Материальная ответственность учителя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Материальная ответственность учителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По общему правилу работник возмещает нанесенный ущерб в пределах одной среднемесячной зарплаты. Если ущерб больше, с работником необходимо заключить соглашение, что он согласен возместить ущерб полностью.

  • Желательно согласовать проект приказа с юристами.
  • Подписать приказ у генерального директора.
  • Ознакомить работника с приказом под роспись.
  • Типовой проект договора о полной индивидуальной материальной ответственности Скачать Материальная ответственность не может быть применена к работнику, если ущерб был нанесен по причине:
  • непреодолимой силы (стихийные природные действия);
  • естественного риска (наличие производства не гарантирует наличия сбыта готовой продукции);
  • необходимости или обороны (например пришлось сломать стол, чтобы подпереть дверь в случае нападения);
  • ненадлежащих условий хранения имущества по вине работодателя (продукты хранились в неисправном холодильнике).

Взыскать ущерб с работника можно по распоряжению работодателя, по соглашению с ним или через суд.

По распоряжению работодателя ущерб высчитывают из зарплаты работника. Это возможно, когда сумма ущерба не превышает размер среднемесячной зарплаты. При этом из зарплаты работника можно удерживать не более 20%.

Удержания производятся ежемесячно до тех пор, пока работник не погасит долг перед работодателем.

По соглашению сторон. Если работник не хочет, чтобы стоимость ущерба удерживали с зарплаты, а хочет платить сам, он заключает с работодателем соглашение со сроками и суммой платежей.

Работник должен придерживаться установленного графика. Если перестанет — работодатель вправе обратиться в суд и потребовать возместить ущерб.

Через суд ущерб взыскивают, если работник не согласен с его суммой или просто не хочет платить.

Защита чести и достоинства, профессиональных и человеческого – в случае нарушения со стороны администрации, ученика или родителей

Эти права закреплены в ст. 23 Конституции РФ и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Это означает, что в случае нарушения, оскорблений, проявлений некорректного поведения в свой адрес можно требовать защиты прав учителя, в том числе через суд.

Перечислим основные права учителя.

Участие в управлении школы в соответствии с уставом, возможность критики действий администрации и ребенка или его родителей – естественно, в корректной форме.

Каждый учитель имеет возможность принимать посильное и допустимое внутренними документами учебного заведения участие в организации учебного процесса, порядка взаимоотношений с учениками. Также каждый работник имеет право голоса, в том числе, — возможность критиковать действия администрации и предлагать свои варианты решения возникающих проблем. Кроме того, учитель вправе выдвигать свою кандидатуру на любую выборную должность в педагогическом коллективе, вне зависимости от стажа работы и прежних заслуг (если наличие таковых не предполагается по умолчанию для того, кто занимает такую должность).

У учителя есть ряд прав, связанных с его трудовой деятельностью

А именно:

  • Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.
  • Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.
  • Присоединение школы к другой (что часто сейчас происходит) считается реорганизацией, уволить учителя при этом не могут.
  • Право на обед и отдых — перерыв должен быть от 30 минут до 2 часов. Как вариант, учителю может быть предоставлено право отдыхать и обедать во время перемен.
  • Право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
  • Досрочная пенсия — возможна, если есть педагогический стаж в учреждениях для детей не менее 25 лет.

Материальная ответственность в образовательных учреждениях

Материальная ответственность работников – одно из средств защиты форм собственности, так как она представляет собой юридическую обязанность работника, виновно причинившего ущерб, возместить его в установленном законом размере.

Поэтому материальную ответственность несут все работники, состоящие в трудовых отношениях с образовательным учреждением. Наиболее важным нормативным документом, регулирующим применение материальной ответственности к работникам образовательных учреждений, является Трудовой кодекс, вступивший в силу с 1 февраля 2002 года.

Порядок применения материальной ответственности работников регламентируется главой XI ТК РФ. Ст. 232 и 233 ТК РФ устанавливают условия наступления материальной ответственности, которыми необходимо руководствоваться в каждой конкретной ситуации, связанной с выявлением лица, виновного в причинении организации ущерба, размеров и порядка ее возмещения.

Какие виды МО применимы?

Существует два типа МО в ДОУ:

Ограниченная компенсация – это возмещение нанесённого вреда в заранее установленном размере. Чаще всего работника обяжут внести сумму равную средней месячной зарплате.

В Трудовом кодексе нет чёткого перечня нарушений, за которыми последует такой вид взысканий. Но в большинстве случаев ограниченную ответственность назначат:

  • Если были поломаны или уничтожены вещи работодателя из-за халатности.
  • Когда есть недостача денежных средств.
Читайте также:  Выход на пенсию по болезни для мвд

Полная компенсация – это возмещение причинённого вреда целиком, без каких-то ограничений. Наступает этот вид наказания в таких случаях:

Специальное нанесение ущерба из-за сознательного действия или пассивности. Нехватка материальных ценностей. Повреждение произошло при исполнении непосредственных обязанностей

Например, из-за неосторожного, неправильного обращения с инструментом. Другие случаи, прописанные в соглашении. В частности, работник должен был предупредить начальника про угрозу сохранности имущества, но не сделал этого.

Обстоятельства, обозначенные в таком документе, не должны противоречить основным законодательным актам:

  • Конституции РФ.
  • Федеральным законам.
  • Кодексу Законов о Труде.
  • Постановлениям Правительства.

Кто является материально-ответственным лицом: список МОЛ по ТК РФ

Последние изменения: Июнь 2021Чтобы избежать рисков, связанных с порчей собственности организации, ее клиентов, на каждом участке, где обслуживается и используется такое имущество, работает материально-ответственное лицо.

Материально ответственное лицо — это сотрудник, которому доверены материальные ценности, и за них он ответственен в полном объеме.

Кто может быть им назначен в организации? Может ли директор быть материально-ответственным лицом? Какими правами наделены материально ответственные лица, каковы их обязанности?

Материальная ответственность регулируется главой 37, 39 Трудового кодекса РФ. Список материально ответственных лиц по трудовому кодексу установлен ст. 244, ст. 277. Надо сказать, все работающие отвечают за порчу, утрату собственности организации в рамках среднемесячной зарплаты, такая ответственность является частичной.

Средняя зарплата вычисляется исходя из оплаты труда за предыдущие 12 месяцев.

Иначе отвечает по обязательствам материально-ответственное лицо. Такая ответственность налагается на коллектив (бригаду) или персонально.

Бригадная ответственность вводится, когда ее члены вместе осуществляют деятельность, и вычленить долю участия каждого не представляется возможным. Чтобы избежать бригадной ответственности человеку придется подтвердить доказательствами собственную непричастность. Если материально ответственный идет в отпуск или увольняется, проводится полная инвентаризация вверенного ему имущества (ч.

3 ст. 11 402-ФЗ от 06.12.2011)

Несправедливость стимулирующих выплат

Также в организации могут быть сформулированы такие требования к сотрудникам для выплаты стимулирующих, что одни категории работников могут получить их легко и в рамках выполнения своей основной работы, а другие для получения той же премии должны затратить большее время или просто не иметь возможности получить эту премию. Например, премия за выступление на конференции, семинаре или педсовете. Понятно, что завучи, которые всегда являются докладчиками на педсовете, получат премию. А как же быть простым учителям? Ведь все 30-40 учителей школы не могут выступать на каждом педсовете, а значит, и лишаются возможности получить премию за выступление.

Или, к примеру, участие в конкурсах или проектах. Понятно, что для учеников начальных классов и конкурсов больше, и дети больше мотивированы, и уровень сложности заданий таков, что в нем могут принять участие практически все ученики. А как быть с конкурсами по физике? По химии? Подчас по этим предметам есть только олимпиады и конкурсы повышенного уровня сложности, а значит, учитель-предметник должен дополнительно готовиться с учеником и, возможно, ребенок сможет занять какое-то место. Затраты труда учителей совершенно не сопоставимы.

Получая базовую заработную плату, учителя выполняют свою основную работу, но сегодня необходимо не «просто» работать, но и повышать свою квалификацию, распространять опыт, участвовать в проектах и экспериментах. Взяться за это могут только замотивированные сотрудники. Учителя и педагоги должны быть уверены, что любой сверхурочный или дополнительный труд будет поощрен, и тогда они будут более открыто и позитивно смотреть на новое в своей работе.

Но не только окладом и премией можно мотивировать сотрудников. Материальная мотивация педагога также может быть выражена в виде:

  • Помощи в покупке путевок для сотрудника или его детей.
  • Материальной помощи в связи со значимыми событиями (свадьба, рождение ребенка, смерть близкого человека и т.д.).
  • Покупки проездного билета.
  • Предоставления места жительства.
  • Проведения корпоративных вечеров, поездок, вручение подарков.
  • Покупки учебно-методической литературы, подписки на газеты и журналы.
  • Оплаты прохождения курсов, семинаров, тренингов, получения высшего образования.
  • Предоставления возможности оказывать платные образовательные услуги или трудоустроиться по совместительству на другую работу.

Материальная ответственность учителя

Приказом Минобрнауки России от 22.12.

2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным), установлена норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.В рабочее время (норму часов учебной нагрузки) учителя входит учебная (педагогическая) работа и другая работа (воспитательная, научная, творческая, исследовательская, методическая и т.д.).Вся работа выполняется учителем по норме, определённой трудовым договором (но не более 18 часов). Причём в соответствии с п.

Компания не может просто так забрать деньги у сотрудника, даже если гендиректор и десять свидетелей уверены, что курьер Иван разнес пол-офиса. Понадобится расследование, доказательства вины Ивана и гора документов.

Если сотрудник готов платить, документы всё равно нужны. В понедельник Иван винится и платит за мебель, а в пятницу находит юриста, который подает в суд на работодателя. Если у работодателя нет документов, его ждет штраф и выплата компенсации Ивану.

Расследование и сбор доказательств зависят от должности сотрудника и какая у него ответственность — полная или ограниченная. Я рассказываю об общих правилах, которые подходят для всех.

По Трудовому кодексу сотрудник платит, если нарушает нормативные документы компании. Например, положения, должностную инструкцию, правила. Главное, чтобы сотрудник расписался на них.

Принцип такой: если компания считает, что у нее есть что-то ценное, за это ценное кто-то должен отвечать, причем по документам. Приведу пример с уборщицей.

Читайте также:  Замена двигателя – порядок оформления в ГИБДД и всё о сверке номеров мотора

Елена мыла полы и залила системный блок, компьютер перестал работать. Вроде она виновата и должна заплатить за новый компьютер. Всё не так просто.

Главный вопрос из нашего примера: почему системный блок стоит на полу и знает ли Елена, как делать уборку с системным блоком на полу. Какие могут быть варианты:

  • В должностной инструкции Елены может быть требование: если системный блок на полу, не мыть полы ближе, чем за тридцать сантиметров. Если выяснится, что Елена нарушила условие, требование о деньгах — законное.
  • Или в инструкции сотрудников есть требование убирать системный блок на специальную полку, чтобы уборщица его не намочила. Если кто-то из сотрудников нарушил требование, он платит за компьютер.

В общем, вариантов много, но если работодатель хочет с кого-то получить деньги за системный блок, за него кто-то должен отвечать по документам.

Нет единого правила, как описывать обязанности сотрудников, чтобы получить деньги. Единственный принцип — описывать конкретно. Например: «уборщица не вправе вносить в кабинеты ведро с водой» или «сотрудники не вправе ставить системные блоки на пол».

Материальная ответственность сторон трудовых отношений заключается в возмещении друг другу причиненного вреда. Главное условие для ее наступления — причинение ущерба в результате противоправного виновного поведения.

Материальная ответственность делится на два основных вида:

  1. работодателя перед работником;
  2. работника перед работодателем.

В свою очередь ответственность работника может быть:

  • частичная (в пределах его среднего заработка),
  • полная.

Полная материальная ответственность подразделяется на:

  • индивидуальную,
  • коллективную.

Бережное отношение к имуществу работодателя, а также к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, является одной из главных обязанностей работника (ст. 21 ТК РФ). Если сотрудники эту обязанность не выполняют надлежащим образом и причиняют ущерб работодателю, то они обязаны его возместить.

Размеры парт, ученических столов и стульев

Группа роста, см

Высота крышки стола, обращенного к ученику (над полом, в см)

Высота переднего края сиденья (над полом, в см)

Учебные кабинеты для учащихся 5-П-х классов оборудуются двухместными ученическими столами, при этом количество столон каждого номера определяется количеством кабинетов на предмет. Для оборудования учебных помещений требуется более всего мебель групп Б, В и Г. Ориентировочное распределение мебели по классам представлено в таблице.

Рассаживание учащихся должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинском сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.

Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах к кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.

Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту.

При оборудовании учебных помещений для учащихся 6-летнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.

При расстановке в классе мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, а больших размеров — дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поставить мебель больших номеров ближе к классной доске, ее следует ставить только первой в 1-м и 3-м (4-м)рядах.

Поверхность классной доски должна быть ровной, без изъянов и выпуклостей, равномерно окрашенной по всей площади. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние Зрительных функций, а также работоспособность учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко-желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75-80 см. для учащихся 5-11-х классов — 80-90 см.

5.2. Освещение учебных кабинетов.

Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов. лабораторий, мастерских и других основных помещений -считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2,0% (средняя полоса России).

Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений плакатов, стендов и др. резко снижает светоотражение поверхностей, вот почему •ее пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так. чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.

В кабинетах черчения и рисования оптимальной является ориентация окон на север, северо-восток, северо-запад, а в кабинетах биологии — на юг.

Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России при начале занятий в 8 ч. 30 мин. на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение.

Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:

Читайте также:  Сколько положено алиментов на одного ребенка в 2023 году

не закрашивать оконные стекла;

не расставлять на подоконниках цветы — их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

5.3. Отделка учебных кабинетов.

Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:

для потолка — 0,7-0,8;

для пола — 0,3-0,5. Следует использовать следующие цвета красок:

для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

для мебели (парты, столы, шкафы) — цвета натурального

дерева или светло-зеленый;

для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый;

для дверей, оконных рам — белый.

5.4. Объем учебной информации, передаваемой аудиовизуальными средствами.

При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (АВ ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице.

Договор материальной ответственности завхоза школы

По своим должностным инструкциям эти сотрудники обязаны: Завхозы в силу своего рода деятельности обязаны, предоставлять отчет руководителям и вышестоящим органам о своей работе.Для проверки деятельности завхоза в учреждениях проводится инвентаризация. Зам директора по АХЧ отвечает за пожарную безопасность в школе? Он отвечает за всё, что способствует обеспечению учебного процесса (мебель, оборудование, материалы и ремонт). пожарная ответственность обычно на директоре если это записано в должн. Если Вы подписали договор на материальную ответственность, то могут.Одним из средств ограждения нанимателя от понесения убытков в образовательных учреждениях, является материальная ответственность служащих. инструкции отвечает, как материально-отвественно лицо, которое заведует в принципе и многим другим. Материальная ответственность за компьютеры В соответствие со статьей 244 Трудового кодекса РФ письменные договоры о полной материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут. Но, тут большое НО: программист не относится к числу тех лиц, с которыми обязательно заключается договор о материальной.

Должностная инструкция учителя

Особенность выполнения учителем своих трудовых обязанностей подлежит документальному подтверждению учебным заведением, где они работают. Анализируемый документ является приложением к трудовому договору и составляется руководством школы.

  • соблюдение методики воспитания и государственных программ обучения школьников;
  • знание необходимой учебной литературы, в том числе дополнительных средств обучения (атласы, методические пособия и прочее);
  • умение использовать в обучении программное, мультимедийное оборудование;
  • определение степени подготовленности учеников и объективная оценка их знаниям;
  • умение решать любые конфликтные ситуации, использовать правильные методы для убеждения и объяснения своей позиции;
  • планирование образовательного процесса.

Кому нужен договор о материальной ответственности

Практически у любого работодателя имеется хотя бы один работник, который согласно своим должностным обязанностям отвечает за сохранность доверенного непосредственно ему имущества работодателя.

Являясь лицом, в первую очередь заинтересованным в том, чтобы его имущество было цело, использовалось рационально и по назначению, работодатель инициирует оформление с таким работником (или работниками) соглашения (договора) о полной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ). Целью такого документа оказывается:

  • Повышение степени ответственности работника за не принадлежащее ему имущество.
  • Возможность получить от работника возмещение причиненного им ущерба в полной сумме.

Оформление такого соглашения — право работодателя. Законодательство его к этому не обязывает. Однако отсутствие этого документа даже при очевидной и доказанной вине работника не позволит работодателю взыскать с него в оплату причиненных убытков более чем одну среднемесячную зарплату (ст. 241 ТК РФ).

Обязанности всех учителей

В обязанности учителя входит:

  • ведение педагогической деятельности на высоком профессиональном уровне, обеспечение выполнения образовательных программ;
  • соблюдение профессиональной этики, уважение чести, достоинства всех участников образовательного процесса (детей, коллег, родителей);
  • соблюдение норм права и морали;
  • применение методов и форм воспитания и обучения, обеспечивающих высокий уровень качества работы;
  • учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;
  • регулярное повышение профессиональной компетентности;
  • аттестация на соответствие занимаемой должности;
  • при поступлении на работу и ежегодно проходить медосмотр;
  • соблюдение Устава, Правил внутреннего распорядка, Положения о школе.

Такой круг обязанностей устанавливает ст. 48 ФЗ «Об образовании» и он не может быть расширен по воле администрации школы или региональных ведомств.

Материальная ответственность в образовательных учреждениях книга

Согласно Перечню работ, работодатель может заключать письменные договоры о полной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества со специалистами, осуществляющими работу по приему на хранение, обработке (изготовлению), хранению, учету, отпуску (выдаче) материальных ценностей на складах, базах, в кладовых, пунктах, отделениях, на участках, в других организациях и подразделениях. Указанные в Перечне работы могут выполняться работниками, не занимающими каких-либо определенные должности. Основным в этом случае является характер выполняемой работы.

непосредственно связанной с хранением, обработкой, реализацией, перевозкой или применением в процессе производства вверенных работнику ценностей». Инфо Может ли быть материально ответственным лицом учитель химии, если он одновременно работает на полставки лаборантом в химическом кабинете?

4. Правомерно ли требование администрации учебных заведений о полной материальной ответственности учителя, заведующего кабинетом информатики, за все компьютерное оборудование не только класса, но и школы? Интересно, существует ли судебная практика взыскания полной стоимости украденного компьютерного класса или компьютера с учителя?

5. Важно Имеет ли право администрация школы требовать деньги за «испорченный» классный журнал?

Обзор законодательства О двух видах материальной ответственности:

«ответственности за прямой действительный ущерб, причиненный работодателю»

и «полной материальной ответственности» идет речь в статьях 238-248 Трудового кодекса РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий