85. Социологическая школа права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «85. Социологическая школа права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Понятие «система права» часто раскрывается как результат систематизации юридических норм, т.е. как продукт рациональной деятельности государственных органов.

Включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, отрасли права. Могут быть также выделены субинституты и подотрасли.

Характеристика норм права не нужна.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Формирование социологического направления в юриспруденции началось еще в конце XIX в., когда возникла по­требность в целенаправленном изучении и использовании пра­ва в качестве инструмента регулирования и социального конт­роля, сдерживания или предупреждения общественных разно­гласий и конфликтов. К этому времени социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и её методы получили ши­рокое распространение в общественных дисциплинах. Основателем социологии права называют австрийского правоведа Евгения Эрлиха(1862-1922гᴦ.). В его фундаментальной работе «Основы социологии права» (1913) обосновывается идея, что право генерируется самим обществом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ следует изу­чать, а не законодательством, юриспруденцией или судебной практикой. Исходные начала права, утверждает Эрлих, следу­ет искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества и само государство. По мнению Эрлиха, не юридические положения, а внутрен­ний порядок человеческих союзов первоначально определяет поведение людей – право первого порядка. Соответственно свои права они рассматривают как нечто вытекающее из взаимоот­ношений, а не из тех юридических положений, которые регули­руют эти отношения. Вместе с тем, внутренний порядок обще­ственных союзов представляет собой основу юридических уста­новлений. При этом этого уровня правовых норм еще недостаточно. По этой причине наряду с ними в целях защиты правил поведения, сло­жившихся в обществе, аналогично тому, как и в различных государствен­ных институтах, ᴛ.ᴇ. защиты правил первого порядка, а также регулирования спорных вопросов, существуют правовые поло­жения, создаваемые решением судей или законодательством – право второго порядка. При этом истинным правом, которым должно руководствоваться правосудие, должна быть, по Эрлиху, то, что становится «живой нормой». Под «живой нормой» он понимал право, фактически уже действующее в обществе, возникающее спонтанно в результате взаимодействия права общественного, права юристов и права государственного. Социология права, непосредственно изучая реальную жизнь и действуя методом индукции (от единичных фактов к общим положениям), в качестве предмета наблюдения также должна исследовать именно живое право, право в действии.

Эрлих – не только автор концепции «живого права», но и основоположник теории «свободного судейского нахождения права», которая была им разработана в связи с проблемой пре­одоления пробелов в праве. Он считал, что законодатель не способен устранить пробелы в праве потому, что создаваемые нормы носят общий характер.
Вместе с тем, авторитетность го­сударственной правовой сферы подавляет, по его мнению, вся­кую творческую мысль и не способствует справедливости ре­шений. Правовые положения, по Эрлиху, содержат лишь види­мую норму для решения, фактически же это только указание судье самостоятельно найти соответствующую норму. Поэто­му заполнение пробелов в праве путем свободного судейского нахождения более эффективно, так как судейское толкование закона в большей мере основано на результатах социологичес­кого изучения «живого права» и интуитивном чувстве справед­ливости, чем на логической интерпретации текстов нормы.

Наибольшее распространение социологическая юриспру­денция получила в США. Здесь это направление начал разра­батывать еще в первой четверти ХХ в. Роско Паунд(1870-1964гᴦ.). Мировоззренческую основу его учения составляет принцип прагматизма, определяющий значимость знания, любых тео­ретических построений практическими последствиями или пользой. Следуя этому принципу, Паунд призывал юристов уделять внимание исследованию действительной эффективно­сти правовых норм и институтов, обращаться к анализу «права в действии», а не ограничиваться изучением «права в книгах», ᴛ.ᴇ. права в законе, в нормативных актах. «Мы хотим изучать правопорядок вместо того, чтобы вести споры о природе пра­ва», – разъяснял свою позицию Паунд.

В его понимании, право — ϶ᴛᴏ «высоко специализирован­ная форма социального контроля, осуществляемого на базе властных предписаний в рамках судебного и административ­ного процесса». В трактовке права как формы социального кон­троля наиболее ярко проявилась социологическая направлен­ность концепции Паунда, ориентирующая юриспруденцию изу­чать право в контексте социальных отношений, учитывать взаимодействие правовых норм с другими регуляторами обще­ственной жизни: религией, моралью, домашним воспитанием и др.
При этом Паунд выступал за крайне важно сеть планирова­ния, за расширение контроля, осуществляемого с помощью права. Значение правовых способов воздействия на поведение индивидов, по его мнению, возрастает вместе с развитием госу­дарства. Все остальные виды социального контроля также дол­жны действовать под надзором и в соответствии с требования­ми права.

В идее социального управления посредством права после­днему отводилась инструментальная роль, аналогичная роли инженерной науки при решении технических задач. По этой причине своим теоретическим построениям, в т.ч. и трактовке права, Паунд придает прежде всœего инструменталистский ха­рактер.
Приведенная выше формулировка понятия права, как не трудно заметить, раскрывает не сущность права, а совокуп­ность его значений – его цель. Категории сущности он проти­вопоставлял понятие цели.

Функции, роль права Паунд видел в сглаживании и при­мирении противоречащих друг другу интересов, в улажива­нии социальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений между людьми. Паунд подчеркивал, что право должно служить не разъединению членов общества, а, наобо­рот, укреплению согласия и кооперации между ними, гармо­низации сталкивающихся и перекрещивающихся интересов и требований.

Паунд предпринял попытку составить весьма пространную таблицу этих интересов и сформулировал ценности и юриди­ческие постулаты современной цивилизации, которые должны, по его мнению, направлять формирование и применение пра­ва, способствовать компромиссному разрешению противоре­чий в обществе, обеспечивать «защиту интересов» с помощью права.

Среди юридических постулатов, которым в одинаковой мере должны следовать и те, кто создает право, и те, кто его применяет, Паунд выделил следующее: в цивилизованном об­ществе любой человек должен быть уверен в том, что:

  • Он не станет объектом нападения;
  • Блага, созданные его трудом и приобретенные в соответ­ствии с правилами, существующими в данном обществе, будут находиться в его распоряжении, и он может использовать их по своему усмотрению;
  • Окружающие его люди будут вести себя так, что: а) их действия будут соответствовать тому, что разумно ожидать, ис­ходя из обещаний и поведения; б) в своих поступках они будут руководствоваться представлениями, диктуемыми обществен­ной моралью; в) возмещать причиненный ими ущерб, который в данных условиях не должна быть признан разумным и неиз­бежным;
  • Каждый будет проявлять должную осмотрительность при осуществлении своих действий, с тем чтобы не подверг­нуть других лиц неразумно высокому риску причинения вре­да;
  • Ущерб, причиненный в результате совершения действий, представляющих опасность, будет возмещен.
Читайте также:  Как вырастут пенсии и пособия с января 2023 года. Точные цифры

Ценность и постулаты изображены Паундом как идеаль­ные и вечные начала, но при этом он допускал, что в современ­ном индустриальном обществе возможны и новые тенденции и связанные с ними постулаты. Эту идеализированную схему цен­ностей и интересов общества позднее назовут «состоянием все­общего благоденствия».

Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы

Концепции социологической школы права кратко можно выразить следующими тезисами:

  • Право воплощается не в законе или же позитивном праве, а в реализации установленных норм. Отсюда социологическая юриспруденция выходит из рамок закона к правоприменительной практике. Закон – сфера должного, право – сфера сущего.
  • Позитивное право, по которому закон считался книжным и «мертвым». Его противовесом в современной теоретикам реальности выступало «живое» право, наблюдаемое в действии.
  • Играет роль только реальное поведение участников правовых отношений. А также их юридические действия, отношения, правопорядок, применение законов. Право – это, прежде всего, юридическая практика.
  • Создателями «живого» права выступают администраторы и судьи. Именно они создают закон и являются истинными правотворцами.

Проанализировав учение социологической школы права, можно выделить следующие достоинства ее концепций:

  • Правотворчество на основе реальных прецедентов, изученных на базе конкретно-социологических методов.
  • Общественные отношения ставятся выше правовой нормы.
  • Социологическое правотворчество соответствует децентрализованному управлению, невмешательству государства в экономику и прочим прогрессивным идеям.
  • Только изучение законодательства в реальной жизни, в действии ведет за собой создание эффективных правовых норм, более совершенных законов. Изучение права в жизни проводит к выявлению его недостатков, коллизий, «белых пятен».

Говоря о плюсах и минусах социологической школы права, коснемся ее явных недостатков:

  • Развитие концепции ведет к размытию границ такого понятия, как право. Если под правом понимать прежде всего реализацию законов, утратится разница между законным и противозаконным. Ведь воплощение в жизнь может быть и правомерным, и неправомерным.
  • Если правотворческая деятельность станет прерогативой судей, это может привести к произволу в судебной практике. Особенно в этом ключе критиковали социологическую школу уголовного права.
  • Без устойчивой нормативной основы велика вероятность проявления тенденции к решению судебных дел в пользу экономически и политически влиятельных лиц.

Социологическая теория права, ее основные идеи, достоинства и слабые стороны.

Проанализировав учение социологической парадигмы можно выяснить, что она содержит массу преимуществ.

Среди положительных постановлений данной теории стоит отметить следующее: социум и право концептуально рассматриваются как взаимосвязанные явления.

существование прямых доказательств того, что кроме общепринятых норм права, установленных государством, необходимо изучать и те, что формируются в обществе.

усиление акцента на ведущей роли права как средства социального контроля и достижения равновесия в социуме и пр.

Также к достоинствам следует отнести следующие факты:

  • Благодаря социологической теории, в юриспруденции впервые стали признавать настоящие потребности и требования реальных людей, а не спекулятивные желания.
  • Социология открыла юриспруденции возможность взаимодействовать с другими социальными науками. Как следствие этому, право стало занимать равные позиции в социальной структуре с политикой, экономикой и т.д..
  • Довольно выигрышно правотворчество, основанное на реальных прецедентах.
  • Становление общества и взаимоотношений в нём на первый план.
  • Социологическое правотворчество способствует децентрализации управления, что, в свою очередь, подразумевает в себе невмешательство государства в прогрессивные идеи (экономику и т.д.).

Лев Иосифович Петражицкий был видным государственным деятелем, депутатом Госдумы 1 созыва от партии кадетов. Им была разработана оригинальная теория происхождения права. Наиболее полно его мысли изложены в труде «Теория государства и права в связи с теорией нравственности».

После революции 1917 г. Петражицкий переехал в Польшу. Там он начал работу в Варшавском университете, возглавив кафедру социологии. Представителями психологической теории права, кроме Льва Иосифовича, являются Г. Тард и Дж. Фрейзер.

Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

Концепции социологической школы права кратко можно выразить следующими тезисами:

  • Право воплощается не в законе или же позитивном праве, а в реализации установленных норм. Отсюда социологическая юриспруденция выходит из рамок закона к правоприменительной практике. Закон – сфера должного, право – сфера сущего.
  • Позитивное право, по которому закон считался книжным и «мертвым». Его противовесом в современной теоретикам реальности выступало «живое» право, наблюдаемое в действии.
  • Играет роль только реальное поведение участников правовых отношений. А также их юридические действия, отношения, правопорядок, применение законов. Право – это, прежде всего, юридическая практика.
  • Создателями «живого» права выступают администраторы и судьи. Именно они создают закон и являются истинными правотворцами.

Проанализировав учение социологической школы права, можно выделить следующие достоинства ее концепций:

  • Правотворчество на основе реальных прецедентов, изученных на базе конкретно-социологических методов.
  • Общественные отношения ставятся выше правовой нормы.
  • Социологическое правотворчество соответствует децентрализованному управлению, невмешательству государства в экономику и прочим прогрессивным идеям.
  • Только изучение законодательства в реальной жизни, в действии ведет за собой создание эффективных правовых норм, более совершенных законов. Изучение права в жизни проводит к выявлению его недостатков, коллизий, «белых пятен».

Говоря о плюсах и минусах социологической школы права, коснемся ее явных недостатков:

  • Развитие концепции ведет к размытию границ такого понятия, как право. Если под правом понимать прежде всего реализацию законов, утратится разница между законным и противозаконным. Ведь воплощение в жизнь может быть и правомерным, и неправомерным.
  • Если правотворческая деятельность станет прерогативой судей, это может привести к произволу в судебной практике. Особенно в этом ключе критиковали социологическую школу уголовного права.
  • Без устойчивой нормативной основы велика вероятность проявления тенденции к решению судебных дел в пользу экономически и политически влиятельных лиц.

Данная теория на фоне остальных имеет существенные отличия, а именно:

  • Чрезмерное внимание к судопроизводству.
  • Отсыл к тому, что первым делом судья должен принимать решение, доверяясь своей интуиции, а лишь затем оформлять его ссылками на пункты закона, другие прецеденты.
  • Лишение правовой нормы активной роли. Нормы устанавливает суд.
  • Истинность теории подтверждалась достижением ею ожидаемого эффекта в реальности.
  • Отказ от изучения сущности права, мотивируемый тем, что ее познать невозможно.
  • Право как орудие для достижения общественных целей.

Познакомимся поближе с трудами яркого теоретика социологической школы права Роско Паунда (1870-1964). Ученый был деканом Гарвардской правовой школы, президентом Международной академии сравнительного правоведения.

Основой для его теории стала философия прагматизма. Суть ее состоит в том, что научная истина достигается только опытным путем, а ценность заключается в прикладной полезности. Отсюда Паунд считал, что право – это субъективный опыт, который не складывается в общие законы. Дальше – больше: цель и задачу права невозможно познать, отчего и все данные ему оценки противоречивы.

Теория социального права: плюсы и минусы

В психологической теории права, разработанной Петражицким, говорится о том, что многочисленные юридические нормы, которые создают индивиды, противоречат друг другу. На начальных этапах исторического развития они обеспечивались самоуправством – защитой нарушенных интересов самим лицом либо группой близких индивидов.

Впоследствии репрессии и юридическая защита стали упорядоченными. Возникла система фиксированных норм в виде обычаев и законов, появились институты власти (суды, учреждения исполнения наказания и пр.). Госвласть, реализуя функции принуждения, обеспечивает «определенность права».

Данное течение в правоведении появилось не так давно. О социологической юриспруденции мир узнал в конце XIX века. Другое ее название – доктрина “живого” права. В это же время социология обосновалась в отдельную отрасль знаний, поэтому данная правовая концепция сложилась двумя основными путями:

Читайте также:  Как принять на работу иностранца в 2023 году

Основные концепции школы сформировались тогда, когда юридические догмы, рассчитанные на свободную конкуренцию, перестали удовлетворять большую часть общества. В начале эпохи капитализма судебная система под видом нового толкования стала вводить качественно иные нормы. Отсюда и возникло утверждение о том, что право надо искать не в нормах, а в реальной жизни.

В нашей стране социологическая теория права получила широкое распространение после Октябрьской революции на основе критики старых имперских законов. Однако когда советское государство сформировало свою правовую систему, такие мысли оказались не в почете.

Говоря вкратце, сторонники данного направления считали, что право возникает при реализации законов в повседневной жизни. Этими представителями социологической школы права были:

  • Во Франции – Ф. Жени.
  • В США – Р. Паунд, Гарвардская школа права, Американская реалистическая школа права.
  • В Австро-Венгрии – Е. Эрлих.
  • В России – С. А. Муромцев.

Концепции социологической школы права кратко можно выразить следующими тезисами:

  • Право воплощается не в законе или же позитивном праве, а в реализации установленных норм. Отсюда социологическая юриспруденция выходит из рамок закона к правоприменительной практике. Закон – сфера должного, право – сфера сущего.
  • Позитивное право, по которому закон считался книжным и “мертвым”. Его противовесом в современной теоретикам реальности выступало “живое” право, наблюдаемое в действии.
  • Играет роль только реальное поведение участников правовых отношений. А также их юридические действия, отношения, правопорядок, применение законов. Право – это, прежде всего, юридическая практика.
  • Создателями “живого” права выступают администраторы и судьи. Именно они создают закон и являются истинными правотворцами.

Проанализировав учение социологической школы права, можно выделить следующие достоинства ее концепций:

  • Правотворчество на основе реальных прецедентов, изученных на базе конкретно-социологических методов.
  • Общественные отношения ставятся выше правовой нормы.
  • Социологическое правотворчество соответствует децентрализованному управлению, невмешательству государства в экономику и прочим прогрессивным идеям.
  • Только изучение законодательства в реальной жизни, в действии ведет за собой создание эффективных правовых норм, более совершенных законов. Изучение права в жизни проводит к выявлению его недостатков, коллизий, “белых пятен”.

К основным идеям описываемой доктрины можно отнести следующие постановления:

  1. Воплощение права состоит не в законе, а в реализации уже установленных норм. Это убирает все рамки закона по отношению к правоприменительной практике.
  2. Позитивная юриспруденция в противовес «живой», наблюдаемой в действии.
  3. Имеет значение только настоящее поведение сторонников правовых отношений и их применение закона, правопорядок, отношения, юридические действия.
  4. В роли творцов «живого» права выступают судьи и другие причастные к судебному процессу лица.

Основные теории происхождения права

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 36Следующая ⇒

Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Это «вечно» протекающее действие, поскольку общество на каждом этапе своего развития открывает в праве все новые и новые качества, свойства, стороны, грани.

Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И.

Кант верно заметил, что «юристы до сих пор ищут свое определение права». В силу того что право находится как бы на «перекрестке» удовлетворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.

Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.

Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII — XVIII вв. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие.

Главными идеями этого учения выступают следующие:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.

Достоинства:

это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

  • провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
  • Недостатки:
  • данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;
  • такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Психологическая теория права и ее особенности

Кратко от Матузова и Малько (если хочется подробнее – см. В.В. Лазарев «ТГП» или конец вопроса).

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие.

Основными идеями этой доктрины являются:

1) психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права — позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т.д.

Достоинства:

· обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда — нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида;

· акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

Недостатки:

· представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

· в связи с тем, что «подлинное» (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

–––––Доп.––––––

Психологическая теория права возникла в середине XIX в., но наибольшего влияния и распространения достигла в начале ХХ в. Её виднейшим представителем в русской юридической науке был Л. Петражицкий(1867-1931).

В основу психологической теории легло отрицание объективной реальности права и утверждение того, что право является психическим переживанием (чувством или эмоцией). Эта теория рассматривает право как перенесение в объективную реальность комплекса психических переживаний (эмоциональная проекция). «Ныне понятие права, — писал Петражицкий, — исходит из отрицания реального существования того, что юристы считают реально существующим в области права (совокупность норм права, или объективное право) правовые явления — это особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Читайте также:  За что могут отнять участок или выписать штраф: разъяснения Росреестра

Суть и история развития направления

Психологическая концепция права показывает, что государство было основаны не на материальных ценностях, как утверждала марксистская доктрина. Они появились благодаря ряду психических качеств, переживаний и эмоций людей. Лев Петражицкий утверждал, что отдельные социальные группы не могут длительное время существовать без правовых переживаний. Государство может образоваться только по причине определенного состояния психики разных групп индивидов.

Суть этой теории заключается в том, что индивид имеет психологическую потребность в том, чтобы быть в организованном обществе, где его действия ограничиваются социальными рамками. При этом он должен ощущать, проявлять активность в рамках коллективного взаимодействия.

Сторонники направления считают, что общество образовалось благодаря психологическому развитию человека.

Естественно-правовая теория

Ее приверженцы противопоставляют законы, устанавливаемые государством, естественному праву.

Концепция естественного права подразумевает, что каждый человек с момента рождения наделен определенными неотъемлемыми правами.

Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов.

Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения.

Эти взгляды разделяли Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк. Начиная с XVII в. под лозунгами, провозглашавшими необходимость построения новых государств, в которых естественные права человека будут приоритетными, прошли многие акции революционеров.

Петражицкий не составил рекомендаций по практической реализации политики права. Автор видел свою задачу в формировании отправных принципов новой доктрины, обосновании ее необходимости. Он считал, что ключевое положение в государственной правовой политике необходимо отвести не принудительным мерам, а механизмам мотивационного и воспитательного воздействия на поведение индивидов.

Общественно-политические взгляды Петражицкого очень близки к идеям этического социализма. Эта концепция также была распространена в России на рубеже 19-20 вв.

Учение Петражицкого было популярно среди кадетов. Его идеи повлияли на формирование взглядов П. А. Сорокина, Г. Д. Гурвича и многих других приверженцев немарксистского социализма. М. А. Рейснер способствовал сближению психологической теории с марксизмом.

Восприятие последователями марксизма идей Петражицкого облегчалось тем, что в Конституции 1918 г. и других актах социализм характеризовался как «безгосударственный строй». Стоит сказать, что после утверждения сталинизма и формирования концепции социалистического государства последователи Рейснера были раскритикованы за пропаганду в обществе надклассовой этики.

Концепция Петражицкого заинтересовала социологов. Начались активные исследования проблем структуры и нормативной природы правосознания.

Существует множество версий, теорий, которые связаны с вопросом происхождения права. Как одну из наиболее распространенных наряду с естественно‑правовой, исторической, социологической можно выделить психологическую теорию права.

Психологическая теория правабыла разработана российским ученым Львом Иосифовичем Петражицким в начале xx в. Суть ее изложена в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». В числе приверженцев, последователей этой теории: А. Росс, Г. Гурвич, М.А. Рейснер. Психологическая теория оказала большое влияние на развитие правовых исследований, в том числе на современную американскую теорию права. Л.И. Петражицкий направил свое внимание на психологическую сторону формирования правового поведения, вынося его даже за рамки интеллектуальной стороны. Он считал, что особенная природа явлений права находится в сфере эмоционального, в области переживаний, но никак не в области разума. Данное право он назвал интуитивным, отличая его от права позитивного. К последнему он относил нормы, веления, запреты, которые были направлены к лицам, находящимся в подчиненном отношении к праву и правоотношениям. Интуитивное право, по Петражицкому, определяет психологическое отношение адресата к объективному, официальному (позитивному) праву.

Наконец, пришло время поговорить о «теории всего». Так называют несколько теорий, которые пытаются объединить ОТО и Стандартную модель — две основные известные на данный момент физические теории. Ученые предпринимают такие попытки не только из эстетических соображений (чем меньше теорий нужно для понимания мира — тем лучше), но и по более веским причинам.

И у ОТО, и у Стандартной модели есть границы применимости, после которых они перестают работать. Например, ОТО предсказывает существование сингулярностей — точек, в которых плотность энергии, а значит, и кривизна пространства-времени, стремится к бесконечности. Мало того, что бесконечности сами по себе малоприятны — вдобавок к этой проблеме Стандартная модель утверждает, что энергию невозможно локализовать в точке, ее нужно размазывать по некоторому, пусть и небольшому, объему. Поэтому вблизи сингулярности эффекты и ОТО, и Стандартной модели должны быть велики. В то же время ОТО до сих пор не удалось проквантовать, а Стандартная модель строится в предположении плоского пространства-времени. Если мы хотим понимать, что происходит около сингулярностей, нам нужно разработать теорию, которая будет включать в себя обе указанные теории.

Имея в виду, какой успех имел принцип наименьшего действия в прошлом, ученые основывают на нем все свои попытки построить новую теорию. Помните, мы рассматривали только самые простые комбинации, когда строили действие для различных теорий? Тогда наши действия увенчались успехом, но это вовсе не значит, что самое простое действие является самым правильным. Вообще говоря, природа не обязана подстраивать свои законы, чтобы упростить нашу жизнь.

Поэтому разумно включить в действие следующие, более сложные инвариантные величины и посмотреть, к чему это приведет. Чем-то это напоминает последовательное приближении функции многочленами все более высоких степеней. Проблема тут только в том, что все такие поправки входят в действие с некими неизвестными коэффициентами, которые нельзя вычислить теоретически. К тому же, поскольку Стандартная модель и ОТО в целом все-таки хорошо работают, эти коэффициенты должны быть очень маленькими — следовательно, их сложно определить из эксперимента. Многочисленные работы, сообщающие об «ограничениях на новую физику», как раз-таки направлены на определение коэффициентов при высших порядках теории. До сих пор им удалось найти только ограничения сверху.

Ее авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс, а позже она была принята** В. Лениным** и его последователями.

В соответствии с этой теорией право возникает одновременно с государством. Его необходимость обусловлена появлением частной собственности, разделением труда и расслоением общества на классы с противоположными интересами.

В таком обществе право рассматривается сторонниками теории как государственный инструмент, применяемый для урегулирования общественных отношений. При этом правящий класс использует правовые нормы для принуждения представителей угнетенных классов. Так, по мнению марксистов, с помощью права закрепляется общественное неравенство.

Существенным недостатком марксистской теории можно считать значительное преувеличение связи права с государственным аппаратом, экономикой, классовым делением общества и мерами принуждения. Такая связь, безусловно, имела место в действительности, но была не столь всеобъемлющей. Кроме этого, сторонники теории были убеждены, что право не может существовать без особого аппарата принуждения. Ему приписывались репрессивные и карательные функции. Другие же факторы учитывались в недостаточной степени.

Сильными сторонами марксистской теории следует признать использование исторического подхода, рассмотрение права как социального института, учет его связи с материальной жизнью общества и его классовыми структурами. На момент своего появления марксистская теория способствовала значительному продвижению теории государства и права как науки. Под влиянием идей марксизма произошел Октябрьский переворот 1917 г.


Похожие записи:

Добавить комментарий