70. Субъекты авторских и смежных прав. Первоначальные и производные.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «70. Субъекты авторских и смежных прав. Первоначальные и производные.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.

Объекты авторского права

1. Понятие и критерии охраноспособности объекта авторского права

Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Закон не дает определений данных понятий. Предполагается, что они очевидны и не нуждаются в особых дефинициях. Более важно определить объекты, авторские права на которые могут принадлежать конкретным физическим лицам.

Закон устанавливает два общих легальных критерия охраноспособности объектов авторского права, дает примерный перечень произведений, которые при условии соответствия их названным критериям могут являться объектами авторского права, а также определяет сферу действия авторского права.

Границы исключительных авторских прав

1. Условия ограничения исключительных авторских прав

Обнародование произведения всегда является событием в жизни любого автора. Обычно вслед за ним наступает договорное использование произведения, влекущее (помимо популярности и славы) денежное вознаграждение. Однако обнародование сопряжено и с другими, хотя и полезными для третьих лиц и общества в целом, но, с точки зрения некоторых авторов, негативными для них последствиями. Имеются в виду определенные ограничения исключительных прав, устанавливаемые ст. ст. 17 — 26 ЗоАП.

Речь идет о допущении свободного, т.е. без согласия автора, использования его произведения с выплатой или без выплаты авторского вознаграждения. Возможны различные основания подобного использования при условии, что оно не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. В определенной мере данные ограничения затрагивают и исключительные права работодателей на служебные произведения. Отличие состоит лишь в том, что работодатели получают (или не получают) не авторское вознаграждение, а компенсацию за бездоговорное использование служебных произведений.

Существенным ограничениям подвергаются исключительные права автора произведения изобразительного искусства, перешедшего к третьему лицу («собственнику»). У автора сохраняется лишь право на воспроизведение произведения (в форме права доступа), а также право на вознаграждение в случаях публичной перепродажи произведения, именуемое правом следования.

Право доступа выражается в праве автора произведения требовать от его «собственника» предоставления возможности воспроизведения своего произведения, главным образом, путем снятия авторской копии. При этом от «собственника» нельзя требовать доставки произведения автору.

Право следования означает право автора на получение вознаграждения от продавца в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства. Первой продажей признается любой (как возмездный, так и безвозмездный) переход права собственности на произведение от автора к другому лицу. Под публичной перепродажей понимается возмездное отчуждение произведения через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.п. При этом перепродажа порождает право на вознаграждение, лишь если ее цена превышает предыдущую не менее чем на 20%. В этом случае автор вправе получить от продавца вознаграждение в размере 5% от продажной цены. Это право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.

Другие ограничения исключительных прав выражаются в праве третьих лиц осуществлять в различных формах использование произведений без согласия их авторов и без выплаты авторского вознаграждения. В некоторых случаях такое право (в зависимости от вида произведений) обременяется обязанностью пользователей указывать имя автора и источник заимствования, не использовать произведение полностью и т.д. Иными словами, речь идет о так называемом свободном использовании произведений. Четкое определение всех подобных случаев использования очень важно в рыночных условиях.

По общему правилу допускается свободное воспроизведение правомерно обнародованного произведения без выплаты авторского вознаграждения исключительно в личных целях. Изъятия из этого правила указаны в ст. ст. 18, 25 и 26 ЗоАП. В частности, нельзя вообще воспроизводить произведения архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, репродуцировать книги (полностью) и нотные тексты.

Объекты авторского права

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ приведен достаточно полный список объектов авторского права. Ими являются любые предметы интеллектуальной собственности и результаты творческой деятельности: например, музыка, книги, научные статьи, базы данных и многое другое.

А что, если вы переработали чужое произведение и привнесли туда что-то свое? Такой труд называется производным и также охраняется законом. Такая же ситуация с составными произведениями, когда автор структурировал разные результаты творчества и собрал из них новый уникальный материал.

Объектами авторского права могут быть как опубликованные материалы, так и не изданные. Если произведение не было передано в массовую публикацию, но выражено в письменной или устной форме, в видеоформате или в форме звукозаписи, то такой объект интеллектуальной собственности тоже будет охраняться законом.

Читайте также:  Установление факта родственных отношений

В этом вопросе будет проще уточнить, что НЕ принадлежит к объектам авторского права:

  • идеи и концептуальные задумки, методы и технологии, а также способы решения каких-либо задача;
  • открытия и факты;
  • любые государственные бумаги различных уровней управления;
  • символы страны и знаки государства, такие как флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное, а также символы и знаки муниципальных образований;
  • результаты народного творчества, а также языки программирования;
  • сообщения новостного характера.

Объекты и субъекты авторских прав

Авторское право — это система правовых институтов и норм, регулирующих вопросы создания, распоряжения, пользования, охраны прав, объектом которых являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Объектами авторских прав являются литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; программы для ЭВМ (ст. 1259 ГК РФ). Данный перечень является открытым.

Возникновение авторского права

Мы исследовали то, что такое авторское право. Понятие, объекты, субъекты данной юридической категории также были рассмотрены нами. Затронем подробнее аспект, касающийся того, каким образом у человека возникает авторское право. Выше мы отметили, что в общем случае никаких регистрационных процедур, подтверждающих факт создания продукта интеллектуального труда конкретным автором, осуществлять не требуется.

Авторское право, таким образом, возникает сразу, как только талантливый человек создал завершенное произведение. В этом, как отмечают некоторые юристы, отличие авторского права, к примеру, от патентного, которое касается защиты изобретений. Чтобы обеспечить правовую охрану ноу-хау, конструктору, таким образом, желательно оформлять соответствующий прописанным в законах критериям официальный документ — патент.

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

2.1. Субъекты авторского права

В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами участвует большое число субъектов, которыми могут быть как граждане, так и юридические лица.

Субъектами авторского права могут быть авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору[4].

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Из данного положения следует, что автором может быть только физическое лицо. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с п. 1 ст. 1300 ГК РФ, считается его автором, если не доказано иное.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внёсшие личного творческого вклада в создание такого результата.

Необходимо учесть, что термин «гражданин» исходя из п. 1 ст. 2 ГК РФ используется в широком смысле и включает в себя как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии со ст. 18 ГК РФ граждане могут иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности. Данное право включается в правоспособность, которая возникает в момент рождения и прекращается смертью лица.

Однако осуществлять авторские права гражданин может по достижении 14-летнего возраста, что прямо указано в ст. 26 ГК РФ. Если автором произведения является лицо, не достигшее 14 лет, то его авторские права осуществляют законные представители. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица.

Авторские права появляются в силу создания произведения. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Если в создании произведения участвовало несколько лиц, можно говорить о соавторстве. При этом не имеет значения целостность произведения, т.е. это могут быть части, имеющие самостоятельное значение. Главное, чтобы каждый из соавторов внес личный творческий вклад в его создание.

Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений. Согласно статье 1260 ГК РФ переводчику, а также автору иного производного произведения принадлежат авторские права на осуществлённые перевод и иную переработку произведения.

Кроме того, к субъектам авторского права относятся составители сборников и авторы иных составных произведений (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа или другого подобного произведения). Им принадлежат авторские права на осуществлённый ими подбор и расположение материалов. Переводчик, составитель, либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Статья 1295 ГК РФ закрепляет, что служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Однако в целях защиты интересов автора законодатель устанавливает: если работодатель в течение трёх лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнёт использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору. Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором пункта 2 статьи 1295 ГК РФ, начнёт использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение.

Читайте также:  Замена двигателя – порядок оформления в ГИБДД и всё о сверке номеров мотора

Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству, также к наследникам переходит право следования.

Исключительное право на произведение может переходить по наследству не только от автора, но и от иного лица, которое обладает исключительным правом на произведение в силу закона или приобрело его на основании договора об отчуждении исключительного права на произведение или договора авторского заказа, если договором авторского заказа предусмотрено отчуждение права. Что касается права следования, то оно переходит только от автора, так как является неотчуждаемым.

К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Согласно ст. 1242 ГК РФ обладатели авторских и смежных прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе.

Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права является физическое или юридическое лицо, в т. ч. индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора. В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица.

2.2. Объекты авторского права

Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Таким образом, в Кодексе не дается чёткого определения понятия «произведения». Однако, закрепляется открытый перечень произведений, которые следует считать объектами авторского права, а именно: литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, хореографические произведения и пантомимы, музыкальные произведения с текстом или без текста, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства, произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства, произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов.

К объектам авторских прав Гражданский кодекс РФ также относит программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Кроме того, к объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, следует учитывать, что таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

Само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные.

Классификация неимущественных прав

Интересно изучить то, каким образом, в соответствии с законодательством, классифицируются неимущественные, то есть личные права. Перечень их, зафиксированный в российских правовых актах, такой:

— это право быть признанным автором;

— использовать творческий продукт под реальным именем его создателя, под псевдонимом, анонимно;

— передавать право использовать произведения, являющиеся объектами авторского права, третьим лицам;

— обнародовать произведение или передать кому-то соответствующее право;

— защищать творческий продукт от изменений третьими лицами.

Важный аспект законодательства — неимущественные права принадлежат создателям произведений вне зависимости от того, кто является обладателем продукта в аспекте реализации исключительных прав.

Субъекты смежных прав

Смежные права, предусматриваются статьей 1303 ГК Российской Федерации. Их исполняют соответствующие категории субъектов смежных прав, с которыми можно ознакомиться на рис. 1.

Исполнитель или по-другому, автор исполнения – это гражданин, который при помощи своего творческого труда создает некое исполнение.

Пример 1

Например, артист-исполнитель (актером, певцом, музыкантом, танцором или другим лицом, проигрывается роль, читаются стихи, исполняются песни, также можно играть на музыкальном инструменте либо участвовать в исполнении произведения литературы).

Субъектом исполнения может быть лишь физическое лицо, то есть гражданин.

Режиссером-постановщиком спектакля реализовывается театральная постановка, постановка в цирке, кукольная постановка, эстрадное либо иное театральное представление. В данном случае субъект также представлен физическим лицом.

Способы защиты авторских прав

  1. Гражданско-правовые методы
  • Признать право

Защищаются как личные неимущественные права, так и исключительное право

Признание авторства, считается также как самостоятельная защита. Без обоснованного доказательства права на авторство, невозможно предъявить другие требования.

  • Пресечение нарушающих или создающих угрозу права действий
  • Приведение к положению, существовавшему непосредственного до момента нарушения прав
  • Компенсация нанесенного морального вреда
  • Возмещение потерь, убытков
  • Публикация решения вынесенного судом, где указано действительное нарушение прав правообладателя
  • Изъятие фальсификации, контрафактов, иными словами подделки основанной на оригинале
  • Оплата компенсации
  1. Метод при использовании технических средств и копирайта
Читайте также:  Пошаговая инструкция по банкротству физических лиц в 2023

Некая самозащита прав

  • Использование технических устройств, технологий, осуществляющих контроль доступа непосредственно к произведениям, способных предотвратить и пресечь нарушающие права авторов действия третьих лиц.
  1. Административно-правовой метод

Следует учесть, что привлечь к такой ответственности, имеется возможность, если виновное лицо преследует цели получения дохода.

Авторские права юридических лиц

Исходя из действующего на территории Российской Федерации законодательства, допускается признание автором лишь физического лица. Есть правило – значит, есть исключение. Это правило применимо и к авторскому праву.

В случаях, когда произведение было создано, не на территории РФ, а за ее пределами, то авторские права рассматриваются международными авторскими правами. В соответствии с международными авторскими правами, автором на интеллектуальную собственность имеет право выступать юридическое лицо. Также, юридическое лицо может выступать автором, когда осуществляется создание произведения физическим лицом, исполняющим свои служебные обязанности. То, что он создал исходя из трудовых обязательств, принадлежит юридическому лицу. Либо также право авторство может перейти к юридическому лицу, согласно завещанию определенного автора на произведение.

Также, когда юридические лица создают, газеты, журналы, энциклопедии, сборники трудов. Словари, аудиовизуальное произведение, фильмы.

Смежное право: что защищает

Круг авторских произведений и их разновидностей в Гражданском кодексе РФ не ограничен. Для объектов смежного права установлен закрытый список. К ним относят 5 видов интеллектуальной собственности, которые отличаются между собой способами правового регулирования:

  • фонограммы (музыка не должна входить в состав аудиовизуальных произведений, например, фильмов, так как в этом случае она является неотделимой частью таких произведений);
  • исполнение авторских произведений;
  • спутниковое и кабельное вещание, радиопередачи;
  • изготовление баз данных;
  • публикация произведений литературы, науки и искусства, которые перешли в разряд общественного достояния до их обнародования.

Под термином «база данных» часто понимается хранилище документов, сведений или набор электронных данных, который управляется СУБД. В статье 1260 Гражданского кодекса РФ дается более конкретное определение: база данных представляет собой совокупность материалов разного характера, которые систематизированы таким образом, что они могут быть обработаны с помощью ЭВМ.

Особенностью баз данных является то, что они охраняются как авторским, так и смежным правом. В российской юриспруденции база данных рассматривается как составное литературное произведение. Ее составитель наделяется авторским правом, так как он внес творческий вклад в разработку оригинального расположения элементов и их взаимосвязи. Авторские права на базу данных можно зарегистрировать в «Роспатенте» – государственном ведомстве, которое выдает патенты на изобретения.

Узнать подробнее о регистрации баз данных и программного обеспечения.

Изготовитель базы данных, затративший определенные ресурсы на ее наполнение, наделяется смежными правами. Элементы базы данных могут также являться объектами авторского права, например, литературными произведениями, иллюстрациями или фотографиями, причем авторами этих произведений могут быть разные лица.

Все, кто прямо или косвенно участвует в создании базы данных, должен соблюдать права остальных субъектов: составитель должен получить письменное разрешение от автора произведения, используемого в качестве элемента базы, а изготовитель – от ее составителя.

  1. Любой создать уникального произведения искусства, программы, их законные правопреемники либо представители работодателя могут обладать исключительными права на авторство, если эти права будут переданы на основании договорных обязательств.
  2. Субъектами интеллектуального права могут быть и физические лица – граждане, и юридические – организации или компании, которые приобрели у автора его исключительные права на владение и распоряжение созданной вещи. К юридическим правообладателям можно отнести издательства, которые выкупают (АП) у его литературного создателя, либо компании аудиозаписи, которые создают фонограммы по мотивам литературного либо музыкального произведения.
  3. Право на совместно созданное произведение искусства либо технического средства. Если объект интеллектуального права был создан несколькими физическими лицами, и оно воспринимается как единое целое, или состоящее из нескольких самостоятельных частей, все части которого могут быть использованы вне зависимости друг от друга, то и такой объект относят к (АП). Этот вид может различаться по методу использования, как всего предмета, так и его раздельных частей.
  4. Авторство на составной предмет права. Автор имеет возможность защищать свои интересы по подборке и расположению нужных для составления альбома, альманаха материалов других авторов, этот труд относят к творчеству, и он также защищается Законом, но при неизбежном соблюдении (АП) самого создателя используемого в альбоме произведения.
  5. Авторство на производные произведения искусства. К ним относят разработчиков аранжировки произведений, переводчиков с иностранных языков, и других физических лиц, занимающихся обработкой уже созданных произведений. К этим лицам могут возникнуть требования на соблюдение прав автора первоисточника, а при нарушении этих охраняемых законом прав к ним могут быть применены штрафные санкции.
  6. Правопреемники (АП). К этой группе субъектов могут относиться как наследники самого автора, так и юридические компании, которым автор на основании заключенного договора передал свои права на авторство.


Похожие записи:

Добавить комментарий