Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административно — правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства регламентирован ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», международными договорами и соглашениями и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», другими федеральными законами, межгосударственными договорами, заключенными Российской Федерацией, и другими правовыми актами.
Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Иностранные граждане и лица без гражданства проживают в Российской Федерации и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (приглашение на въезд; разрешение на временное проживание, вид на жительство). По этому основанию иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, делятся на три категории: временно пребывающие в Российской Федерации; временно проживающие в Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. При этом документом, который служит основанием для выдачи иностранному гражданину (лицу без гражданства) визы либо основанием для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию.
Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается Министерством иностранных дел РФ либо Министерством внутренних дел РФ или его территориальным органом. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина (лица без гражданства) в целях обучения в образовательном учреждении выдается территориальным органом Министерства внутренних дел РФ по ходатайству образовательного учреждения.
Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается Министерством внутренних дел РФ или его территориальным органом по ходатайству, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг).
Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет: разрешение на привлечение и использование иностранных работников; документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.
Квота на выдачу иностранным гражданам (лицам без гражданства) приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям органов исполнительной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (лиц без гражданства). Такие предложения органов исполнительной власти субъектов РФ формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
Срок временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина (лица без гражданства), прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток (за исключением особых случаев, предусмотренных Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»),
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) обязан выехать из страны по истечении срока действия визы или иного срока, установленного для его пребывания в России, если им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание. Срок временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Россию.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина (лица без гражданства), прибывшего в страну в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российскую Федерацию.
Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации принимается территориальным органом Министерства внутренних дел РФ, о чем делается отметка в миграционной карте. При этом под миграционной картой понимается документ, содержащий сведения об иностранном гражданине (лице без гражданства), въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина (лица без гражданства) в стране.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, получившее разрешение на временное проживание. При этом под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, которое оформляется в виде:
- отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства;
- документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину (лицу без гражданства) в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину (лицу без гражданства):
- родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;
- признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;
- имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;
- состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в Российской Федерации;
- осуществившему инвестиции в России в размере, установленном Правительством РФ; в некоторых иных случаях.
Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрены основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание. В случае, если иностранному гражданину (лицу без гражданства) было отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно подать заявление о выдаче разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, получившее вид на жительство. При этом под видом на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из России и въезд в Россию.
Вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина (лица без гражданства) может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Вид на жительство оформляется в виде документа установленной формы и содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов); дату и место рождения; пол; гражданство иностранного гражданина; номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство; срок действия вида на жительство; наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство.
Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрены основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство.
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Иностранные граждане (лица без гражданства) имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании имеющихся у них документов, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение.
Временно проживающий в России иностранный гражданин (лицо без гражданства) не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов этого субъекта РФ.
Иностранным гражданам — сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности.
Иностранные граждане (лица без гражданства) не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов РФ. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (лица без гражданства) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Иностранные граждане (лица без гражданства) пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
В частности, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин (лицо без гражданства) имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Однако этот порядок не распространяется на иностранных граждан (лиц без гражданства):
- постоянно проживающих в Российской Федерации; временно проживающих в Российской Федерации; являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
- являющихся работниками иностранных юридических лиц, выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
- являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
- обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
- обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
- приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Иностранный гражданин (лицо без гражданства) не имеет права:
- находиться на государственной или муниципальной службе;
- замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;
- быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
- быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
- быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
- заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
Иностранный гражданин (лицо без гражданства) не может быть призван на военную службу или альтернативную гражданскую службу, а также не может поступить на военную службу в добровольном порядке (по контракту).
Иностранный гражданин (лицо без гражданства), въехавший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и другими федеральными законами.
Среди иностранных граждан и лиц без гражданства в последние годы значительный интерес приобрели беженцы, которые занимают особое административно-правовое положение. Административно-правовой статус беженцев определен Законом РФ «О беженцах».
Порядок получения, основания прекращения гражданства РФ, правовое регулирование двойного гражданства предусмотрены законом № 62-ФЗ.
Гражданство РФ приобретается по рождению, а также в результате приема или восстановления в гражданстве РФ. Ребенок становится гражданином РФ, если:
- мама и папа — граждане РФ (независимо от того, где родился ребенок);
- папа или мама — гражданин РФ, а второй родитель — иностранный гражданин (при условии что ребенок родился в РФ);
- оба родителя — иностранцы, проживающие в РФ, но другие страны не предоставляют ребенку свое гражданство (при условии что ребенок родился на территории РФ).
Реализация прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации
Иностранец – лицо, обладающее гражданством определенного государства, но не являющееся гражданином государства пребывания. В силу этого он одновременно подчиняется законодательству собственной страны и государства, он пребывает. Иностранцы обязаны соблюдать законы страны пребывания, с уважением относится к обычаям и традициям ее народа. В свою очередь государства должны публиковать свое национальное законодательство или правила, касающиеся иностранцев, а также обеспечить любому иностранцу, находящемуся на его территории, свободу связаться с консульским или дипломатическим представительством страны гражданской принадлежности (статья 4.3.10. Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой 13 декабря 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН) (27.C.45).
Положение иностранцев на территории страны пребывания определяется по-разному. Им может предоставляться национальный режим, т.е. равный статус, за исключением прав и свобод, закрепленных за гражданами страны законами или договорами. Подобный режим предусмотрен в Конституции Российской Федерации.
Известно, что когда говорят о национальном режиме, то обычно соотносят правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства со статусом собственных граждан. Практическая значимость изложенного состоит в том, что при предоставлении национального режима иностранные граждане и лица без гражданства пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане страны пребывания. Отмеченная черта имеет важное значение для правильного уяснения сущности национального режима.
В законодательстве многих стран устанавливается режим наибольшего благоприятствования – предоставление максимального объема прав и свобод представителям определенных государств, как правило, речь идет об этнически или культурно близких странах.
На территории Российской Федерации режим наибольшего благоприятствования предоставляется гражданам Республики Беларусь. В рамках сообщества Беларуси и России приняты специальные акты о равных правах в сфере образования, всесторонней медицинской помощи, трудоустройства, оплаты труда и предоставления других социально-правовых гарантий. Гражданам Беларуси и России также было предоставлено право беспрепятственно обменивать жилые помещения на территории этих государств.
Кроме того, в законодательстве различных стран вводится специальный режим, предполагающий предоставление отдельных прав для определенных групп иностранцев в соответствии с законодательством или международным договором.
В Российской Федерации в соответствии с двусторонними договорами данный режим распространяется на граждан Туркменистана и Казахстана, постоянно проживающих на территории России. На постоянных граждан из числа жителей Казахстана не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, вводимые для иностранных граждан. Для граждан Туркменистана данный подход действует только в отношении условий и порядка въезда, пребывания, выдворения и выезда. Постоянные жители имеют право участвовать в приватизации наряду с гражданами России. Согласно Договору с Туркменистаном постоянные жители проходят воинскую или альтернативную службу в стране проживания.
Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.
Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
- постоянно проживающих в Российской Федерации;
- временно проживающих в Российской Федерации;
- являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
- являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
- являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
- обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул и некоторые другие категории иностранных граждан.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. иностранный гражданин не имеет права:
- находиться на государственной или муниципальной службе;
- замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
- быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
- быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
- быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
- заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
Данные ограничения трудовой деятельности иностранных граждан связаны прежде всего с обеспечением государственной безопасности, особыми экономическими интересами страны, обеспечением суверенных прав государства на природные ресурсы и т.п.
Иностранный гражданин не может быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может поступить на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в России, имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами России, если иное не предусмотрено законом или договором. По Закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. условия пенсионного обеспечения иностранных граждан, работающих на предприятиях и в организациях с иностранными инвестициями, согласовываются в индивидуальном трудовом договоре (контракте) с каждым из них. Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников предприятия и организации с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие фонды стран, их постоянного жительства в валюте и на условиях этих стран.
Порядок въезда иностранцев и лиц без гражданства на территорию РФ
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ
Существует 2 основных способа въезда на территорию РФ чужеземцев:
- по визе;
- с применением безвизового режима.
Согласно нормам ст.5 ФЗ об иностранцах в случае применения безвизового режима максимальный срок нахождения физического лица в России не может превышать 90 дней за 6 месяцев. Если же особа приехала в РФ по визе, то разрешенный период нахождения в РФ варьируется в зависимости от срока действия визы. Кстати, визы могут быть такие:
- туристическая (выдается не более, чем на 30 календарных дней). Такой разрешительный документ обычно получают желающие отдохнуть в России или ознакомиться с историческими памятниками;
- деловая (максимум — 365 дней);
- частная по приглашению физического лица;
- транзитная (на период не более, чем 72 часа для пересадки с одного транспортного средства на другое чтобы добраться через Россию в другое государство);
- рабочая;
- учебная.
Обратите внимание! Сроки действий последних двух видов не ограничиваются законодательно, так как зависят от периода, на который заключен трудовой либо учебный договор.
Что такое правовой статус
Приобретая звание гражданина, человек включается в сложную систему отношений с государством и обществом. У него появляются права и обязанности, одни он должен соблюдать всегда и везде, другие – по достижении определенного возраста или по ситуации.
Прописаны эти права и обязанности в различных законах – в Конституции, Уголовном и Административном и Налоговом кодексах. Вот вся эта совокупность различных законов и определяет административно-правовой статус человека.
Одни отношения и обязанности мы выбираем себе добровольно, например, когда получаем водительское удостоверение, а другие действуют без нашего выбора: например, правила дорожного движения должны соблюдаться и пешеходами.
Одни законы начинают действовать на нас только по достижении определенного возраста, например, совершеннолетия, другие действуют для всех одинаково, невзирая на возраст.
Ограничения иностранцев в правах
Итак, статус иностранных граждан и лиц без гражданства отличается от статуса граждан РФ отсутствием определенных прав и обязанностей:
- им нельзя устраиваться на работу в государственные структуры, работать в полиции;
- им нельзя заниматься деятельностью, связанной с госбезопасностью;
- им не нужно нести воинскую службу;
- проживание на территории РФ возможно только по специальным документам – загранпаспорту или виду на жительство;
- есть и закон, ограничивающий передвижение иностранцев по стране, – им нельзя находиться в некоторых областях без специальных разрешений.
Однако для всех граждан – и граждан РФ, и иностранных, и апатридов – в любой стране должны действовать законы, гарантирующие им права и свободы человека, независимо ни от гражданской, ни от религиозной принадлежности.
Легализация человека без гражданства в России
Процесс легализации апатридов состоит из нескольких этапов.
Первый этап — подтверждение личности. Если у кандидата нет нужных документов, то следует просить о процедуре установления личности. Для этого человек должен обратиться в ближайшее отделение Управления по вопросам миграции МВД России. Нужно будет предоставить заявление и все имеющиеся бумаги с любыми личными данными (документ об образовании, свидетельство о браке, недействительный паспорт, водительское удостоверение и пр.). Также потребуются:
- свидетельство о рождении кандидата;
- паспорта родителей;
- справка о регистрации в РФ либо листок убытия с территории иностранного государства;
- автобиография апатрида.
За подтверждение личности необходимо будет заплатить госпошлину.
Следующий этап — оформление разрешения на временное пребывание в стране (РВП) и дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев). Именно РВП позволяет апатридам пользоваться благами наравне с гражданами страны: оформлять медицинский полис, трудоустраиваться, получать образование. Каждый год правительством РФ устанавливаются квоты на выдачу этого документа, а количество желающих сильно превышает их, поэтому, к сожалению, не все успевают получить разрешение. Для ходатайства о выдаче РВП апатриду необходимо явиться в Федеральную миграционную службу и написать соответствующее заявление. При подаче документов на РВП взимается пошлина размером 1600 рублей.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранный гражданин
– лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.
Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.
Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).
Правила въезда иностранцев на территорию Российской Федерации
- Въезд возможен после получения визового разрешения.
- Предыдущий пункт не касается граждан тех стран, с которыми заключен договор свободного посещения.
- Из Казахстана, Беларуси, Украины, и Киргизии въезд в РФ осуществляется по внутренним паспортам.
- В январе 2022 года был введен упрощенный порядок учета граждан Украины, въезжающих на территорию РФ.
- При въезде в страну иностранец заполняет карту мигранта, в которой указывает цель визита и предполагаемые даты выезда.
- После прибытия иностранного гражданина на территорию России, он должен пройти регистрацию. Большая часть иноземцев обязана осуществить эту процедуру в течение трех суток. Но некоторые страны имеют привилегии. Например, таджики могут проходить регистрацию до 15 суток, казахи – до 30 суток. Для белорусов границы практически нет, и они даже не заполняют миграционные карты. Они имеют большие привилегии по сравнению с жителями других государств.
Далее в видео про то, как изменились правила въезда на территорию РФ:
https://youtu.be/s2Pn2OFD9mA
Если иностранный гражданин на территории России пребывает временно, то его присутствие в стране ограничивается тремя месяцами, за исключением следующих ситуаций:
- виза продлена или получена новая;
- получен патент на трудоустройство;
- иностранец подал документы на получение статуса человека, проживающего временно, или вида на жительство;
- иностранец поступает в учебное заведение.
Трехмесячный срок пребывания в стране сокращается, если:
- Произошел подлог или подделка документов, когда оформлялось разрешение на въезд.
- В течение прошлых трех лет иностранец более двух раз получал административные штрафы или попадал в поле зрения правоохранительных органов (например, штрафы за нарушение правил дорожного движения).
- При предыдущем въезде виза была просрочена без уважительных причин.
- Иностранца депортируют на государственном уровне (например, по причине выявления шпионажа).
- Иностранца экстрадируют на территорию страны, где им было совершено преступление.
- Не оформлен полис добровольного страхования.
- При пересечении границы не предоставлено свидетельство о наличии у иностранца денежных средств, достаточных для жизнедеятельности в РФ.
- Гражданин другой страны находится в списке нон грата и ему запрещен въезд в Россию.
- В предыдущий приезд иноземец не заплатил пошлины или не компенсировал затраты на его выдворение из страны.
Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства
- Право работать у частных лиц по найму, заключать контракты. При этом работодатель должен получить разрешение, кроме случаев, когда на работу устраиваются люди со статусом временного жителя или с видом на жительство, специалисты, беженцы, дипломаты или участники государственных программ.
- По системе квот (таблица 2), в некоторых регионах РФ брать на работу иностранцев запрещено.
- С 2022 года иностранные граждане не имеют законного права устраиваться на работу в сферу торговли и медицины (например, работать медсестрой или тем более врачом).
Требования для трудоустройства иностранцев:
- Возраст не менее 18 лет.
- Экзамен на достаточное владение русским языком.
- Документ, разрешающий трудовую деятельность не должен по срокам превышать сроки документа, который дает право проживания в РФ.
- Устраиваться на работу допустимо только в области или крае, где получено разрешение.
- Работодатель должен постоянно извещать ГУВМ при приеме или увольнении иностранного гражданина. В ином случае он платит штраф от 7 000 до 1 млн. р.
При выдаче квоты на работу учитываются:
- Наличие разрешения на въезд.
- Актуальность профессии.
- Наличие родственников в России.
- Знание русского языка и присутствие недвижимого имущества в РФ.
Административно-правовой статус вынужденных переселенцев
Вынужденный переселенец
– гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Права
лица, признанного вынужденным переселенцем:
- самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
- при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
- на получение содействия в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.
Обязанности
лица, признанного вынужденным переселенцем:
- соблюдать Конституцию и законы;
- соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
- при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;
- проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.
Налогообложение доходов иностранных работников
Один из важнейших вопросов, который интересует потенциального работника иностранного происхождения — порядок налогообложения его доходов. Как известно, иностранцы, в том числе и граждане союзных государств, покупают патенты на работу. Оплачивать патент необходимо наперед авансом (можно внести платеж наперед максимум на 1 год).
Стоимость патента идентична размеру НДФЛ, который должен был бы быть удержан с работника предприятием, на котором он работает. Согласно нормам ст.224 НК РФ размер налоговой ставки по НДФЛ идентичен ставке, которую удерживают с граждан РФ, и составляет 13% от оклада с учетом доплат и премиальных. В свою очередь работодатель не проводит удержание НДФЛ с начисленного дохода, так как платеж уже был перечислен в бюджет наперед.
Статус Иностранных Граждан И Лиц Без Гражданства
Конституция (ст. 62 п.3) «Иностранные граждане, лица без Гр. пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ, или международным договором РФ. Положения части 3 устанавливают конституционные основы правого статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Согласно ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся российским гражданином и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся российским гражданином и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.
Эти же положения распространяются и на лиц без гражданства, если иное не предусматривается законодательством, но они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством и международными договорами.
Иностранцы и апатриды в международном праве
Каждая страна самостоятельно определяет правовой статус иностранцев и апатридов на своей территории. Однако принципы, которые должны содержаться в таком национальном законодательстве, закреплены международным законодательством. Что же касается таких понятий, как «апатриды» и «бипатриды», в международном праве эти статусы не тождественны. Термин «бипатрид» обозначает лицо, имеющее гражданство двух или более стран, источники его возникновения могут быть разные, при этом специфика статуса одинакова: государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.
Права иностранцев и апатридов отражены в Декларации ООН о правах человека от 1985 года. Она, в частности, позволяет странам-членам самостоятельно определять правовой режим иностранцев на своей территории, обязывать их соблюдать законы страны пребывания и нести ответственность за их нарушение, запрещает массовую высылку иностранцев из страны, а также вменяет в обязанность государства обеспечить иностранцам доступ к дипломатической защите со стороны государства гражданской принадлежности.
Апатридам международное право уделяет несколько больше внимания. Прилагая усилия к тому, чтоб обеспечить апатридам широкое использование общепринятых прав и свобод, Генассамблея ООН в 1954 году приняла Конвенцию о статусе апатридов. Данный документ предусматривает, что субъекты административного права страны пребывания лица без гражданства предоставляют ему статус, приравненный к иностранцам или же более благоприятный статус. Предполагается, что страна пребывания апатрида обязана выдать ему удостоверяющие документы, если таковые у него отсутствуют. Кроме прочего, страны-участники гарантируют невозможность дискриминации апатридов, доступ им ко всем гражданским, трудовым и прочим правам.
Вместе с этим в 1961 году ООН приняла Конвенцию о сокращении безгражданства, которая предполагает, что страны-участники должны создавать условия для натурализации апатридов, предоставляя им упрощенный порядок приобретения гражданства. В контексте Конвенции многие страны стали запрещать своим гражданам добровольно выходить из гражданства, становясь апатридом – в большинстве стран его можно лишь заменить иным гражданством (в том числе и в России).
Правила въезда и выезда
Правила, по которым и иностранный гражданин, и лицо без гражданства посещают или покидают страну, установлены положениями Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ. Согласно ст. 24 данного нормативного акта, условия въезда/выезда зависят от категории иностранца и апатрида, к которой они относятся. В общих случаях для посещения России и выезда из нее указанным лицам необходим документ, удостоверяющий их личность, а также российская виза. Обладатели РВП представляют на границе схожий пакет документов, а вот владельцы ВНЖ могут въезжать уже без визы. Примечательно, что ВНЖ для апатридов является удостоверяющим их личность документом, а поэтому они могут въезжать/выезжать в/из РФ лишь на его основании.
Согласно ст. 25 вышеуказанного закона, для получения визы иностранцам и апатридам требуется приглашение, которое могут оформить:
- органы государственной власти;
- дипломатические ведомства;
- международные и российские организации;
- граждане РФ и иностранцы, проживающие в РФ;
- юридические лица, осуществляющие хоздеятельность и состоящие на учете в органах исполнительной власти и др.
Виза имеет установленную форму и может быть одно-, много- или двукратной – от этого зависит количество пересечений границы, на которое может претендовать иностранец. В зависимости от целей пребывания лицо может оформить разные формы визы: дипломатическую, служебную, туристическую, учебную и т.д.
При пересечении границы иностранцы, согласно ст. 25.9 закона, обязаны заполнять миграционную карту.
Ознакомьтесь более детально с информацией о пересечении границы РФ.
Право на политическое убежище
Данное право подразумевает под собой переезд лица в другое государство с целью уклонения от ответственности в стране предыдущего проживания. Это может быть связано с определенными политическими, религиозными, расовыми предубеждениями гражданина.
Конституции практически всех стран мира оставляют право любого лица на политическое убежище.
Это достаточно сложный процесс, требующий от соискателя серьезных оснований на получение такого статуса. После получения разрешения лицо также является иностранным гражданином, но в других странах он уже несет набор прав и обязанностей той страны, в которой он получил политическое убежище.
Данный статус апатрид будет иметь до тех пор, пока с него не будут сняты наложенные на него претензии, или пока лицо не получит гражданство страны, в которую он уехал.
В соответствии с данным обстоятельством, стоит отметить, что в дальнейшем жизнь иностранного лица в любой стране будет не такой радужной.