Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Использование целевого финансирования организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.
Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:
- ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
- ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
- ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
- ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
- ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
- ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
- ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
- ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
- ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.
Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:
- 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
- 86.2. Получение денег из прочих источников.
Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.
Бухгалтерский учет объектов, приобретенных за счет целевых средств
Основные средства и нематериальные активы, купленные за счет целевых средств, приходуются в бухгалтерском учете в общем порядке. Каких-либо особенностей в отношении записей непосредственно по оприходованию данных активов законодательством не предусмотрено. Поэтому если актив отвечает всем условиям признания его основным средством или НМА, то он учитывается в этом качестве на счетах бухгалтерского учета.
Нужно ли начислять амортизацию по данному активу в бухгалтерском учете?
Да, нужно, если выполняются общие условия отнесения актива в состав основных средств или НМА и начисления по нему амортизации. Источник финансирования в данном случае значения не имеет. Однако параллельно с обычными проводками возникает необходимость в дополнительных проводках ввиду того, что источником финансирования являются как раз целевые средства.
Для обобщения информации о движении средств для осуществления мероприятий целевого назначения, предназначен счет 86 «Целевое финансирование». На этом счете отражаются суммы целевого финансирования (в момент непосредственно получения этих сумм либо в момент выполнения условий, предусмотренных п. 5 ПБУ 13/2000, – в зависимости от учетной политики фирмы). Причем этот счет используется для отражения не только бюджетных целевых средств, но и целевых средств, поступивших от других организаций и лиц.
Затем происходит списание этих сумм со счета 86 в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов». Делается это в момент принятия объекта основных средств или нематериального актива к учету. Таким образом, на момент принятия актива к учету в бухгалтерском учете делаются записи:
Дебет 01 (04) Кредит 08
Дебет 86 Кредит 98.
Далее в момент, когда в бухгалтерском учете будет отражаться амортизация, одновременно с записью по начислению амортизации следует производить списание со счета 98:
Дебет 20 (25, др.) Кредит 02 (05)
Дебет 98 Кредит 91.
Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс
В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Приведем некоторые из них:
-
бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;
-
гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;
-
инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;
-
средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.
Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:
1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;
3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:
-
финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);
-
на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
-
как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;
-
на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.
Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.
Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.
Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).
Ответ на вопрос, счет 86 активный или пассивный, зависит от заранее оговоренных условий предмета финансирования. План счетов 86 счет рассматривает как активно-пассивный. Хотя чаще всего сальдо записи носит кредитовый характер. В случае же перерасхода выделенных средств счет может иметь и дебетовое сальдо.
Неизрасходованные средства 86 счет в бухгалтерском балансе отразит в пассивной части по строкам 1450 и 1550. При перерасходе выделенных средств целевой направленности используется строка актива 1190, куда относят прочие внеоборотные активы.
Записи по движению поступивших сумм зависят от характера деятельности экономического субъекта.
Счет 86 «Целевое финансирование» проводки (пример записей коммерческой организации):
- Дт 76 ― Кт 86 ―возникло соглашение о необходимости использования активов целевой направленности;
- Дт 10, 50, 51 ― Кт 76 ― в качестве целевого учета оприходованы материалы, денежные ресурсы и прочие активы;
- Кт 20, 26 ― Кт 10 ―в составе прочих расходов учтены поступившие материалы.
Полученные из бюджета средства могут сразу же учитываться на счетах с появлением соответствующих записей, например:
- Дт 50, 51 ― Кт 86 ― зачислена денежная помощь.
Многие НКО вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухотчетность. Список тех, кто не может их применять, указан в статье 6 закона о бухучете.
Не могут вести упрощенный учет НКО, подлежащие обязательному аудиту.
Что такое упрощенный бухучет? Это возможность не применять или применять «в облегченном варианте» многие требования ПБУ.
Например:
- не отражать затраты по уставной некоммерческой деятельности на счетах учета затрат, а сразу списывать их в уменьшение средств полученного целевого финансирования;
- признавать доходы и расходы по коммерческой деятельности кассовым методом: отражать в учете доходы по мере поступления денежных средств, а расходы — после погашения задолженности перед контрагентами. Это может быть оправданно, например, когда НКО ведет учет по простой системе — без применения двойной записи;
- не отражать в бухгалтерском учете объекты, относящиеся к нематериальным активам, не признавать в определенных случаях право пользования активом по договорам аренды, а другие активы оценивать в упрощенном порядке;
- не признавать оценочные обязательства в бухгалтерском учете;
- не отражать в бухгалтерском учете отложенные налоговые активы и обязательства;
- менять учетную политику и исправлять существенные ошибки прошлых лет без ретроспективного пересчета показателей отчетности.
План счетов некоммерческих организаций
Особенности разработки рабочего плана счетов в НКО связаны:
- с необходимостью детализированного учета поступления и использования целевого финансирования — средств, полученных на ведение уставной некоммерческой деятельности;
- необходимостью вести раздельный учет поступлений и расходов по некоммерческой деятельности и доходов и расходов по коммерческой деятельности, если такая деятельность ведется;
- выбором упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, если НКО вправе их применять.
НКО утверждают рабочий план счетов в составе учетной политики организации (п. 4 ПБУ 1/2008). Его разрабатывают на основе утвержденного Минфином России Плана счетов с учетом Инструкции по его применению.
Укажите в нем полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов бухгалтерского учета, которые будете использовать.
При их выборе руководствуйтесь тем составом хозяйственных операций, которые осуществляете постоянно или намерены осуществлять в ближайшем будущем.
Так, например, к счету 86, на котором НКО отражают поступление и использование средств целевого финансирования, могут быть открыты субсчета для ведения учета в разрезе источников поступления целевых средств. А к субсчету, на котором отражаются пожертвования, можно предусмотреть субсчета по их целевому назначению.
Если ваша организация наряду с уставной некоммерческой деятельностью ведет и коммерческую деятельность, то к счетам учета затрат введите соответствующие субсчета (п. п. 1.1, 2.1.14 специальной части Рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах). Например, к счету 20 «Основное производство» можно открыть:
- субсчет 20-1 «Затраты по некоммерческой деятельности». К нему можно открыть субсчета второго и третьего порядка или организовать аналитический учет иным способом для отражения расходования целевых средств по каждой целевой программе в разрезе статей затрат;
- субсчет 20-2 «Затраты по коммерческой деятельности». К нему можно открыть субсчета второго и третьего порядка или организовать аналитический учет иным способом для отражения затрат по видам коммерческой деятельности в разрезе статей затрат.
Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс
В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Приведем некоторые из них:
-
бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;
-
гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;
-
инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;
-
средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.
Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:
1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;
3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:
-
финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);
-
на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
-
как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;
-
на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.
Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.
Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.
Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).
Учет целевого финансирования
Одним из источников формирования хозяйственных средств предприятия могут быть средства целевого финансирования, поступающие в организацию от других предприятий, физических лиц, а также в виде государственной помощи.
Целевое финансирование, предоставляемое коммерческой организации, признается как увеличение экономических выгод организации в результате поступления денежных средств, а также иных активов.
Средства целевого финансирования должны расходоваться строго по целевому назначению. Использование не по назначению влечет за собой возврат средств целевого финансирования, а также мер ответственности, предусмотренной действующим законодательством РФ.
Для учета средств целевого финансирования предусмотрен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».
Сальдо по счету показывает сумму выделенного для коммерческой организации целевого финансирования на отчетную дату.
Оборот по кредиту показывает сумму полученного в отчетном периоде целевого финансирования.
Оборот по дебету показывает сумму использованного целевого финансирования на соответствующие цели.
Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления.
Основную часть средств целевого финансирования, как правило, составляют средства, выделенные государством из бюджетов соответствующих уровней в виде государственной помощи.
В соответствии с ПБУ 13/2000 установлены следующие формы государственной помощи:
- – субвенции и субсидии, выделяемые органами исполнительной власти из бюджетов соответствующих уровней;
- – бюджетные кредиты, предоставляемые уполномоченными органами государственной власти на возмездной и возвратной основе (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей);
- – прочие формы государственной помощи.
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые
коммерческой организации на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств коммерческой организации на возвратной и возмездной основе.
К прочим формам государственной помощи можно отнести такие услуги, оказываемые государственными органами, как оказание консультационных услуг на безвозмездной основе; предоставление гарантий; предоставление беспроцентных займов или займов с пониженной процентной ставкой и др.
Бюджетные средства, поступающие в организацию, подразделяются:
- – на средства, предназначенные для финансирования капитальных вложений, связанных с новым строительством, реконструкцией, модернизацией и техническим перевооружением основных фондов, а также закупкой основных средств и иного имущества.
- – средства, предназначенные для финансирования текущих расходов организации и не связанные с капитальными вложениями.
ПБУ 13/2000 предусмотрены следующие способы принятия к бухгалтерскому учету бюджетных средств:
- – по мере фактического получения средств;
- – мере принятия решения о предоставлении средств.
При первом способе с получением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений, материальных запасов и др. в корреспонденции с кредитом счета 86 «Целевое финансирование».
При втором способе организация принимает к бухгалтерскому учету бюджетные средства при одновременном соблюдении следующих условий:
- – имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
- – имеется уверенность, что указанные средства будут получены.
Оба этих условия должны быть подтверждены документально.
Подтверждением первого условия могут служить заключенные организацией договоры, технико-экономические обоснования, утвержденная в установленном порядке проектно-сметная документация и др.
Подтверждением второго условия могут служить утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и иные документы.
При втором способе предоставляемые бюджетные средства отражаются по дебету счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование».
Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования отражается как увеличение финансовых результатов организации. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в качестве доходов, отражаются в составе прочих доходов организации как активы, полученные безвозмездно.
Суммы бюджетных средств, полученные коммерческой организацией на финансирование предстоящих целевых расходов, учитываются на субсчете 98/2 «Безвозмездные поступления» в корреспонденции со счетом 86 «Целевое финансирование».
Суммы, отраженные на субсчете 98/2 «Безвозмездные поступления» счета 98 «Доходы будущих периодов», списываются в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»:
- – по основным средствам – по мере начисления амортизации;
- – по материально-производственным запасам – по мере списания на счета учета затрат на производство и издержек обращения.
Проводки по 86 счету на примере
Допустим, ООО «Стромэкс» в марте 2021 года получила субвенции в размере:
- 1 200 000руб. — на покупку производственного оборудования;
- 2 000 000руб. — на текущие расходы (целевые работы согласно утверждённой смете).
До конца 2021 года денежные средства из государственного бюджета пошли на:
- оборудование, 1 500 000руб., срок полезного использования 10 лет;
- приобретение материалов, 250 000руб.;
- оплату труда сотрудникам, задействованным в проводимых целевых мероприятиях, 150 000руб.;
- социальное страхование, 39 000руб.;
- материалы отпущены в производство (по факту), 170 000руб.
Таблица проводок по учету субвенции по 86 счету:
Счёт Дт | Счёт Кт | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
76 | 86 | 3 200 000 | Субвенции признаны в учёте (по утверждению в расходах бюджета) | Договор целевого финансирования |
51 | 76 | 3 200 000 | Полученные субвенции признаны в учёте | Банковская выписка |
08.04 | 60 | 1 500 000 | Оборудование (стоимость) учтено | Товарная накладная |
01 | 08.04 | 1 500 000 | Оборудование введено в эксплуатацию | Акт ввода в эксплуатацию ОС |
86 | 98 | 1 000 000 | Сумма субвенции признана в составе доходов будущих периодов (при вводе в эксплуатацию оборудования) | Договор целевого финансирования, Товарная накладная, Акт ввода в эксплуатацию ОС |
20,23,25,26,44 | 02 | 12 500 | Отражена амортизация (ежемесячное отчисление) | Амортизационная ведомость |
98 | 91.01 | 12 500 | Признание прочих доходов по полученной субвенции | |
10 | 60 | 250 000 | Материалы (стоимость) учтены | Приходный ордер (форма № М-4)/Акт о приёмке материалов (форма № М-7) |
86 | 98 | 250 000 | Сумма субвенции признана в составе доходов будущих периодов | Договор целевого финансирования, Товарная накладная, М-4/М-7 |
20,23,25,26,44 | 70 | 150 000 | Начислена оплата труда сотрудникам ООО «Стромэкс» | Справка-расчёт/ Зарплатная ведомость (форма № Т-53) |
20,23,25,26,44 | 69 | 39 000 | Отчисления по социальному страхованию (включая несчастные случаи и профессиональные заболевания) | Расчётная ведомость (форма Т-51) |
86 | 98 | 189 000,00 | Сумма субвенции признана в составе доходов будущих периодов | Договор целевого финансирования, справка-расчёт, Т-53 и Т-51 |
98 | 91.01 | 189 000 | Признание субвенции в составе доходов отчётного периода ООО «Стромэкс» | Договор целевого финансирования, справка-расчёт |
20,23,25,26 | 10 | 170 000 | Материалы, отпущенные в производство (стоимость), учтены | Товарная накладная |
98 | 91.01 | 170 000 | Признание субвенции в составе доходов отчётного периода ООО «Стромэкс» | Договор целевого финансирования, Товарная накладная |
Учет целевого финансирования
Одним из источников формирования хозяйственных средств предприятия могут быть средства целевого финансирования, поступающие в организацию от других предприятий, физических лиц, а также в виде государственной помощи.
Целевое финансирование, предоставляемое коммерческой организации, признается как увеличение экономических выгод организации в результате поступления денежных средств, а также иных активов.
Средства целевого финансирования должны расходоваться строго по целевому назначению. Использование не по назначению влечет за собой возврат средств целевого финансирования, а также мер ответственности, предусмотренной действующим законодательством РФ.
Для учета средств целевого финансирования предусмотрен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».
Сальдо по счету показывает сумму выделенного для коммерческой организации целевого финансирования на отчетную дату.
Оборот по кредиту показывает сумму полученного в отчетном периоде целевого финансирования.
Оборот по дебету показывает сумму использованного целевого финансирования на соответствующие цели.
Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления.
Основную часть средств целевого финансирования, как правило, составляют средства, выделенные государством из бюджетов соответствующих уровней в виде государственной помощи.
В соответствии с ПБУ 13/2000 установлены следующие формы государственной помощи:
- — субвенции и субсидии, выделяемые органами исполнительной власти из бюджетов соответствующих уровней;
- — бюджетные кредиты, предоставляемые уполномоченными органами государственной власти на возмездной и возвратной основе (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей);
- — прочие формы государственной помощи.
Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.
Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:
- ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
- ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
- ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
- ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
- ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
- ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
- ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
- ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
- ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.
Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:
- 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
- 86.2. Получение денег из прочих источников.
Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.
Целевое финансирование и целевые поступления
Целевое финансирование и целевые поступления – счет бухгалтерского учета средств, поступающих юридическому лицу целевым назначением для финансирования определенных мероприятий, программ и проектов, а также для покрытия плановых убытков, возникающих вследствие поддержания на должном уровне регулируемых цен, и для компенсации расходов, которые в силу определенных причин не должны покрываться за счет собственных источников.
Целевые поступления, в отличие от целевого финансирования, направляемого для реализации определенных мероприятий, программ и проектов, носят лишь компенсационный характер и направляются из государственного и региональных (местных) бюджетов не адресно, а через посредство некоммерческих организаций – участников бюджетного процесса, с которыми заключается договор. Одним из видов целевых поступлений являются дотации, получаемые юридическими лицами из государственного и местных бюджетов.
Целевое финансирование может осуществляться так же за счет средств других предприятий, организаций и лиц. Средства целевого финансирования расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами и назначением, оговоренным договором.
Целевое финансирование и целевые поступления носят условно безвозвратный и безвозмездный характер и, в зависимости от условий договора, могут быть использованы.получателем на:
- финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем необоротных активов;
- покрытие текущих расходов, связанных с заказом, под выполнение которого были выделены целевые средства (приобретение запасов, оплата труда и др.);
- покрытие заведомых убытков, получаемых предприятием в результате выполнения специального заказа;
- оказание немедленной финансовой поддержки в качестве чрезвычайной;
- оплату труда и социальное страхование нештатных работников, занятых на работах, выполняемых на предприятии по заданию и в пользу других лиц.
Государственное целевое финансирование
В соответствии с ПБУ в бухгалтерском учете коммерческих компаний отображаются сведения о бюджетных средствах, представленных в следующих видах:
- субвенция – предоставление государственных средств местным органам власти на определенные цели с назначением срока использования. При невыполнении условий соглашения полученные вложения подлежат возврату;
- субсидии – пособия местным органам власти, а также физическим и юридическим лицам, например, на реконструкцию недвижимости. Как правило, не подлежит возврату при нарушении условий предоставления;
- бюджетные кредиты (исключение – отсрочки налоговых обязательств);
- прочие формы (безвозмездные ссуды, консультации, гарантии и т. д.).
Примечание от автора! Информация о предоставленных бюджетных средствах фиксируется независимо от формы (деньги, земля, имущество и т. д.).
Целевое финансирование от государства в виде субвенций и субсидий разделяется на:
- инвестиции, предоставляемые для капитальных расходов (например, закупка оборудования);
- инвестиции, предоставляемые для текущих расходов (покупка МПЗ, оплата труда сотрудников и аналогичные мероприятия).
При составлении бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что должно осуществляться обязательное раскрытие следующих данных:
- размер и форма предоставляемой государственной помощи;
- размер бюджетного кредитования, направление расходования;
- прочие виды помощи от государства, пользование которыми приводит к экономическим выгодам компании;
- остатки средств государственного кредитования, не погашенные в отчетном периоде.
Cтраница 1
Целевые расходы по жилищному хозяйству ( водоснабжение, отопление, канализация, газ, освещение) не являются эксплуатационными расходами. Они учитываются отдельно и покрываются путем взимания их с квартиросъемщиков и арендаторов нежилых помещений по существующим тарифам или в размерах фактически произведенных расходов.
Некоторые целевые расходы по времени возникновения могут не совпадать с возмещением их квартиросъемщиками и арендаторами, например сезонные расходы по отоплению жилых домов. В этом случае образуется разница между расходами и сборами, которую в балансах отражают в составе статьи Прочие дебиторы или Прочие кредиторы без бухгалтерских записей.
Отчисления на целевые расходы могут быть выделены из общезаводских в качестве внепроизводственных расходов.
Отчисления на целевые расходы могут быть выделены из общезаводских в качестве внепроизводственных расходов. По роли в процессе производства различают затраты основные ( соответствуют прямым) и накладные ( соответствуют косвенным), и себестоимость ремонта отдельного объекта может быть представлена как сумма основных и накладных расходов.
В первом случае все указанные целевые расходы включаются в производственные затраты при определении подлежащей налогообложению прибыли в пределах норм, установленных для оплаты найма помещений ( см.
подп.
Раздел энергетического баланса, содержащий целевые расходы топлива и энергии, позволяет получить обобщенную оценку эффективности энергетического хозяйства — коэффициент полезного использования энергетических ресурсов.
Затраты на изготовление продукции делятся на целевые расходы и дополнительные затраты.
Рассмотрим механизм предоставления финансовой помощи на финансирование отдельных целевых расходов, осуществляемых субъектами РФ.
Рассмотрим систему показателей, относящихся к разделу целевых расходов энергетического баланса, записываемых в натуральном и условном выражениях.
Однако в этом случае непонятно, на каком основании целевые расходы по найму жилья не будут включаться в совокупный доход работника в полной сумме фактических расходов ( как это предусмотрено в Законе о подоходном налоге с физических лиц), потому что этим же пунктом Инструкции предусмотрено их нормирование в размере только 5 руб. ( 4 руб., 3 руб.) в сутки. Подход авторов основан на том, что положения Инструкции № 62 регулируют порядок учета данных сумм в составе себестоимости, а порядок учета компенсационных выплат при исчислении подоходного налога определяется исключительно нормами, установленными Законом о подоходном налоге.
Бухгалтерские проводки по целевым субсидиям
ТОО, ОУР, плательщик НДС.
ТОО занимается сельским хозяйством, получило субсидии для закупа саженцев.
В период получения урожая саженцы будут переведены в состав основных средств.
Какими бухгалтерскими проводками отражается получение государственных субсидий?
Согласно МСФО (IAS)41 «Сельское хозяйство» государственные субсидии учитываются:
1) безусловная субсидия — должна признаваться в качестве дохода того отчетного периода, в котором она становится дебиторской задолженностью (т.е. подлежит получению).
Например, субсидия подлежит получению: в январе заключен договор на получение субсидии на посевы, условие получения субсидии – готовность урожая к уборке. Урожай готов к уборке в августе, субсидия получена в ноябре. Она становится дебиторской задолженностью (подлежит получению) в августе, когда выполняется условие получения субсидии.
2) условная субсидия — должна признаваться в качестве дохода, когда будут выполнены все условия, связанные с этой государственной субсидией.
Например, субсидия на сокращение посевных площадей: в январе заключен договор о получении субсидии на землю, условие предоставления субсидии — сокращение посевных площадей. Последний урожай убран в августе, земли очищены от растительных остатков и выведены из состава сельскохозяйственных угодий в сентябре, субсидия получена в ноябре. Она становится дебиторской задолженностью в сентябре, когда выполняется условие получения субсидии.
Согласно типового плана, утвержденного приказом Министра финансов РК от 02.10.2018 № 877, проводки по отражению государственных субсидии в учете следующие:
- признание государственной субсидии