Малообеспеченные в России: Кто они? Как живут? К чему стремятся?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малообеспеченные в России: Кто они? Как живут? К чему стремятся?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Прежде чем разбираться, как получить статус малоимущей семьи в 2022 следует уточнить, кто входит в состав рассматриваемой семьи. Это важно, поскольку от этого зависит, чьи доходы учитывать при составлении заявки, и чьи документы принимать во внимание. Под составом семьи подразумеваются те лица, которые проживают под одной крышей, являются родственниками по крови или документам и имеют общий бюджет. То есть они ведут совместное хозяйство, не только имеют общий доход, но и совместно несут расходы.

Семьи с каким составом могут претендовать на статус малоимущих

Если говорить о конкретном круге лиц, считающиеся родными (по мнению государства) и способные на получение положения, то сюда входят супруги, чей брак официально зарегистрирован, их дети (родные или усыновленные, падчерицы и пасынки), родители (бабушки и дедушки), братья и сестры. Но только если они отвечают критериям семьи, что указаны выше.

Если говорить о людях, которые фактически являются членами семьи, но не будут учтены при определении малоимущего статуса, то к ним в 2022 году относятся лица, что находятся в местах заключения или проходят срочную службу в армии. Также к этой категории относятся люди, которых отправили на принудительное лечение по решению суда и граждане, что и так на полном обеспечении государства.

Есть отдельные ситуации, когда чужие по закону люди живут вместе и ведут общий быт. Их случай социальные службы могут рассматривать отдельно. В том числе есть шанс, что такая «семья» будет признана малоимущей по отдельной процедуре.

Итак, малоимущая семья – это какая семья? С правовой точки зрения к данной категории относятся те ячейки общества, где каждый член семьи живет на сумму, которая не дотягивает до установленного минимума. Для приобретения этого статуса учитывается суммарный доход всех лиц семейства.

Федеральное законодательство устанавливает строгие критерии и четкий порядок признания граждан малоимущими. Кто к ним относится? На этот вопрос даст ответ ФЗ № 44 от 05.04.2003, который определяет принцип учета доходов физлиц и расчета усредненных показателей как на семью, так и на одиноко проживающих граждан. Это один из первых и основных нормативно-правовых актов, принятых для регулирования отношений данной социально-правовой сферы. Закон указывает на основополагающие направления для оказания помощи малоимущим семьям на общегосударственном и местных уровнях.

Отвечая на вопрос о том, что такое малоимущая семья, нельзя не затронуть вопрос прожиточного минимума. В России процедуру расчета этого показателя регулирует Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ», действующий на протяжении более чем 20 лет. Этот документ устанавливает ряд параметров, по которым реализуются меры по предоставлению социальных гарантий малоимущим гражданам. Кто к ним относится? В первую очередь, это категория населения, нуждающаяся в улучшении существующих условий жизни, то есть те люди, которые имеют недостаточный уровень доходов, но при этом не являются тунеядцами. Государство откажет в поддержке работоспособным, но нетрудоустроенным и не состоящим на учете в службах занятости лицам. Исключение – женщины, воспитывающие и ухаживающие за детьми младше трехлетнего возраста, так как отсутствие дохода не является их виной.

Нюансы подтверждения доходов

Справки об официальных доходах всех лиц, проживающих одной семьей являются обязательными, без этих бумаг документы не примут. Причем не играет никакой роли источник средств к существованию. Это может быть и заработная плата, и доходы от ведения бизнеса, и учебная стипендия, детские и пенсионные пособия, выплаты, алименты, доходы от сдачи недвижимости в аренду и пр. Трудоустроенным гражданам следует предоставить копию трудовой книжки или трудового договора, а для безработных будет достаточно справки из центра занятости о постановке гражданина на учет в качестве соискателя.

Справки требуются от каждого члена малоимущей семьи. Доходы, получаемые за счет сдачи имущества в аренду, необходимо подтверждать соответствующими договорами. Студенты, которые проходят обучение в вузе на дневном отделении, должны предоставить справку с места учебы. Речь идет об учащихся, не достигших 23-летия.

Если среди членов семьи есть инвалиды либо лица, страдающие серьезными психическими отклонениями, неизлечимыми или заразными заболеваниями, нужно предоставить органам социальной защиты все подтверждающие медицинские справки – это позволит претендовать на приобретение статуса не малоимущей, а малообеспеченной семьи. К разнице между этими двумя понятиями вернемся чуть позже.

Сущность, понятие и структура государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения

Социальная политика государства — это система управленческих, организационных, регулятивных, саморегулятивных мероприятий, действий, принципов и основ, направленных на обеспечение оптимального социального уровня и качества жизни, социальной защиты малообеспеченных слоев населения, их социальной безопасности в обществе.

Социальная защита малообеспеченных и нетрудоспособных граждан предусматривает: предоставление государственных пособий (по безработице, единовременных, целевых, компенсационных); предоставление государственных субсидий (жилищных, целевых на строительство жилья); предоставление натуральных пособий (товарные субсидии, бесплатные обеды, бесплатный проезд, одежда, льготная оплата жилья); обслуживание пенсионеров, инвалидов, одиноких граждан в домах-интернатах, центрах социального обслуживания; введение минимальных размеров пенсий, социальных пенсий; компенсационные выплаты и индексация доходов; внедрение социальных налогов [18].

Нормативное регулирование

Отвечая на вопрос, малообеспеченная семья – это какая семья, следует обратиться к таким нормативно-правовым актам:

  1. ФЗ № 44 от 05.04.2003 г. «О порядке учета доходов…» Данный норматив является основным среди правовых актов, регулирующих критерии признания семьи малообеспеченной. В документе содержатся позиции, на основании которых рассматриваемые семьи могут получать определенные преференции. Льготы при этом обеспечиваются на федеральном и местном уровнях.
  2. ФЗ № 134 от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме» (ПМ). Норматив регламентирует алгоритм расчета ПМ в РФ, а также определяет конкретные параметры, на основании которых населению может обеспечиваться социальная и материальная помощь от государства с целью повышения уровня жизни.
  3. ФЗ № 178 от 17.07.1999г. «О государственной соцпомощи». Определяет список базовых направлений, в рамках которых государство обеспечивает различные виды преференций конкретным категориям граждан. Также в законе конкретизируются льготы, полагающиеся малообеспеченным семьям на федеральном и на региональном уровнях.

Понятие И Структура Малообеспеченных Граждан Статьи 2020

Информация обновлена и актуальна на Ноябрь 2020 года

Существующим законодательством РФ предусмотрена финансовая государственная поддержка гражданам с низким уровнем дохода. Однако, каждый, кто желает воспользоваться ею, обязан предоставить доказательства, подтверждающие свой статус.

Сегодня мы рассмотрим виды материальной поддержки малообеспеченным семьям, кто к ним относится в 2020 году, а также нюансы её оформления и обязанности, связанные с получением денег от государства. Кроме того, в статье собраны полезные рекомендации опытных юристов по семейному праву, которые помогут Вам избежать наиболее распространённых ошибок и рисков.

Для того чтобы определить подходит ли семья под статус малоимущей, необходимо знать, какой максимальный доход семьи предусмотрен законом для получения субсидии, после чего рассчитать его на всех членов семьи.

Для получения интересующей нас суммы следует суммировать все доходы, которые получает семья и разделить общую сумму на количество членов семейства. При этом, проводя финансовые расчёты нужно узнать, какие именно доходы сегодня учитываются законодательством России, а какие нет.

  • Доходы, получаемые от основной рабочей деятельности. То есть, официальную заработную плату.
  • Деньги, получаемые из процентов депозитных счетов и банковских вложений.
  • Алиментные выплаты.
  • Регулярные пенсионные начисления.
  • Так называемые, компенсационные выплаты, связанные с потерей здоровья или иными причинами.
  • Остальные субсидии, которые получает кто-либо из членов семьи.

Как видите, при подсчёте общего дохода должны суммироваться все средства, которые получают члены семьи, вне зависимости от их фактического трудоустройства. При этом, расчёт суммы осуществляется за последние три месяца.

В случае, если семья узнала, что их общий доход составляет сумму ниже минимума проживания в их области или регионе – семейство имеет право получить особый статус малоимущей семьи. Но, для осуществления этого им нужно будет документально доказать свой низкий уровень дохода.

Оформлением данного статуса занимаются социальные органы. Для этого Вы можете подать заявление:

  1. в соцзащиту;
  2. через МФЦ.
Читайте также:  Взносы на капремонт: вопросы и ответы

Исходя из нашего опыта, отметим, что особых различий в работе этих структур нет. Однако, МФЦ выступает в роли посредника между гражданами и государственными органами в передаче документов и Вы можете получить желаемый результат немного позже, чем при прямом обращении в соцзащиту.

При этом, получение услуги через МФЦ считается более комфортным и простым, ведь данный государственный орган работает «в одно окно». Таким образом, одни и те же его специалисты принимают заявления в разные государственные структуры.

Вопрос от наших Посетителей:

ИЗУЧЕНИЕ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Сагаева Э.З.*

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В данной статье рассматриваются основные статистические показатели, характеризующие социальное неравенство и бедность населения в РФ и регионах страны.

Ключевые слова: малообеспеченные слои населения, социальное неравенство.

Сложная экономическая ситуация в нашей стране на современном этапе объясняется высокой степенью зависимости отечественной экономики от внешних факторов. Это привело к росту циклической безработицы, повышению уровня инфляции и девальвации рубля.

Комплексное влияние ряда факторов привело к росту численности бедного населения, а также населения, находящегося за чертой бедности. Наряду с неблагоприятными факторами, проблему бедности в России усиливает существующая социальная дифференциация населения.

Величина прожиточного минимума за изучаемый период увеличилась на 1234 руб. (на 38 %). Минимальный уровень прожиточного минимума был зафиксирован в 2014 г. в Пензенской области и составил 6571 руб., а максимальный — 15428 руб. в Камчатском крае (табл. 1).

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

  • Управление социальной защитой малообеспеченных слоев населения

    Ознакомление с теоретическими аспектами социальной защиты малообеспеченных слоев населения в Российской Федерации. Анализ эффективности управления социальной защиты в отношении малообеспеченных слоев населения муниципального образования Анапы.

    дипломная работа [70,9 K], добавлен 24.01.2018

  • Социальная защита малообеспеченных слоев населения

    Структура и понятия малообеспеченных слоев населения. Сущность социальной защиты и ее формы — денежные выплаты и безденежная помощь. Специфика социальной поддержки инвалидов в Новосибирской области, как одной из категорий малообеспеченных граждан.

    курсовая работа [40,6 K], добавлен 28.11.2013

  • Анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения

    Понятие системы защиты населения. Их основные формы и специфика. Механизм социального взаимодействия государства и некоммерческих организаций. Социальная защита малообеспеченных слоев населения. Основные перспективы развития социальной защиты населения.

    курсовая работа [50,0 K], добавлен 12.06.2010

  • Организация социальной защиты малообеспеченных групп населения

    Понятие малообеспеченных групп населения исходя из прожиточного минимума. История развития и специфика их социальной защиты. Цели государственной социальной помощи. Субъектный состав ее получателей. Виды, размер и порядок ее оказания малоимущим гражданам.

    курсовая работа [42,7 K], добавлен 14.05.2015

  • Социальная защита малообеспеченных слоев населения

    Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики; история социальной политики в сфере помощи малообеспеченным слоям населения. Сущность, виды и механизм предоставления государственной социальной помощи, денежные формы социальной защиты.

    курсовая работа [80,9 K], добавлен 05.01.2010

  • Государственная защита малообеспеченных слоёв населения

    Теоретические основы государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения. Сущность, понятие и структура государственного регулирования этой сферы, ее правовое обеспечение. Пути повышения эффективности социальной защиты населения.

    курсовая работа [32,8 K], добавлен 04.06.2016

  • Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин «социальная защита».

    контрольная работа [41,6 K], добавлен 08.11.2008

Распределение реальной прибыли с помощью дифференцированного налогообложения, системы трансфертных платежей и вмешательства государства в рыночные механизмы.

Данная политика государства преследует следующие цели:

  • сокращение неравенства доходов населения и повышение общего благосостояния;
  • ускорение темпов экономического роста в стране;
  • уменьшение количества бедного населения.

Процесс перераспределения доходов может осуществляться:

  • прямым методом. Денежные средства, полученные в результате налогообложения, аккумулируются в бюджете государства для дальнейшего осуществления трансфертных платежей;
  • косвенным методом. Сюда относят благотворительность, льготные налоги, бесплатное медицинское обслуживание или образование, осуществление государственного контроля цен и т.д.

Наиболее распространенные способы перераспределения доходов:

  • трансфертные платежи — пособия для малообеспеченной части населения: инвалиды, студенты, безработные, иждивенцы, престарелые;
  • управление ценами на продукцию с высокой степенью социальной важности;
  • применение индексации доходов и пособий как средства защиты от инфляции путем привязки к индексу потребительских цен;
  • обязательное установление минимальной заработной платы;
  • прогрессивное налогообложение: увеличение эффективной налоговой ставки с ростом налогооблагаемой базы.

Такая государственная политика может не только не привести к желаемому эффекту, но и оказать негативное влияние:

  • процесс передачи доходов от состоятельных людей к малоимущим может выполняться «в дырявом ведре», что приведет к ухудшению благосостояния богатых, но не улучшит положение бедного слоя населения. Обязательно необходимо учитывать фактор эффективности, поскольку затраты государства на осуществление перераспределительных программ в значительной степени могут быть не оправданы;
  • возникновение непредвиденных побочных эффектов. Это обуславливает необходимость учета не только мгновенной выгоды от проведения социальных программ, но и долгосрочной перспективы. Так, например, большой размер и длительность выплаты пособий по безработице или особо нуждающимся демотивирует население к труду. Это оказывает отрицательное влияние не только на экономику страны, но и на социальную атмосферу в обществе.

Действия государства должны быть предельно осмотрительными. Размеры трансфертных платежей необходимо согласовывать с возможностями бюджета государства, иначе они рискуют стать факторами бюджетного дефицита и инфляции. Желаемого эффекта достигнуто не будет, поскольку выигрыш населения от выплаты пособий будет ликвидирован постоянным повышением цен.

Чрезмерное налогообложение может привести к подрыву рыночных стимулов и глубоко деформировать рыночный механизм. Это будет способствовать замедлению экономического роста, ускорению темпов инфляции и даже ухудшению материального положения малообеспеченных слоев населения, ради которого и проводилась политика перераспределения доходов.

В 2021 году в России введут продовольственные карточки

  • Налоговые: можно не платить налоги с сумм, получаемых в качестве льготных дотаций, пенсий и т.д.;
  • Право на получение жилья по договору соцнайма из жилищного фонда местного муниципалитета в порядке очередности, либо при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий можно оформить социальную ипотеку;
  • Жилищные: льготы на коммунальные услуги малоимущим для нанимателей муниципального жилья и собственников приватизированного (действуют и применяются местные поправочные коэффициенты);
  • Материальная помощь:
  1. Ежемесячная — несовершеннолетним, студентам дневных отделений, в неполной семье — в 2-кратном размере, матери в декретном отпуске выплачивается до 2-х лет малыша.
  2. Экстренная — разово выплачивается при тяжелом заболевании или смерти члена семьи.
  • Внеочередное зачисление в дошкольные образовательные учреждения со снижением ежемесячного платежа на 20% 1-му ребенку, на 50% — 2-му, на 70% — 3-му и всем последующим;
  • Правовые — безвозмездные юридические консультации, помощь в защите интересов в суде.

Теоретико-методологические подходы к изучению бедности населения

Резкое увеличение малоимущих слоев российского общества с 90-х гг. XX века обусловило необходимость теоретического осмысления данного феномена в историческом контексте. Исследования, посвященные данной проблеме, начались после снятия негласного запрета на использование термина «бедность». Между тем, западными исследователями накоплен достаточно большой и разнообразный опыт изучения феномена бедности.

Фундамент социологического исследования данного феномена был заложен еще в XIX веке вследствие мощного развития социальных наук, что послужило предпосылкой становления современной социологии бедности. Однако первые попытки исследования (измерения) этой социально важной проблемы относятся еще к концу XVII века. В Англии в 1662 году впервые принят закон, который устанавливал основное правило распределения социальной помощи — территориальное. В законе указывалось, что муниципалитеты и локальные органы государственной власти могут оказывать помощь только местным жителям. Кроме того, закон впервые обязывал власти проводить особые исследования, чтобы установить — какие категории населения рискуют впасть в бедность в обозримом будущем .

В целом, под бедностью малоимущих слоев населения сегодня понимается такое социально-экономическое положение семьи или отдельного индивида, при котором располагаемые ресурсы и средства (деньги, товары, имущество) крайне недостаточны для удовлетворения их минимальных потребностей (питание, одежда, жилье, медицина, образование и др.). Порогом (чертой) бедности называют нормативно устанавливаемый 18 уровень денежных доходов человека, семьи (домашнего хозяйства), который обеспечивает физический прожиточный минимум.

Читайте также:  Программа «Молодая семья» — 2023: что нужно знать

Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов», в том числе:

экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица);

социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность);

демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);

политических (разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция);

регионально-географических (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).

Бедность как социальное явление издавна привлекает к себе внимание мыслителей, политических и государственных деятелей, представителей культуры, различных слоев общественности. И не случайно, что в отношении к ней проявляют себя определенные системы мировоззрения, ценности, доминирующие в ту или иную эпоху, в том или ином обществе. Первые попытки осмысления бедности в контексте социальных отношений носили морально-оценочный характер и были тесно связаны с религией. Так, в христианстве довольно долго господствовало, а в православии и по настоящее время господствует представление о том, что бедность — не порок, а напротив, духовно облагораживающее жизненное начало. Быть бедным не грешно, так угодно Богу, а сам человек не несет ответственности за свое положение.

С развитием протестантизма и превращением его в идеологию капитализма отношение к бедности и бедным изменилось. В общественном сознании она стала характеризоваться как социальное зло. Состояние бедности осуждалось, поскольку связывалось с неспособностью человека добиться материального благополучия и успеха в обществе. Бедные отождествлялись с социально опасными классами, выступающими социальной базой преступности, пьянства и других типов девиаций.

Во многих странах Европы и Америки торжествовали принципы так называемой «протестантской этики»: от человека требовалась самодисциплина, бережливость и трудолюбие, зависимость от других считалась неприличным фактом. Неимущие, которые пользовались услугами приютов для бедных, в США и Великобритании лишались избирательных прав, свобода их передвижения ограничивалась, в ряде случаев они обязаны были носить одежду с большими буквами Р (первая буква слова poorhouse -приют для бедных), которая указывала на их низкий социальный статус.

В 1798 году Томас Мальтус — экономист Британской Ист-Индийской компании — опубликовал «Эссе о принципах народонаселения», в котором доказывал, что население планеты растет быстрее, чем производство товаров, необходимых для удовлетворения его нужд. Взгляды Мальтуса оказали значительное влияние на формирование подходов к социальному обеспечению: они весьма причудливым образом были соединены с теорией эволюции Чарльза Дарвина и привели к появлению «социал-дарвинизма». Герберт Спенсер, адаптировавший идеи Мальтуса и Дарвина к области социальной политики, доказывал, что бедность является проявлением процесса естественного отбора, а помощь бедным лишь умножает бедность и лень (эта теория, в частности, изложена в его книге «Система Синтетической Философии», опубликованной в 1862 году)12. Тем не менее, в мире возобладала идея гуманистического подхода к борьбе с бедностью. Во многих европейских государствах были приняты законы, направленные на борьбу с корнями бедности — неграмотностью, болезнями, незащищенностью наемных работников перед действиями работодателей и пр.

С формированием системы научного знания об обществе происходит более глубокое осмысление, а порой и переосмысление данного явления. Однако нравственные и моральные факторы по-прежнему оказывают существенное влияние на характер его описания и объяснения, а также на выбор методов социального воздействия на бедные слои населения.

Идеологические константы и сегодня являются важной составляющей интерпретации феномена бедности. Научный анализ бедности имеет ряд принципиальных отличий от морально-оценочного объяснения. Прежде всего, это стремление представить объективную картину бедности (охарактеризовать ее масштабы, глубину, различные формы) и дать ей причинно-следственное или символическое объяснение: обосновать причины возникновения и выявить последствия ее влияния на общественную жизнь или описать особенности образа жизни и модели поведения бедных.

Как малоимущим в Подмосковье получить государственную социальную выплату

Для получения соцпомощи необходимо оформление статуса малообеспеченного. Он присуждается решением комиссии органов местного самоуправления. Основным критерием для выделения субсидии малоимущим семьям в 2022 г.­остается среднедушевой доход. Он определяется путем суммирования всех выплат, которые получали члены семьи за 3 месяца. При определении совокупного дохода учитывают:

После того, как чадо достигло трехлетнего возраста, матери перестают выплачивать компенсации. Если женщина докажет, что нуждается, относится к малоимущим, то можно получать вспомоществования до совершеннолетия отпрыска. Мать и отец должны официально работать, а среднемесячный доход каждого домочадца не должен превышать ПМ, установленного по региону. Деньги выплачиваются до 16-летнего возраста сына или дочери. Отдельные выплаты даются матерям, ухаживающим за несовершеннолетним инвалидом, или при ограничении дееспособности родителя.

Для назначения соцпомощи необходимо соблюдение условия – трудоустройство всех совершеннолетних граждан. При отсутствии гражданина и возможности установления его места пребывания, для предоставления подтверждения дохода необходимо заявителю дать согласие на возбуждение дела по поводу проведения органами внутренних дел розыска отсутствующих лиц.

В статье 49 Жилищного кодекса РФ указано право малоимущих граждан на бесплатное первоочередное получение жилья. Согласно статье 51 ЖК РФ, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и становятся на учет для выделения социального жилья на таких основаниях:

  • инвалидом 1 или 2 группы;
  • ребенком-сиротой, оставшейся без родителей или опекуна;
  • членом многодетной неимущей семьи;
  • лицом, подвергнувшимся воздействию радиоактивного облучения;
  • контрактником, служившим не менее 3 лет.
  • Пособие беременным малоимущим. Чтобы его получить, матери нужно встать на учет на сроке до 12 недель. Сумма выплаты составляет 708,23 руб.
  • При появлении ребенка государство выплачивает 18 886,32 руб.
  • Пособие малоимущим на ребенка, усыновленного из детского дома. Сумма составляет 18 886,32 руб., но получить ее можно только спустя полгода после того, как суд вынесет вердикт об усыновлении.
  • Социальное пособие для малоимущих семей на 1 сентября. Выплачивают его с целью помочь родителям собрать ребенка к школе. Размер помощи зависит от региона. Больше всех получают москвичи – 5 тыс. рублей за одного ребенка.
  • Беременным женщинам, если их мужья в этот период служат в ВС РФ. Им положено 29 908,46руб.
  • Финансовая поддержка. Условия ее получения различаются в зависимости от субъекта РФ. Сумма тоже зависит от конкретного региона.

В каждом регионе установлен определенный размер прожиточного минимума, который позволяет купить корзину необходимых продуктов и товаров, чтобы обеспечить нужды семьи. И если граждане получают меньший доход, они могут рассчитывать на государственную помощь, получив пособие малоимущим семьям в 2022 году. Выплаты малоимущим производятся не только в денежном, но и натуральном виде.

  • Разовая помощь (ЕДВ). Обычно она приурочена к определенным жизненным ситуациям человека: рождение ребенка, потеря жилья и пр. Оформляется единожды.
  • Регулярные выплаты. Они начисляются 1 раз в месяц. Продлевать их нужно каждый год при условии, что доход и ситуация семьи соответствует статусу «малоимущие».

На первом этапе оформления нужно собрать документы, подтверждающие право на получение денег. Обращаться за назначением пособий необходимо ежегодно. Список документов на пособие малоимущим зависит от вида выплат, на которое подается запрос. Основной перечень включает:

  • Заявление с просьбой назначить ежемесячные выплаты;
  • Личный документ родителей;
  • Свидетельство о рождении малышей;
  • Справка о составе семьи;
  • Свидетельство о браке или его расторжении;
  • Бумага, подтверждающая доход на каждого члена – выдается работодателем или в ПФР;
  • Выписку банковского счета – реквизиты для перечисления пособия;
  • Другие бумаги, например, документ из Центра Занятости, справку об усыновлении.

Материальная помощь от соцзащиты в 2021 году как получить

Семья, в которой средний доход рассчитанный на одного человека не превышает установленной регионом величины прожиточного минимума, может быть признана малоимущей.

Чтобы рассчитать данный показатель, нужно совокупный доход за предыдущие три месяца каждого члена семьи поделить на 3 (количество месяцев).

Полученное число должно быть разделено на число людей в семье. В результате определится среднемесячный доход (среднедушевой) на одного человека.

Если полученное значение будет меньше, чем прожиточный минимум, установленный на текущий период, семья сможет получить соответствующий статус.

Для расчета совокупного дохода учитывается следующее:

  • выплаты по системе оплаты труда;
  • доходы от имущества;
  • социальные выплаты;
  • доходы от ведения подсобного хозяйства;
  • дивиденды;
  • алименты;
  • выходные пособия;
  • авторские вознаграждения.

По закону малоимущей могут признать лишь ту семью, в которой отсутствуют трудоспособные тунеядствующие лица старше 18 лет. Данное правило не относится к женщинам, пребывающим в декрете.

Согласно законодательству России любая семья в любом составе имеет право при определенных обстоятельствах воспользоваться льготами для малоимущих.

К данной категории в 2021 году могут относиться следующие семьи:

  • многодетные (с числом детей от трех и более);
  • полные (оба родителя с детьми либо бездетные родители);
  • неполные (один родитель и один либо несколько детей);
  • в составе которых есть инвалиды;
  • с усыновленными детьми или взятыми под опеку;
  • семьи без родителей, где детей воспитывают бабушки и дедушки.

В обязательном порядке все члены семьи должны проживать и быть зарегистрированными по одному и тому же адресу.

Читайте также:  Как оформить пособие по безработице?

Но если один из них, будучи совершеннолетним и трудоспособным является тунеядцем, он как малообеспеченный признаваться законом не будет. Такой человек не имеет права получать какие-либо социальные выплаты.

Прожиточный минимум утверждается Правительствами регионов Российской Федерации с учетом их индивидуальных особенностей.

Расчет данного показателя ведется ежеквартально для каждой категории граждан: на душу населения, для трудящихся граждан, пенсионеров и детей.

В 2021 году по России прогнозируется увеличение размера прожиточного минимума примерно на 6%.

Для получения данного статуса необходимо одному из членов семьи предоставить требуемый пакет документов в отдел соцзащиты или в МФУ.

Все документы должны содержать достоверные сведения, закрепленные соответствующими подписями и печатями государственного образца.

При выявлении актов мошенничества или сокрытии источников дохода статус малоимущей присвоен не будет. Если мошенничество было обнаружено позднее, семью могут обязать вернуть все выплаты, полученные незаконным путем.

Если один из членов семьи проходит службу в армии либо отбывает наказание в тюрьме, находится в розыске или считается без вести пропавшем, обязательно требуется справка об этом из соответствующего органа.

После передачи документов социальному работнику производится рассмотрение дела комиссией, которое может занять от 10 до 30 дней. В случае положительного решения семье будет присвоен статус малоимущей.

На федеральном уровне:

  • освобождение от уплаты налогов со всех видов выплат, осуществляющихся по государственной программе.
  • оказание бесплатных юридических услуг;
  • льготы по медицинскому обслуживанию;
  • внеконкурсное поступление в государственный ВУЗ лицу до 20 лет, успешно сдавшему ЕГЭ и находящемуся на иждивении родителя-инвалида I группы.

Пособия для малоимущих семей:

  • единовременные выплаты нуждающимся;
  • выплаты многодетным семьям;
  • ежемесячное пособие на детей;

Поддержка детей:

  • бесплатный проезд в городском транспорте детям до 7 лет;
  • льготы на приобретение ж/д билетов;
  • предоставление внеочередного места в детском саду и яслях;
  • льготное питание для школьников;
  • выдача бесплатных медикаментов детям до 6 лет;
  • льгота на проезд в другую страну с целью лечения;
  • компенсация приобретения обязательной школьной формы и канцелярских товаров;
  • получение путевки в санаторий.

Поддержка взрослых членов семьи:

  • предоставление льготных условий труда;
  • понижение пенсионного возраста;
  • возможность неуплаты регистрационного предпринимательского сбора.

Помощь в решении жилищных проблем:

  • получение бесплатного жилья на условиях социального найма для малоимущих семей, не имеющих собственной жилой площади или проживающих в стесненных условиях;
  • право на получение социальной ипотеки с господдержкой (государство субсидирует некоторую часть процентной ставки);
  • предоставление скидки на налог на недвижимое имущество;
  • предоставление субсидии для оплаты коммунальных услуг.

Основанием для прекращения поддержки малоимущих является улучшение материального положения, при котором среднемесячный доход становится выше размера прожиточного минимума.

Региональная власть предоставляет компенсацию 246,75 рублей на оплату за коммунальные услуги. При рождении 3 и более детей одновременно многодетным родителям выплачивается единовременное пособие на каждого ребенка в размере 4618,45 рублей. После истечения льготного периода ставка по ипотеке будет увеличена.

В неко­то­рых реги­о­нах мест­ные вла­сти допол­ни­тель­но под­дер­жи­ва­ют мно­го­дет­ные семьи, уве­ли­чи­вая воз­раст детей до 21 года или 23 лет. Но при этом ребё­нок дол­жен учить­ся или слу­жить в армии по при­зы­ву.Требования к при­зна­нию семьи мно­го­дет­ной уста­нав­ли­ва­ют­ся мест­ным зако­но­да­тель­ством. Это отра­же­но в Указе Президента РФ N 431

Под понятием «малоимущая семья» подразумевается такая семья, прибыль которой, в общей сумме, является меньше минимального заработка, установленного в регионе.

Получение положения малоимущей семьи регулируется несколькими нормативными актами:

  • Закон «О прожиточном минимуме от 24 октября 1997 года». Он контролирует расчет степени прожиточного минимума количества денежных средств по всей России, устанавливает условия, при которых осуществляются выплаты гражданам.
  • Закон «О социальной помощи от 17 июля 1999 года». Регулирует процессы осуществления поддержки необеспеченным семьям, или гражданам без детей.
  • Закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевного дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им социальной помощи» Этот закон является основополагающим в процессе формирования социальной помощи. Этот закон определяет как и кому будут начисляться дотации.
  1. Единовременное пособие малоимущим семьям — это разовая оплата, начисляется при рождении ребенка (одного или нескольких), в несчастных случаях (потеря дома). Выплачивается один раз.
  2. Ежемесячное пособие малоимущим семьям — получают их каждый месяц, при этом статус семьи, претендующей на помощь, необходимо подтверждать ежегодно. Если доход увеличился и стал составлять больше прожиточного минимума, семью лишают возможности получать субсидии.
  3. Пособия малоимущим семьям до 3 лет — так называемые «путинские» выплаты, составят 10 000 рублей, с января 2020 года она их получение могут претендовать семьи, чей доход ниже двукратного прожиточного минимума.
  4. Дотация на детей от 3 до 7 лет включительно — составляют половину от прожиточного минимума, сумма в разных регионах страны будет отличаться. Начисляются такие выплаты на каждого ребенка в семье соответствующего возраста.

Прежде чем обращаться в государственные органы власти для оформления преференций и пособий, рекомендуется ознакомиться с основными требованиями, что значительно упростит процесс получения соц. помощи.

Статус малоимущей присваивается для тех семей, чем среднемесячный доход на каждого из её членов составляет меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного в регионе проживания.

Основными условиями присвоения малообеспеченной семье такого статуса являются:

  • Семья попала в тяжелое материальное положение не по собственной воле;
  • Социальная ячейка общества ведет общее хозяйство, проживая на одной жилплощади.

Помимо этого, статус малоимущей семьи не будет присвоен при наличии следующих критериев:

  • Хотя бы у одного из родителей имеется официальное место трудоустройство;
  • Супруги состоят в официальном браке, но проживают по отдельности;
  • У членов семьи отмечается алкогольная или наркотическая зависимость.

В каком размере малоимущая семья может получить выплаты на ребёнка?

Действующими нормативно-правовыми документами четко определены размеры предоставляемых выплат.

Так, малоимущие семьи полноправно могут оформить разновидности материальной помощи, которые приведены в таблице ниже.

Возраст ребёнка Описание
До 1,5 лет Материальная помощь полагается для одного из родителей в сорокапроцентном размере от его зарплаты. Минимальный размер пособия установлен на уровне 2 900 рублей.
До 3-х лет Можно оформить только при появлении на свет 3-го или каждого последующего ребенка. Размер материальной поддержки для малоимущей семьи составит 9 300 рублей.
До 5 лет Могут получить семьи военных, которые проходят контрактную службу. Сумма выплаты составляет примерно 10 000 рублей.

В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности : абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц).

    Абсолютная бедность связана с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку биологическое выживание.

Речь идет об удовлетворении самых элементарных потребностей – в пище, жилье, одежде. Критерии этого вида бедности мало зависят от времени и места проживания человека. Конкретный набор продуктов, потребляемых на заре развития человеческого общества и современным человеком, существенно различается, но всегда можно однозначно судить, голодает человек или сыт. Таким образом, критерии абсолютной бедности связаны с биологическими характеристиками.

    Относительная бедность определяется путем сравнения с общепринятым, считающимся «нормальным» в данном обществе уровнем жизни.

Это понятие более субъективно, поскольку оно требует чьей-либо оценки уровня бедности, а кто должен вынести оценку — вопрос спорный. Относительное определение бедности основано на сравнении жизненного стандарта бедных и жизненного стандарта слоев населения, бедными не являющимися. Как правило, при этом используется средний жизненный стандарт.

    Субъективная бедность – базируется на оценках собственного положения самими людьми; чувствующие, что не имеют достаточно, чтобы жить, сами для себя определяющие уровень бедности.

Средний уровень жизни в развитых странах Запада заведомо выше, чем в развивающихся странах. Поэтому то, что будет считаться бедностью в странах развитого Запада, для отсталых государств расценивается как роскошь. Так, например, в категорию относительно бедных на Западе попадают и те люди, которые не испытывают затруднений с питанием, но не могут позволить себе удовлетворять потребности более высокого уровня (образование, культурный отдых и т.д.). Таким образом, критерии относительной бедности базируются на социальных признаках и сильно варьируются в разные эпохи и в разных странах.

Как же правильно рассчитать, положена ли помощь малообеспеченной семье в 2023 году?

Для наглядности приведен пример:

Расчет доходов для пособия малоимущим

Член семьи

Уровень дохода за последние 3 месяца в сумме

Расчет

Женщина

30 000

(30 000 + 60 000 + 30 000)/3/4 = 10 000 рублей на одного члена семьи.

Прожиточный минимум в регионе для каждого члена семьи составляет 11 680 рублей.

Можно обратиться за выплатами.

Мужчина

60 000

Пенсионер

30 000

Ребенок

Не получает дохода


Похожие записи:

Добавить комментарий