Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Существуют ли бонусы к пенсии за непрерывный стаж работы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.
Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декабря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.
По законодательству перерасчет осуществляется:
– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;
– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.
Ставка и величина в рост
Базовая величина в Беларуси выросла с 1 января до 37 рублей. Ранее ее размер составлял 32 рубля, таким образом, она увеличилась на 5 рублей. От базовой величины зависят размеры некоторых налогов и сборов, штрафов, пособий, стипендий, других выплат.
Также с 1 января 2023 года в Беларуси повысилась базовая ставка. Это основной элемент тарифной системы, на основе которой производится оплата труда работников бюджетных и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. Ее размер — 228 рублей. Напомним, 1 января 2022-го базовая ставка составляла 207 рублей, с 1 ноября она повышена до 212. Поскольку к базовой ставке привязаны иные стимулирующие и компенсирующие выплаты, то они тоже выросли. Как и в 2022-м, базовая ставка в 2023 году будет подниматься в несколько этапов. В соответствии с параметрами социально-экономического развития Беларуси планируется увеличение среднегодового значения базовой ставки на 10 процентов.
Кроме того, выросли размеры отраслевых стимулирующих выплат отдельным категориям работников. На эти цели из бюджета будет направлено свыше 900 миллионов рублей, из них 350 миллионов — это дополнительные расходы по отношению к 2022-му.
Благодарность за труд
Заработная плата педагогических работников увеличивается. Так, для учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения учреждений образования повышение составило 6 процентов от оклада, для профессорско-преподавательского состава — 15. Также выросла зарплата методистов и руководителей структурных и обособленных подразделений, которые занимаются научно-методическим обеспечением образования. Размер повышения на республиканском уровне — 30 процентов от оклада. Это касается Академии последипломного образования, Национального института образования, Республиканского института профобразования, Республиканского института высшей школы. На областном и районном уровне заработная плата этой категории педработников увеличилась на 20 процентов от оклада. Речь идет об институтах развития образования, учебно-методических центрах и кабинетах.
Также установлена надбавка за характер труда рабочим, дежурным по общежитию и по режиму, секретарю учебной части, работникам бюджетных организаций сферы образования, должности служащих которых являются общими для всех видов экономической деятельности, вместо базовой доплаты до минимальной зарплаты.
Напомним, с 1 сентября прошлого года повысилась заработная плата воспитателям дошкольного образования и помощникам воспитателей. Надбавка за работу в отрасли составила 20 и 10 процентов от оклада соответственно.
Новации для автовладельцев
Тарифы на некоторые услуги ГАИ выросли с 1 января. Так, в частности, курсантам при повторной сдаче практического экзамена в ГАИ учебное транспортное средство (легковое авто, грузовик или автобус) будет предоставляться уже не за 30 рублей, как раньше, а за 40. Аренда мотоцикла для повторной сдачи экзамена будет стоить 20 рублей. Предоставление автодрома для обучения вождению — 7 рублей.
Изменены правила оплаты проезда по платным дорогам. Для автомобилей массой не более 3,5 тонны электронная виньетка становится единственным способом оплаты проезда по платным дорогам Беларуси. Владельцы транспортных средств с максимально допустимой общей массой не более 3,5 тонны, которые в настоящее время пользуются для оплаты проезда по платным дорогам в системе BelToll бортовым устройством, могут сдать оборудование в любом пункте обслуживания клиентов и получить обратно внесенный при его получении депозит и сумму неизрасходованной предоплаты в течение трех лет с момента совершения ими последней транзакции в системе. Для транспортных средств с максимально допустимой общей массой более 3,5 тонны в качестве способа оплаты за проезд по-прежнему будет использоваться исключительно бортовое устройство.
В новом году на обеспечение техническими средствами социальной реабилитации будет направлено более Br60 млн. Такие средства ежегодно получают около 200 тыс. человек.
С 6 января инвалиды смогут самостоятельно приобретать 10 наименований средств реабилитации, а затраты будут компенсироваться государством. В основном это касается тифлотехнических средств, предназначенных для инвалидов с нарушениями зрения и слуха. Также это противопролежневые матрацы и вспомогательные приспособления для одевания, приема и готовки пищи, удовлетворения бытовых и иных потребностей.
При этом для граждан, которые не желают самостоятельно приобретать средства реабилитации, сохраняется право получить их в органах по труду, занятости и социальной защите.
Более того, расширяется перечень категорий инвалидов, которые имеют право на обеспечение средствами реабилитации бесплатно либо на льготных условиях.
Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ
После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.
Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.
Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.
Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.
Как считают трудовой и страховой стажи для назначения пенсии?
— Под страховым стажем подразумеваются только периоды работы с уплатой взносов в фонд соцзащиты. Сюда не входят учёба, декретный отпуск, уход за малолетними детьми либо нетрудоспособными гражданами. Срочную службу в армии в него будут включать за периоды службы, начиная с января 2020 года. Кроме того, если выяснится, что ваш наниматель не платил за вас взносы в фонд соцзащиты, это время тоже не попадёт в страховой стаж. Минимальный страховой стаж, необходимый для получения пенсии, увеличивается на полгода каждый год. В 2021 году он 18 лет. В итоге минимальный страховой стаж должен увеличиться до 20 лет. Это произойдёт в 2025 году.
Чтобы получать полную трудовую пенсию по возрасту, общий стаж должен быть минимум 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. В этот стаж, в отличие от страхового, входят учёба в вузе, отпуск по уходу за ребёнком, армия, уход за инвалидом I группы или человеком старше 80 лет. Чем больше ваш трудовой стаж, тем больше будет пенсия.
Итак, чтобы получить положенную трудовую пенсию по возрасту, нужно наработать и трудовой стаж (минимум 25/20 лет), и страховой стаж (в этом году — минимум 18 лет).
Мой трудовой стаж больше 40 лет, а пенсия маленькая, еле на лекарства хватает. Почему наши пенсии такие маленькие?
Если на пенсии продолжаешь работать…
Если я на пенсии, но продолжаю работать, как изменится размер пенсии? Можно ли рассчитывать на повышение?
— Пенсии выплачиваются по месту жительства пенсионера без учёта получаемого заработка. Вместе с тем факт работы либо занятия предпринимательской деятельностью влияет на размер выплачиваемой пенсии. Это касается пенсионеров, имеющих индивидуальный коэффициент заработка свыше 1,3. По действующим правилам, в период работы пенсия начисляется с учётом коэффициента не более 1,3. Без ограничения выплачивается пенсия пенсионерам, работающим в производстве сельскохозяйственной продукции в сельхозпредприятиях и организациях.
Что касается размера пенсии с учётом факта работы за стаж после назначения пенсии по возрасту и за выслугу лет с учётом получения пенсии, то в этом случае перерасчёт пенсии не предусмотрен.
Ушёл на пенсию в 60 лет, затем ещё 13 лет работал, платил взносы в ФСЗН. Включат ли эти 13 лет в трудовой и страховой стаж?
— Периоды трудовой деятельности после достижения пенсионером общеустановленного пенсионного возраста, а также после назначения пенсии по возрасту или пенсии за выслугу лет засчитываются в стаж работы, если пенсионер не получал государственную пенсию за эти периоды. Следовательно, в этом случае 13 лет работы после назначения и получения пенсии в стаж не засчитываются.
Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение
В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.
С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.
«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.
В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.
Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.
Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии
Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.
При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.
Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):
★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.
Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств, не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.
Детские пособия и единовременные выплаты
С ростом БПМ изменятся государственные пособия семьям, воспитывающим детей, для исчисления которых применяют этот денежный норматив.
- Женщины, родившие первенца, получат единовременно вместо 3285 рублей 3397 рублей 30 копеек.
- При рождении второго и последующих детей пособие вырастет на 158 рублей 62 копейки: мамам однократно выплатят 4757 рублей 62 копейки вместо прежних 4599 рублей.
- Будущие мамы, которые станут на учет в женской консультации до 12-недельного срока беременности, могут рассчитывать, что положенное им единовременное пособие вырастет на 11 рублей 33 копейки и составит 339 рублей 83 копейки.
- При появлении на свет двойни (тройни) роженице дополнительно теперь выплатят 679 рублей 66 копеек (на одного малыша) вместо прежнего пособия размером 657 рублей.
- Вырастут и пособия семьям, где кроме новорожденных воспитываются дети старше 3 лет. В таком случае на старшего ребенка пособие составит 169 рублей 92 копейки, что выше предыдущего норматива на 5 рублей 67 копеек. Если старший в семье малыш имеет инвалидность, то в этом случае детское пособие на ребенка старше 3 лет составит 237 рублей 88 копеек вместо 229 рублей 95 копеек.
- Также с 1 ноября подрастут пособия по уходу за несовершеннолетними детьми-инвалидами: при I и II степени утраты здоровья, пока ребенку не исполнится 18 лет, также при III и IV степени утраты здоровья у малышей до 3 лет размер социальной выплаты вырастет на 11 рублей 33 копейки и достигнет 339 рублей 83 копейки; при наличии III и IV степени утраты здоровья у ребенка старше 3 лет сумма пособия увеличилась до 407 рублей 80 копеек – плюс 13 рублей 69 копеек.
- Семьи, в которых растут инфицированные вирусом иммунодефицита дети, также могут рассчитывать на увеличение детского пособия с 1 ноября: вместо 229 рублей 95 копеек мамам ежемесячно будут выплачивать 237 рублей 88 копеек.
Дата | Средний размер назначенных пенсий по возрасту |
---|---|
2021 год | |
май — июль | 512,78 руб. |
февраль — апрель | 512,78 руб. |
2020 год | |
ноябрь — январь | 457,93 руб. |
август — октябрь | 456,81 руб. |
май — июль | 447,55 руб. |
Каков размер минимальной пенсии в разных регионах?
Минимальный уровень пенсии зависит от регионального прожиточного минимума, утверждённого органами власти субъекта Федерации. В наступившем 2022 году он рассчитывается по обновлённой методике. Она привязана к общероссийскому уровню ПМП, умноженному на коэффициент, который утверждён для каждого конкретного региона. Благодаря этому удалось избежать ситуаций, когда региональный ПМП оставался на прошлогоднем уровне, в связи с чем и минимальная пенсия тоже не увеличивалась.
Приведём некоторые цифры. В Москве выплачивают целых две минимальные пенсии. Пенсионеры, имеющие московскую регистрацию не менее десяти лет, получают минимум 21 193 рубля. Минимальная пенсия остальных столичных пенсионеров 14 009 рублей. Петербуржцам выплачивают минималку 11 317,80 рублей. В Чукотском АО минимальная пенсия достигла уровня 23 432 рубля. А в Чувашской Республике выплачивается самая скромная минимальная пенсия 8 736 рублей.
Порядок учёта трудового стажа, приобретённого в период существования СССР, в целях назначения пенсии в настоящее время регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение). Оно было подписано в г. Москве и вступило в силу 13 марта 1992 года.
Участниками Соглашения являются: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Соглашением предусмотрено, что пенсии назначаются и выплачиваются государством, на территории которого проживает гражданин, достигший пенсионного возраста. При этом учитывается стаж за период работы в государстве – участнике Соглашения, а также на территории бывшего СССР за период до 13.03.1992.
В соответствии с Федеральным законом от 11.05.2022 № 173-ФЗ Россия перестаёт быть участником указанного Соглашения. В пояснительной записке к закону сказано, что нормы Соглашения перестают действовать для РФ с 01.01.2023. Это означает, что стаж, заработанный до 13.03.1992 года в каком-либо из названных государств, при назначении пенсии начиная с 01.01.2023 года учитываться не будет.
Как следует из пояснительной записки, такие меры обусловлены тем, что Соглашение действует уже 30 лет. С момента его ратификации изменились нормы пенсионного законодательства. Теперь при назначении пенсии учитывается не только стаж, но и величина уплаченных за физлицо страховых взносов.
Кроме того, часто встречаются случаи, когда гражданин определённую часть времени отработал на территории государства – члена Соглашения, а на момент назначения пенсии проживает уже в России. В подобной ситуации расходы, связанные с выплатой пенсии, несёт только РФ без получения какой-либо компенсации таких затрат со стороны государства-члена.
Законодатели отметили, что уже назначенные по правилам Соглашения пенсии пересчитываться не будут.
Также сказано, что в настоящее время заключаются двусторонние договоры с государствами-членами Соглашения, которые основаны на принципе «экспорта пенсий». Это означает, что расходы по выплате пенсий государства будут нести пропорционально величине пенсионных прав, приобретённых физлицом на территории каждого из них. Новые соглашения уже подписаны между Россией, Белоруссией, Арменией, Казахстаном, Киргизией (в рамках ЕАЭС), а также между Россией и Таджикистаном. С Молдавией и Узбекистаном пока ведутся переговоры.
Преимущества граждан Республики Беларусь
У граждан Белоруссии имеются определенные преимущества перед гражданами других стран, например, при въезде на территорию России им не нужно заполнять миграционную карту, оформлять визу. Кроме этого белорусам не нужно иметь загранпаспорт, они могут въезжать в Россию по национальному паспорту. Также им не нужно вставать на миграционный учет, если они приезжают в Россию меньше, чем на 30 дней, однако они должны доказать, что в течение этого месяца они покинут Россию, например, имея обратный билет на транспорт. Если белорус приезжает более чем на 30 дней, на миграционный учет по месту пребывания его ставит принимающая сторона. На миграционный учет белорусам нужно будет вставать, если они собираются претендовать на российское гражданство, в таком случае, это нужно будет сделать через месяц после приезда. Если у гражданина Белоруссии есть официальный источник дохода в России, то он имеет право претендовать на получение вида на жительство, минуя получение разрешения на временное проживание. Данное прошение рассматривается в течение 3 месяцев, с момента подачи заявления. Для того чтобы подать данное прошение, необходимо встать на миграционный учет и собрать документы, которые подтвердят получение стабильного дохода в России. Белорусы избавлены от прохождения тестов на знание русского языка, истории и законодательства России, но медосмотр пройти должны. Медкомиссии можно проходить только в клиниках, которые аккредитованы в Главном управлении по вопросам миграции МВД России.
Размеры пенсионных выплат
Размер пенсии по возрасту в Беларуси начисляется с учетом разных показателей. Сначала отчисления производятся в фонд соцзащиты. С каждого работающего гражданина предусмотрен налог – 34% от работодателя и 1 % от работника. Денежные средства направляются на обеспечение разных пособий.
Предусмотрена распределительная система – не проводится накопление пенсионных взносов. Все средства идут на выплаты пенсионерам.
Пенсия по старости в 2017 году была 314 белорусских рублей. В Минске сумма пособия составляет 316 рублей, а в Брестской области 299.
Выясним, какая средняя пенсия в Беларуси в 2020 году. Сумма выплат увеличилась на 15,8 % и составляет 364 рубля. Среднее значение превышает прожиточный минимум в 2 раза. На практике реальной пенсии хватает только на самое необходимое.