного месяца со дня неправильно исчисленных выплат и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания. Следует обратить внимание на то, что размер удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 % заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК).
Ограничение размера удержаний из заработной платы устанавливается ст. 138 ТК, но не распространяется на удержания по инициативе самого работника. Сумма, удержанная из дохода работника по его распоряжению, не уменьшает налоговую базу по налогу на доходы физических лиц (п. 1 ст. 210 НК).
Источники информации для аудита заработной платы
Данные о величине фонда начисленной заработной платы и численности работников содержит статистическая форма № П–4 «Сведения о численности и заработной плате работников». По данным этой формы производится расчет среднемесячной заработной платы работников организаций, среднемесячной заработной платы работников списочного состава, внешних совместителей, а также работников, выполнявших работы по договорам гражданско–правового характера.
При обобщении данных формы № П–4 рассчитывается среднемесячная заработная плата по группам организаций в зависимости от среднесписочной численности работников; среднемесячной заработной плате работников на одно замещенное рабочее место, часовой заработной плате работников списочного состава и внешних совместителей, часовой заработной плате работников списочного состава, часовой заработной плате внешних совместителей. Показатели формы № П–4 включают отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы к общероссийскому уровню, среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников в экономике региона, реальную среднемесячную начисленную заработную плату работников в сравнении с предыдущим периодом.
Аудит заработной платы
Введение
На сегодняшний момент исследование темы: «Аудит заработной платы» представляется особенно актуальным. Контроль наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной из функций управления любого экономического субъекта. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначением является обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственных операций во всех звеньях экономики.
Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.
В условиях рынка информация о финансовом состоянии и результатах деятельности экономических субъектов является предметом внимания различных пользователей. Предприятия, кредитные учреждения, биржи вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, осуществлению инвестиций. Все участники сделок заинтересованы в том, чтобы получать и использовать достоверную информацию о своих партнерах для принятия обоснованных решений. Интересы пользователей финансовой информации не всегда совпадают, и поэтому существует объективная потребность в независимой ее оценке аудиторами — специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания таких услуг.
Рассматривая проблемы аудита учета труда и заработной платы, можно заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений. Для большинства людей заработная плата является основным источником доходов и зачастую именно она является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место. Поэтому важно не только правильно организовать учет труда и заработной платы на предприятии, но и осуществлять контроль за этой областью бухгалтерского учета.
Цель данной курсовой работы — изучить методику аудита по учету труда и заработной платы и разработать рекомендации по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.
Основными задачами курсовой работы являются:
) определить цель, задачи, объекты аудита расчетов по заработной плате и источники аудиторских доказательств;
) раскрыть методику аудита наличия и движения личного состава, использования рабочего времени и выработки;
) рассмотреть методику аудита расчетов по заработной плате;
) изложить методику проверки удержаний и вычетов из заработной платы;
) перечислить основные типичные нарушения, которые могут быть выявлены в ходе аудиторской проверки.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ
1.1 Цели, задачи и объекты аудита
Аудит представляет собой осуществляемую на основе договора проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверности отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям.
Согласно Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ Цель аудита расчетов по заработной плате — основываясь на действующих нормативно-правовых актах, осуществить аудиторскую проверку и выразить мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета расчетов по заработной плате.
К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить при аудите расчетов по заработной плате, относятся следующие:
-соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;
-учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам;
-учет и начисление повременных и прочих видов оплат;
-расчеты удержаний из заработной платы физических лиц;
-аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний);
-сводные расчеты по заработной плате;
-расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с фонда оплаты труда;
-расчеты по депонированной заработной плате.
Объектами аудита расчетов по заработной плате являются первичная информация, в качестве которых в основном используются унифицированные формы первичной документации, разработанные НИПИстатинформом Госкомстата России, а также регистры бухгалтерского учета и отчетность.
.2 Нормативные документы, используемые при аудите
При аудите расчетов по заработной плате необходимо
руководствоваться следующими нормативными документами:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.1 и 2.
. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч.1 и 2.
. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01г. №197-ФЗ
. Федеральный закон от 6.12.11 N 402«О бухгалтерском учете».
. Федеральный закон об аудиторской деятельности от 30.12.08г. №307-ФЗ.
. Федеральный закон от 19.06.00 № 82-ФЗ «О минимальном размере
оплаты труда» (ред. от 24.06.2008, с изменениями от 27.11.2007г.).
7. «Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в
Российской Федерации», утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.98 года №34-н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ».
. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в ред. Приказов Минфина России от 30.12.1999 N 107н, от 25.10.2010 N 132н)
. План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.00г. №94-н (в редакции Приказов от 07.05.2003 №38н и от 18.09.2006 №115н).
. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30.12.99г. №56 «Об утверждении разъяснения «О норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 2000 году».
. Постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (в ред. от 15.08.2008)
.3 Источники информации
Источниками информации по аудиту расчетов по заработной плате являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность.
В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разработанные НИПИстатинформом Госкомстата России. с 2013 не действуют
Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства. Так, по учету личного состава используются следующие формы:
Приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. №Т-1) — составляется на каждого члена трудового коллектива работником отдела кадров или лицом, ответственным за прием работников. В нем указывается разряд работника, его оклад, испытательный срок. После этого приказ визируется в соответствующей службе с целью подтверждения оклада и его соответствия штатному расписанию и подписывается руководителем организации. С приказом знакомят вновь принятого работника под его расписку.
Личная карточка (ф. №Т-2) — заполняется на каждого работника в одном экземпляре. В ее разделах содержатся общие сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование и др. ), сведения о воинском учете, назначении и перемещении, повышении квалификации, переподготовке, отпуске, аттестации и дополнительные сведения.
Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. №Т-5) — составляется в двух экземплярах в отделе кадров при оформлении перевода работника из одного подразделения в другое. Один экземпляр остается в отделе кадров, второй передается в бухгалтерию. Приказ визируется руководителями соответствующих структурных подразделений и подписывается руководителем организации.
Слайд 13
Характеристика трудового договора и гражданско-правового договора Трудовой договор Гражданско-правовой договор Зачисление работника по определенной должности или профессии в соответствии со штатным расписанием. Работник принят для выполнение индивидуального конкретного задания, а не на должность и не по определенной профессии. Прием на работ по личному заявлению работника, издание приказа работодателя, внесение записи в трудовую книжку. Приказ не издается, заявление о приеме на работу не пишется, запись в трудовой книжке отсутствует. Оплата труда ежемесячная. Основанием для оплаты является акт выполненных работ. Установление для работников четких правил внутреннего трудового распорядка и обеспечение работодателем предусмотренных законодательством условий труда. Исполнители договора не подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка. На работников распространяются все гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ. На исполнителей не распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ.
Изменения в аудите: требования о минимальном количестве аудиторов
Утверждены новые требования об аудиторах, работающих в аудиторских компаниях. Как было ранее: чтобы стать членом СРО необходимо было иметь не менее трех официально трудоустроенных аудиторов. И все компании такой критерий выдерживали законодательно.
Теперь данное требование не работает. Важно не просто работать с тремя аудиторами на трудовых засадах. Необходимо, чтобы такие специалисты работали в компании как на основной работе. Например, если аудитор будет работать в штате в одной компании на 0,75 и в аудиторской компании на 0,25, то второе место его работы не будет считаться основным.
Министерство труда также дает следующее разъяснение: основным считается то место работы, где хранится трудовая книжка. И одновременно у одного сотрудника не может быть нескольких основных работ.
Изменилось и минимальное количество аудиторов, которые должны состоять в трудовых отношениях с работодателем.
Нормы для фирм, которые будут предоставлять аудиторские услуги для организаций (не работающих на финансовом рынке):
- как было: не менее 3-х сотрудников, работающих на основании трудовых договоров;
- как будет: не менее 5-ти аудиторов должны быть оформлены в штат АО по основному месту работы.
Нормы для организаций, которые будут предоставлять аудиторские услуги учреждениям финансового рынка:
- ранее было: не менее семи аудиторов должны работать на основании трудовых договоров;
- как должно быть: минимальное количество аудиторов, работающих по основному месту работы в штате аудиторской фирмы, — 12 лиц.
Получается, что теперь каждая аудиторская компания заинтересована в том, чтобы привлекать в штат профессиональных аудиторов. И чем больше количество таких специалистов, тем больший спектр услуг может предоставлять фирма.
При этом количество аудиторов в штате – не единственное правило, чтобы фирму все-таки включили в нужный реестр. Каждый из таких специалистов обязан соответствовать таким требованиям:
- должны иметь новый аттестат;
- должны иметь опыт работы с учреждениями, включенными в перечень общественно значимых.
Такое новшество, с одной стороны, позитивно скажется на оплате труда аудиторов. Фирмы будут бороться за сотрудников, предлагая им конкурентные зарплаты. С другой стороны, аудитор теперь вынужден выбрать основного работодателя, «обидев» теперь другого. И это может сказаться на самой возможности совмещения нескольких мест работы.
Как показывает статистика, сейчас только 50-55% аудиторских фирм, работающих в РФ, имеют в штате более 3-х аудиторов. Другая половина все-таки предпочитает выдерживать минимальные требования – и не оформлять на работу по трудовым договорам более 3-х сотрудников подобного профиля.
Уже сейчас эксперты сошлись во мнении, что до одной трети всех аудиторских фирм не будут соответствовать новым критериям. И если они не смогут соблюсти требования, найти резервы для обеспечения той самой конкурентной зарплаты, то они вынуждены будут прекратить свою работу.
Изменения в аудите на 2022 и 2023 годы — выводы
Новый Закон об аудиторской деятельности, основы которого в большинстве вступят в силу в 2023 году, вводят достаточно много новых категорий. Плюс в том, что у компаний есть еще время на ознакомление с новыми правилами и требованиями.
С одной стороны, новые изменения в аудите ограничивают деятельность частных аудиторов. Они накладывают вето на использование услуг таких специалистов. Теперь невозможно использовать их труд как в сфере обязательного аудита, так и сопутствующих услуг (актуально для общественно значимых организаций).
С другой стороны, устанавливается ряд критериев, которые обязуют аудиторские организации работать с привлечением штатных специалистов. В ином случае невозможно будет предлагать услугу обязательного аудита. И это создает оптимальные условия для работы. Ведь аудиторские фирмы будут заинтересованы в том, чтобы именно они стали основными работодателями для профессиональных аудиторов.
Спорным моментом остается соблюдение коммерческой тайны. Несмотря на то, что фирмы обязаны соблюдать коммерческую тайну о деятельности аудируемого субъекта, устанавливается и прямая обязанность аудиторских фирм взаимодействовать не только с Федеральным казначейством, но и с Центробанком.
Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
Аудит расчетов по оплате труда – проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения б/у расчетов как по физ.л., так и в целом по предприятию, а также начисление налогов и платежей с фонда оплаты труда и выплат соц.хар-ра.
Аудиторская проверка расчетов по оплате труда
— подтверждение достоверности производимых начисл и выплат раб-кам по всем основаниям и отражениям их в уч;
— установление законности и полноты удержаний из з/п и из других выплат работникамв пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда и других юр. И физ.лиц.
— проверка организаций аналит.учета расчетов с персоналом и взаимосвязи аналит. И синтет.учета.
— проверка соблюдения ор-ией налог.зак-ва по операциям, связанным с расчетами по з/п.
— Проверка соблюдения ор-ией зак-ва по расчетам с внебюдж.фондами, по соц.страхованию и обеспечению.
Источники информации: 1Баланс. 2Главная книга. 3Ж/о № 8,10. 4учетн. регистры по сч.69,68,70,73.
Первичные документы необход.для проверки:
1Приказы о приеме на работу. 2Приказы о предоставлении отпуска. 3Приказы об увольнении. 4Штатное расписание.
5Личные карточки ф.Т2 6Табели учета рабочего времени.
7Больничные листы. 8Расчетно-платежные ведомости.
9Расчетная ведомость. 10Платежная ведомость. 13Налоговые карточки по учету доходов и подоходного налога.
1.Аудитор проверяет: оформление приема и увольнения, систему оплаты труда (сдельная или повременная). При повр-менной необходимо проверить правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной- правильность применения норм и расценок и др.
Учет раб. времени, соблюдение установленного режима работы и начисления з/п, состоящих на повременной оплате труда, организуется в табеле раб. времени и расчета з/п. По этому документу можно проверить все необходимые дан-ные по каждому работнику(дни отпуска, болезни и др).
[2]
2.Затем проверяется правильность начисления з/пл.
Аудитор проверяет: как производились начисления поврем. оплаты, расчеты по сред. заработку, расчеты за дни пребывания в отпуске, расчет премий работы в праздн. дни за работу в ночн. время и других видов оплат.
3.Затем проверяются начисления пособий по временной нетрудоспособности:
1Определение среднедневного заработка.2Размер доплат.
3Числа дней больничного.4Суммы начисленного пособия.