За что могут отнять участок или выписать штраф: разъяснения Росреестра

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «За что могут отнять участок или выписать штраф: разъяснения Росреестра». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.

Самовольное занятие земли

Каждый участок земли требует обязательной регистрации права собственности. Он может принадлежать юридическим, физическим лицам или государству. Если гражданин решит самостоятельно присвоить себе какую-то территорию без официального определения границ и получения документов, то его могут привлечь к административной ответственности в соответствии со статьёй 7.1 КоАП и статьёй 76 Земельному кодекса.

Как это обычно происходит? Например, гражданин построил забор, захватив территорию соседа, или стал выбрасывать мусор в пределах границ чужого участка, нарушая требования санитарных норм. Или он посадил сад, выходя за границы своего участка. Ситуации могут быть самые разные, но суть самовольного занятия земли подтверждается в каждой из них.

Если у лица нет права собственности на определенную территорию, то его ждёт наказание в виде:

  • Возмещения вреда и выплаты компенсации пострадавшему, в случае получения прибыли с присвоенного участка — ГК РФ, статья 1102.
  • Сноса незаконной постройки, если он не восстановит территорию к прежнему виду или не оформит на неё разрешительные документы.

Штрафы за самовольное занятие земельного участка:

  • Для физических лиц — от 1 до 1,5% кадастровой стоимости объекта недвижимости, но не меньше 5 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц — от 1,5 до 2%, но не меньше 20 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 2 до 3%, но не меньше 100 тысяч рублей.
  • Если кадастровая стоимость земли не определена, то юридическим — от 100 000 до 200 000, должностным — от 20 000 до 50 000 и физическим — от 5 000 до 10 000 рублей.

Примечание: если нарушитель не исправит последствия незаконного захвата и не вернёт участок к установленному сроку, то ему назначат повторный штраф: 20—50 тысяч для физических лиц, 100—200 тысяч для должностных и 200—400 тысяч рублей для юридических. Если и во второй раз не будут предпринято никаких действий, то дело передадут в суд.

В некоторых случаях административная ответственность может стать уголовной. Она накладывается за:

  • Незаконную регистрацию земли — статья 170 УК РФ:
    • штраф в размере от 200 до 500 тысяч рублей или в размере зарплаты, или иного дохода за период от 1 года до 3 лет;
    • лишение рабочей должности до 3 лет;
    • обязательные работы до 360 часов и лишение права заниматься рабочей деятельностью до 3 лет.
  • Мошенничество — статья 159 УК РФ:
    • штраф до 100 тысяч рублей;
    • арест на 4 месяца;
    • лишение свободы от 2 до 5 лет.
  • Незаконное предпринимательство — статья 171 УК РФ:
    • штраф в размере до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты, или иного дохода сроком до 2 лет;
    • обязательные работы до 480 часов;
    • арест до 6 месяцев.

Основания для изъятия

Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2023 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:

  • если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
  • при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
  • при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
  • в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
  • при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
  • в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).

Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:

  1. автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
  2. системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
  3. относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
  4. оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
  5. относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.

Ст. 56.2. – ст. 56.12. ЗК РФ регламентируют, какие нововведения 2023 в порядке изъятия предусмотрены:

  • сначала государство, орган исполнительной власти российского региона или муниципалитет (ст. 56.2. ЗК России) принимают решение об изъятии при наличии соответствующих оснований – как по собственной инициативе, так и по представлению организаций, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства № 442 от 6. 05. 2015 года “Об утверждении…”;
  • далее осуществляется выявление лиц, имеющих право пользования, владения или распоряжения изымаемым участком в порядке, установленным в ст. 56.5. ЗК РФ, с целью заключения с указанными лицами соглашений об изъятии;
  • затем, в соответствии со ст. 56.10. ЗК РФ, правообладателю направляется проект соглашения об изъятии, который он должен подписать (или отказаться от подписания), а далее отправить в орган, утвердивший вердикт об изъятии;
  • потом правообладателю земли выплачивается возмещение за изымаемый участок (ст. 56.8. ЗК РФ);
  • наконец, право частной собственности или иное вещное право прекращается в установленном порядке в Росреестре и переходит к муниципальным, региональным или федеральным властям.

Неиспользованные ресурсы

В сентябре министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев выступил перед депутатами Госдумы и объявил, за счёт чего страна должна исполнить указ Владимира Путина об удвоении экспорта сельхозпродукции к 2024 году. Одним из ресурсов повышения урожайности чиновникам видится расширение площадей. В текущем году Минсельхоз ставит целью вернуть в оборот порядка миллиона гектаров неиспользуемой земли. А в ближайшие несколько лет в производство должно быть введено до 10 млн га сельхозземель.

За неиспользованием земли следит Россельхознадзор. Начиная с 2017 года ведомство собирает сведения о таких участках и направляет данные в Минимущества для изъятия земли (эту возможность предусматривает федеральный закон № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Ранее проверки чаще всего затрагивали сельхозпредприятия, фермерские хозяйства или физические лица, которые имеют в собственности или арендуют земельные участки. Это объяснимо: привлечь к ответственности одного представителя легче, чем нескольких. Но в текущем году участились и случаи проверок земельных участков, находящихся в общедолевой собственности. При этом инспекторы не считают за труд разыс­кивать владельцев земельных долей, выезжая по месту их регистрации и направляя заказные письма с уведомлением.

В управлении Россельхоз-надзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия сообщили о нескольких таких случаях в 2018 году. Например, был в Азовском районе, в Маргаритовском сельском поселении старый сад…

Когда не учитываются неиспользование земельных участков по назначению

Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства не учитываются, если они выявлены на площади участка:

  • на котором расположены здания и сооружения, защитные лесные насаждения, водоемы и водотоки;
  • включенном в границы особо охраняемых территорий и зон с особыми условиями использования территорий;
  • подверженном деградации, вызванной чрезвычайной ситуацией или чрезвычайным явлением;
  • в отношении которого проводятся работы по рекультивации или консервации земель;
  • находящегося под парами, то есть свободные от возделываемых сельскохозяйственных культур для повышения плодородия и накопления влаги в почве на срок не более 2 лет;
  • непригодном для сельскохозяйственного производства или иной связанной с ним деятельности, если их наличие не связано с действиями (бездействием) владельца участка.

Устанавливается следующая последовательность действий при изъятии:

  1. Уполномоченный орган осуществляет контроль находящихся в ведении земельных наделов.
  2. По результатам проверок правообладатель получает квитанции на оплату штрафа и предписание об устранении нарушений.
  3. По истечении установленного в предписании срока проводится повторная проверка.
  4. Если собственник игнорирует требования властей, местный орган власти готовит иск в районный суд.
  5. В случае положительного решения участок изымается и реализуется на торгах.
  6. Вырученная сумма передается уже бывшему собственнику.

Куда жаловаться на нецелевое использование земли?

Как происходит установление факта нецелевого использования земельного участка? Земля особо контролируется государством. Соблюдение условий закона касаемо использования участка, а так же уточнение местоположения границ земельного участка подлежит тщательному отслеживанию особенного комитета, которым может служить местная администрация вместе с управлением Ростреестра.

Установление факта нецелевого использования земельного участка может начать осуществляться:

  1. Если заявление написано соседями или председателем садоводческого некоммерческого товарищества.
  2. При проверке государственных лиц.
  3. При установлении факта нецелевого использования земельного участка, территория может визуально определиться как не использующаяся.

Если земельные участок не используется по назначению, то возможно сделать акцент на их бесхозности, добиваясь признания этого статуса через судебное заседание (подробнее о других судебных спорах с землей вы можете узнать по ссылке — рассмотрение земельных споров с нашим адвокатом). После чего процедура использования земли для вас упрощается.

Особенности принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Указанные особенности регламентированы преимущественно ст. 6 Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земли рассматриваемой категории находятся в постоянном поле зрения контролирующих структур.

Они обладают такой характеристикой как плодородные гумусосодержащие почвы. Поэтому политика государства направлена на предотвращение истощения, загрязнения земель, пригодных к ведению сельского хозяйства.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты как в связи с нецелевым использованием, так и в связи с нерациональным целевым использованием (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Изъятие по первому признаку проводится по общим правилам Гражданского и Земельного кодексов. Для изъятия участков, которые используются по целевому назначению, контролирующему органу необходимо доказать суду:

  • факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
  • с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
  • доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.

Как и земли под строительство, сельскохозяйственные земли могут быть изъяты за неиспользование. Причина кроется не только в заинтересованности государства в развитии агропромышленного комплекса, но и в том, что неиспользование, равно как и неправильное использование земель, может нанести непоправимый вред почвам.

В июне Минсельхоз подготовил изменения в земельное законодательство. Теперь в отношении собственников земельных участков, забросивших свои наделы, будут применяться более строгие меры

27.07.2017

Федеральное министерство сельского хозяйства подготовило поправки в ст. 396 Налогового кодекса (НК) РФ. Изменения, в частности, коснутся порядка расчета земельного налога в отношении неиспользуемых по назначению земель сельскохозяйственного назначения, а также земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.

Согласно действующему законодательству, с таких участков при условии, что они используются по назначению, взимается налог в размере 0,3% стоимости. По новым поправкам, если земли заброшены — размер налога может быть повышен до 1,5%.

На данный момент представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) вправе самостоятельно повышать размеры налогов.

Читайте также:  Брянская область. Список городов

Подразумевается, что в отношении заброшенных земельных участков земельный налог будет рассчитываться начиная с начала года, в котором был обнаружен неиспользованный участок, до месяца, в котором было устранено нарушение.

Чем плохо

По словам начальника отдела государственного земельного надзора Росреестра по Новосибирской области Игоря Иванова, острее всего в Новосибирске стоит ситуация с заброшенными дачами и огородами. ​

Если участок находится в черте города или близ него, то он может стать очагом криминогенной обстановки, основной риск заброшенных земель — пожары.

Однако поправки к статье налогового кодекса, предлагаемые Минсельхозом, не смогут заработать в полную силу, пока в РФ не будет создана объемлющая система мониторинга и учета использования участков по назначению. Сейчас Игорь Иванов отмечает, что сотрудники новосибирского Росреестра не обладают полномочиями по ведению учета и выявлению заброшенных участков. При этом земельное законодательство обязывает собственников земельных участков и лиц, которым они не принадлежат, использовать землю по назначению:

«Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течении установленного срока предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа, — прокомментировал Иванов. — Кроме того, законодательством в целях рационального использования земель предусмотрено принудительное изъятие земельного участка, которое осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Законом об обороте земель».

Наступление на оставленные земли

В этом году власти нескольких регионов начали наступление на садоводов, оставивших свои участки без должного присмотра. В частности, руководство Хакасии, реализуя проекты по поддержке дачников, решили свести количество заброшенных участков к минимуму. Как сообщила руководитель Федслужбы госрегистрации, кадастра и картографии по республике Хакасия Ольга Анисимова, на данный момент в регионе числится около 1200 заброшенных участков.

В конце июня этого года в Минсельхозе Пермского края сообщили, что с этого года власти региона планируют принудительно изымать до 30 тыс. га земли ежегодно у тех собственников, кто не содержат землю должным образом, — участки будут передавать тем, кто готов их возделывать.

Общественный контроль

Действующее в России гражданское законодательство позволяет устанавливать факт изымать земельные участки у собственников, если земля не использовалась по назначению на протяжении трех лет.

Однако, как отметил Иванов, на данный момент в законе существует пробел относительно процедуры, позволяющей сотрудникам Росреестра устанавливать факт неиспользования земли в течение трех лет. «Предполагается, что для установления факта неиспользования земельного участка необходимы доказательства, которые свидетельствовали бы, что такой земельный участок не используется в течение трех лет, а именно доказательства неиспользования за каждый год», — прокомментировал начальник отдела.

Депутаты Совета депутатов Кемерова в июне предложили упростить процедуру изъятия неиспользуемых земель у их собственников, уменьшив трехлетний срок. Аналогичный закон уже был принят в 2015 году на федеральном уровне, когда срок изъятия неиспользуемых земель был понижен с пяти до трех лет.

Как отметил Иванов, для установления того, что участок заброшен, можно прибегать к функции общественного контроля. Действующее законодательство позволяет создавать комиссии по контролю за соблюдением Закона о садоводстве. Члены комиссии могут консультировать владельцев участков, помогать им в соблюдении законодательства, составлять акты о нарушениях, а также передавать эти документы в правление садоводческих объединений. В свою очередь правление имеет полномочия передавать акты в госорганы.

В конце июля Госдума одобрила новый законопроект «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве». Закон начнет действовать с 1 января 2019 года. Согласно поправкам в законе, неиспользуемые земельные участки, размещенные на территории дачных обществ, будут передаваться на бесконкурсной основе самим членам этого общества.

Поиск и учет таких участков выгодно садоводческим обществам — меньше риски пожаров, ограблений, загрязнения соседних участков сорняками. При этом один из опрошенных РБК Новосибирск руководителей новосибирских садовых обществ сообщил, что надежды на помощь со стороны собственников земельных участков в данном случае достаточно эфемерны. «Без особой нужды никто ничего не будет ничего смотреть и выявлять. Нужна воля сверху, сами люди такие: никто ничего не хочет делать», — отметил спикер.

Сибирь — в лидерах

По данным Россельхознадзора, на сегодняшний день в РФ насчитывается почти 384 млн га земель сельхозназначения, из которых неиспользуемыми остаются почти 40 млн Га.

Сибирский федеральный округ возглавляет список федеральных округов с наибольшим количеством заброшенных земель (10,7 млн Га). На втором месте находится Приволжский ФО (7,5 млн Га), тройку лидеров замыкает Центральный ФО (5,8 Га).

На данный момент российское законодательство за неиспользование земельного участка, предоставленного для сельхозиспользования и строительства, подразумевает административную ответственность, она невелика: гражданам грозит штраф от 500 до 1 тыс. руб, должностным лицам — от 1 до 2 тыс. руб, юрлица могут быть оштрафованы от 10 до 20 тыс. руб.

Как сообщил Иванов, всего в прошлом году в Новосибирской области за неиспользование земельных участков в административной ответственности были привлечены 13 человек. Общая сумма штрафов, выписанных им, составила 260 тыс. руб. За шесть месяцев текущего года Росреестр привлек к административной ответственности шесть собственников земельных участков. Наложено штрафов на сумму 10 тыс. руб.

Штрафы за неприменение кассовой техники в 2022 году

Если вы знаете, что ошибочно не применили ККТ, как можно быстрее поставьте в известность об этом налоговую. При условии, что инспекторы не выявили ошибку до вас, санкций можно избежать. Конечно, само нарушение, если это возможно, нужно успеть устранить. Подробности — в примечании к статье 14.5 КоАП РФ. Там же сказано, что применять данный способ можно только в отношении следующих нарушений:

Данный перечень следует из постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16, посвященного практике применения ответственности по статье 14.5 КоАП РФ. При этом учитывается, что полномочия по ведению реестров ККТ теперь переданы ФНС (письмо Минфина России от 01.09.2022 № 03-01-12/ВН-38831, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Читайте также:  Что входит в общую площадь квартиры и как считать правильно

Как оспорить штраф за неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ)

За неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом, предусмотрена ответственность по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ.

До 20 марта 2015 года ответственность по этому составу наступала по части 1.1 статьи 8.8. КоАП РФ, которая фактически стала теперь частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Поэтому вся правоприменительная практика по части 1.

1 статьи 8.8 КоАП РФ актуальна и сейчас.

Важно попытаться обжаловать постановление о привлечении к ответственности, поскольку даже минимальный штраф для организации за нарушение части 2 статьи 8.8 КоАП РФ составляет существенную сумму – 200 тыс. руб. (см., например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 февраля 2015 г. по делу № А54-2421/2014).

Статья 8.8 КоАП РФ включает в себя четыре состава:

При определенных обстоятельствах суд может признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ, вынесенное уполномоченным органом. Например, когда:

При этом, даже если само правонарушение действительно было, в ряде случаев постановление о привлечении к ответственности можно оспорить по процессуальным основаниям. В частности, если административный орган нарушил правила составления протокола о правонарушении.

За неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом, грозит штраф:

Такая ответственность установлена в части 2 статьи 8.8 КоАП РФ. В указанном составе не упоминаются индивидуальные предприниматели, однако они несут ответственность в том же размере, что и должностные лица, поскольку в КоАП РФ не предусмотрено иное ( ст. 2.4 КоАП РФ).

При назначении наказания учитывается кадастровая стоимость земельного участка. Она указана в государственном кадастре недвижимости. Ее можно узнать, получив кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости. См. также Как узнать кадастровую стоимость.

Признаки неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения установлены в перечне признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369.

Юридическому лицу стоит обжаловать постановление о привлечении к ответственности, поскольку, даже если суд признает, что нарушение имело место, он может снизить размер штрафа за правонарушение по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Снизить штраф суд вправе до суммы менее чем 200 тыс. руб., несмотря на то что выход за такой предел в КоАП РФ не предусмотрен.

Дело в том, что Конституционный суд РФ указал, что отсутствие в КоАП РФ возможности снижения суммы штрафа, низший предел которой установлен в размере более 100 тыс. руб., не обеспечивает назначение справедливого и соразмерного административного наказания, поскольку не позволяет надлежащим образом учесть следующее:

Исходя из этого вывода, Конституционный суд РФ отметил, что суд вправе снизить размер штрафа до суммы менее его минимального размера в отношении любого состава КоАП РФ, предусматривающего минимальный штраф в размере от 100 тыс. руб.

Такая позиция Конституционного суда РФ изложена в постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.

3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

На практике это означает, что суд при рассмотрении дела по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ должен руководствоваться этой позицией Конституционного суда РФ и вправе изменить постановление о привлечении к ответственности, снизив штраф (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 февраля 2015 г. № Ф05-204/2015 по делу № А41-41476/14).

Мы собрали все штрафы, которые могут выписать дачникам в 2022 году, в таблицу.

Какие штрафы грозят дачникам в 2022 году

Нарушение Штраф, руб.
Пожарили шашлыки не по правилам 5000-15000
Развели костер на участке До 50000
Превратили участок в свалку 1000-2000
Не использовали участок по назначению От 5000-10000
Развели на участке сорняки 20000-50000
Использовали колодец без разрешения 3000-5000
Поставили туалет не по строительным нормам 3000-5000
Сбили надоедливый дрон над участком 40000-50000
Помыли машину на участке 3000-5000
Шумели ночью 1000-3000

Чем грозит неиспользование земельного участка

2022 год стал для российского агросектора переломным. Президент Владимир Путин поставил перед сельскохозяйственной отраслью амбициозную задачу – увеличить экспорт аграрной продукции более чем в 2 раза, до 45 млрд долларов в 2024 году. Государство обеспечило основные меры поддержки экспортеров – аграриев, это льготное кредитование, возмещение транспортных затрат, субсидии на развитие мелиорации земель.

Связано это с тем, что, получив землю в собственность в лихие перестроечные годы, бывшие колхозники, а ныне собственники паев и долей в общем земельном участке в основном рассчитывали на арендаторов при использовании своих паев. Ввиду того что земли у колхозов было много, при ее раздаче получались достаточно большие по площади паи или доли земли. Такие наделы сдавались собственниками в аренду, без выдела доли в натуре, а то и просто простаивали.


Похожие записи:

Добавить комментарий