Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение взятки по статье 290 УК РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наиболее распространенными коррупционными преступлениями в нашей стране по-прежнему остаются преступления, связанные с взяточничеством. Именно они, наряду с другими коррупционными преступлениями, посягают на основы государственной власти и нарушают нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений.
Ук рф статья 290. получение взятки / консультантплюс
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 324-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —
наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Какая уголовная ответственность грозит за взятку?
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает достаточно серьезные наказания за коррупционные действия. К ним относятся дача взятки, ее получение, а также посредничество между должностным лицом и человеком, который пытается его подкупить. Вот какая уголовная ответственность за взятку предусмотрена российским законодательством:
- получение взятки (ст. 290 УК РФ) – наказание напрямую зависит от суммы взятки и может составлять от условного срока лишения свободы до 15 лет тюремного заключения. Также на строгость санкций влияет занимаемая должность обвиняемого, общественный резонанс, действие в составе организованной группы, размер ущерба государственной собственности и имиджу страны, случаи рецидивов (если подобные преступления совершаются не в первый раз) и другие факторы. Помимо лишения свободы, виновный может быть оштрафован на солидные суммы (обычно сумма штрафа – это 10-20-кратный размер полученной неправомерной выгоды), а также ему может быть выдан запрет на определенные должности и виды деятельности в будущем (например, практически всегда запрещается в дальнейшем занимать высокие государственные посты);
- дача взятки (ст. 291 УК РФ) – как и в случае с получением, передача неправомерной выгоды (подкуп) госслужащего наказывается в зависимости от конкретной суммы взятки – чем она выше, тем более строгим будут санкции. В случае незначительной взятки тюремное заключение может быть заменено условным сроком на 1-3 года, если же размер неправомерной выгоды признан значительным, крупным или особо крупным, виновный может получить до 12 лет за решеткой. Также на строгость наказания влияет наличие подобных действий в прошлом, участие в составе преступной группы, ущерб для государства и т. д. Вместе с заключением или без него взяткодатель может быть оштрафован (10-30-кратный размер взятки), также ему могут запретить занимать определенные должности;
- посредничество в передаче взятки (ст. 291.1 УК РФ) – сравнительно недавно в Уголовный кодекс внесли также наказание для лиц, которые способствовали совершению коррупционного преступления. Обычно именно через них, а не напрямую, передаются деньги, а также выдаются необходимые документы в обмен на взятку. Наказание для виновных предусмотрено хоть и более мягкое, но всё равно довольно строгое: тюремное заключение до 6 лет (если речь идет о взятке в крупном или особо крупном размере, если преступление совершалось группой лиц или нанесен серьезный ущерб интересам государства). Кроме того, виновный может быть оштрафован на сумму, в 10-20 раз превышающую размер взятки, и к нему могут быть применены дополнительные ограничения в виде запретов той или иной деятельности.
Также нужно знать, что является взяткой с точки зрения законодательства. Речь идет не только о деньгах, материальная выгода может быть любой: ценные бумаги, драгметаллы, услуги, различные товары и т. д. В обмен на неправомерную выгоду взяткополучатель должен предоставить взяткодателю определенные услуги, выполнить действия или бездействовать вопреки своим должностным обязанностям (то есть, должна быть связь между подкупом и определенными преимуществами) – именно это дает основания для уголовной ответственности за дачу взятки. Взятка как преступление возможна только по отношению к государственному чиновнику, аналогичные действия в бизнесе называются коммерческим подкупом и наказываются по другим статьям.
Наказание для взяткополучателя
Ответственность за получение так называемой «взятки за законные действия» в размере от 10 тыс. рублей, то есть на что взяткополучатель по службе имеет полномочия, предусмотрена ч. 1 ст. 290. Она бывает в виде:
- Штрафа в размере:
- до 1 млн. руб.;
- 10-50-кратной взятки.
- Исправительных работ от года до двух.
- До 5 лет принудительных работ.
- Заключения до 3 лет.
Кара за полученную «взятку за законные действия» в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) последует в соответствии с ч. 2 анализируемой статьи. Это могут быть:
- Штраф:
- 200 тыс. – 1 млн. руб.;
- доход за 0,5-2 года;
- 30-60-кратной взятки.
- До 6 лет лишения свободы.
Под взяткой в нашей стране понимаются деньги или любые материально оцениваемые вещи, передаваемые, как подкуп, для получения каких-либо выгод или привилегий. Зачастую взяткой подкупают кого-либо для обхода существующих в государстве общих законных процедур: чтобы упростить или ускорить какой-то процесс. А иногда и вообще провести его формально. К примеру, лишь создать видимость проведения налоговой или иной надзорной проверки.
Внимание! В результате подобных противоправных поступков наносится серьезный урон не только экономике, социальной и многим другим сферам жизнедеятельности общества, но и правоприменительной и правозащитной практике. Поскольку получателями взяток зачастую выступают также сотрудники правоохранительных органов, в том числе работники судебной системы.
Размер взятки как квалифицирующий признак коррупционного деяния
Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.
Какая сумма считается взяткой, оценивается по стоимости имущественных активов, переданных госслужащему в качестве взятки. Поэтому главным квалифицирующим признаком для определения тяжести преступного деяния и размера наказания за него является ее стоимость в денежном выражении. Взятки по своему размеру подразделяются:
- взятка в размере от 25 до 150 тыс. руб. квалифицируется как значительная;
- взятка в размере от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. квалифицируется как крупная;
- взятка в размере более 1 млн. руб. квалифицируется как особо крупная.
Судебная практика показывает, что квалифицировать взятку проще всего в денежном выражении. Если денежным выражением является валюта, размер взятки устанавливается по курсу на день дачи взятки. Аналогично размер взятки рассчитывается, когда она давалась в ценных бумагах, в имущественном виде или оказании услуги. Размер взятки в этих случаях определяет эксперт.
Дача взятки также является преступным деянием
Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.
В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.
В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.
Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.
Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.
Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России:
Посредничество в получении имущественных ценностей взяточником
За посредничество во взяточничестве также предусматривается уголовная ответственность. Посредниками называют граждан, передающих имущественные ценности за оказание заранее оговоренной услуги. То есть они являются звеном, находящимся между лицом, дающим взятку и лицом ее получающим. Как показывает судебная практика, не менее 40% передаваемых взяток проходят по такой схеме.
Схема «лицо передающее взятку – лицо, являющееся посредником – чиновник, получающий взятку» имеет следующие признаки:
- Знакомство, часто достаточно близкое, посредника как с тем, кто дает взятку, так и с тем, кто ее получает.
- Не вступление взяткодателя в контакт с взяткополучателем. Причиной может стать недостаточно близкое знакомство между ними, чтобы попытаться решить вопрос получения взятки при личном контакте.
- Во многих ситуациях в подобной схеме посредник также является выгодополучателем. Полученная посредником выгода может выражаться в виде части денег, которую получает чиновник; оказание заранее оговоренной услуги, которую окажет взяткодатель посреднику. Лицо, выступающее посредником, может присвоить часть суммы взятки, не поставив в известность ее давателя и получателя. Это обстоятельство никак не влияет на определение тяжести противоправного деяния посредника. Другим словами, наступление уголовной ответственности неминуемо, вне зависимости от того, что именно получит посредник – деньги, услугу или не получит никакой выгоды.
Уголовная ответственность за посреднические услуги в передаче взятки наступает по ст.291 УК России:
- Взятка не попадает под квалификацию мелкое взяточничество, то есть больше 25 тыс. руб. Если взятка относится к категории мелкой, ответственность не наступает, однако посредник не освобождается от наказания за должностные противоправные деяния (например, подлог, растрата и т.п.).
- Лицо, оказавшее посреднические услуги, совершало противоправное деяние по просьбе или приказу лица, давшего взятку или получившего ее, или по просьбе обеих сторон.
- Когда собраны неопровержимые данные передачи взятки посредником. Если доказательную базу собрать не удалось, уголовная ответственность, регламентируемая ст.291 УК России, не наступает.
- Лицо, пообещавшее передать взятку еще не успело это сделать, но проявило намерения стать посредником. В этом случае инициатива стать посредником может проявляться как лица, пообещавшего сыграть роль посредника, так и любого иного, являющего звеном коррупционной схемы.
В уголовном делопроизводстве существует мнение, что обещание стать посредником в передаче взятки, не содержит состава преступления, которое появляется только после совершения преступного деяния, подтверждающего подобное намерение. Такими деяниями могут стать: встреча, на которой передавались имущественные ценности для вручения их взяткополучателю; аудиозапись разговора, в котором назначалась встреча и указывались материальные ценности, предназначенные к передаче и т.п.
В случаях, когда лицо, согласившееся оказать посреднические услуги, забрало материальные ценности для передачи взяткополучателю, не намереваясь при этом их передать ему, преступления с признаками взяточничества нет, а есть противоправные деяния с признаками мошенничества.
Ответственность за посредничество во взяточничестве:
- Принудительная изоляция до четырех лет; выплата штрафных санкций в виде фиксированной суммы в 700 тыс. руб.; выплата штрафа от 20-ти до 40 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
- При оказании посреднических услуг в передаче имущественных ценностей взяточнику с использованием противоправных деяний или должности в госучреждении – принудительная изоляция на 3–7 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы в 1 млн. рублей; выплата 20-ти до 50-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
- За участие в преступном образовании, когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 150 тыс. руб. – принудительная изоляция на 5–10 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы 1–2 млн. руб.; выплата от 50-ти до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
- Когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 1-го млн. руб. – принудительная изоляция на 7–12 лет; выплата фиксированной суммы 1,5–3 млн. руб.; выплата штрафа от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
- Когда посредник сам предложил свои услуги взяткополучателю или взяткодателю – принудительная изоляция не более 7-летнего срока; выплата фиксированной суммы не более 3 млн. руб.; выплата штрафа до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
Во всех указанных выше случаях в судебном решении может быть вынесено дополнительное постановление о запрещении назначения осужденного на должность в госучреждении или заниматься определенным видами деятельности на 3–7 лет.
Отдельной статьей УК России перечисленные выше преступные деяния в виде посредничества стали регламентироваться только в 2011г. Ранее этого года такие деяния регламентировались ст.290 и ст.33 (ч.5) УК России.
Получение взятки (стать 290 УК РФ) — характеристика преступления и уголовная ответственность
Получение взятки, как и коммерческий подкуп, остается одним из самых «популярных» деяний с коррупционной составляющей. Данные статистики свидетельствуют о том, что ежегодно по ст. 290 УК РФ привлекаются к уголовной ответственности более 6 000 россиян.
Состав преступления «Получение взятки» по ст. 290 УК РФ отличается следующими признаками:
С объективной стороны данное преступление представляет собой получение должностным лицом напрямую или опосредованно ценностей, имущественных прав, каких-либо услуг от взяткодателя под условием удовлетворения его просьб. Взамен за полученные в качестве взятки блага должностное лицо обязуется совершить в пользу взяткодателя или третьих лиц какое-либо действие или воздержаться от совершения действий, при этом те действия или бездействия, которые обязуется совершить должностное лицо, должны входить в круг должностных полномочий чиновника, либо чиновник может способствовать совершению действий в силу своего должностного положения.
В качестве предоставляемой гражданином услуги за взятку может быть также обобщенное деяние, например, покровительство или попустительство по службе. Важнейшее условие — это применение своих служебных возможностей. К примеру, в 2008 году был осуждён за мошенничество член Совета Федерации Ч., который за взятку в сумме 1.5 млн. $ обещал предпринимателю принятие «нужного» решения одним из аудиторов Счетной палаты РФ.
Несмотря на то, что Ч. обладал всеми признаками должностного лица, органы следствия и прокуратура законно не усмотрели в его действиях признаков состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ («Получение взятки»), так как Ч. в силу своего должностного положения не имел полномочий и не мог повлиять в законном порядке на принятие того или иного решения аудитором Счетной палаты РФ.
Предмет: взятку должностное лицо может получить деньгами, имуществом и другими ценностями, также имущественными правами, предоставлением услуг. Российские коррупционеры не отказываются от любой формы получения материальных благ для себя и своих близких. Нередко в качестве взятки предприниматели оплачивают чиновникам дорогостоящий отдых на самых элитных курортах зарубежья, покупают на имя взяточника импортные автомобили представительского класса, оплачивают учебу отпрысков чиновников в лучших учебных заведениях.
Особо следует отметить, что в соответствие со ст. 575 ГК РФ допускается получение государственными служащими подарков за совершение правомерных действий по службе при условии, что не имело место быть вымогательство и сумма подарка не превышает трёх тысяч рублей.
Объект: общественные отношения по нормальному функционированию органов госвласти. В результате совершения рассматриваемого вида преступления наносится непоправимый ущерб всей массе общественных отношений, возникающих между гражданами и органами государственной власти, подрывается доверие граждан и предпринимателей к государственным органам и государству в целом.
Субъект: преступление имеет место при получении взятки должностным лицом, зарубежным должностным лицом или должностным лицом публичной международной организации. Все иные лица, участвующие в совершении данного преступления и не обладающие признаками должностного лица, несут ответственность в качестве соучастников или посредников.
Субъективная сторона: получение взятки как преступление совершается исключительно с прямым умыслом и характеризуется наличием корыстного мотива.
Законодательство различает также следующие квалифицированные виды получения взятки:
- В значительном размере (от 25000 до 150000 руб).
- За совершение нелегальных действий (бездействий).
- Получение взятки субъектом, состоящим на госдолжности РФ, госдолжности субъекта РФ или являющимся главой органа местного самоуправления.
- Получение взятки группой граждан или организованной группой, получение благ, связанное с вымогательством, либо в крупном размере (от 150000 до 1 млн руб).
- В особо крупном размере (более 1 млн руб).
К преступлениям, объединяемым понятием «взяточничество», наряду с «Получением взятки» (ст. 290 УК РФ) относятся следующие составы преступлений:
- «Дача взятки» (ст. 291 УК РФ);
- «Посредничество во взяточничестве» (ст. 291.1 УК РФ);
- «Мелкое взяточничество» (ст. 291.2 УК РФ).
В статье 290 УК РФ перечисляются те, кто может стать привлеченным к ответственности за получение взятки: это должностные лица – то есть представители власти, официально наделенные государством определенными функциями.
Опираясь на судебную практику, чаще всего фигурантами коррупционных дел являются:
- сотрудники полиции (за возбуждение дел или, наоборот, отказ в возбуждении; за незаконное прекращение, приостановление дел, инициирование необоснованных административных дел или наоборот, прекращение производства по ним; искусственное создание доказательств или напротив, уничтожение имеющихся; подделка материалов проверки, протоколов допроса и т.д.);
- судебные приставы (за невозбуждение исполнительного производства, занижение стоимости описанного имущества, за незаконное исключение из описи, за безосновательное прекращение исполнительного производства, сокрытие доходов должника и бездействие в принятии мер по установлению таковых т.д.);
- сотрудники государственных и муниципальных органов (выражаясь простым языком – чиновники) – в основном, это начальники отделов, а также высший руководящий состав (за незаконное выделение земельных участков, выдачу различных разрешений – на строительство, размещение киосков, торговых палаток и т.д.);
- преподаватели ВУЗов, колледжей, училищ – за положительные оценки учащимся, которые фактически не обладают необходимыми знаниями;
- работники медицинских учреждений – больниц, поликлиник, это могут быть как врачи, так и руководящий состав – за оформление медицинских документов и постановку неверных диагнозов, освобождений от труда и т.д.;
- контрольно-надзорные органы – Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Жилищная, Пожарная и Трудовая инспекции – за непроведение проверок, сокрытие нарушений законодательства и т.д.;
- сотрудники системы исполнения наказаний – за незаконное условно-досрочное освобождение или снятие судимости (уголовно-исполнительные инспекции), замена наказания на более мягкое, передача запрещенных к использованию предметов – средств связи, алкоголя и т.д.
Кроме того, субъектами получения взятки могут быть:
- иностранные должностные лица – те, кто несут службу в исполнительном, законодательном или судебном органе другой страны, а также работают публично в интересах иностранного государства;
- должностные лица публичной международной организации.
Особенности квалификации
При рассмотрении судами коррупционных дел возникает масса сложностей и нюансов, которые требуют индивидуального подхода в каждой конкретной ситуации. Верховный Суд РФ постоянно публикует разъяснения действующего законодательства. Кроме того, часть вопросов разъяснена в отдельном Постановлении Пленума ВС по делам о взяточничестве.
Назовем самые основные особенности, которые уже установлены судебной практикой:
- по делам о взяточничестве не бывает потерпевших: ценности передает свидетель, которому не причинено никакого ущерба. Переданные деньги являются вещественными доказательствами по делам и подлежат обращению в доход государства. Для передачи сумма может быть выдана правоохранительными органами (когда свидетель действует под контролем), в противном случае это собственность взяткодателя, который тоже несет ответственность за свои действия;
- преступление считается оконченным с момента передачи денег лицу, независимо от выполнения последним оговоренных действий. Также не имеет значения, намеревалось ли лицо вообще выполнять их;
- если представитель власти ни при каких обстоятельствах не мог выполнить услугу, которая была предметом соглашения с взяткодателем, действия по принятию денег могут быть квалифицированы как мошенничество – ведь в таком случае есть признаки хищения путем обмана;
- взяточничества не будет, если должностное лицо принимает деньги за оказание профессиональных услуг, которые не входят в объем полномочий и не связаны с его функциональными обязанностями. Примером отсутствия коррупционной составляющей служит оказание специалистом консультативных услуг в свободное время за вознаграждение;
- если представитель власти задержан на месте сразу после получения денег и, соответственно, не имел реальной возможности их потратить, то взятка все равно считается оконченным преступлением;
- если передача денег не состоялась по объективным причинам, то фигуранты коррупционной схемы несут ответственность за покушение.
Пример №7. Сотрудник трудовой инспекции Горин К.Д. за прекращение проверки потребовал с индивидуального предпринимателя Ежова П.Р. 30000 рублей. Поскольку Горин К.Д. опасался ответственности и очень дорожил своим местом работы, он предложил оставить деньги у его родственницы в машине, чтобы снять с себя все подозрения в случае задержания правоохранительными органами. Согласно договоренности, Ежов П.Р. положил на переднее сиденье пакет, в котором находилась требуемая сумма. Но он перепутал марки автомобилей и оставил пакет в машине, принадлежащей другому лицу – совпало, что транспортное средство не было заперто. Несмотря на то, что 30000 рублей до сотрудника трудовой инспекции так и не дошли, оба участника преступления все же понесли ответственность за получение и дачу взятки, но с оговоркой «покушение». - если преступление совершается несколькими лицами, то все они должны являться представителями власти – только в этом случае участники группы будут привлечены по ст. 290 УК РФ. При этом неважно, какая сумма из общей взятки предназначалась каждому из участников, даже если размер частей существенно отличался.
Пример №8. Начальник отдела по регистрации обращений БТИ города действовал в рамках преступного сговора с двумя своими подчиненными – специалистами. Преступная группа неоднократно совершала коррупционные преступления – они регистрировали «задними числами» изменения технических характеристикам нежилых помещений, за это регулярно получали вознаграждение – за каждую регистрацию 50000 рублей, из которых 30000 получал начальник, а остальное делили между собой специалисты. Квалификация действий каждого из группы была определена одинаково по ст. 290 УК РФ, без учета размера вознаграждения, которое предназначалось каждому. - если должностное лицо за деньги выполняет незаконные действия, которые образуют самостоятельное преступление, то он может быть привлечен по двум и более статьям УК РФ.
Пример №9. Директору колледжа передали 100000 рублей за зачисление на обучение абитуриента Иванова Р.П., который не сдал вступительные экзамены (помимо ЕГЭ нужно было пройти дополнительные тесты). Директор сфальсифицировал результаты собеседования и вступительных мероприятий, подделал соответствующие документы – теперь Иванов считался преодолевшим порог необходимого количества баллов для зачисления. Директора привлекли к ответственности по совокупности преступлений – ст. 290 УК РФ и ст. 292 УК РФ (служебный подлог).
З. Взяточничество и его виды
В понятие взяточничества входят два преступления – получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291 УК РФ). Следует уметь правильно определять предмет взятки, момент окончания данных преступлений, их квалифицирующие признаки. Отличие получения взятки от дачи взятки (по субъекту). Нужно помнить, что взяткодатель может быть освобожден от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных законом.
Ст. 290 УК РФ. Получение взятки.
Объект — тот же, что и в ст. 285 УК РФ.
Объективная сторона получения взятки заключается в получении должностным лицом незаконного имущественного вознаграждения /взятки/ за совершение в пользу взяткодателя действий /или бездействий/ с использованием своего служебного положения.
Необходимым признаком является его предмет-взятка.
УК раскрывает понятие предмета взятки как денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.
В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.90г. «О судебной практике по делам о взяточничестве» указывалась суть выгод имущественного характера как оказываемые виновному безвозмездно услуги, подлежащие оплате /предоставлении санаторных и туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрирующих, строительных и других работ. Часто предметами взятки являются деньги и ценные бумаги /акции/, дорогостоящие вещи, техника /мебельные гарнитуры, импортная аудио и видеотехника, автомашины/, антикварные и коллекционные предметы /монеты, марки, т.д./.
ГК РФ в ст. 575 установил запрет дарения государственным служащим, служащим муниципальных учреждений и ряду других лиц подарков, сумма которых превышает 5 минимальных размеров оплаты труда. Из этого можно сделать вывод, что 5 минимальных размеров оплаты труда — это та, граница, которая разделяет подарок от взятки.
Комментарий к ст. 290 УК РФ
1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).
Определяя предмет преступления в этом варианте, следует руководствоваться п. 9 Пост. Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24, где исходя из смысла закона к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом предлагается относить незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.
При этом под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (напр., предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).
Имущественные же права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, напр. исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.
Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.
Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (напр., предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).
2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию); в) за общее покровительство или попустительство по службе; г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие). Совершение самих действий (бездействие) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.
Объективная сторона получения взятки будет иметь место и в том случае, когда предмет взятки передается иному физическому или юридическому лицу по указанию должностного лица.
Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в его служебные полномочия, следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (напр., сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).
Следует отметить, что получение должностным лицом вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей или хотя и связанную с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящуюся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям, не образует состава получения взятки.»
Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности и наличие иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.
Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.
Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются как вероятные, возможные в будущем.
Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.
Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).
Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), при отсутствии предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.
Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречное обязательство со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.
Статья 291 УК РФ — ответственность за дачу взятки
Проблема коррупции считается наиболее острой для современных реалий нашей страны. Практически каждый гражданин в России сталкивался с недобросовестностью различных пользователей, желающих нажиться на проблемах людей.
Именно потому одной из основных задач государства является противодействие любым преступлениям экономического характера. Российская законодательная база предусматривает ответственность как за дачу взятки, так и за ее получение.
Взяточничество стало огромной проблемой для российского общества. Недобросовестные чиновники и должностные лица стремятся повысить свое материальное благополучие за счет граждан, которые ищут любые пути для решения своих проблем. Иногда ситуация складывается таким образом, что человека буквально заставляют дать взятку, тем самым совершая преступление уголовного характера.
Отечественная законодательная база устанавливает довольно жесткие наказания для граждан, преступивших закон.
Чаще всего встречаются ситуации, когда пользователь сам принимает решение дать мзду чиновнику, но иногда взятка может стать принудительной. Это означает, что гражданина буквально подталкивают на преступление или открыто говорят о возможности решения его проблем за счет финансовых инструментов.
Для того, чтобы был признан факт противоправного проступка, необходимо, чтобы исполняемые действия, за которые поступило вознаграждение, находились в компетенции чиновника – взяточника, или же он имел доступ к решению проблем за счет покровительства или попустительства.
Зачастую при рассмотрении дел о взятках возникает вопрос, какие именно ценности могут стать взяткой. Для упрощения работы правоохранителей на государственном уровне принято считать, что все экономические блага и ценности, чья совокупная цена выше 3 тыс.
рублей, следует относить к взяточничеству.
Участие родственников
Получение взятки будет даже в том случае, если все материальные средства, блага, услуги, другие варианты вознаграждения направляются его родственникам. И тут не важно будет, это его сын, жена, троюродный брат или кто-либо еще. В любом случае он будет использовать установленные полномочия для совершения преступного действия.
При определенных ситуациях даже сами родственники могут выступать в качестве фигурантов по уголовному делу и не в качестве свидетелей. Если они были знакомы с взяткодателем и через себя договаривались о совершении какого-либо действия или бездействия со стороны должностного лица, то тут уже они будут считаться посредниками, что также влечет установленную законодательством ответственность.
Такие действия по посредничеству часто происходят в том случае, если есть какие-либо сомнения во взяткодателе. Должностное лицо просто поручает другому лицу получить денежные средства. Он может посчитать, что таким образом он не является участников взятки. Но согласно уголовному законодательству, его действия будут квалифицированы как взятка по ст. 291, а посредника также ждет определенное уголовное наказание, если им выполнена дача взятки должностному лицу. То есть в такой ситуации никто не может оставаться безнаказанным. И именно наказание является действенным профилактическим средством в недопущении совершения данного вида преступлений.
Кому можно передать взятку?
Взятку можно передать любому лицу, занимающему высокую должность и способному оказать взяткодателю какую – либо услугу. При этом не имеет никакого значения, какую должность это должностное лицо имеет: будь то сотрудник ГИБДД или министр, статья в любом случае будет одинаковой.
Стоит так же отметить такого возможного фигуранта, как “иностранное должностное лицо”. Таковым может выступать любой иностранный гражданин, имеющий какую – либо административную должность и способный оказывать услуги. Таким образом законы РФ карают за взятку даже лицу, не являющемуся гражданином России – важен лишь факт незаконности взятки.
Ну и последнее, но не менее важное дополнение – передача взятки посреднику. Много споров вызывает вопрос – а виноват ли посредник в передаче взятки? Это уже устанавливает суд в ходе разбирательства. При этом если будет доказано, что получатель взятки и посредник действовали по сговору или участвовали в организованном бандформировании, то наказание за взятку значительно ужесточится. В целом посредничеством занимается статья 291.1 УК РФ.